В соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ, организации самостоятельно формируют свою учетную политику. При этом организации необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательством о налогах и сборах, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет и учитывать свою структуру.
Основы формирования и раскрытия учетной политики в целях бухгалтерского учета для организаций установлены ПБУ 1/98.
Специфика строительного производства обуславливает участие в договоре строительного подряда трех сторон - инвестора, заказчика и подрядной строительной организации.
1. В организациях, выполняющих функции заказчика (не инвестора), в дополнение к общим вопросам при формировании учетной политики необходимо учесть следующие особенности:
В части учета МПЗ.
Материалы поставки заказчика отражаются на отдельном субсчете «Строительные материалы», открываемом к счету 10 «Материалы». Особенностью движения этих материалов является то, что они приобретаются исключительно для передачи подрядной организации, а также то, что сроки их хранения, как правило, являются определенными. Так как стоимость списанных материалов на себестоимость продукции, работ или услуг основного производства не влияет, наиболее целесообразным представляется использование метода оценки материалов по фактической себестоимости единицы запасов или по их средней себестоимости. При этом материалы, учитываемые на других субсчетах, открываемых к счету 10 «Материалы», могут списываться в оценке, определяемой иными методами (ФИФО, ЛИФО). Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета допускают установление разных методов оценки (при списании) в отношении различных групп МПЗ.
В соответствии с пунктом 5 ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При формировании фактической себестоимости МПЗ учитываются особенности их поступления (пункт 6 ПБУ 5/01).
Фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 12 ПБУ 5/01).
МПЗ, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре (пункт 14 ПБУ 5/01).
Специфическим видом активов, учитываемых организациями, выполняющими функции заказчика по договору строительного подряда, является оборудование к установке. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета оборудование к установке учитывается на балансовом счете 07 «Оборудование к установке». Согласно инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета:
«Поступление оборудования к установке может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования его в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами».
В части учета объемов незавершенного строительства.
Незавершенное строительство учитывается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по соответствующим субсчетам. Поэтому в учетной политике организации-застройщика должен быть предусмотрен отдельный раздел, регулирующий организацию учета данного вида активов. В частности, в Рабочем плане счетов должны быть указаны субсчета второго и последующих порядков. В организациях-застройщиках к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» должны открываться, как минимум, субсчета «Строительство объектов основных средств» (для учета СМР и смонтированного оборудования) и «Приобретение отдельных объектов основных средств» (для учета оборудования, не требующего монтажа).
Если строительство связано с приобретением земельных участков, к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» открывается также субсчет «Приобретение земельных участков».
Для организации аналитического учета по видам затрат (строительные работы, монтажные работы, прочие затраты) открываются соответствующие субсчета третьего порядка.
Для детализации отдельных видов расходов (прочих) открываются субсчета четвертого и последующих уровней.
Кроме того, в учетной политике должны быть отражены организационные аспекты, связанные с учетом капитальных вложений.
График документооборота, помимо обычных элементов, должен включать документооборот, посредством которого оформляется передача законченных строительством объектов инвестору (или инвесторам), финансирующим строительство на условиях долевого участия.
В части учета производственных затрат.
Основной вид деятельности организаций-заказчиков - оказание соответствующих услуг, а доходом от оказания таких услуг является вознаграждение, уплачиваемое инвестором или удерживаемое из сумм поступившего финансирования. В учетной политике вопросы, регулирующие учет производственных затрат, следует решать, не забывая об этих особенностях.
Если организация, помимо участия в строительстве в качестве специализированного заказчика, осуществляет собственное строительство хозяйственным способом, то в учетной политике должен быть определен порядок распределения общехозяйственных расходов.
Если материалы, необходимые для строительства, изготавливаются самостоятельно, то следует предусмотреть ведение счета 23 «Вспомогательные производства» (обособленного субсчета к счету 23), как это определено Планом счетов бухгалтерского учета.
В части учета денежных средств.
Необходимо отразить порядок учета средств целевого финансирования на расчетном счете (51 «Расчетные счета») или на отдельном счете, открываемом в составе специальных счетов, движение средств, на котором отражается на субсчете к счету 55 «Специальные счета в банках».
