Главная страница --> Ведение бизнеса

Налог на имущество организаций в общественных организациях



Налог на имущество организаций утвержден 30-й главой НК РФ и введен в действие Федеральным законом от 11 ноября 2003 года №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесения изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов».

Статья 372 НК РФ предусматривает что, налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Как уже отмечалось ранее, некоммерческие организации не начисляют амортизацию, поэтому стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Однако некоммерческие организации начисляют износ в бухучете только в конце календарного года.

Это приводит к тому, некоммерческие организации в течение года переплачивают сумму налога на имущество. Переплата образуется за счет тог, что сумма износа, начисляемая только в конце отчетного года, не учитывается при расчете авансовых платежей по налогу.

Чтобы этого избежать, Минфин России в своем Письме от 19 мая 2004 года №04-05-06/57 «О порядке уплаты налога на имущество организаций бюджетными организациями» рекомендует распределять годовую сумму износа равномерно по месяцам. То есть остаточную стоимость имущества необходимо рассчитывать по состоянию на начало каждого месяца отчетного периода в размере 1/12 от годовой суммы.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки в соответствии со статьей 380 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Освобождаются от налогообложения

В соответствии со статьей 381 «Налоговые льготы» главы 30 НК РФ освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;

7) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

8) организации - в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения;

9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

12) организации - в отношении космических объектов;

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество государственных научных центров;

16) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Обращаем Ваше внимание на то, что на основании статьи 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесения изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» с 1 января 2005 года утрачивает силу пункт 8 статьи 381 НК РФ, а с 1 января 2006 года- пункты 6,7 и 16.

Обратите внимание! В том случае, когда имущество используется одновременно в деятельности, облагаемой и не облагаемой налогом, сумма налога рассчитывается не со всей стоимости основных средств, а только с ее части, подпадающей под налогообложение. Для этого остаточную стоимость таких основных средств можно распределить используя при этом разные методы:

  • пропорционально занимаемой объектами основных средств площади;
  • пропорционально удельному весу доходов, полученных от облагаемой и не облагаемой налогом деятельности, в общих доходах.

Следует иметь в виду, что при условии использования имущества одновременно в деятельности облагаемой и не облагаемой налогом необходимо организовать и вести раздельный учет.

Обратите внимание: с этого года изменился порядок расчета налога. Теперь рассчитывать среднегодовую стоимость нужно следующим образом:

сложить остаточную стоимость основных средств на начало каждого месяца отчетного (или налогового) периода и стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за этим периодом. Результат надо разделить на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на 1.

Новый порядок расчета среднегодовой стоимости имущества приведен в статье 376 НК РФ.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого обособленного подразделения. Данный пункт важен для бюджетных учреждений, обслуживаемых бюджетным учреждением.

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Новая форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МНС России от 23 марта 2004 года №САЭ-3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению». Код формы - 1152001.

Новая декларация по налогу на имущество сильно отличается от прежней. Рассмотрим, на какие особенности представления декларации нужно обратить внимание.

Новая форма декларации заполняется только в том случае, если в том субъекте Российской Федерации, в котором подлежит налогообложению имущество организации, не установлена иная форма отчетности по налогу на имущество. Многие регионы воспользовались правом, предоставленным статьей 372 НК РФ, и установили свои формы отчетности по налогу на имущество.

Регионы также самостоятельно определяют ставку налога в пределах 2,2%, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей.

Если формы отчетности, налоговые ставки и сроки уплаты налога и авансовых платежей в субъектах могут различаться, то сроки сдачи отчетности для всех одни.

Отчитываться нужно по форме, которая действует на той территории, где расположено головное предприятие, обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, объект недвижимости.

Принятая декларация состоит из титульного листа и пяти разделов. При этом титульный лист и первые два раздела сдают все организации.

Сумму налога исчисляют ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учетом уменьшения стоимости имущества. Сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, определяют с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.

Более подробно с вопросами учета и налогообложения некоммерческих организаций, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Некоммерческие организации».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Передача неисключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприоб ..
Давальческая переработка в легкой промышленности ..
Налог на прибыль (мед. организации) ..
Страховые платежи (взносы) по договорам добровольного страхования работников как расходы при налогоо ..
Причины увольнения ..
Налоговый учет у организации, получившей имущество по договору дарения ..
Учет затрат промышленной организации машиностроительного комплекса ..
Особенности учетной политики для организаций, перешедших на кассовый метод определения прибыли ..
Страхование строительных рисков ..
Учет расчетов у подрядчика ..
Кадровое делопроизводство договорная документация ..
Иностранная компания строит в России ..
Учет материалов для строительства ..


Похожие документы из сходных разделов


Отражение в учете представительских расходов, оплаченных пластиковыми картами


Однако в последнее время все более широкое применение в сфере предпринимательской деятельности приобретают расчеты между контрагентами с помощью, так называемых, пластиковых карт. Это действительно удобно, так как осуществление расчетов между партнерами с использованием таких карт, помогает хозяйствующим субъектам экономить время, способствуя более мобильному осуществлению предпринимательской деятельности. Покажем на конкретном примере, каким образом отражаются в учете операции по списанию представительских расходов, оплаченных посредством пластиковой карты.

Пример.

Комме

[ознакомиться полностью]

Налог на доходы физических лиц. Статья 213. Особенности определения налоговой базы по договорам страхования


СТАТЬЯ 213. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО ДОГОВОРАМ СТРАХОВАНИЯ

Статья 213 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) раскрывает особенности определения налоговой базы по договорам страхования.

«1. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев:

1) по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством»;

Например, страховые выплаты, полученны

[ознакомиться полностью]

Издательская деятельность. Особенности учета и налогообложения отдельных операций


ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

СПИСАНИЕ СТОИМОСТИ АВТОРСКИХ ПРАВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Авторские права на произведения, опубликованные в периодической печати, не могут классифицироваться как нематериальные активы, и их стоимость должна быть списана на себестоимость издательской продукции.

Основанием для начисления авторского гонорара является извещение на выплату авторского гонорара, в котором указываются:



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100