В соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ объем, и содержание работ определяется технической документацией и сметой. Техническая документация определяет объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования. Иными словами, указанная документация представляет собой задание заказчика, в соответствии с которым и согласно договору подряда, подрядчик должен выполнить работы.
Сметой устанавливается стоимость всего объекта и отдельных работ.
Отметим, что существует следующие способы строительства: хозяйственный, подрядный и смешанный.
При подрядном способе строительства организация привлекает специализированную строительную фирму со стороны. При подрядном способе заказчик (инвестор) и подрядчик разные субъекты. При хозяйственном способе строительные работы выполняет нестроительная организация для собственных нужд собственными силами (хозспособ), без привлечения специализированных строительных организаций. В настоящей книге мы подробно рассмотрим и подрядный способ строительства, и строительство хозяйственным способом.
Оформление проектно-сметной документации возложено на специализированную проектную организацию, независимо от того, каким способом осуществляется строительство - хозяйственным или подрядным. Самостоятельно производить разработку проектно-сметной документации могут только те организации, у которых в штате есть необходимое количество специалистов - инженеров, проектировщиков, сметчиков и так далее.
Проектно - сметная документация утверждается руководителем организации, осуществляющей строительство.
Составление смет.
Согласно Постановлению Госстроя Российской Федерации от 8 апреля 2002 года №16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» с 1 сентября 2003 года разрабатываемая сметная документация должна формироваться на основе сметно-нормативной базы ценообразования 2001 года, составленной в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года.
Общие положения порядка перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве сообщены Постановлением Госстроя Российской Федерации от 5 марта 2004 года №15/1 «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».
Госстрой Российской Федерации установил, что переходящие объекты могут быть закончены по сметно-нормативной документации, составленной в базе 1984 года. Индексация старой базы выйдет из употребления тогда, когда будет закрыта последняя смета переходящего объекта.
Стоимость работ в сметах указывается в двух уровнях цен:
· в базисном уровне, исходя из действующих сметных норм и цен;
· в текущем (прогнозном) уровне, основываясь на ценах, которые сложились к моменту составления сметы, или предполагаются ко времени строительства. Рассчитывая стоимость работ в текущих ценах, можно брать за основу базисные цены и умножать их на коэффициент, который учитывает удорожание материалов, рост заработной платы и так далее.
В настоящее время при составлении смет организации используют:
· в случае если в регионе утверждены территориальные единичные расценки - ТЕР-2001, то при использовании базисно индексного метода сметы необходимо составлять, применяя эти расценки;
· в случае если в регионе территориальные единичные расценки еще не утверждены, то необходимо использовать федеральные единичные расценки - ФЕР - 2001, которые разработаны в уровне цен базового района по состоянию на 1 января 2000 года;
· используя ресурсный метод при составлении смет, необходимо использовать Государственные элементные сметные нормы на работы:
- строительные - ГЕСН - 2001;
- ремонтно-строительные - ГЕСНр- 2001;
- монтажные - ГЭСНм - 2001;
- пуско-наладочные - ГЭСНп - 2001.
Отдельные сметы на виды и комплексы специальных строительных и монтажных работ, по которым нет сборников Государственных элементных сметных норм ГЭСН - 2001 и ФЕР - 2001, применяются сборники ЕРЕР - 84 и Ценники на монтаж оборудования, которые разработаны в уровне цен на 1 января 1984 года.
Порядок и особенности определения стоимости строительной продукции в городе Москве приведены в Письме Госстроя Российской Федерации 8 января 2004 года №НК-52/10 «О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве в городе Москве».
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №15 утверждены Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (далее - Методические указания) которые определяют принципы, и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительства.
Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в ГК РФ, Федеральном законе от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон №39-ФЗ), НК РФ, Методических рекомендациях по разработке ценовой политики организаций, утвержденные Приказом Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 года №118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)», а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и других документах.
Методические указания согласованы с Минфином Российской Федерации и Минэкономразвития Российской Федерации.
Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства Российской Федерации.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.
Положения Методических указаний распространяются на работы, выполняемые хозяйственным способом, а также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.
В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно - методических документов по состоянию на 1 февраля 2001 года.
Нормативное обоснование общего положения по определению стоимости строительства и составления сметной документации можно найти в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 5 марта 2004 года №15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».
Сметная стоимость строительства.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Действующая в настоящее время система ценообразования и сметного нормирования в данной отрасли включает в себя строительные нормы и правила: часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила» и ряд других сметных нормативных документов.
Сметные нормативы используются для определения сметной стоимости строительства и реконструкции объектов.
Существуют следующие сметные нормативы:
? федеральные (общереспубликанские);
? ведомственные (отраслевые);
? региональные (местные);
? собственная нормативная база пользователя.
Стоимость строительства в сметах может определяться разными методами:
Ресурсный метод.
При применении этого метода все затраты суммируются в натуральном выражении в текущих ценах. При этом используются такие показатели, как расход материалов и комплектующих (штуки, квадратные метры), время использования строительных машин (маш./час), трудоемкость (чел/час).
Базисно - индексный метод.
По данному методу стоимость строительства определяется следующим образом: складывается стоимость укрупненных видов строительной продукции в базисных ценах, а полученный результат умножается на индексы пересчета базисных цен в текущие.