В части учета средств целевого финансирования.
В учетной политике необходимо предусмотреть порядок отражения в учете движения поступивших сумм, а также порядок формирования и предоставления отчетности об использовании поступивших средств.
2. При формировании учетной политики в организации, выполняющей функции подрядной строительной организации, необходимо учесть следующие особенности:
- в графике документооборота учесть особенности расчетов с заказчиками и субподрядчиками (генподрядчиками) по полученным строительным материалам и оборудованию к установке;
- определить, используется ли счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», и с учетом этого факта скорректировать прочие элементы учетной политики организации;
- организации-генподрядчику следует предусмотреть открытие к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отдельных субсчетов второго порядка для учета расчетов с заказчиками и субподрядчиками;
- при необходимости организовать учет продаж (счет 90 «Продажи») и финансовых результатов (счет 99 «Прибыли и убытки») по видам поступлений в зависимости от выбранного метода определения финансового результата. При этом следует учитывать не только нормы Приказа №34н, но и требования ПБУ 2/94.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренных главой 25 НК РФ.
В соответствии со статьей 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета в следующие сроки:
с начала нового налогового периода, если принято решение внести изменения в учетную политику для целей налогообложения прибыли;
не ранее, чем с момента вступления в силу изменений к главе 25 НК РФ, при внесении изменений в действующее законодательство о налогах и сборах;
с момента начала осуществления новых видов деятельности, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности.
Что касается внесения изменений в учетную политику, то необходимо отметить, что в статье 313 главы 25 НК РФ не указывается, сколько времени отводится на внесение изменений в учетную политику для целей налогообложения прибыли, если в действующее законодательство о налогах и сборах были внесены изменения. Однако можно с уверенностью сказать, что при изменении действующего законодательства налогоплательщик заинтересован в кратчайшие сроки, после вступления в силу закона, ознакомиться с изменениями, внесенными в действующее законодательство и принять решение - стоит или нет вносить изменения в свою учетную политику. Принимая такое решение необходимо учитывать следующее:
1) в какие сроки вступают в силу изменения;
2) акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 части 1 НК РФ).
Кроме того, следует обратить внимание на пункт 4 статьи 5 НК РФ в котором указано, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижение размеров ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Если внесенные поправки ухудшают положение налогоплательщика, то он может обратиться в арбитражный суд и доказать этот факт. Тогда норма, ухудшающая его положение, будет применяться к данному налогоплательщику, не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Обратите внимание!
Глава 25 НК РФ не содержит требований, в соответствии с которыми организация обязана представить учетную политику или изменения в учетную политику по налогу на прибыль в налоговую инспекцию. Однако, несмотря на данный факт, рекомендуем налогоплательщикам представлять налоговую учетную политику в налоговую инспекцию с начала нового налогового периода и изменения в налоговую учетную политику с момента вступления в силу изменений к главе 25 НК РФ - при внесении изменений в действующее законодательство о налогах и сборах, для того чтобы избежать возможных споров с налоговыми органами и иметь подтверждение своей позиции в суде.
В отношении НДС отметим следующее.
С 1 января 2006 года все плательщики НДС исчисляют налог исключительно по отгрузке. Но при этом сохраняется обязанность уплачивать НДС с полученной предоплаты, частичной оплаты. Это определено пунктом 1 статьи 167 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы признается более ранняя из двух дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Таким образом, если выполнение работ, оказание услуг происходит до момента оплаты, то НДС платится в бюджет в момент отгрузки. При получении предоплаты НДС платится в бюджет в момент получения оплаты, частичной оплаты под предстоящее выполнение работ. При последующей отгрузке НДС нужно начислить, исходя из всей стоимости выполненных работ, оказанных услуг с одновременным вычетом НДС, исчисленного при получении предварительной оплаты.
Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования строительной деятельности, форм учета и отчетности в строительстве Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Строительство».
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Строительство новых зданий, проведение строительных работ осуществляются на основании соответствующей разрешительной документации. Вопросы, касающиеся строи
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) являясь основным документом гражданского законодательства, определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (пункт 1 статьи 2 ГК РФ). Однако отдельные вопросы (например, создание хозяйствующих субъектов различных форм собст