Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам
С 1 января 2004 года применяется новый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, который утвержден статьей 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год».
«Статья 8
1. Установить, что в 2004 году пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается с даты повышения фактической заработной платы.
2. Установить, что в 2004 году работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов».
Обратите внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22 декабря 2005 года №180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового возмещения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2006 году» приостанавливается действие статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Закон №81-ФЗ) в части исчисления пособия по беременности и родам, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию. В связи с этим пособие по беременности и родам в 2006 году должно исчисляться в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа. (Письмо ФСС Российской Федерации от 23 января 2006 года №02-18/07-541 «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2006 году»).
Итак, расчетным периодом является 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Следует учитывать, что, по мнению ФСС Российской Федерации изменение расчетного периода не допускается (пункт 1 Письма ФСС Российской Федерации от 25 февраля 2004 года №02-18/07-1202 «Ответы на вопросы по применению нового порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам»). При этом применяется Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее Положение №213) с учетом положений статьи 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.
Постановлением от 24 декабря 2003 года №89 Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с ФСС Российской Федерации утвердило разъяснение №5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году».
В среднем заработке учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет ФСС Российской Федерации. При этом, в Письме ФСС Российской Федерации от 17 февраля 2004 года №02-18/07-1034 «Об исчислении пособий педагогическим и медицинским работникам, а также работникам, не получающим полного оклада (ставки)» сообщается, что при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам педагогическим и медицинским работникам, а также работникам, не получающим по основной работе полного должностного оклада (тарифной ставки), следует учитывать весь заработок по месту основной работы, включая заработную плату за работу, осуществляемую на условиях внутреннего совместительства.
Как отмечено в Письме ФСС Российской Федерации от 23 января 2006 года №02-18/07-541 «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2006 году»:
«В 2006 году сохраняется действующий с 2004 года порядок исчисления среднего заработка для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Данная норма закреплена в статье 2 Федерального закона от 22.12.2005 №180-ФЗ. А именно, Законом установлено, что пособие по временной нетрудоспособности, а также пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляются из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В связи с тем, что выплата указанных пособий осуществляется работодателем в соответствии с пунктом 100 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года №13-6, по основному месту работы, то пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2006 году следует исчислять из фактического заработка застрахованного лица по основному месту работы с учетом заработка, полученного работником на условиях внутреннего совместительства. В таком же порядке исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам медицинским и педагогическим работникам, работникам, не получающим по основной должности полного должностного оклада.
Просим обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.12.2005 №180-ФЗ приостанавливается действие статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части исчисления пособия по беременности и родам, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию. В связи с этим пособие по беременности и родам в 2006 году должно исчисляться в размере среднего заработка».
В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 года №70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» утратили силу подпункты 8,13,14 пункта 1 статьи 238 НК РФ. В связи с этим с 1 января 2005 года подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке, в том числе и в, части, зачисляемой в ФСС Российской Федерации:
выплаты, производимые физическим лицам, выполняющим работы (услуги) для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов, за счет членских взносов;
выплаты членам профсоюза, имеющим трудовые отношения с профсоюзной организацией, независимо от их размера и сроков выплаты;
выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - независимо от их размера.
Поэтому с 1 января 2005 года лица, работающие в садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативах (товариществах) на основании трудового договора, а также члены профсоюза, имеющие трудовые отношения с профсоюзной организацией, подлежат обеспечению пособиями по обязательному социальному страхованию на общих основаниях.
Выплаты, осуществляемые в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, учитываются в среднем заработке при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в случае если указанные выплаты являются заработной платой, выданной в не денежной форме. Такая позиция изложена в Письме ФСС Российской Федерации от 23 сентября 2004 года №02-18/07-6474 «О подпунктах 8 и 14 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации».
1. Определить, имеет ли работник право на расчет пособия из среднего заработка или оно не должно превышать за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 22 декабря 2005 года №180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового возмещения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2006 году» по-прежнему на 2006 год сохраняется норма, согласно которой:
«Застрахованному лицу, которое в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработало фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) и пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. В случае если застрахованное лицо в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам работало у нескольких работодателей, при определении периода фактической работы учитывается также период (периоды) его работы у предыдущего (предыдущих) работодателя (работодателей)».