Для перерасчета базисной стоимости в текущие (прогнозные) цены могут применяться следующие индексы:
- к статьям прямых затрат (на комплекс или по видам СМР);
- к итогам прямых затрат или полной сметной стоимости (по видам СМР, а также по отраслям народного хозяйства).
Ресурсно-индексный метод.
При применении ресурсно-индексного метода стоимость строительства определяется в базисных ценах (на 1 января 2000 года) и умножается на индексы, которые приводят эти цены на сегодняшний уровень.
Базисно - компенсационный метод.
Этот метод представляет собой сумму стоимости работ и затрат в базисном уровне цен и возникшие дополнительные затраты, связанные с изменениями цен и тарифов на строительные ресурсы.
Использование данных о ранее построенных или запроектированных объектах.
Отражение в учете расходов, связанных с разработкой проектно-сметной документации.
В этом разделе мы рассмотрим, как отражаются в учете организации расходы, связанные с разработкой проектно-сметной документации. Как мы уже отмечали, разработку проектно-сметной документации производит специализированная фирма. В этой ситуации правоотношения между организацией и проектной организацией регулируются главой 37 ГК РФ «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ». В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик) обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную документацию, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Статьей 759 ГК РФ установлено, что заказчик обязан предоставить подрядчику (проектировщику) исходные данные необходимые для составления проектно-сметной документации. Задание на выполнение проектно-сметной документации может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком, который будет осуществлять строительство. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Пунктом 2 статьи 759 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан соблюдать все требования, содержащиеся в задании, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
В соответствии со статьей 762 ГК РФ заказчик обязан уплатить проектировщику установленную цену полностью после завершения работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ. В том случае, если проектировщик понес дополнительные расходы, связанные с изменением исходных данных для выполнения проектно-сметной документации, не зависящих от него, то заказчик обязан их возместить.
Кроме этого, заказчик должен использовать проектно-сметную документацию только на цели, предусмотренные договором, не передавать ее третьим лицам, и не разглашать содержащие в ней данные без согласия проектировщика. Согласно указанной статье заказчик обязан участвовать вместе с проектировщиком в согласовании готовой проектно-сметной документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
Бухгалтерский учет строительства объекта у заказчика (застройщика) ведется в соответствии со следующими нормативными документами по бухгалтерскому учету:
· ПБУ по учету долгосрочных инвестиций;
· Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №167 (далее - ПБУ 2/94);
· Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н (далее - План счетов бухгалтерского учета).
В соответствии с пунктом 1.2 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций, затраты, связанные с
«осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения (в дальнейшем - строительство) действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы»,
признаются долгосрочными инвестициями.Как уже было отмечено, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета учет долгосрочных инвестиций ведется на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Строительство объектов основных средств». На этом счете отражаются инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах соответствующего наименования.
Согласно пункту 3.1.1. ПБУ по учету долгосрочных инвестиций:
«В бухгалтерском учете затраты по строительству объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией. Учет рекомендуется вести по следующей структуре расходов:
а) на строительные работы;
б) на работы по монтажу оборудования;
в) на приобретение оборудования, сданного в монтаж;
г) на приобретение оборудования, не требующего монтажа; инструмента и инвентаря; оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;
д) на прочие капитальные затраты;
е) на затраты, не увеличивающие стоимости основных средств».
В соответствии с пунктом 4.7.1 Постановления Госкомстата Российской Федерации от 3 октября 1996 года №123 «Об утверждении Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству» (далее - Инструкция №123) затраты на проектно-сметную документацию относятся к прочим капитальным затратам.
Стоимость работ проектной организации по разработке проекто-сметной документации на строительство для организации - заказчика (застройщика) является частью фактических расходов последнего на строительство. При принятии организацией (застройщиком) результатов выполненных работ по разработке проектно-сметной документации в учете делаются следующие записи:
Дебет
Кредит
08-3 «Строительство объектов основных средств»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ:
«Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».
Следовательно, в налоговом учете расходы на проектно-сметную документацию для строительства нового объекта также как и в бухгалтерском учете, формируют первоначальную стоимость объекта.
Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования строительной деятельности, форм учета и отчетности в строительстве Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Строительство».
Организация бухгалтерского и налогового учета в организациях металлургического комплекса
Несомненно, вид деятельности и структура любой промышленной организации оказывает значительное влияние на организацию бухгалтерского (да и налогового) учета. Металлургические предприятия могут быть представлены и в виде крупных промышленных объектов и предприятий «малой металлургии».
Небольшие коммерческие организации принято еще называть субъектами малого бизнеса. Как правило, они занимаются одним видом деятельности и не имеют разветвленной производственной структуры. Отличием же средних и крупных производств, является их разветвленность, то есть, как правило, такие хозяйствующие суб
Возложение обязанностей по обеспечению стройки материалами на заказчика было весьма распространено в период плановой экономики - когда поставки материалов определенной номенклатуры фондировались, а фондодержателями являлись заказчики строительства: центральные, отраслевые, ведомственные и территориальные органы управления.
С переходом на рыночные отношения обеспечение строек материалами существенно упростилось. Тем не менее, в ряде случаев по договору строительного подряда предусматривается поставка заказчиком определенной номенклатуры материалов. Это обусловлено тем, что специализиро
Правовое регулирование особенностей продажи непродовольственных товаров бывших в употреблении осуществляется следующими правовыми актами: Правила продажи отдельных видов товаров, Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.