Главная страница --> Ведение бизнеса

Налог на прибыль в общественных организациях



С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, которая внесла существенные изменения в порядок расчета налога на прибыль для всех видов общественных объединений.

С этой даты, согласно статье 246 НК РФ все общественные объединения, как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль.

В статьях 251 и 270 НК РФ соответственно приведены перечни доходов и расходов, не учитываемых в целях налогообложении прибыли.

Например, к доходам, не облагаемым налогом на прибыль, относятся целевые средства. Согласно главе 25 НК РФ целевые средства в целях налогообложения прибыли подразделяются на средства целевого финансирования и целевые поступления.

В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ приведен закрытый перечень средств целевого финансирования.

В частности, к ним относится имущество, полученное общественными объединениями в виде:

  • грантов;
  • инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
  • средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.

Все перечисленные средства целевого финансирования относятся к доходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли. Но существуют три условия, при несоблюдении хотя бы одного из которых средства целевого финансирования могут стать объектом налогообложения по налогу на прибыль.

1. Организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования. В случае отсутствия учета указанные средства подлежат налогообложению с даты их получения.

2. Средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению, иначе они подлежат включению во внереализационные доходы организации. В целях налогообложения средства целевого финансирования включаются в состав внереализационных доходов в момент фактического использования не по целевому назначению.

3. Организация должна использовать поступившие средства. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, являются средствами целевого финансирования только при условии использования их в течение одного календарного года с момента их получения.

Главой 25 НК РФ также введено понятие целевых поступлений.

На основании пункта 2 статьи 251 НК РФ ими являются целевые поступления на содержание общественных объединений и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. К указанным целевым поступлениям на содержание общественных объединений и ведение ими уставной деятельности относятся:

  • осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческихорганизациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми ГК РФ;
  • имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
  • средства, полученные в рамках благотворительной деятельности;
  • использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям.

Целевые поступления являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, но только при условии, что они используются по назначению (на содержание организации или на ведение уставной деятельности) и организация ведет раздельный учет доходов и расходов целевых поступлений и доходов и расходов от иной деятельности.

Необходимо также отметить, что целевые поступления, согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ, полученные в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, должны учитываться общественными объединениями с даты их получения в составе внереализационных доходов. Товары и минеральное сырье, признанные подакцизными указаны соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 181 НК РФ.

При определении налоговой базы общественными объединениями в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитываются средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

При применении данного положения следует учитывать, что средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), использованные не по целевому назначению, подлежат включению организациями - получателями во внереализационные доходы в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения).

Целевые поступления на содержание общественных объединений и ведение ими уставной деятельности, использованные не по своему целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов (пункт 14 статьи 250 НК РФ). Поэтому в подтверждение целевого использования средств, предназначенных для содержания общественного объединения и ведения уставной деятельности, по окончании налогового периода в налоговые органы должен представляться отчет о целевом использовании полученных средств.

Форма Отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 14), утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 11 ноября 2003 года № БГ-3-02/614 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль». Кроме того, общественные объединения должны организовать налоговый учет целевых поступлений и их использования.

Рассмотрим подробнее вопрос о налогообложении грантов.

Согласно пункту 14 статьи 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования: в виде полученных грантов.

Под грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 года №923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов» утвержден перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в российской Федерации, не подлежит налогообложению.

В этот список включены:

