Главная страница --> Ведение бизнеса

Ответственность должностных лиц организации за нарушение валютного законодательства



Общие положения.

Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных указанным законом. Данные акты обязательны для исполнения, как резидентами, так и нерезидентами.

В соответствии со статьей 5 Закона №173-ФЗ к органам валютного регулирования отнесены Правительство Российской Федерации и Центральный Банк Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона №173-ФЗ органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации (статья 22 Закона №173-ФЗ), а также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года №278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»).

Закон №173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 Закона №173-ФЗ).

В соответствии со статьей 25 Закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственности подлежат как сами организации, так и их должностные лица.

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства .

В соответствии со статьей 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) уголовной ответственности подлежат действия по невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте:

«Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, -

наказывается лишением свободы на срок до трех лет».

Согласно статье 1 Закона №173-ФЗ к иностранной валюте относятся:

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

- средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Статьей 19 Закона №173-ФЗ установлено требование репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации:

«При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них».

Обратите внимание, Закон №173-ФЗ в качестве предмета возврата называет как иностранную валюту, так и валюту Российской Федерации, а по статье 193 УК РФ предметом преступления могут быть только средства в иностранной валюте.

Статьей 19 Закона №173-ФЗ также названы обстоятельства, при которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации:

«1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;

4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям);

5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами».

Объективную сторону данного преступления составляет невозвращение иностранной валюты в российские банки. Данное преступление, как правило, совершается посредством перевода иностранной валюты в иностранный банк и, как следствие сокрытия выручки (неотражения в бухгалтерских документах). В таком случае можно говорить и об ответственности по статье 199.1 УК РФ.

Обязательным элементом состава является крупный размер. Согласно примечанию к статье 193 УК РФ деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей.

Субъектом ответственности является должностное лицо организации, заключившее от имени организации внешнеторговый контракт (руководитель, заместители руководителя).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Как правило, подобные преступления совершаются с корыстным мотивом, однако ввиду отсутствия прямого указания на мотив в данном составе преступления, мотив совершения данного преступления не имеет значения.

Частью 1 статьи 188 УК РФ предусмотрена ответственность за контрабанду:

«Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет».

Уголовная ответственность за контрабанду, наступает лишь при наличии одного или нескольких следующих признаков: сокрытия виновным товаров или иных ценностей при перемещении через государственную границу Российской Федерации в специальных хранилищах, либо путем обманного использования таможенных и иных документов, либо при наличии крупного размера, либо совершения преступления группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо совершения ее должностным лицом с использованием служебного положения (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 года №2 «О судебной практике по делам о контрабанде»).

При этом:

- под незаконным перемещением товаров или иных ценностей через государственную границу Российской Федерации надлежит признавать перемещение, совершенное помимо таможенных учреждений без соответствующего на то разрешения, т.е. вне мест и времени, определенных этими учреждениями, либо с сокрытием от таможенного контроля этих предметов. В частности, заведомое несообщение таможенному контролю сведений о предметах, подлежащих обязательному объявлению или предъявлению; перемещение предметов способами, затрудняющими их обозрение и обнаружение; предъявление предметов не своим наименованием и тому подобное;

- специальными хранилищами следует считать тайники, изготовленные в целях контрабанды, а также оборудованные и приспособленные в этих же целях на транспортных средствах конструктивные емкости и предметы, предварительно подвергавшиеся разборке, монтажу и тому подобное;

- под обманным использованием таможенных и иных документов следует понимать действия лиц, связанные с представлением таможенному контролю в качестве оснований для перемещения товаров или иных ценностей заведомо поддельных документов или полученных незаконным путем либо документов, содержащих ложные сведения;

- крупным размером признается стоимость товаров или иных предметов в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей (примечание к статье 169 УК РФ).

Предметом данного преступления могут быть любые товары, в том числе и валютные ценности.

Субъектом данного преступления может быть любое лицо - лицо, перемещающее товар, декларант (в том числе и руководитель организации).

Данное преступление совершается с прямым умыслом.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства .

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи:

«Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании».

Согласно статье 1 Закона №173-ФЗ валютными операциями признается:

«а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации».

Статьей 9 Закона запрещены валютные операции между резидентами, за исключением операций, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 9, частью 6 статьи 12 и частью 3 статьи 14 Закона №173-ФЗ.

