Главная страница --> Ведение бизнеса

Административные методы ценообразования



2.       без налогов

3.        

Административный метод ценообразования – это нормативный метод, основанный на нормативах расходов (себестоимости) и плановой прибыли, преимущественно устанавливаемых централизованно (за исключением случаев применения договорных цен).

Интересное определение данного метода дается в словаре экономических терминов, а именно «Метод ценообразования административный - ценовая политика, основанная на том, что цены на товары и услуги устанавливаются "сверху" (руководством)».

Особенно выражен административный метод ценообразования в плановой экономике с централизованным управлением. С развитием рыночных отношений административный метод проявляется там, где законодательством установлено государственное участие в процессе ценообразования. Такая правовая норма установлена статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ, где закреплена свобода ценообразования, но «в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами». Участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования выражается в его прямом воздействии на рыночную экономику. Примером административного ценообразования служит формирование цены в соответствии с действующим законодательством по государственному регулированию цен и тарифов. Административное регулирование целесообразно, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста с точки зрения макроэкономики.

Влияние государства на микроэкономику выражается в установлении расценок (цен, тарифов, надбавок) на те или иные виды товаров. Например, во исполнение Постановлений Правительства  Российской  Федерации  от 12.12.2004  N 769  "О  мерах  по  обеспечению  лекарственными  средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную  социальную помощь  в  виде  набора  социальных  услуг",  от  17.10.2005   N 619   "О совершенствовании государственного  регулирования  цен  на  лекарственные средства" и в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденным постановлением Правительства  Российской  Федерации  от  30.06.2004  N 323,  и  приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 N 665  "Об  утверждении  Перечня лекарственных средств, отпускаемых  по  рецептам  врача   (фельдшера) при оказании   дополнительной   бесплатной   медицинской   помощи   отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи",   Федеральная  служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития  определяет предельные отпускные цены производителей на лекарственные средства (по торговым наименованиям), отпускаемые по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Так, с 1 ноября 2006 г. установлены такие предельные цены в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 2 октября 2006 г. N 2240-Пр/06 "О государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства (по торговым наименованиям), отпускаемые по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи".

Систематизируя в общем виде формы административного регулирования ценообразования, можно выделить следующие:

1.      Установление фиксированных цен и тарифов.

2.      Установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цены: максимального или минимального уровня цены.

3.      Установление предельного норматива рентабельности (желаемого дохода).

4.      Общее замораживание цен (применяется при сильном развитии инфляции) или замораживание цен на отдельные группы товаров.

5.       Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.

6.       Декларирование цен.

7.       Установление рекомендательных цен по важнейшим видам товаров.

В экономической литературе большинства зарубежных авторов административный метод ценообразования не рассматривается, так как структура экономики развитых зарубежных стран предопределяет роль государства как наблюдателя, предоставляя косвенные рычаги регулирования ценообразованием, а регулирование  ценообразования в прямой форме корректирует рынок.

Государственное регулирование цен и тарифов

Государственное регулирование и контроль цен (тарифов) в Российской Федерации представляет собой осуществление законодательных, экономических, административных и контрольных мероприятий направленных на стабилизацию экономических и рост воспроизводственных процессов, повышение благосостояния населения, поддержание благоприятной конкурентной среды, а также обеспечение оптимального соотношения монополии и конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительство Российской Федерации:

·      устанавливает порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги;

·      устанавливает порядок государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию по представлению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее ФЭК РФ);

·      осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утверждены три перечня видов продукции и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов).

Во-первых, это Перечень продукции производственно – технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.

Во-вторых, это Перечень продукции производственно – технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

И, в-третьих, это Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Отдельным категориям потребителей, которые указаны в действующих законах или иных правовых актах, предоставляются льготные тарифы по оплате реализуемых им товаров (работ, услуг). Соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации предусматривается возмещение из бюджетов различного уровня разницы между рыночными (отпускными) ценами и регулируемыми ценами (тарифами).

В виде социальной помощи выступает регулирование цен как ограничение торговой надбавки на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.

Правовой основой деятельности субъектов обращения лекарственных средств, установления системы государственных органов, осуществляющих издание нормативных правовых актов, действий по контролю и надзору, а также оказанию государственных услуг в сфере обращения лекарственных средств является Федеральный закон от 22 июня 1998 года №86-ФЗ «О лекарственных средствах».

Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 года №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» утверждено Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, согласно которому государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства.

Относительно регулирования цен в этой сфере также действуют Постановление Правительства РФ от 17 октября 2005 года №619 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства» и Приказ Росздравнадзора от 22 декабря 2004 года №660-Пр/04 «Об установлении торговых надбавок к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан».

В качестве примера из судебной практики можно привести Постановление ФАС Уральского округа от 08.08.2005 №Ф09-3316/05-С1, где указано, что материалами дела подтверждается и судом установлено, что общество на момент проведения проверки превысило предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, то есть нарушило порядок ценообразования.

Правовое регулирование деятельности торговли по реализации водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, производимой на территории Российской Федерации или ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, установлено в виде регулирования цен на данные виды товара.

