Возложение обязанностей по обеспечению стройки материалами на заказчика было весьма распространено в период плановой экономики - когда поставки материалов определенной номенклатуры фондировались, а фондодержателями являлись заказчики строительства: центральные, отраслевые, ведомственные и территориальные органы управления.
С переходом на рыночные отношения обеспечение строек материалами существенно упростилось. Тем не менее, в ряде случаев по договору строительного подряда предусматривается поставка заказчиком определенной номенклатуры материалов. Это обусловлено тем, что специализированные заказчики, давно работающие в этой сфере, располагают собственными складскими помещениями, транспортом, а также квалифицированными работниками для приобретения, хранения и передачи в производство материально-производственных запасов. В этих условиях обеспечение строительства материалами поставки заказчика может существенно снизить затраты на производство строительной продукции, позволит оптимизировать размер оборотных средств, а также осуществить действенный контроль за эффективностью использования материалов.
Организации-заказчики учитывают материалы, предназначенные для использования при производстве строительно-монтажных работ, на субсчете «Строительные материалы», открываемом к счету 10, независимо от вида материалов.
Наряду с учетом через счета реализации в зависимости от условий договора, не исключается использование иных схем бухгалтерского учета - например, аналогично передаче давальческих материалов в переработку. В этом случае стоимость материалов со своего баланса заказчик не списывает, в учете делается внутренняя проводка по субсчетам счета 10 (дебетуется субсчет 10-7), а по окончании строительства стоимость ранее переданных материалов включается в инвентарную стоимость законченного строительством объекта.
Если организация-застройщик приобретает материалы, используемые в деятельности, не связанной с производством строительных работ или содержанием дирекции заказчика-застройщика, то они учитываются на других субсчетах счета 10.
Кроме того, по операциям, связанным с движением материалов, возникает необходимость учета так называемых «возвратных сумм». В общем случае (при учете расходования материалов на промышленных организациях заказчика) возвратные материалы уменьшают себестоимость продукции, работ или услуг. Однако в строительном производстве возвратные материалы появляются и по причинам, не обусловленным технологией процесса.
Если в соответствии с проектными решениями осуществляются разборка конструкций или снос зданий и сооружений, то по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы, то есть суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений. Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Они показываются отдельной строкой под названием «В том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества, получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.
Так как по своему экономическому содержанию суммы стоимости таких материалов принадлежат стороне, финансирующей строительство, а использоваться подобные материалы могут, как правило, только подрядными организациями, то возникает необходимость применения особой схемы бухгалтерского учета возвратных сумм.
На практике такие суммы чаще всего учитываются в составе прочих источников финансирования. Для этих целей открывается отдельный субсчет к счету 86 «Целевое финансирование». При отражении этих сумм в расчетных документах делаются бухгалтерские проводки:
Дебет счета 76 Кредит счета 86 - на величину возвратных сумм и Дебет счета 60 Кредит счета 76 - на суммы, направленные на уменьшение задолженности перед подрядной строительной организацией по стоимости СМР.
Конструкции, материалы и изделия, учитываемые в возвратных суммах, следует отличать от так называемых оборачиваемых материалов (опалубка, крепление и тому подобных), применяемых в соответствии с технологией строительного производства по несколько раз при выполнении отдельных видов работ. Неоднократная их оборачиваемость учтена в сметных нормах и составляемых на их основе расценках на соответствующие конструкции и виды работ.
Как отмечалось выше, строительство, как правило, осуществляется как из материалов подрядчика так и из материалов заказчика. В случае, если подрядчик осуществляет строительство из своих материалов, то заказчик при расчете за выполненные работы оплачивает ему стоимость израсходованных материалов.
В случае если материалы поставляет заказчик, то в договоре строительного подряда следует оговорить подрядчик покупает у заказчика строительные материалы или заказчик передает их ему на давальческой основе.
Заказчик отражает передачу материалов подрядчику следующей проводкой Дебет 10-7 Кредит 10-8. Стоимость израсходованных материалов подрядчик справочно указывает в Справке о стоимости выполненных работ. Заказчик, получив от подрядчика справку о стоимости выполненных работ, включает стоимость израсходованных строительных материалов в затраты незавершенного производства. Заказчик отражает данную операцию следующей проводкой Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 10-7.
В случае если по окончания строительства у подрядчика остались строительные материалы, он обязан сделать возврат их или, оплатив за них оставить у себя.
Пример.
Заказчик - инвестор ЗАО «Ремстрой» при строительстве складского помещения, приобрело материалы на сумму 300 000 рублей (в том числе НДС 45 762,71 рубля) и передало их генподрядчику, ведущему строительство. Приобретенные материалы генподрядчик использовал при строительстве не все, а лишь часть на сумму 180 000 рублей (без НДС), а оставшиеся строительные материалы генподрядчик вернул ЗАО «Ремстрой». Отражение бухгалтерских операций у ЗАО «Ремстрой».
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
10-8
60
254 237,29
Приняты к учету строительные материалы (300 000 рублей - 45 762,71 рубля)
19
60
45 762,71
Отражен НДС по строительным материалам
10-7
10-8
254 237,29
Переданы строительные материалы генподрядчику
08-3
10-7
180 000
Израсходованы материалы для строительства складского помещения
10-8
10-7
74 237,29
Получены строительные материалы, не использованные генподрядчиком
Если заказчик не является инвестором, то данные материалы, включаются в объем реализации инвестору и в затраты по смешанному договору строительного подряда и поставки.
Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в строительных организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Строительство».
Правовое регулирование особенностей продажи непродовольственных товаров бывших в употреблении осуществляется следующими правовыми актами: Правила продажи отдельных видов товаров, Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Раздел IV Правил продажи (Постановление Правительства от 19 января 1998 г. №55) посвящен особенностям продажи технически сложных товаров бытового назначения. К ним относятся:
· бытовые радиоэлектронная аппаратура;
· средства связи;
· вычислительная и множительная техника;
· фото- и киноаппаратура;
· часы;
· музыкальные товары;
· электробытовые приборы, машины и инструменты;
· бытовое газовое оборудование и устройства;
· другие технически сложные товары бытового назначения.
Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете (п.п.6.6. ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 06 мая 1999 года №33н).