Пунктом 3 статьи 10 Закона №173-ФЗ установлено, что валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации. Из этого следует, что расчеты между нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации запрещены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона №173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением:

- расчетов в наличной валюте Российской Федерации с физическими лицами - нерезидентами по договорам розничной купли-продажи товаров;

- расчетов в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению;

- расчетов юридических лиц - резидентов и нерезидентов (физических и юридических лиц) в наличной валюте Российской Федерации и иностранной валюте за обслуживание воздушных судов иностранных государств, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате портовых сборов.

Кроме того, юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в части 6.1 статьи 12 Закона №173-ФЗ.

Из изложенного следует, что запрещенными являются такие операции, как:

«- расчеты юридических лиц - резидентов с нерезидентами в наличной иностранной валюте при купле-продаже товаров, оказании услуг (в т.ч. транспортных, гостиничных услуг, услуг общественного питания);

- расчеты юридических лиц - резидентов с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации при купле-продаже товаров, не относящейся к розничной торговле (статьи 492 - 505 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК России));

- операции по выплате юридическими лицами - резидентами заработной платы физическим лицам - нерезидентам в наличной валюте Российской Федерации или иностранной валюте, осуществляемые на территории Российской Федерации». Таким образом, выплата заработной платы нерезидентам возможна только в безналичной форме (например, с использованием пластиковой карты).

(Письмо ФТС Российской Федерации от 27 декабря 2005 года №01-06/46464 «О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» (далее Письмо ФТС №01-06/46464)).

Статья 14 Закона №173-ФЗ устанавливает требования к осуществлению валютных операций резидентами. В связи с этим участие в расчетах с резидентами нерезидентов нарушением Закона №173-ФЗ со стороны нерезидентов не является. Однако резидент в таком случае будет нести ответственность по статье 15.25 КоАП РФ если он знал или должен был и мог знать, что он осуществляет валютную операцию с нерезидентом.

При выявлении достаточных данных, указывающих на совершение резидентами незаконных расчетов в наличной валюте на территории Российской Федерации, должностным лицам таможенных органов следует возбуждать дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в случае, если указанные расчеты проведены по возмездным договорам между резидентами и нерезидентами, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации. В иных случаях информация о таких расчетах подлежит передаче в Росфиннадзор (Письмо ФТС №01-06/46464).

Субъектом административной ответственности по статье 15.25 КоАП РФ будут являться лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.

Частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона №173-ФЗ резиденты вправе открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

При этом, согласно пункту 2 статьи 12 Закона №173-ФЗ резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов), не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

«3. Резиденты открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации в случаях, не указанных в части 1 настоящей статьи, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета (вклада).

Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета о закрытии счетов (вкладов), указанных в настоящей части, не позднее одного месяца со дня прекращения договора об открытии счета (вклада) с банком за пределами территории Российской Федерации по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации.

Переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному бан茟у при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов)».

Обратите внимание, указанные часть 3 статьи 12 Закона №173-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2007 года (часть 3 статьи 26 Закона №173-ФЗ).

С 1 января 2007 года будет действовать общий порядок уведомления налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов), установленный частью 2 статьи 12 Закона №173-ФЗ.

Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в части 6.1 статьи 12 Закона №173-ФЗ:

«6.1. Со средствами, указанными в части 6 настоящей статьи, между резидентами без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

1) операции по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

2) операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

3) операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части сотрудников на территорию страны местонахождения указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации;

4) операции, указанные в пунктах 10 и 11 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона».

На резидентов также возложена обязанность представления налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (часть 7 статьи 12 Закона №173-ФЗ).

Таким образом, основными обязанностями организаций при открытии счетов в иностранных банках является уведомление налоговых органов об открытии и закрытии счетов, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам.

Нарушение указанных требований влечет административную ответственность по статье 15.25 КоАП РФ.

Ответственность по данной статье будут нести должностное лицо организации и непосредственно сама организация.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15.25 КоАП РФ невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации установлен статьей 21 Закона №173-ФЗ:

«1. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 процентов ее суммы.

2. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

3. Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:

1) сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;

2) сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

3) валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

4) сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).

4. Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Центральным банком Российской Федерации.

5. Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в иностранной валюте:

1) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;

3) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;

4) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.

6. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, через уполномоченные банки Центральному банку Российской Федерации.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или непосредственно Центральному банку Российской Федерации.

7. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.

8. Льготы по обязательной продаже части валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации».

Данная статья действует до 1 января 2007 года (статья 26 Закона №173-ФЗ). В связи с этим следует ожидать внесение изменений и в статью 15.25 КоАП РФ.