Данная сфера регламентирована Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года №131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности» Правительство РФ постановило ввести минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации, в качестве нижней границы цены реализации при осуществлении оптовой (юридическими лицами) и розничной (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) торговли этой продукцией на внутреннем рынке, и для организаций-изготовителей, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

Установленные минимальные цены включают оптовые цены организаций-изготовителей, ставки акциза, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в Содружество Независимых Государств, - таможенную стоимость и таможенные платежи.

Несоблюдение установленных минимальных цен на указанную продукцию рассматривается как нарушение государственной дисциплины цен и влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Относительно ценообразования в области алкогольной и спиртосодержащей продукции можно назвать такие подзаконные акты как Письмо Минэкономразвития РФ от 30 мая 2001 года №АШ-1292/05 «О минимальных ценах на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации», Циркулярное письмо Минэкономики РФ от 22 февраля 1999 года №ИМ-446/7-172 «Об утверждении минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации», а также Письмо Госналогслужбы от 7 марта 1996 года №ВЗ-6-03/163 «О контроле за применением минимальных цен на алкогольную продукцию».

Более подробно с вопросами, касающимися производства и торговли алкогольной продукции,  Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Алкоголь».

Ответственность за нарушение порядка ценообразования

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» к «организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке».

Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2000 №Ф04/3093-801/А27-2000 указано, что при нарушении хозяйствующим субъектом государственной дисциплины цен орган ценообразования вправе принять решение о применении экономических санкций, то есть о возврате сумм, полученных в результате нарушения организацией государственной дисциплины цен, суммы излишне полученной выручки и взыскании штрафа.

За нарушение порядка ценообразования Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (далее КоАП РФ) установлена административная ответственность.

Административная ответственность предусмотрена за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, что нашло свое отражение в Постановлениях ФАС Уральского округа от 28.02.2006 №Ф09-22/06-С1 по делу №А60-28998/05, от 30.03.2004 №Ф09-1265/04-АК, от 17.03.2004 №Ф09-933/04-АК, Постановлении ФАС Московского округа от 20.02.2004 №КА-А41/754-04.

В качестве меры административной ответственности помимо санкции в виде административного штрафа может дополнительно применяться приостановление действия лицензии, а также ее аннулирование, в случае если деятельность виновного лица подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 23.51 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29.08.2003 №Ф03-А73/03-2/1830 дело по встречному иску о взыскании штрафа за административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка ценообразования, правомерно прекращено, поскольку дела данной категории рассматриваются органами, осуществляющими государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.

В частности рассмотреть дело об административном правонарушении от имени вышеназванных органов вправе:

1.      Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования;

2.      Руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, его заместители;

3.      Руководители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, в субъектах Российской Федерации, их заместители.

Федеральный антимонопольный орган, а также его территориальные органы рассматривают дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.6 КоАП РФ за исключением правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов (статья 23.48 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, а также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.6 КоАП РФ, уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях.

Налоговые органы не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, выразившихся в нарушении порядка ценообразования при торговле алкогольной продукцией (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2006 №Ф04-292/2006(19588-А27-23).

Все дела об административных правонарушениях в области ценообразования рассматриваются в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ мировыми судьями, за исключением случаев, когда производство по таким делам осуществляется в форме административного расследования.

Арбитражный суд при рассмотрении споров об административных правонарушениях не вправе переквалифицировать выявленные нарушения, кроме того, к компетенции арбитражного суда дела о таких административных правонарушениях, как нарушение порядка ценообразования, не относятся (Постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2003 №Ф09-2917/02-АК).

Более подробно с вопросами, касающимися методов ценообразования и государственного регулирования цен и тарифов, а также экономикой торговли в целом, вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Экономика торговли».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Договор купли - продажи ..
Торговля автомобилями ..
Применение рыночных цен при налогообложении сделок между предприятием и его работниками ..
Вы собираетесь в отпуск, не забудьте заглянуть в КЗОТ ..
Что надо знать о рекламе ..
Бухгалтерский учет финансовых вложений ..
Суммовые разницы ..
НДС при расчетах за товары (работы, услуги) с использованием векселей ..
Добровольное личное страхование: налогообложение страховых взносов и выплат ..
Договор займа и вексель как инструменты привлечения заемных средств ..
Оценка материалов в налоговом учете в организациях машиностроения и металлообработки ..
Порядок предоставления налогового вычета на лечение. ..
Учет заемных средств: новое ПБУ - новые правила ..


Похожие документы из сходных разделов


Административная ответственность


1.    Ответственность, Правила торговли

2.    без налогов

3.    Торговая деятельность

Главой 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в дальнейшем КоАП РФ) предусмотрена ответственность за правонарушения в области торговой деятельности. Именно в этой главе сосредоточено основное количество нарушений в области торговли, однако, необходимо отметить, что и в других главах КоАП РФ есть нормы имеющие отношение к торговле.

Поэтому целесообразно рассмотреть виды правонарушений и ответственность законодательно установленную за их совершение в порядке, в котором они

[ознакомиться полностью]

Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам


С 1 января 2004 года применяется новый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, который утвержден статьей 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год»:

«Статья 8

1. Установить, что в 2004 году пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по береме

[ознакомиться полностью]

Инвентаризация материально-производственных запасов


В случаях, предусмотренных законодательством, организации обязаны проводить инвентаризацию материально-производственных запасов, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон №129-ФЗ), при формировании учетной политики организации должен быть утвержден порядок проведения инвентаризации имущества организации.

<

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100