Главная страница --> Ведение бизнеса

Организация бухгалтерского и налогового учета в организациях металлургического комплекса



Несомненно, вид деятельности и структура любой промышленной организации оказывает значительное влияние на организацию бухгалтерского (да и налогового) учета. Металлургические предприятия могут быть представлены и в виде крупных промышленных объектов и предприятий «малой металлургии».

Небольшие коммерческие организации принято еще называть субъектами малого бизнеса. Как правило, они занимаются одним видом деятельности и не имеют разветвленной производственной структуры. Отличием же средних и крупных производств, является их разветвленность, то есть, как правило, такие хозяйствующие субъекты имеют основное и вспомогательные производства, а, нередко, еще и объекты обслуживающих производств и хозяйств.

Кроме того, в последнее время все чаще наблюдается переход промышленных организаций в разряд многопрофильных, когда наряду с производством продукции организация одновременно осуществляет еще какие либо виды деятельности, например, торговлю. Все это оказывает значительную роль на организацию бухгалтерского учета субъекта хозяйственной деятельности: влияет на состав производственных затрат, на строение рабочего плана счетов, организацию соответствующего аналитического учета и так далее. Кроме того, структура производственной организации влияет и на тип бухгалтерской службы, ведь не секрет, что чем крупнее производство, тем больше объем учетных операций.

Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно пункту 1 статьи 1 указанного закона:

«Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

Ведение бухгалтерского учета в обязательном порядке осуществляется всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы. В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены только организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (за исключением учета основных средств и нематериальных активов), которые ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так же освобождены от ведения бухгалтерского учета, они ведут только учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Основными задачами бухгалтерского учета в любой организации являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Все перечисленные задачи должна решить бухгалтерская служба организации. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за ведение бухгалтерского учета в организации отвечает руководитель, и именно он, в зависимости от объема учетной работы, должен принять решение о том, как будет осуществляться ведение бухгалтерского учета в организации. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель организации может:

  • учредить собственную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера (в случае, если объем учетной работы не велик);
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Обратите внимание!

Выбранная форма ведения учета должна быть отражена в учетной политике организации.

С момента вступления в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ все хозяйствующие субъекты, являющиеся плательщиками налога на прибыль, помимо бухгалтерского учета обязаны вести и налоговый учет. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Этот вид учета осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть, применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Напоминаем, что одной из важнейших обязанностей главного бухгалтера любой организации является формирование учетной политики, применяемой в целях бухгалтерского учета и учетной политики в целях налогообложения.

Основным нормативным документом, устанавливающим основные принципы формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета, служит бухгалтерский стандарт – Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).

Согласно этому документу бухгалтерская учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность методов ведения бухгалтерского учета от первичного наблюдения до итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Обратите внимание!

Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы.

Таково требование статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 3 ПБУ 1/98. Кроме того, аналогичное требование содержится и в налоговом законодательстве Российской Федерации, например, в части налогообложения НДС такое требование выдвигает статья 167 НК РФ.

Поэтому, если организация не выполняет требования законодательства в отношении учетной политики, проверяющие органы могут расценить такие действия, как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, что чревато привлечением к административной ответственности в соответствии со статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ведь согласно статье 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

«Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Следует отметить, что в отношении налоговой учетной политики, в настоящее время какого-либо нормативного документа, регламентирующего основы ее формирования, не существует, есть только отдельные положения НК РФ, подлежащие отражению в этом документе. Например, по НДС и по налогу на прибыль. Поэтому вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения организация разрабатывает самостоятельно.

Заметим, что позиции, закрепляемые в учетной политике для целей бухгалтерского учета и учетной политике для налогообложения во многом схожи. Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет организации следует использовать (когда это возможно) одинаковые методы учета и порядок их применения.

Данные налогового учета заносятся организацией в специальные документы, называемые налоговыми регистрами. Форму этих регистров организация может разработать самостоятельно, однако при этом следует обратить внимание на требование статьи 314 НК РФ, где указано, что налоговые регистры в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование налогового регистра;
  • дату составления или период, за который составлен налоговый регистр;
  • наименование хозяйственной операции;
  • измеритель операции в стоимостном выражении, а где это возможно, и в натуральном выражении;
  • подпись и расшифровку подписи лица, составившего данный налоговый регистр.

В этом случае, формы таких регистров должны быть указаны в приложениях к учетной политике в целях налогообложения. Если организация затрудняется самостоятельно разработать такие документы, то за основу можно взять рекомендуемые формы налоговых регистров, приведенные в информационном сообщении – рекомендациях МНС Российской Федерации от 19 декабря 2001 года «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Более подробно с особенностями учета в организациях металлургического комплекса Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Металл: производство и торговля».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Изменения, внесенные статьей 1 Федерального закона №101-ФЗ от 21 июля 2005 года, в порядок и условия ..
Льготы отменяются. Но не для всех ..
Учет и налогообложение предприятии ЖКХ города Москвы в 2002 году ..
Итоги проведения аудиторских проверок государственных и муниципальных унитарных предприятий комплекс ..
Глава 25 НК РФ устанавливает порядок формирования резервов по сомнительным долгам ..
Порядок заполнения индивидуальной карточки по ЕСН ..
Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях ..
Новые резервы в налоговом учете ..
Анатомия виртуальной торговли ..
Исчисление подоходного налога физическими лицами по доходам, полученным в 2000 году ..
Представительские расходы организации ..
Экспорт и импорт товаров с участием посредников. Договор поручения ..
Порядок использования льгот по налогу на прибыль ..


Похожие документы из сходных разделов


Учет материалов для строительства


Возложение обязанностей по обеспечению стройки материалами на заказчика было весьма распространено в период плановой экономики - когда поставки материалов определенной номенклатуры фондировались, а фондодержателями являлись заказчики строительства: центральные, отраслевые, ведомственные и территориальные органы управления.

С переходом на рыночные отношения обеспечение строек материалами существенно упростилось. Тем не менее, в ряде случаев по договору строительного подряда предусматривается поставка заказчиком определенной номенклатуры материалов. Это обусловлено тем, что специализиро

[ознакомиться полностью]

Торговля товарами бывшими в употреблении


Правовое регулирование особенностей продажи непродовольственных товаров бывших в употреблении осуществляется следующими правовыми актами: Правила продажи отдельных видов товаров, Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

В Правилах продажи (Постановление Правительства

[ознакомиться полностью]

Торговля бытовой техникой


Раздел IV Правил продажи (Постановление Правительства от 19 января 1998 г. №55) посвящен особенностям продажи технически сложных товаров бытового назначения. К ним относятся:

·        бытовые радиоэлектронная аппаратура;

·        средства связи;

·        вычислительная и множительная техника;

·        фото- и киноаппаратура;

·        часы;

·        музыкальные товары;

·        электробытовые приборы, машины и инструменты;

·        бытовое газовое оборудование и устройства;

·        другие технически сложные товары бытового назначения.
[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100