Порядок осуществления продажи части выручки регулируется Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 30 марта 2004 года №111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». Согласно изменениям, внесенным Указаниями Центрального Банка Российской Федерации от 29 марта 2006 года №1676-У «О внесении изменения в Инструкцию Центрального Банка Российской Федерации от 30 марта 2004 года №111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» обязательная продажа части валютной выручки резидентов в настоящее время осуществляется в размере 0 процентов суммы валютной выручки.

Ответственность по части 3 статьи 15.25 КоАП РФ несут предприниматели без образования юридического лица, а также юридические лица.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ:

«4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию».

Как было рассмотрено выше, подобная норма содержится и в УК РФ (статья 193), которая объединяла оба эти состава. Разграничение ответственности производится по критерию размера суммы неперечисленной в российский банк. Если в статье 193 УК РФ говорилось о крупном размере, то в статье 15.25 КоАП РФ такого упоминания нет. Кроме того, если в статье 193 УК РФ говорилось только о невозвращении средств в иностранной валюте, то в КоАП РФ упоминается и валюта Российской Федерации.

На практике при применении части 4 статьи 15.25 КоАП РФ возникает вопрос, как быть, если невыполнение резидентом обязанности по перечислению средств в российский банк стало следствием нарушения обязательств контрагента - нерезидента?

Представляется, что в данном случае предприниматель или организация не подлежит административной ответственности, поскольку в силу статьи 2.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности требуется наличие вины, а так как организация или предприниматель не имели возможности для соблюдения установленных правил и норм, то и вины в их действиях нет. Следовательно, привлечение к ответственности невозможно.

Таким образом, для привлечения к ответственности по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ необходимо чтобы:

- товар был передан в соответствии с условиями внешнеторгового контракта резидентом нерезиденту;

- денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, не были получены в предусмотренные внешнеторговым контрактом сроки.

Возврат в Российскую Федерацию денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары должен быть осуществлен в сумме фактически уплаченных нерезидентам (полученных нерезидентами) денежных средств, то есть без вычета банковских расходов и комиссий.

Для привлечения к ответственности по пункту 5 статьи 15.25 КоАП РФ необходимо чтобы:

- денежные средства были перечислены нерезиденту и не возвращены в Российскую Федерацию в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) для их возврата, а в случае отсутствия таковых в контракте - для ввоза (получения) товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- товары не были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (не получены от нерезидента на таможенной территории Российской Федерации) в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами).

Вместе с тем, если товары ввезены в Российскую Федерацию (переданы резиденту на таможенной территории Российской Федерации) с нарушением срока, предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), но в срок, установленный договором для возврата денежных средств, правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, отсутствует. Если ввоз товаров состоялся позднее указанных сроков, то невозвращение в эти сроки ранее перечисленных денежных средств за данные товары свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ (Письмо ФТС №01-06/46464).

Вина импортера-резидента в совершении данного правонарушения отсутствует, если до истечения контрактного срока импортируемые товары до ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

«При доказывании субъективной стороны правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП России, необходимо учитывать меры, предпринятые резидентом в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:

а) на стадии предконтрактной подготовки:

- выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;

б) на стадии заключения контракта:

- внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);

- применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неисполнения контрагентом обязательств по договору;

- разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;

- использование страхования коммерческих рисков;

в) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:

- ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);

- предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы».

(Письмо ФТС Российской Федерации от 27 декабря 2005 года №01-06/46464 «О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства»)

Правонарушения, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, совершаемые в форме бездействия, являются оконченными в день, следующий за днем периода, предоставленного для выполнения соответствующей обязанности. Следовательно, в силу пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф должен рассчитываться на момент окончания административного правонарушения, исходя из суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию.

Таким образом, зачисление денежных средств на счет в уполномоченном банке или возврат их в Российскую Федерацию после возбуждения дела об административном правонарушении не приведет к прекращению производства по делу.

Субъектами ответственности по частям 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ являются лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, а также организации (примечание к статье 15.25 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ:

«Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда».

Как видно из диспозиции указанной нормы, объективную сторону данного состава правонарушения составляют действия:

- по несоблюдению порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям либо нарушение срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона №173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Центральным Банком Российской Федерации приняты: Инструкция от 15 июня 2004 года №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее Инструкция ЦБ №117-И) и Положение от 1 июня 2004 года №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». Указанные документы предусматривают предоставление форм учета и отчетности по валютным операциям только уполномоченным банкам.