Таким образом, если работник в течение расчетного периода (12 календарных месяцев) фактически проработал менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом трехмесячный период фактической работы определяется в календарных днях.
С 1 мая 2006 года минимальный размер оплаты труда составляет 1100 рублей в месяц в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»:
«Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности».
В соответствии с пунктом 3 Письма ФСС Российской Федерации от 25 февраля 2004 года №02-18/07-1202 «Ответы на вопросы по применению нового порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам».
«3. Вопрос: Как следует определять 3-месячный период фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам - в календарных или рабочих днях?
Ответ: Указанный 3-месячный период фактической работы определяется в календарных днях.
При этом в случае если работник работал непрерывно, следует руководствоваться статьей 14 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца срока. Например, для работника, принятого на работу 15 января 2004 года, трехмесячный период непрерывной фактической работы истекает 15 апреля 2004 года, то есть начиная с 15 апреля 2004 года работник будет иметь право на исчисление пособия по общим правилам.
Если период фактической работы определяется путем суммирования отдельных периодов работы, указанные периоды также определяются в календарных днях. В этом случае работник приобретает право на расчет пособия по общим правилам по истечении 90 календарных дней в общей сложности. Например, работник принят на работу с 15 января 2004 года и не работал в связи с предоставленным ему учебным отпуском со 2 по 25 февраля 2004 года. Поскольку указанный период (со 2 по 25 февраля 2004 года) при определении периода фактической работы не учитывается, трехмесячный период фактической работы определяется путем суммирования отдельных периодов - до 2 февраля 2004 года и после 25 февраля 2004 года. До учебного отпуска период фактической работы у данного работодателя составит 18 календарных дней. В связи с этим для приобретения права на расчет пособия по общим правилам после окончания учебного отпуска работник должен проработать еще 72 календарных дня (90 - 18)».
В соответствие с Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 декабря 2003 года №89 «Об утверждении разъяснения «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году» при определении периода фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не учитываются периоды, в течение, которых работник фактически не работал:
работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам включается время, в течение которого работник фактически работал, и за ним сохранялась средняя заработная плата в соответствии с законодательством Российской Федерации:
при направлении в служебные командировки;
при переводе на нижеоплачиваемую работу.
В случае если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров. При этом справки с предыдущего места работы не требуется (пункт 4 Письма ФСС Российской Федерации от 25 февраля 2004 года №02-18/07-1202 «Ответы на вопросы по применению нового порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам»).
Таким образом, все время трудовых отношений с предыдущим работодателем считается фактически отработанным.
Пример.
Кузнецова С.В. проработала в организации А с 3 января 2004 года по 31 сентября 2005 года (последний год работы она была в отпуске по уходу за ребенком). Затем месяц не работала. С 1 декабря 2005 года поступила на работу в организацию Б и 12 января 2006 года заболела. В соответствии с приведенными выше правилами и, несмотря на то, что стаж прервался (перерыв в работе более трех недель), пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, так как с учетом записи в трудовой книжке Кузнецова фактически отработала более 3-х месяцев. Средний дневной заработок в данном случае будет рассчитываться путем деления суммы фактически начисленной за декабрь заработной платы на число фактически отработанных в декабре дней.
Окончание примера.
2. Определить средний дневной заработок (при условии, что работник фактически отработал в расчетном периоде более 3-х месяцев).
Если работник в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически три и более месяцев, расчетный период в конкретной ситуации определяется в порядке, установленном пунктами 4,5,6 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»:
«4. При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному.
6. В случае если работник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.
7. В случае если работник за расчетной период, до расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней в организации, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения».
