Главная страница --> Ведение бизнеса

Договор оказания аудиторских и бухгалтерских услуг



На практике бухгалтеру нередко встречается ситуация, когда он не знает каким образом отразить в учете ту или иную хозяйственную операцию и ему требуется помощь квалифицированного специалиста. Для таких целей и существуют специальные фирмы, называемыми аудиторскими, которые оказывают практическую помощь в сложных вопросах бухгалтерского и налогового законодательства.

Правовой основой деятельности аудиторской фирмы, является Федеральный закон от 7 августа 2001 года №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее Закон №119-ФЗ), в пункте 1 статьи 1 которого указано, что под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Обратите внимание!В соответствии с пунктом 5.1 статьи 18 Федерального Закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 1 июля 2006 года лицензирование аудиторской деятельности прекращено.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона №119-ФЗ, целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит может быть обязательным или добровольным.

В соответствии со статьей 7 Закона №119-ФЗ, обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

  • организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
  • организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности за один год превышают в 500 тысяч раз минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
  • обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом (пункт 1 статьи 7 Закона №119-ФЗ).

Добровольный аудит, осуществляется по инициативе органов управления организации или индивидуального предпринимателя.

Независимо от вида аудита, добровольного или обязательного, требуется заключение договора на оказание аудиторских услуг.

Сторонами, данного вида договора, являются исполнитель и заказчик. Исполнителем по данному договору является аудиторская организация или аудитор.

Согласно статье 4 Закона №119-ФЗ, аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Статьей 12 Закона №119-ФЗ, установлен перечень аудиторских организаций и аудиторов, которые не могут осуществлять аудиторские услуги, к ним относятся:

  • аудиторы, являющиеся учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • аудиторы, состоящие с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
  • аудиторские организации, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • аудиторские организации, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • аудиторские организации в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
  • аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, оказывавшие в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ФЗ Закона №119-ФЗ, при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг.

Порядок размещения заказов на оказание услуг, для государственных или муниципальных нужд, устанавливает Федеральный Закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями.

При проведении обязательного аудита, аудиторские организации обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора (статья 13 Закона №119-ФЗ.

Следовательно, при осуществлении добровольного аудита, обязательного страхования не требуется. Заказчиком по данному договору является, аудируемое лицо, заключившие договор на оказание аудиторских услуг. К аудируемым лицам, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели.

При заключении договора на оказание аудиторских услуг, необходимо получить как можно больше информации о предполагаемом партнере.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Оферта должна содержать существенные условия договора.

На практике, для предложения заключить договор оказания аудиторских услуг, обычно используется письмо-обязательство, в котором должны быть указаны существенные условия договора, но форма оферты не имеет существенного значения.

В договоре на проведение аудиторской проверки (оказание аудиторских услуг), как правило, согласовываются следующие вопросы:

  • предмет договора;
  • сроки выполнения работ;
  • права и обязанности сторон;
  • стоимость работ и порядок расчетов;
  • порядок приемки работ;
  • ответственность сторон;
  • штрафные санкции;
  • условия соблюдения коммерческой тайны;
  • порядок разрешения споров;
  • реквизиты и подписи сторон.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (далее ФПСАД) были установлены правила, регулирующие аудиторскую деятельность в России.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД), занимают особое место среди правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность в России.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона №119-ФЗ деятельности эти правила (стандарты) обязательны для всех аудиторов. Впрочем, как и любой иной нормативно-правовой акт, они также обязательны и для заказчиков (аудируемых лиц).

Помимо, федеральных правил, Законом №119-ФЗ предусмотрена возможность разработки внутренних правил аудиторской деятельности, самими аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Внутренние правила не должны противоречить федеральным, а также не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Согласно ФПСАД форма и содержание договоров оказания аудиторских услуг (писем о проведении аудита) для различных аудируемых лиц могут иметь особенности, но, как правило, в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) указываются:

  • цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • объем аудита, включая ссылки на законодательство Российской Федерации и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;
  • информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;
  • требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;
  • цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядков расчета.

В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) могут также быть указаны:

  • договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;
  • право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;
  • обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;
  • обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

При необходимости в договоре оказания аудиторских услуг (в письме о проведении аудита) или приложениях к нему могут быть также приведены:

  • договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов;
  • договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;
  • договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим аудитором (при его наличии);
  • любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
  • информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом (пункты 7,8 правил №12 ФПСАД).

По договору возмездного оказания аудиторских услуг, исполнитель обязуется оказать аудиторские услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Предметом договора оказания аудиторских услуг, является:

  • проведение аудиторской проверки;         
  • оказание сопутствующих услуг.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы), могут оказывать следующие сопутствующие услуги:

  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • налоговое консультирование;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  • правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  • автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  • проведение маркетинговых исследований;
  • проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  • обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
  • оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Основным документом, фиксирующим отношения сторон, является договор.

Договор на оказание аудиторских услуг, является разновидностью договора возмездного оказания услуг.

При заключении договора, сторонам необходимо обговорить, весь перечень услуг, входящих в предмет договора. Условие о предмете, относится к числу существенных условий, договора оказания аудиторских услуг.

Права и обязанности устанавливаются соглашением сторон, однако основные установлены Законом №119-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона №119–ФЗ, при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

«1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законом №119-ФЗ;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации».

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия заказчика.

Правила ФПСАД №13 определяют обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита.

В соответствии с ФПСАД №13 аудитор должен рассматривать обстоятельства, указывающие на возможные существенные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок.

Если аудитор обнаруживает искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности, он должен определить, не является ли это искажение признаком совершения недобросовестных действий, и при утвердительном ответе аудитор должен рассмотреть влияние такого искажения на другие вопросы аудита, особенно в отношении надежности разъяснений и заявлений руководства аудируемого лица.

