Организации могут приобретать путевки на санаторно-курортное лечение самостоятельно, а могут получать их под отчет от отделения (филиала отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ФСС РФ).
Порядок и условия предоставления работникам путевок за счет средств государственного социального страхования определены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года №173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» (далее Закон №173-ФЗ).
Согласно статье 5 указанного закона:
«Установить, что в 2006 году Фонд осуществляет оплату стоимости путевок сроком пребывания не более 21 дня в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту лечения, осуществляемого за счет средств федерального бюджета, в санаторно-курортные и федеральные специализированные медицинские учреждения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно статье 9 указанного закона №173-ФЗ:
«Установить, что в 2006 году средства обязательного социального страхования в сумме 3 300 000,0 тыс. рублей направляются на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам для долечивания в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации».
Перечень заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 года №309 «Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей».
Обратите внимание!
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2003 года №182 «О частичном приостановлении в 2003 году действия Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 года №309». Действие данного документа в части приобретения, распределения и выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление членов семей работников и на оздоровление работников было приостановлено в 2003 году.
Кроме того, согласно Закону №173-ФЗ в 2006 году средства обязательного социального страхования могут направляться на полную или частичную оплату стоимости детских путевок. При этом за счет средств ФСС РФ оплачиваются путевки для отдыха и оздоровления детей только застрахованных граждан.
В соответствии с нормами статьи 10 Закона №173-ФЗ за счет средств ФСС могут быть оплачены путевки:
«1) в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21 - 24 дня из расчета до 450 рублей на одного ребенка в сутки;
2) в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в период школьных каникул в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Максимальный размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки в детских санаториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих районных коэффициентов.
3. В организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и организацией двух- или трехразового питания за счет средств обязательного социального страхования производится оплата стоимости набора продуктов питания не более чем за 21 день пребывания в них детей застрахованных граждан в период школьных каникул исходя из фактически сложившихся цен в данном регионе».
Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года №256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на саноторно-курортное лечение» утверждены новые формы медицинской документации, применяемые при медицинском отборе и направлении больных на санаторно-курортное лечение:
«В соответствии со статьями 5.2.11 и 5.2.101 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №321, статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в целях совершенствования порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение (Приложение №1).
1.2. Форму №070/у-04 «Справка для получения путевки» (Приложение №2).
1.3. Форму №072/у-04 «Санаторно-курортная карта» (Приложение №3).
1.4. Форму №076/у-04 «Санаторно-курортная карта для детей» (Приложение №4).
1.5. Инструкцию по заполнению формы №070/у-04 «Справка для получения путевки» (Приложение №5).
1.6. Инструкцию по заполнению формы №072/у-04 «Санаторно-курортная карта» (Приложение №6).
1.7. Инструкцию по заполнению формы №076/у-04 «Санаторно-курортная карта для детей» (Приложение №7)».
Полученные и выданные путевки на санаторно-курортное лечение работодатели отражают в расчетных ведомостях по средствам ФСС РФ. По мере выдачи путевок работодатели относят их стоимость (в пределах величины, установленной действующим законом и другими нормативно-правовыми актами на соответствующий год) на расходы по обязательному социальному страхованию.
На каждую путевку, выданную за счет средств обязательного социального страхования, в бухгалтерии работодателя должны быть приходные и расходные документы (приходная накладная, заявление работника, медицинское заключение), решение комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию о выделении путевки и условиях ее оплаты, отрывной талон к санаторно-курортной путевке), которые хранятся в порядке, установленном для хранения денежных документов (пункт 111 Постановления ФСС Российской Федерации от 17 марта 2004 года №24 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам»).
Детские путевки, приобретенные организацией за счет средств ФСС РФ, учитываются на счете 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы». По мере их выдачи они списываются с субсчета «Денежные документы» на счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Пример 1.
ООО «Офелия» направляет в детский лагерь ребенка своего сотрудника за счет средств ФСС РФ, стоимость детской путевки 12 000 рублей.
В бухгалтерском учете организации данные хозяйственные операции будут отражаться следующим образом:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
76
51
12 000
Перечислены денежные средства за путевку
50-3
76
12 000
Детская путевка учтена в составе денежных документов
69
50-3
12 000
Стоимость выданной путевки отнесена за счет средств ФСС РФ
Окончание примера.
ПРИОБРЕТЕНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ПУТЕВОК ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
Путевки на санаторно-курортное лечение могут приобретаться организацией на основании заявления работника с последующей ее передачей работнику, а также могут приобретаться самостоятельно работником организации (стоимость путевки компенсируется за счет средств организации).
В соответствии с пунктом 12 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99:
«Внереализационными расходами являются:
…..
перечисление средств (взносов, выплат и так далее), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий».
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н, для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных, внереализационных) отчетного периода, кроме чрезвычайных доходов и расходов, предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрен порядок учета созданного организацией фонда потребления на выплаты социального характера. Такие фонды потребления не могут учитываться в составе капитала организации.
Пример 2.
ООО «Парус» приобрело по заявлению работника детскую путевку в санаторий «Зеленая роща», расположенный на территории России, сроком на 21 день. Стоимость путевки - 15 000 рублей.
Расходы организации по приобретению путевки погашаются:
в сумме 8 400 рублей - за счет средств ФСС РФ,
в сумме 3 000 рублей - за счет средств организации (на основании приказа руководителя),
в сумме 3 600 рублей - за счет средств самого работника.
В бухгалтерском учете данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
76
51
15 000
Перечислены денежные средства за детскую путевку
50-3
76
15 000
Принята к учету путевка санатория «Зеленая роща»
73
50-3
15 000
Передана детская путевка работнику организации
69
73
9 450
Отражена компенсация части стоимости путевки за счет средств ФСС РФ (450 рублей х 21 день)
91
73
3 000
Списана часть стоимости путевки за счет средств организации
50
73
2 550
Погашена стоимость детской путевки работником организации (15 000 - 9450 - 3000)
Окончание примера.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ОПЛАТЕ ПУТЕВОК ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Если организация оплачивает за своего работника стоимость путевки на санаторно-курортное лечение, то доход работника включается в налогооблагаемую базу по НДФЛ. Так как в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ):
«При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса».
Однако при этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 9 статьи 217 НК РФ, налогом не облагаются:
«суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;
за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации».
Письмо Минфина Российской Федерации от 19 января 2004 года №04-04-06/10 разъясняет:
«С 1 января 2001 года в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса.
Согласно пункту 9 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;
за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Освобождение от налога на доходы физических лиц стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения имеет целью создание наиболее благоприятного режима налогообложения для лиц, нуждающихся в лечении.
Санаторно-курортные организации оказывают услуги по лечению в виде медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных факторов в условиях пребывания на курорте, в лечебно-оздоровительной местности, в санаторно-курортных организациях, а также проживанию, питанию, проведению досуга и другие сервисные услуги.
Документом, подтверждающим право на получение комплекса санаторно-курортных услуг, является путевка (курсовка).
В отличие от санаторно-курортных, туристические поездки не предполагают проведение комплекса лечебных мероприятий.
Следовательно, полная или частичная компенсация стоимости путевки своему работнику и (или) члену его семьи, инвалиду, не работающему в данной организации, выплачиваемая организацией за счет Фонда социального страхования Российской Федерации или средств, оставшихся в распоряжении этой организации после уплаты налога на прибыль, в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение, расположенное на территории Российской Федерации, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
При этом не имеет значения, приобретена санаторно-курортная путевка в туристическом агентстве, бюро путешествий или в организации, которая является местом работы конкретного работника».
Таким образом, при определении правомерности льготы должно соблюдаться несколько условий одновременно:
путевка предоставлена в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение;
это учреждение находится на территории Российской Федерации;
оплата производится за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль либо за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
компенсация выплачивается работникам либо членам его семьи, либо инвалидам.
Если какое-либо из этих условий не выполняется, то сумма компенсации стоимости путевки включается в налоговую базу по НДФЛ.
Если организация предоставляет путевку на санаторно-курортное лечение своему бывшему работнику, вышедшему на пенсию (не инвалиду) и оплата путевки произведена за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, то стоимость путевки, предоставленной бывшему работнику, подлежит налогообложению по ставке 13% в общеустановленном порядке.
Однако если выплаты в денежной форме в пользу этого бывшего работника не производились, фактически удержать исчисленный налог нельзя. Поэтому организация обязана в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (пункт 5 статьи 226 НК РФ).