Средний дневной заработок определяется в порядке, установленном пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», а именно, путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Средний часовой заработок работника при суммированном учете рабочего времени определяется в порядке, установленном пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», а именно, путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
В связи с изменением порядка финансирования пособий по временной нетрудоспособности, если в организации установлен суммированный учет рабочего времени, за счет работодателя подлежат оплате часы, предусмотренные графиком работы и пропущенные работником за первые два календарных дня нетрудоспособности. Такие разъяснения изложены в пункте 2 Письма ФСС Российской Федерации от 15 февраля 2005 года №02-18/07-1243:
«Если в организации установлен суммированный учет рабочего времени (например, дежурства в течение 24 часов через трое суток), за счет работодателя подлежат оплате часы, предусмотренные графиком работы и пропущенные работником за первые два календарных дня нетрудоспособности. Например, временная нетрудоспособность у Леоновой Т.М. наступила 27 января 2005 года и продолжалась до 15 февраля 2005 года. Графиком работы были предусмотрены дежурства Леоновой 28 января, 1 февраля, 5 февраля и так далее. Исчисленный в общеустановленном порядке размер часового пособия составил 50 рублей. В данном примере за 27 - 28 января, то есть за первые два дня нетрудоспособности, пособие должно быть оплачено за счет средств работодателя, а с 29 января до окончания нетрудоспособности - за счет средств обязательного социального страхования. Согласно графику работы 27 января - нерабочий день, 28 января у Леоновой было предусмотрено дежурство продолжительностью с 8 часов утра 28 января до 8 часов утра 29 января. В этой ситуации за счет средств работодателя оплачиваются пропущенные в периоде нетрудоспособности часы рабочего времени с 8 часов утра до 24 часов 28 января, то есть за 16 часов, а за счет средств обязательного социального страхования за 8 часов, пропущенных 29 января (третий день нетрудоспособности с 0 часов до 8 утра), и за последующие дежурства, пропущенные в связи с нетрудоспособностью».
Премии и вознаграждения при расчете среднего заработка учитываются в порядке, установленном пунктом 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»:
ежемесячные премии и вознаграждения - не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода;
премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, - в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.
Если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», то премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетный период (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц). Если работник проработал в организации не полный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, то их следует учитывать при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном данным пунктом Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 декабря 2005 года №180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового возмещения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2006 году» в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается от даты повышения фактической заработной платы.
В связи с этим, при определении среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам пункты 15 и 16 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года №13-6 не применяются.
Обратите внимание!
Если работодатель решит повысить оклад работнице перед ее уходом в декретный отпуск, ему нужно быть готовым доказать, что повышение заработной платы было обоснованным, например, с целью удержать квалифицированного специалиста. В противном случае работники ФСС Российской Федерации могут решить, что пособие по беременности и родам выплачено необоснованно, и, соответственно, откажут работодателю в возмещении расходов по выплате пособия в счет ЕСН. Об этом свидетельствует арбитражная практика: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 января 2005 года №А26-4718/04-22, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 августа 2004 года №А21-12236/03-С1.
Кроме того, может быть признано неправомерным возмещение за счет средств ФСС Российской Федерации пособия по беременности и родам, в случае оформления сотрудницы непосредственно перед наступлением страхового случая, а также отсутствия прибыли у работодателя в данный период (вследствие того, что хозяйственная деятельность не ведется) и выплаты пособия за счет заемных средств (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 октября 2004 года №А21-12025/03-С1).
3. Определить средний дневной заработок с учетом непрерывного трудового стажа.
Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 8 Закона №81-ФЗ сказано, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере:
«среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Порядок исчисления среднего заработка (дохода) устанавливается Правительством Российской Федерации».
Обратите внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22 декабря 2005 года №180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового возмещения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2006 году» приостанавливается действие статьи 8 Закона №81-ФЗ в части исчисления пособия по беременности и родам, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию. В связи с этим пособие по беременности и родам в 2006 году должно исчисляться в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа. (Письмо ФСС Российской Федерации от 23 января 2006 года №02-18/07-541 «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2006 году».
В связи с тем, что выплата указанных пособий осуществляется работодателем в соответствии с пунктом 100 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года №13-6, по основному месту работы, то пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2006 году следует исчислять из фактического заработка застрахованного лица по основному месту работы с учетом заработка, полученного работником на условиях внутреннего совместительства. В таком же порядке исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам медицинским и педагогическим работникам, работникам, не получающим по основной должности полного должностного оклада.
До принятия законодательных актов, регулирующих вопросы учета непрерывного стажа работы для определения размера пособия по беременности и родам, размер указанного пособия, как указано в Письме ФСС Российской Федерации от 12 января 2005 года №02-18/07-81, следует определять в соответствии с установленным порядком, то есть выплачивать пособие по беременности и родам в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа, с учетом установленного максимального размера пособия. То есть пособие по беременности и родам выдается в размере 100 % заработка.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов, а пособие по беременности и родам выплачивается за счет средств ФСС Российской Федерации независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа работника (смотрите Письмо ФСС Российской Федерации от 12 января 2005 года №02-18/07-81). Размер среднего заработка (дохода) по месту работы за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, рассчитывается в соответствии со статьей 139 ТК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (статья 2 Федерального закона от 22 декабря 2005 года №180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового возмещения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2006 году»).