  1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
  2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.
  3. Союз конфедераций промышленников Европейского экономического сообщества.
  4. Комиссия Европейских сообществ.
  5. Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными независимых государств бывшего Советского Союза.
  6. Фонд «Евримеж» при Совете Европы.
  7. Европейская федерация биохимических обществ.
  8. Совет государств Балтийского моря.
  9. Совет Министров Северных стран.
  10. Международный центр научной и технической информации.
  11. Международный фонд технологий и инвестиций.
  12. Объединенный институт ядерных исследований.
  13. Международное агентство по атомной энергии.
  14. Европейская организация ядерных исследований.
  15. Научный комитет Организации Североатлантического договора.
  16. Институт фон Кармана, Бельгия.
  17. Лондонское королевское общество, Великобритания.
  18. Британский Совет.
  19. Уэллком траст, Великобритания.
  20. Мерлин Борд имитед, Великобритания.
  21. ФДС Чэритэбл траст, Великобритания.
  22. Германский федеральный научный центр «Германский электронный синхротрон».
  23. Германское научно-исследовательское общество.
  24. Фонд Александра фон Гумбольдта, ФРГ.
  25. Исследовательский центр «Юлих», ФРГ.
  26. Общество содействия развитию науки имени Макса Планка, ФРГ.
  27. Хальдор Топсе, Дания.
  28. Национальный фонд научных исследований Италии.
  29. Ассоциация университетов и колледжей Канады.
  30. Государственный фонд естественных наук Китая, КНР.
  31. Институт «Открытое общество». Фонд содействия, Лихтенштейн.
  32. Университет Осло - Центр медицинских исследований, Норвегия.
  33. Нидерландская организация фундаментальных научных исследований.
  34. Нидерландская организация прикладных научных исследований.
  35. Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, США.
  36. Фонд Карнеги «За международный мир», США.
  37. Американский фонд гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза, США.
  38. Американский совет научных сообществ, США.
  39. Национальный научный фонд, США.
  40. Национальный гуманитарный фонд, США.
  41. Американский совет по международному образованию.
  42. Общество сохранения диких животных, США.
  43. Прожект Хармони инк., США.
  44. Национальная академия наук США.
  45. Медицинский институт Говарда Хьюза, США.
  46. Нью-Йоркский институт здравоохранения, США.
  47. Корпорация «Американские друзья российской экономической школы», США.
  48. Американский совет по международным исследованиям и научным обменам, США.
  49. Институт биоинформационных исследований, США.
  50. Американский университет в года Вашингтоне, США.
  51. Институт перспективных российских исследований имени Кеннана / Институт имени Кеннана, США.
  52. Инициатива социальных действий и возрождения в Евразии, США.
  53. Российская технологическая инициатива, США.
  54. Национальное агентство космических исследований, США.
  55. Ливерморская национальная лаборатория имени Лоуренса, США.
  56. Национальная лаборатория возобновляемых источников энергии, США.
  57. Лос-Аламосская национальная лаборатория, США.
  58. Имитедетский технологический институт, США.
  59. Национальный институт стандартов и технологий, США.
  60. Национальная лаборатория Сандия, США.
  61. Министерство энергетики США.
  62. Академия наук Франции.
  63. Национальный центр научных исследований, Франция.
  64. Всемирный фонд дикой природы, Швейцария.
  65. Всемирный союз охраны природы, Швейцария.
  66. Русский общественный фонд Александра Солженицына, Швейцария.
  67. Швейцарский научный фонд в области радиохимии.
  68. Чалмерский технологический университет, Швеция.
  69. Шведская королевская академия наук.
  70. Японский фонд.
  71. Международный фонд защиты животных, Великобритания.
  72. ДДФ Фаундейшн, Лихтенштейн.
  73. Тихоокеанский центр охраны окружающей среды и ресурсов (ПЕРК), США.
  74. Некоммерческая организация «Американский еврейский объединенный распределительный комитет, инк.», США.
  75. Некоммерческая организация «Консорциум экономических исследований и образования, инк.», США.
  76. Международный совет по изучению Канады, Канада.
  77. Корпорация «Помощь дикой природе», США.
  78. Международная организация «Программа междисциплинарных исследований человека», Франция.
  79. Благотворительная организация «Партнеры во имя здоровья», США.

Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Следуя вышеизложенному, не являются объектом обложения налогом на прибыль гранты, полученные общественными объединениями для осуществления целевых программ, относящихся к их уставной деятельности при условии их фактического использования на указанные цели.

Все иные доходы, получаемые общественными объединениями, включаются в состав доходов для целей налогообложения в общеустановленном порядке независимо от того, осуществляется предпринимательская деятельность или нет.

Некоммерческие организации не должны начислять амортизацию в налоговом учете, если основные средства не используются в предпринимательской деятельности.

Однако, некоммерческие организации вправе начислять амортизацию по основным средствам, которые куплены за счет доходов от предпринимательства и одновременно используются в коммерческой деятельности. Такой вывод можно сделать из статьи 256 НК РФ.

Начислять амортизацию в налоговом учете можно в соответствии с пунктом 1 статьи 259 НК РФ двумя методами: линейным и нелинейным.

При этом, не обязательно использовать один и тот же метод для всех основных средств. По некоторым объектам вы можете начислять амортизацию линейным методом, а по другим - нелинейным.

Срок полезного использования основного средства в налоговом учете зависит от того, к какой амортизационной группе относится то или иное основное средство. Эти группы приведены в Классификации основных средств утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Всего выделено десять групп, и для каждой группы установлен «свой» интервал срока полезного использования основных средств. Конкретный срок службы в пределах этого интервала некоммерческая организация выбирает самостоятельно.