Если аудитор выяснит, что недобросовестные действия были совершены с участием членов высшего руководства (руководитель и его заместители) аудируемого лица, то даже при несущественной величине искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности данной проблеме следует уделить значительное внимание в ходе проведения аудита. В этом случае аудитор может быть поставлен перед необходимостью пересмотреть надежность ранее полученных доказательств, поскольку не исключено, что возникнут сомнения в полноте и правдивости представленных заявлений и подлинности бухгалтерских записей и первичных документов. Кроме того, при пересмотре надежности доказательств аудитор должен рассмотреть вероятность сговора сотрудников, руководства и иных лиц. Если руководство, особенно на самом высоком уровне, причастно к недобросовестным действиям, то аудитор может не получить всех доказательств, необходимых для проведения аудита и составления аудиторского заключения.

При проведении аудиторской проверки и оказании сопутствующих услуг, аудиторы и аудиторские организации вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации.

Исполнитель, вправе отказаться от проведения аудиторской проверки в случаях:

  • непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
  • выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Права и обязанности заказчика определены статьей 6 Закона №119-ФЗ. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

  • создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
  • своевременно оплачивать услуги заказчика. Заказчик, обязан оплатить услуги исполнителя, даже в том случае, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам.

Заказчик обязан не предпринимать никаких действий, в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки, а также оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

На заказчика, для которого необходимо проведение обязательного аудита, возложена обязанность по заключению договоров на оказание аудиторских услуг в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

«При проведении аудиторской проверки аудируемое лицои (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации» (пункт1статьи 6 Закона №119-ФЗ).

Согласно статье 21 Закона №119-ФЗ Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, уголовная ответственность предусмотрена статьей 202 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой, использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства наказывается:

  • штрафом от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • арестом на срок от трех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уголовным кодексом Российской Федерации также предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а также за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

Согласно статье 11 Закона №119-ФЗ, составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет за собой уголовную ответственность. Заведомо ложное заключение признается таковым, только по решению суда.

Административная ответственность устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, введенный в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (далее КоАП). Так, согласно пункту 1статьи 14.1 КоАП, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения, любой из сторон, договора оказания аудиторских услуг, наступает гражданско-правовая ответственность.

Правила о гражданско-правовой ответственности, могут применяться на основании норм гражданского законодательства.

Статья 12 ГК РФ устанавливает перечень способов защиты гражданских прав.

Защита гражданских прав осуществляется путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащиты права;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещения убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсации морального вреда;
  • прекращения или изменения правоотношения;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • иными способами, предусмотренными законом.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (статья 15 ГК РФ).

Так, в случае если услуга выполнена исполнителем с отступлениями от договора оказания аудиторских услуг, ухудшившими результат услуги, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, аудируемое лицо вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
  • соразмерного уменьшения установленной за услугу цены (статья 723 ГК РФ).

Если отступления от условий договора оказания аудиторских услуг или иные недостатки результата услуги в установленный аудируемым лицом разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).

Также одной из форм гражданско-правовой ответственности, является уплата неустойки. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статья 330).

Результатом аудиторской проверки, является заключение аудиторской организации (индивидуального аудитора) официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Согласно правилам №6 ФПСАД, аудиторское заключение включает в себя:

  • наименование;
  • адресата;
  • следующие сведения об аудиторе:
    • организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;
    • место нахождения;
    • номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
    • членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
  • следующие сведения об аудируемом лице:
    • организационно-правовая форма и наименование;
    • место нахождения;
    • номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
  • вводную часть;
  • часть, описывающую объем аудита;
  • часть, содержащую мнение аудитора;
  • дату аудиторского заключения;
  • подпись аудитора.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Арбитражная практика подтверждает, возможность признания аудиторского заключения, заведомо ложным (Постановление ФАС Московского округа от 06 сентября 2005 года №КГ-А40/8242-05).

Более подробно с вопросами о порядке заключения договоров возмездного оказания услуг Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Договор возмездного оказания услуг».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Порядок признания доходов при кассовом методе ..
Окна и двери от производства до списания ..
Учет поступления товаров в организациях розничной торговли ..
Отличие трудового договора от гражданско-правового договора подряда ..
Разработка проектно - сметной документации ..
Торговля товарами бывшими в употреблении ..
Особенности формирования учетной политики строительной организации ..
Договор купли - продажи ..
Торговля автомобилями ..
Применение рыночных цен при налогообложении сделок между предприятием и его работниками ..
Вы собираетесь в отпуск, не забудьте заглянуть в КЗОТ ..
Что надо знать о рекламе ..
Бухгалтерский учет финансовых вложений ..


Похожие документы из сходных разделов


Порядок трудоустройства иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ


В Федеральном законе от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон №115-ФЗ) определено, что иностранным работником считается иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами, имеющими статус временно пребывающих, имеет ряд особенностей и ограничений, которые будут рассмотрены ниже.

ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

Иностран

[ознакомиться полностью]

Счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»


Если в процессе заготовления, хранения и продажи материальных и иных ценностей (включая денежные средства) будет выявлена недостача, то первоначально она отражается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Данный счет предназначен для обобщения информации о суммах недостач материальных ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и реализации, независимо от того, подлежат они отнесению на счета учета затрат на производство или виновных лиц.

Обратите внимание, если в организации возникла недостача по причине стихийного бедствия (наводнения, урагана и тому подо

[ознакомиться полностью]

Условия предоставления льгот и компенсаций гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС


Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1) установлены льготы и компенсации, предоставляемые указанным в Законе категориям граждан. Льготы и компенсации предоставляются за вред, причиненный их здоровью и имуществу, а также за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате катастрофы. Состав и размер льгот и компенсаций зависит от того, к как

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100