В районах, где применяется районный коэффициент к заработной плате, максимальный размер определяется с учетом этого коэффициента (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 22 декабря 2005 года №180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового возмещения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2006 году»).
Порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от непрерывности стажа регламентируется пунктом 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года №13-6, а также пунктом 25 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года №191 «О пособиях по государственному социальному страхованию», которое применяется в части, не противоречащей ТК РФ, вступившему в силу с 1 февраля 2002 года, впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности (статьи 183 и 423 ТК РФ).
Пособие по временной нетрудоспособности, кроме трудового увечья или профессионального заболевания, выдается в размере 100% заработка:
рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет;
рабочим и служащим, имеющим на своем иждивении трех или более детей, не достигших 16 (учащиеся - 18) лет. Настоящее правило не распространяется на рабочих и служащих, у которых непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособия в размере полного заработка, не сохранился в связи с увольнением в течение последних восьми лет работы по следующим основаниям:
систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;
прогул (в том числе отсутствие на работе больше трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии;
вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;
утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности;
совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы;
требование профсоюзного органа;
увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставами о дисциплине;
совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы.
рабочим и служащим, у которых временная нетрудоспособность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга;
работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также принимавшим в 1986-1989 годах участие в работе по ликвидации последствий этой аварии в пределах зоны отчуждения или занятым в указанный период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
работающим инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;
работникам, не достигшим 18 лет, проживающим в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы или эвакуированным и переселенным из зон радиоактивного загрязнения, при заболевании кроветворных органов (острые лейкозы), щитовидной железы (аденомы, рак), злокачественными опухолями;
по уходу за больными детьми в возрасте до 14 лет, проживающими в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы или эвакуированными и переселенными из зон радиоактивного загрязнения.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 80% заработка:
рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет;
рабочим и служащим из числа круглых сирот, не достигших 21 года, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 60% заработка:
рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет.
Особый порядок определения размера выплачиваемых пособий установлен:
работающим инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным в отношении льгот к инвалидам Великой Отечественной войны. Во всех случаях временной нетрудоспособности им выдается пособие в размере 100% заработка.
при заболевании, связанном с поствакцинальным осложнением. Пособие выплачивается в размере 100% заработка независимо от непрерывного стажа работы.
для случаев ухода за ребенком, не достигшим 14 лет, за период с 8-го по 14-й календарный день, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - с 11-го по 14-й календарный день. Пособие выдается в размере 50% заработка, независимо от непрерывного трудового стажа.
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также пособие на период санаторного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет выдаются в зависимости от непрерывного стажа. Размер пособия с 8-го или 11-го дня не уменьшается.
При уходе за здоровым ребенком в возрасте до 3 лет или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет на период болезни матери пособие выдается лицу, осуществляющему уход, на весь период, в течение которого мать не может ухаживать за ребенком с учетом непрерывного стажа без снижения размера пособия с 8-го или 11-го дня.
Пособие по уходу за несовершеннолетним членом семьи, заболевание которого связано с поствакцинальным осложнением, выплачивается одному из родителей или иному законному представителю за все время болезни в размере 100% заработка, независимо от непрерывного стажа работы.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее Закон 4520-1) таким лицам пособие выплачивается в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.
Обратите внимание!
Статьей 24 Закона №4520-1 было установлено, что в случае временной нетрудоспособности указанным лицам выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. Однако Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ограничил выплату пособия вышеуказанной категории лиц также максимальным размером пособия.
С 1 января 2007 года утрачивают силу положения пункта 1 «Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию», утвержденных Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 года №252 (далее Постановление №252), в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как противоречащие Конституции Российской Федерации в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года №16-О:
«Положения пункта 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 года №252), пунктов 25 - 27 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждены Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года №191) и пункта 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года №13-6) в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 4 марта 2004 года №138-О и настоящем Определении, с 1 января 2007 года не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как противоречащие Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), и утрачивают силу».
