Необходимость продажи основного средства может возникнуть у организации по разным причинам: объект может выйти из строя и организации его проще продать, чем отремонтировать; организация перепрофилирует производство и оборудование перестает использоваться; оборудование морально устарело; организации просто нужны деньги. Причины могут быть самыми различными.
В соответствии со статьей 40 НК РФ, если этой статьей иное не предусмотрено иное, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Прибыль или убыток по операциям реализации основных средств определяется на дату совершения операции. Прибыль от реализации включается в налоговую базу по налогу на прибыль в том отчетном периоде, в котором был реализован объект основных средств.
При реализации основного средства организация не всегда может получить прибыль. Если выручка от реализации окажется меньше остаточной стоимости основного средства и расходов, связанных с его реализацией, то результатом от реализации будет убыток, который в бухгалтерском учете формируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» и в том же периоде, когда он получен, списывается на счет 99 «Прибыли и убытки», в целях налогообложения прибыли полученный убыток учитывается особым образом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 268 НК РФ полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации, включая месяц, в котором имущество было реализовано.
Согласно статье 323 НК РФ аналитический учет должен содержать информацию о наименовании объектов, в отношении которых имеются суммы таких расходов, количестве месяцев, в течение которых такие расходы могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и сумме расходов, приходящейся на каждый месяц.
Пример.
ООО «Вольт» в марте 2004 года реализовало объект основных средств, в результате чего получен убыток 19 800 рублей. Сумма убытка в бухгалтерском и налоговом учете одинакова. Срок полезного использования объекта при вводе в эксплуатацию установлен в 48 месяцев, фактический срок эксплуатации составил 30 месяцев. Полученный от реализации основного средства убыток, ООО «Вольт» в бухгалтерском учете списало в марте 2004 года, а в целях налогообложения будет учитывать с апреля 2004 года в течение 18 месяцев.
Поскольку в бухгалтерском учете убыток от реализации основного средства списывается сразу, а в налоговом учете в течение нескольких последующих периодов, то в соответствии с ПБУ 18/02 образуются вычитаемые временные разницы. Вычитаемые временные разницы приводят к тому, что в данном отчетном периоде налог, рассчитанный на бухгалтерскую прибыль, будет меньше налога на прибыль, рассчитанного в налоговом учете.
Эти разницы образуют отложенный налог на прибыль, который приводит к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в следующих отчетных периодах. Отложенный налоговый актив представляет собой произведение вычитаемой временной разницы на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ на определенную дату.
Отложенный налог на прибыль согласно пункту 9 ПБУ 18/02 представляет собой сумму налога, оказывающего влияние на величину налога на прибыль, который должен быть уплачен в бюджет в отчетном периоде, следующем или следующих за отчетным периодом.
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
09 «Отложенные налоговые активы»
68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
4 752
Отражен отложенный налоговый актив (19 800 рублей х 24%)
С апреля 2004 года в течение 18 месяцев
68 «Расчеты по налогу на прибыль» субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
09 «Отложенный налоговый актив»
264
Погашен отложенный налоговый актив
Остаточная стоимость реализованного основного средства и расходы, связанные с его реализацией, отражаются по строке 150 Приложения №2 «Расходы, связанные с производством и реализацией». Часть убытка от реализации основного средства, относящаяся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, отражается по строке 090 Приложения №2, а вся сумма убытка отражается по строке 200 этого же приложения.
Более подробно с вопросами учета и налогообложения расходов будущих периодов Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Расходы будущих периодов».
Данный материал подготовлен группой консультантов-методологовЗАО «Интерком-Аудит»
Определение рыночной цены для целей налогообложения. Затратный метод
ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД
Затратный метод применяется лишь в случаях, когда использование «метода цены последующей реализации» не представляется возможным(часть 2 пункта 10 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)), в частности при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем (речь идет об отсутствии цены при перепродаже из-за отсутствия последующих этапов реализации).
Рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяемая с использованием «затратного метода», котором рыночная цена товаров,
В организации может быть сосредоточено большое количество тары под товаром и порожней. Порядок контроля над полным поступлением и правильным принятием к учету тары в основном такой же, что и для МПЗ. Приемка тары в организации осуществляется на основании счетов-фактур, накладных и других сопроводительных документов. Одновременно с проверкой цен на товары определяется правильность цен на тару. Если количество и качество тары не соответствует сопроводительным документам, то составляется акт в таком же порядке, как и по товарам.
В соответствии со статьей 12 Закона №171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
- алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;
- алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на террит