- нарушение порядка использования специального счета и (или) резервирования. Согласно статье 1 Закона №173-ФЗ специальный счет представляет собой банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с Законом №173-ФЗ. В случае установления в соответствии с Законом №173-ФЗ требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета (данный пункт действует до 1 января 2007 года). Использование специального счета допускается только в случаях прямо установленных Законом №173-ФЗ. Согласно статье 8 Закона №173-ФЗ требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Центральным Банком Российской Федерации при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;

2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;

3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

5) операций кредитных организаций, за исключением банковских операций.

Виды и порядок использования специальных счетов установлены Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 7 июня 2004 года №116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов».

Согласно статье 16 Закона №173-ФЗ в случаях установленных Законом №173-ФЗ резиденты и нерезиденты обязаны осуществить резервирование. Порядок резервирования установлен Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 1 июня 2004 года 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций».

Обратите внимание

Требование использования специального счета, а также требование резервирования действуют до 1 января 2007 года (часть 3 статьи 26 Закона №173-ФЗ).

- нарушение единых правил оформления паспортов сделок. Согласно статье 20 Закона №173-ФЗ паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Порядок оформления паспорта сделки установлен Инструкцией ЦБ №117-И;

- нарушение сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок. Согласно части 2 статьи 24 Закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты обязаны обеспечить сохранность учетных документов и иных документов не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Субъектами административной ответственности по статье 15.25 КоАП РФ являются должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица.

Как было уже отмечено, с 1 января 2007 года ряд норм Закона №173-ФЗ утрачивает силу. В связи с этим следует ожидать и внесение изменений в статью 15.25 КоАП РФ.

Согласно части 7 статьи 15.25 КоАП РФ:

«Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда».

В настоящее время часть 7 статьи 15.25 КоАП РФ не применяется (Письмо ФТС №01-06/46464).

В статье 15 Закона №173-ФЗ установлены случаи, когда наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

В случае недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной статьей 16.4 КоАП РФ.

В случае недекларирования юридическими лицами по установленной форме иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также в случае недекларирования физическими или юридическими лицами по установленной форме внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, дорожных чеков, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих декларированию путем подачи письменной таможенной декларации, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Согласно примечанию к статье 15.25 КоАП РФ стоимость внутренних и внешних ценных бумаг, являющихся предметом административного правонарушения, определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным статьей 16 Закона №173-ФЗ (отменяется с 1 января 2007 года) для расчета суммы резервирования по валютной операции.

Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения административного правонарушения курсу Центрального Банка Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися ответственности руководителей организации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ответственность должностных лиц организации».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Отражение в учете представительских расходов, оплаченных пластиковыми картами ..
Реализация готовой продукции в бухгалтерском учете на предприятиях легкой промышленности ..
Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями, применяющими упрощ ..
Переход на упрощенную систему налогообложения ..
Налог на добавленную стоимость у цедента ..
Учет реализации товаров в оптовой торговле ..
Учет форменной одежды в гостиницах ..
Договор возмездного оказания юридических услуг ..
Порядок трудоустройства иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ ..
Налогоплательщики налога на прибыль организаций ..
Организация первичного учета лекарств в аптеках ..
Учет затрат промышленной организации на производство продукции ..
Лицензирующие органы ..


Похожие документы из сходных разделов


Реализация физическим лицам товаров со скидкой


При осуществлении операций по реализации товаров со скидкой отдельным категориям физических лиц следует учитывать положения статьи 212 НК РФ.

Как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 212 НК РФ облагаемым НДФЛ доходом физического лица является, в частности, материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

Из данной статьи следует, что в случае реализации физическому лицу товаров (работ

[ознакомиться полностью]

Учет товарных запасов в бухгалтерии


Сортовой способ бухгалтерского учета.

Предусматривает ведение карточек количественно-суммового учета на каждый сорт (категорию) и цену продукта. В данных карточках отражается остаток товаров, их приход и расход в количественном и стоимостном выражении.

По окончании месяца в карточке производится подсчет оборотов за месяц, определяются остатки, и на основании этих данных составляется оборотная ведомость. Итоговая строка оборотной ведомости должна быть равна оборотам и сальдо синтетического счета 41 «Товары».

На основании оборотной ведомости сверяются данные бухгалтер

[ознакомиться полностью]

Что такое «представительские расходы» организации?


Итак, представительские расходы - это расходы организации на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа организации, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации,

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100