ПОРЯДОК РАСЧЕТА НЕПРЕРЫВНОГО СТАЖА
Длительность непрерывного трудового стажа, оказывающая влияние на право получения пособия по временной нетрудоспособности и его размер играет роль лишь до 1 января 2007 года, в соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года №16-0.
Непрерывный трудовой стаж определяется в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными Постановлением №252. Поскольку с 1991 года изменения в Правила не вносились, их следует применять с учетом принятых впоследствии законодательных актов Российской Федерации и международных договоров с участием Российской Федерации. В частности, следует учитывать положения, отмеченные в Письме ФСС Российской Федерации от 25 октября 2002 года №02-18/05-7418.
Непрерывный стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы в данной организации. При переводе с одной работы на другую непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превышает одного месяца. При увольнении по собственному желанию без уважительных причин непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превышает трех недель.
Обратите внимание!
С 1 января 2007 года утрачивают силу положения пункта 1 Постановления №252, в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как противоречащие Конституции Российской Федерации в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года №16-О.
Нормативное положение, содержащееся в подпункте «и» пункта 7 Постановления №252 признано не подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащее Конституции Российской Федерации, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2004 года №138-О. В соответствии с подпунктом «и» пункта 7 Постановления №252 стаж прерывается при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев.
Таким образом, при повторном увольнении за год по собственному желанию без уважительных причин непрерывный стаж сохраняется.
В соответствии с Письмом ФСС Российской Федерации от 6 августа 2004 года №02-10/07-5217 по страховым случаям, наступившим до 4 марта 2004 года и продолжающимся после этой даты, пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные в этом периоде с учетом подпункта «и» данного пункта, подлежат перерасчету.
Непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превышает двух месяцев:
при поступлении на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;
при поступлении на работу в Российской Федерации после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации за границей или в международных организациях;
при поступлении на работу в Российской Федерации граждан, переселившихся из стран, с которыми Российская Федерация заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран. Двухмесячный период в этом случае исчисляется со дня приезда в Российскую Федерацию.
Непрерывный стаж сохраняется при перерыве в работе до трех месяцев:
при поступлении на работу лиц, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также при поступлении на работу рабочих и служащих, увольняемых из частей, учреждений, организаций и с предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с проведением мероприятий по сокращению их в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
при поступлении на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям (кроме случаев, при которых в соответствии с Постановлением №252 непрерывный стаж не сохраняется), по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа. Трехмесячный период в этих случаях исчисляется со дня восстановления трудоспособности. Днем восстановления трудоспособности считается соответственно день вынесения заключения об этом врачебно-консультационной комиссией (ВКК) либо день, по который была установлена инвалидность;
при поступлении на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке); сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел (основание – статья 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1 «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»);
Непрерывный стаж сохраняется при перерыве в работе до шести месяцев:
работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера, а также в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 года №255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР», с учетом того, что положения данного Постановления в отношении Республики Карелия отменены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1994 года №155 «Об отнесении отдельных территорий республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям».
Таким образом, данное положение распространяется на Архангельскую область и Республику Коми, за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, а также Койгородского и Прилузского районов Республики Коми (основание – пункт 14 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года №76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера»).
работникам предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытых административно-территориальных образований, высвобождаемым в связи с их реорганизацией или ликвидацией, а также при сокращении численности или штата указанных работников (основание – пункт 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании») (членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы при прекращении депутатских полномочий (основание – пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 8 мая 1994 года №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Непрерывный стаж сохраняется при перерыве в работе до одного года:
гражданам, уволенным с военной службы (основание – пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Непрерывный стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе:
при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;
при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям, кроме случаев увольнения, не дающих права на сохранение непрерывного стажа (в соответствии с Правилами). Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям (например, за выслугу лет), если они одновременно имеют право на пенсию по старости;
одному из родителей или иному законному представителю ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего, уволившемуся для ухода за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет (основание – статья 18 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»);
уволенным с военной службы ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более (основание – абзац 3 пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Непрерывный трудовой стаж не сохраняется, если работник был уволен с предыдущего места работы:
за систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;
прогул (в том числе отсутствие на работе больше трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии;
вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;
утрату доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности;
совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы;
требование профсоюзного органа;
в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставами о дисциплине;
совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы;
Помимо времени работы в непрерывный трудовой стаж также засчитывается:
служба в составе Вооруженных Сил, в органах государственной безопасности и органах внутренних дел, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;
женщинам-военнослужащим, уволенным из Вооруженных Сил и органов государственной безопасности в связи с беременностью или рождением ребенка, время службы, а также периоды, в течение которых им выплачивалось пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, включаются в непрерывный трудовой стаж при условии поступления на работу или учебу до достижения ребенком возраста полутора лет;
В Письме Минтруда Российской Федерации от 14 мая 2004 года №2535-ВЯ указано, что в период фактической работы, учитываемой для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам, включаются периоды прохождения военной службы и службы в органах внутренних дел.
