Главная страница --> Ведение бизнеса

Лицензирование строительной деятельности



В соответствии с положениями статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Вопросы лицензирования в нашей стране в основном регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании). Виды деятельности, на осуществление которых необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Закона о лицензировании. Заметим, что с 1 января 2007 года статья 17 Закона о лицензировании не содержит требований в отношении лицензирования видов деятельности, относящихся к сфере строительства. Напомним, что Закон о лицензировании был значительно изменен Федеральным законом от 2 июля 2005 года №80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Федеральный закон №80-ФЗ). Федеральный закон №80-ФЗ значительно сократил количество видов деятельности, на осуществление которых необходимо специальное разрешение, ввел процедуру упрощенного лицензирования, кроме того, изменил подход к процедуре приостановления лицензии.

Ранее, до 1 января 2007 года статья 17 Закона о лицензировании требовала от хозяйствующего субъекта наличие лицензии при осуществлении следующих видов деятельности в сфере строительства:

·        проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

·        строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

·        инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

В соответствии со статьей 8 Закона о лицензировании все лицензии выдаются сроком на пять лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок.

Лицензирование указанных видов строительной деятельности с 1 января 2007 года отменено и с указанной даты организациям, занятым в сфере строительства, получать лицензию не нужно.

Обратите внимание!

В ситуации отмены лицензирования не исключено, что у многих хозяйствующих субъектов, занятых в сфере строительства, в учете числится стоимость лицензии, не списанная на затраты, ведь в соответствии с законом о лицензировании лицензия выдается сроком на 5 лет. Напомним, что в бухгалтерском учете расходы, связанные с лицензированием организация первоначально отражает на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем в течение срока действия лицензии ее стоимость переносится на затраты. Естественно, что те хозяйствующие субъекты, которые получили такое разрешение до 1 января 2007 года, столкнутся с подобной ситуацией. Как им поступить: списывать оставшуюся сумму на затраты сразу или продолжать списание в прежнем порядке? На наш взгляд, при решении данного вопроса, организация должна руководствоваться следующим.

Расходы на получение лицензии для организации, занимающейся видом деятельности, на осуществление которой необходимо специальное разрешение, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н (далее - ПБУ 10/99) являются расходами по обычным видам деятельности.

Согласно пункту 19 ПБУ 10/99 в случае, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, они признаются в учете путем их обоснованного распределения между отчетными периодами. Полученная организацией лицензия обуславливает получение дохода в течение 5 лет, следовательно, расходы на ее получение признаются организацией ежемесячно в течение данного срока. Как мы уже отметили, первоначально они учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем списываются в порядке, устанавливаемом организацией (либо в течение срока действия лицензии, либо в зависимости от объема выпущенной продукции). Именно такой порядок списания предусмотрен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее - Приказ №34н). Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации.

Начиная с 1 января 2007 года расходы, связанные с получением лицензии, уже не будут обеспечивать получение дохода. Можно сказать, что расходы, связанные с лицензированием фактически обеспечивают получение дохода в течение меньшего срока, чем срок действия лицензии. Исходя из этого, сумма расходов по приобретению лицензии, числящаяся в учете на 31 декабря 2006 года в составе расходов будущих периодов, может быть полностью включена в состав расходов по обычным видам деятельности в декабре 2006 года (последнем месяце, в котором осуществлялась деятельность на основе данной лицензии).

Пример 1.

Организация «А» осуществляющая деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности, получила лицензию в январе 2006 года.

За рассмотрение заявления соискателем лицензии было уплачено 300 рублей, (налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) не облагается) и за получение лицензии 1 000 рублей (НДС не облагается). Учетной политикой организации предусмотрено, что списание стоимости лицензии и в бухгалтерском и в налоговом учете производится равными долями в течение срока ее действия.

В целях налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.

В бухгалтерском учете организации бухгалтер отразил получение лицензии следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

В январе 2006 года

76

51

1 300

Произведена оплата лицензирующему органу

97

76

1 300

Отражена в составе расходов будущих периодов стоимость лицензии

Ежемесячно в течение срока действия лицензии

20

97

21,67

Отнесена на расходы часть лицензионных затрат за текущий месяц

Налоговый учет.

В целях налогообложения прибыли на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организация учитывала такие расходы в составе расходов, связанных с производством и реализацией. Учетной политикой в целях налогообложения было закреплено, что указанные расходы относятся в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения равными частями в течение срока действия лицензии.

С 1января 2007 года Федеральным законом №80-ФЗ лицензирование указанного вида деятельности отменено. На момент отмены по счету 97 «Расходы будущих периодов» у организации числилось сальдо 1 039,96 рубля.