Предоставление работникам и членам их семей путевок за счет средств обязательного социального страхования производится в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2005 года №173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год».
Сюда входят путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний, а также на санаторно-курортное лечение в связи с необходимостью санаторного долечивания непосредственно после стационарного лечения заболеваний по перечню, определенному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 года №309 «Об утверждении Положения о приобретении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей» (далее Положение №309). Мы уже отметили, что действие данного документа приостановлено в 2003 году.
Положение №309 не применяется при направлении работников на санаторно-курортное лечение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, а также на долечивание непосредственно после стационарного лечения приобретаются в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием санаторно-курортного лечения, как вида деятельности, и сертификаты соответствия на питание, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим несколько примеров.
Пример 3.
ООО «Летур» приобрело санаторно-курортные путевки для своих сотрудников, нуждающихся в лечении. Санаторно-курортные путевки были оплачены за счет средств, не учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Будет ли облагаться НДФЛ стоимость санаторно-курортных путевок?
Ответ на данный вопрос содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 26 октября 2004 года №03-05-01-04/57:
«Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц установлен главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Статья 217 Кодекса определяет виды доходов, при получении которых у налогоплательщиков не возникает обязанности по уплате этого налога. В частности, согласно пункту 9 статьи 217 Кодекса к доходам, освобождаемым от налогообложения, относятся суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, а также за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, возможность оплаты работодателем путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения без налогообложения сумм оплаты налогом на доходы физических лиц связывается не с неуменьшением налоговой базы по налогу на прибыль, а с наличием у организации средств после уплаты налога на прибыль для формирования фондов потребления, из которых производится, в частности, оплата путевок.
С учетом вышеизложенного стоимость путевок, оплаченных в счет внереализационных расходов организации при отсутствии у организации нераспределенной прибыли, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц».
Окончание примера.
Пример 4.
ООО «Летур» приобрело для своих сотрудников путевки на базу отдыха, которая не предоставляет лечебных мероприятий, а также не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Будет ли облагаться НДФЛ стоимость таких путевок?
Как было отмечено выше, от обложения НДФЛ освобождены суммы компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемые определенному кругу лиц, в находящиеся на территории России санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (пункт 9 статьи 217 НК РФ).
В соответствии с Письмом ФСС Российской Федерации от 1 февраля 2000 года №02-18/10-669 «О наименовании санаторно-курортных учреждений» отношение учреждения к санаторно-курортным и оздоровительным учреждениям определяется кодами ОКОНХ, которые им присвоены:
«В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму. Санаторно - курортное учреждение может быть коммерческой организацией либо некоммерческой организацией. Санаторно - курортное учреждение, являющееся коммерческой организацией, в соответствии с Гражданским кодексом, может создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Санаторно - курортное учреждение, являющееся некоммерческой организацией, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», может создаваться в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, ассоциации или союза, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Наиболее распространенными организационно - правовыми формами образования санаторно - курортных учреждений являются: открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акционерное общество (ЗАО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Наименования некоммерческих санаторно - курортных организаций и унитарных предприятий должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В договоре на приобретение путевок санаторно - курортное учреждение указывает свое полное или сокращенное наименование в соответствии с наименованиями, установленными в его учредительных документах (уставе или положении). Указание на вид деятельности юридического лица может не содержаться в его наименовании, однако наименование санаторно - курортного учреждения не должно вводить в заблуждение.
Отношение организации к санаторно - курортным и оздоровительным учреждениям Российской Федерации определяется
кодами ОКОНХ 91517 (санаторно - курортные учреждения) и 91610 (оздоровительные учреждения и учреждения отдыха), присваиваемыми организации территориальным органом Госкомстата на основании Устава организации,
лицензией (с приложением) на медицинскую деятельность для санаторно - курортных организаций.
Наличие сертификатов соответствия на безопасное проживание и питание подтверждает качество оказания услуг по путевке».
Следует помнить, что санаторно-курортная путевка обязательно должна быть оформлена на бланках строгой отчетности, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 10 декабря 1999 года №90н «Об утверждении бланков строгой отчетности».
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 деятельность санаторно-курортных учреждений (код по ОКВЭД 85.11.2) - это деятельность, связанная с проведением лечения, профилактики и оздоровительных мероприятий на базе лечебно-профилактических учреждений (санаториев, курортов, профилакториев, пансионатов с лечением, санаториев-профилакториев, бальнеологических и грязелечебниц, детских санаториев, санаториев для детей с родителями, санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия и так далее).