время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и так далее.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;
время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа в качестве рабочего или служащего либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил, в органах государственной безопасности и внутренних дел, народном ополчении и партизанских отрядах;
время работы в качестве председателей колхозов рабочих и служащих, направленных (рекомендованных) в колхозы в соответствии с решениями партийных или советских органов, если перерыв между днем прекращения работы в колхозе и днем поступления на работу в качестве рабочего или служащего не превысил сроков, установленных Правилами в зависимости от причины увольнения;
время непрерывной работы в качестве члена колхоза в случае прекращения деятельности колхоза в связи с передачей земель совхозу либо иному государственному предприятию (организации) при соблюдении условий, установленных пунктом 4 Положения о порядке передачи совхозам земель и общественного имущества колхозов при преобразовании их в совхозы и о порядке расчетов с колхозниками, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 3 мая 1957 года №495;
время вынужденного прогула при неправильном увольнении, если работник восстановлен на работе;
Из содержания Письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 июля 2004 года №3186-ЮЛ следует, что время вынужденного прогула включается в период фактической работы, учитываемой для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. В соответствии со статьей 394 ТК РФ работник, уволенный незаконно, по решению органа, рассматривающего индивидуальный трудовой спор, должен быть восстановлен на прежней работе с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула.
беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организаций, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости, время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет (основание – пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 года №1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций») время участия в оплачиваемых общественных работах, при условии заключения срочного трудового договора, при этом на граждан распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании (основание – пункты 13, 14 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года №875 «Об утверждении положения об организации общественных работ»);
перерыв в работе супругов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, уволенных в связи с переездом члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации (основание – пункт 5 статьи 25 Федерального закона от 8 мая 1994 года №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
отпуск, предоставленный женщинам по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (основание – статья 256 ТК РФ).
Не засчитывается в непрерывный трудовой стаж, но не прерывает его:
время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении (в том числе на подготовительном отделении) либо пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре, если перерыв между днем освобождения от работы и днем зачисления на учебу не превысил сроков, установленных Правилами, в зависимости от причины увольнения, а перерыв между днем окончания учебы либо досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу не превысил трех месяцев. У окончивших учебное заведение (аспирантуру, клиническую ординатуру) или досрочно отчисленных из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) до 1 июля 1973 года и поступивших на работу до 1 октября 1973 года непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва между днем окончания учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) или досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу;
время пребывания за границей членов семьи рабочих, служащих и военнослужащих, направленных для работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации за границей или в международных организациях либо для прохождения службы, если перерыв между днем возвращения в Российской Федерации и днем поступления на работу не превысил двух месяцев;
межсезонный перерыв, если работник на данном предприятии, в учреждении, организации проработал предыдущий сезон полностью, заключил трудовой договор о работе в следующем сезоне и возвратился на работу в срок, установленный договором.
Данное правило применяется в тех отраслях народного хозяйства, где действующим законодательством допускается суммирование периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа;
время нахождения в лечебно-трудовом профилактории при условии, если перерыв между днем освобождения из лечебно-трудового профилактория и днем поступления на работу не превысил одного месяца;
время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы;
время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей (основание – пункт 2 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);
супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту – весь период проживания с супругами до 1992 года, вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года – в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе (основание – пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
4. Определить максимальный размер дневного пособия.
В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 22 декабря 2005 года №180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового возмещения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2006 году» максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам за полный календарный месяц с 1 января 2006 года увеличен с 12480 рублей до 15000 рублей.
Согласно части второй статьи 3 Федерального закона от 22 декабря 2005 года №180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового возмещения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2006 году» в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяется районный коэффициент к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам определяется с учетом этих коэффициентов.