Если основное средство применяют только в коммерческой деятельности, тогда можно начислять амортизацию в налоговом учете.

Нередко бывает, что одно и то же имущество может использоваться как в уставной, так и в предпринимательской деятельности. Можно ли начислять амортизацию по такому основному средству?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос НК РФ не дает.

С одной стороны, в подпункте 2 пункта 2 статьи 256 НК РФ говорится, что амортизация не начисляется по имуществу некоммерческих организаций, которое используется в уставной деятельности. Правда, как мы уже говорили, этот подпункт содержит еще одно условие: основные средства должны быть приобретены за счет целевых поступлений или получены в качестве таковых. И эти условия должны выполняться одновременно. Если же одно из них не соблюдается, то запрет налогового законодательства «не работает».

В этом случае можно учесть при налогообложении ту часть амортизации, которая соответствует доходам от предпринимательской деятельности.

Налоговые органы предлагают определять эту часть амортизации следующим образом:

1. к полученным за отчетный период доходам надо прибавить сумму поступивших целевых средств;

2. величину доходов от предпринимательства разделите на полученный результат.

Таким образом мы определим, какой процент занимают доходы в общей сумме поступлений;

3. умножить этот процент на сумму начисленной амортизации по основным средствам, которые используются и в коммерческих, и в уставных целях.

В итоге мы рассчитаем ту величину амортизации, которую можно будет учесть при расчете налога на прибыль.

Обращаем Ваше внимание на то, что некоммерческие организации должны в обязательном порядке организовать раздельный учет уставной и коммерческой деятельности.

Если основное средство куплено за счет прибыли, но используется исключительно в уставных целях.

Тут также есть свои сложности. Дело в том, что пункт 1 статьи 256 НК РФ относит к амортизируемому только то имущество, которое предназначено для того, чтобы получать доход. В данном случае ни о каких доходах мы говорить не можем, поэтому в налоговом учете имущество, предназначенное только для некоммерческой деятельности, не амортизируется.

Если некоммерческая организация приобрела основное средство за счет членских взносов, пожертвований или бюджетных средств, но стала использовать его в коммерческих целях. Или же получила основное средство в качестве целевых поступлений, но использует также для предпринимательства. В этом случае стоимость таких основных средств включается в доход некоммерческой организации (пункт 14 статьи 250 НК РФ). Ведь речь идет о нецелевом использовании средств.

Более подробно с вопросами учета и налогообложения некоммерческих организаций, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Некоммерческие организации».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Виды отпусков ..
Организации народных художественных промыслов ..
Расходы на приобретение авторских прав ..
Бухгалтерский учет интернет–провайдера ..
Оформление трудовых отношений с работодателями – физическими лицами ..
Страховые взносы по договорам добровольного страхования в свете ПБУ 18 ..
НДС при оказании дезинфекционных услуг ..
Бухгалтерский и налоговый учет у арендодателя. Выкуп арендованного имущества ..
Порядок признания расходов при кассовом методе ..
Договор на выполнение проектных и изыскательских работ ..
Кадровое делопроизводство обязанности и ответственность ..
Кадровое делопроизводство информационно-справочная документация ..
Организация бухгалтерского и налогового учета в организациях металлургического комплекса ..


Похожие документы из сходных разделов


Налог на имущество организаций в общественных организациях


Налог на имущество организаций утвержден 30-й главой НК РФ и введен в действие Федеральным законом от 11 ноября 2003 года №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесения изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов».

Статья 372 НК РФ предусматривает что, налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и обязателен

[ознакомиться полностью]

Отражение в учете представительских расходов, оплаченных пластиковыми картами


Однако в последнее время все более широкое применение в сфере предпринимательской деятельности приобретают расчеты между контрагентами с помощью, так называемых, пластиковых карт. Это действительно удобно, так как осуществление расчетов между партнерами с использованием таких карт, помогает хозяйствующим субъектам экономить время, способствуя более мобильному осуществлению предпринимательской деятельности. Покажем на конкретном примере, каким образом отражаются в учете операции по списанию представительских расходов, оплаченных посредством пластиковой карты.

Пример.

Комме

[ознакомиться полностью]

Налог на доходы физических лиц. Статья 213. Особенности определения налоговой базы по договорам страхования


СТАТЬЯ 213. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО ДОГОВОРАМ СТРАХОВАНИЯ

Статья 213 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) раскрывает особенности определения налоговой базы по договорам страхования.

«1. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев:

1) по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством»;

Например, страховые выплаты, полученны

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100