Базы отдыха в ОКВЭД вообще не указаны. Однако перечень объектов, на базе которых может осуществляться деятельность санаторно-курортных учреждений, открыт.
Поскольку база отдыха не осуществляет деятельности санаторно-курортных учреждений, стоимость путевок включается в доходы работников и членов их семей и подлежит обложению НДФЛ (пункт 1 статьи 210 НК РФ).
Окончание примера.
Письмо Минфина Российской Федерации от 5 июля 2004 года №03-03-05/2/44 разъясняет порядок удержания налога на доходы физических лиц организациями, применяющими УСНО:
«По вопросу необходимости производить удержания налога на доходы физических лиц за путевки в санаторий-профилакторий и детские оздоровительные лагеря, предоставленные работникам и их детям, сообщаем, что перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, установлен статьей 217 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 9 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;
за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Ввиду того, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на прибыль организаций, суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторий-профилакторий и детские оздоровительные лагеря, предоставленных работникам и их детям, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Что касается вопроса осуществления таких компенсаций за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, то следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками единого социального налога и осуществляют в обязательном порядке уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 31 декабря 2002 года №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» для работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, предусмотрена возможность добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности по тарифу в размере 3,0 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 «Единый социальный налог» Кодекса для соответствующей категории плательщиков.
Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществлять такую компенсацию за счет средств Фонда социального страхования не могут».
Заметим, что аналогичная точка зрения высказана и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 октября 2004 года №А05-5254/04-26.
Единый социальный налог(ЕСН).
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога установлен главой 24 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:
«у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде».
Пунктом 29 статьи 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы:
«29) на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников».
Следовательно, сумма денежных средств, перечисленная организацией в оплату стоимости путевки, не признается объектом налогообложения по ЕСН.
Также с полной стоимости путевки не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»:
«Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации».
Согласно пункту 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года №184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Правила №184):
«Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору».
Следовательно, страховые взносы, уплачиваемые работодателем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на стоимость санаторно-курортной путевки не нужно начислять.
Пунктом 4 Правил №184 установлено:
«Страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 года №765 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №28, статья 3681), за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов».
В пункте 16 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд Социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 года №765 «О Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации» указано, что:
«Стоимость оплачиваемых работодателем путевок на санаторно - курортное лечение и отдых работников и членов их семей».
Таким образом, на расходы организации по оплате санаторно-курортных путевок для работников за счет собственных средств ЕСН, страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются.
Более подробно с особенностями оказания услуг в области здравоохранения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Услуги в области здравоохранения».
Бухгалтерский учет и налогообложение безвозмездных займов
Несмотря на то, что использование беспроцентных займов допускается законом, у организаций, которые заключают такие договора, могли возникнуть определенные проблемы, связанные с исчислением налога на прибыль. Касается это организаций, выступающих по договору беспроцентного займа в качестве заемщиков, к которым налоговые органы предъявляли претензии по поводу экономии на процентах за использование заемных средств.
Сумма самого беспроцентного займа не попадает под налогообложение, так как на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ в целях налогообложения не учитываются следующие
Бухгалтерский учет и налогообложение неденежных займов
Мы уже отмечали, что для успешного ведения бизнеса хозяйствующий субъект должен обладать достаточным запасом денежных средств. Но так бывает далеко не всегда, гораздо чаще встречается ситуация, когда организации необходимы товары, сырье или материалы, а на покупку перечисленного имущества денег просто нет. Оформлять договор кредита с банком занятие достаточно хлопотливое, да и проценты, которые предусматривают банки за пользование своими деньгами, достаточно высоки. Поэтому организации чаще пользуются услугами своих партнеров по бизнесу, с которыми гораздо проще и быстрее договориться на по
Торговая организация может иметь только одну главную кассу и в зависимости от количества ККТ - несколько операционных.
Торговая организация для приема, хранения, выдачи денежных средств должна иметь кассу. Порядок организации кассы и учета наличных денежных средств устанавливается Письмом Центрального Банка Российской Федерации №18 от 4 октября 1993 года «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации».
Так как в розничной торговле очень часто встречаются нарушения, связанные именно с кассовыми опер