При этом, поскольку максимальная величина дневного (часового) пособия определяется в каждом месяце нетрудоспособности (письмо ФСС Российской Федерации от 18 февраля 2002 года №02-18/05/1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам»), то по страховым случаям, наступившим в 2005 году и продолжающимся в 2006 году, выплата пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам по 31 декабря 2005 года должна производиться с учетом ограничения пособия максимальным размером пособия в сумме 12480 рублей, а с 1 января 2006 года - в сумме 15000 рублей.
Такой порядок расчета пособия приведен в пункте 2 Письма ФСС Российской Федерации от 18 января 2005 года №02-18/07-306 «О статьях 7 и 8 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год».
5. Определить размер пособия.
Пособие рассчитывается путем умножения меньшей из сумм, полученных в пункте 3 и пункте 4, на количество рабочих дней, пропущенных в результате нетрудоспособности.
Итак, расчет пособий производится следующим образом:
рассчитывается среднедневное пособие, исходя из фактического заработка работника с учетом непрерывного стажа;
рассчитывается максимальный размер среднедневного пособия, исходя из суммы максимального пособия (15 000 рублей: число рабочих дней в месяце нетрудоспособности);
пособие рассчитывается путем умножения меньшей из этих сумм на количество рабочих дней, пропущенных в результате нетрудоспособности.
Данный порядок применяется при расчете пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам.
Размер расходов на посторонний уход за застрахованным лицом, оплачиваемых за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
За счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оплачиваются расходы на посторонний специальный медицинский уход за застрахованным лицом в размере 900 рублей в месяц и расходы на посторонний бытовой уход за застрахованным лицом в размере 225 рублей в месяц.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры ежемесячных расходов на посторонний специальный медицинский уход и посторонний бытовой уход за застрахованным лицом определяются с учетом этих коэффициентов (Федеральный закон от 22 декабря 2005 года №180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового возмещения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2006 году»).
Размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренный статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица исходя из максимальной суммы 46 900 рублей.
2. В случае смерти застрахованного лица единовременная страховая выплата устанавливается в размере 46 900 рублей.
Статьей 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определен порядок исчисления, и размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием:
«Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности».
Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц был установлен в следующем размере:
в 2002, 2003, 2004 годах - 11700 рублей,
в 2005 году - 12480 рублей;
в 2006 году - 15000 рублей.
Статьей 14 Федерального закона от 8 февраля 2003 года №25-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» установлен минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием):
«Установить, что минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием) и минимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов».
Статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» был установлен следующий минимальный размер оплаты труда:
с 1 января 2005 года – 720 рублей;
с 1 сентября 2005 года – 800 рублей;
с 1 мая 2006 года – 1100 рублей.
Более подробно о порядке выдачи пособий по государственному социальному страхованию и больничных листов Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Пособия по временной нетрудоспособности и иные пособия».
Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами за счет ФСС
В соответствии со статьей 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Эти дни также могут быть использованы одним из родителей либо разделены между ними по их усмотрению.
Порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных дней установлен Постановлением Минтруда Российской Федерации №26, ФСС Российской Федерации №34 от 4 апреля 2000 года «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опе
Рассмотрим порядок обложения НДС и особенности операций предоставления и получения товарно-материальных ценностей по договору товарного кредита.
Обратите внимание!
Порядок обложения НДС операций в рамках товарного кредита в настоящее время является дискуссионным. Специалисты высказывают совершенно противоположные точки зрения, кроме того, по данной проблеме существует противоречивая арбитражная практика.
В связи с этим следует объективно проанализировать указанную операцию с точки зрения возможных налоговых рисков и выявить противоречивые моменты.
Договор товарного кредита и налог на добавленную стоимость
Рассмотрим порядок обложения НДС и особенности операций предоставления и получения товарно-материальных ценностей по договору товарного кредита.
Обратите внимание!
Порядок обложения НДС операций в рамках товарного кредита в настоящее время является дискуссионным. Специалисты высказывают совершенно противоположные точки зрения, кроме того, по данной проблеме существует противоречивая арбитражная практика.
В связи с этим следует объективно проанализировать указанную операцию с точки зрения возможных налоговых рисков и выявить противоречивые моменты.