В бухгалтерском учете бухгалтер «А» данные операции отразил следующим образом.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

В декабре 2006 года (последний месяц использования лицензии)

20

97

1 039,96

Списана оставшаяся стоимость лицензии (1 300 рублей - 12 месяцев х 21,67 рубля)

В части налогового учета может возникнуть две точки зрения по поводу недосписанной стоимости лицензии.

Первая: недосписанная часть стоимости лицензии может быть учтена при налогообложении прибыли. Однако в этом случае организация должна учесть эти затраты «задним числом». При этом необходимо исходить из того, что глава 25 РФ НК РФ не содержит понятия «расходы будущих периодов». Норма, дающая возможность налогоплательщику применять равномерный порядок списания расходов, аналогичный применяемому в бухгалтерском учете, содержится в пункте 1 статьи 272 НК РФ. Именно на основании этого пункта налоговые органы, требуют от налогоплательщика равномерного списания расходов связанных с лицензированием или сертификацией. Однако если проанализировать норму пункта 1 статьи 272 НК РФ, то становиться понятно, что в нем речь идет о договорах, предполагающих получение дохода в течение более чем одного отчетного периода. В данном случае речь идет не о договоре, согласно которому организация будет получать доходы в течение определенного времени, а фактически о суммах государственной пошлины, уплачиваемой при лицензировании. Государственная пошлина представляет собой сбор, уплата которого регулируется положениями главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ. Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ представляют собой в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ  прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Датой их признания в налоговом учете (для тех, кто использует метод начисления) является день их начисления. Таким образом, налогоплательщик вправе принять их в состав расходов единовременно.

Для этого необходимо подать уточненные декларации по налогу на прибыль, причем за все периоды, когда применялось равномерное списание этих расходов в налоговом учете. В том периоде, когда была получена лицензия, в уточненной декларации в составе прочих расходов нужно отразить всю сумму (1 300 рублей), а из всех оставшихся деклараций суммы лицензионных платежей необходимо убрать.

С подобными действиями могут не согласиться налоговые органы, аргументируя это тем, что учесть такие расходы в целях налогообложения, фирма не вправе, так как они не удовлетворяют требованиям статьи 252 НК РФ, то есть больше не участвуют в получении дохода. Например, такая точка зрения содержится в Письме Управления Российской Федерации по налогам и сборам (далее - УМНС Российской Федерации) по городу Москве от 20 ноября 2003 года №26-12/65420.

Доказать свою правоту налогоплательщик сможет только обратившись в судебную инстанцию. По мнению авторов настоящей книги, нести судебные издержки, тратить время и нервы стоит, если цена вопроса высока. Если же оставшаяся часть стоимости лицензии невысока, то можно и согласиться с представителями налоговых органов и не учитывать эти расходы в целях налогообложения. Если организация выберет этот вариант, не забудьте применить Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №114н (далее - ПБУ 18/02), так как на указанную сумму в соответствии с пунктом 7 указанного бухгалтерского стандарта необходимо будет начислить постоянное налоговое обязательство.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

99

68

249,59

Начислено постоянное налоговое обязательство

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования строительной деятельности, форм учета и отчетности в строительстве Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Строительство».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Особенности трудовых отношений с совместителями ..
Лицензионный контроль ..
Контрольно кассовая техника ..
Трудовые книжки правовое регулирование правил заполнения, общие положения ..
Кредит ..
Административная ответственность ..
Определение рыночной цены для целей налогообложения. Метод цены последующей реализации ..
Бухгалтерский учет отпускных ..
Передача неисключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприоб ..
Давальческая переработка в легкой промышленности ..
Налог на прибыль (мед. организации) ..
Страховые платежи (взносы) по договорам добровольного страхования работников как расходы при налогоо ..
Причины увольнения ..


Похожие документы из сходных разделов


Особенности формирования учетной политики


В соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ, организации самостоятельно формируют свою учетную политику. При этом организации необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательством о налогах и сборах, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет и учитывать свою структуру.

Основы формирования и раскрытия учетной политики в целях бухгалтерского учета для организаций установлены ПБУ 1/98.

Специфика строительного производства обуславливает участие в договоре строительного подряда трех сторон - инвестора, заказчи

[ознакомиться полностью]

Получение разрешения на строительство


В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Строительство новых зданий, проведение строительных работ осуществляются на основании соответствующей разрешительной документации. Вопросы, касающиеся строи

[ознакомиться полностью]

Юридические лица государственная регистрация


Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) являясь основным документом гражданского законодательства, определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (пункт 1 статьи 2 ГК РФ). Однако отдельные вопросы (например, создание хозяйствующих субъектов различных форм собст

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100