Особые режимы налогообложения для предприятий общественного питания. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД (ЕНВД)
Рассматривая деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания, нельзя не остановиться на едином налоге на вмененный доход. Дело в том, что деятельность по оказанию услуг общественного питания подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
ЕНВД представляет собой специальным налоговый режим, который регулируется положениями главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», вступившей в действие с 1 января 2003 года. До указанного момента, этот налоговый режим также существовал, однако, регулировался он положениями Федерального закона от 31 июля 1998 года №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», действие которого и отменила глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). То есть, сказать, что данный налоговый режим является чем-то новым и неизвестным, нельзя. Многие организации и частные предприниматели, чья деятельность попадает под действие «вмененки», уже давно работают на этой системе налогообложения.
Отметим сразу одну особенность, что применение данного налогового режима не может быть добровольным, то есть с момента введения субъектом федерации на своей территории данного налога, организации и частные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, попадающие под «вмененку», переводятся на уплату ЕНВД в обязательном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 система налогообложения в виде ЕНВД может применяться (по решению) субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов деятельности:
8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
Статьей 346.27 НК РФ установлено, что:
«услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга».
Объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, признается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К указанной категории объектов организации общественного питания относятся:
рестораны;
бары;
кафе;
столовые;
закусочные.
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов считается площадью зала обслуживания посетителей.
С 1 апреля 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №208-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» не признается площадью обслуживания посетителей площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей. Такое же мнение высказали судьи в Постановлении ФАС Центрального округа от 19 ноября 2004 года по делу №А09-10031/04-12.
Обратите внимание!
Никаких оговорок в данном подпункте в отношении того, как именно должно быть организовано оказание таких услуг, не сделано. В отличие от розничной торговли, не важно, как производятся расчеты с покупателями - наличными деньгами, безналичным путем, а важен факт осуществления предпринимательской деятельности по оказанию таких услуг.
Как следует из Письма Минфина Российской Федерации от 20 октября 2004 года №03-06-05-05/12, в случае аренды нескольких помещений для осуществления деятельности в сфере услуг общественного питания, необходимо заключить столько же отдельных договоров аренды помещений. При этом если площадь каждого зала обслуживания посетителей не превышает 150 квадратных метров и в каждом зале предполагается установить отдельный контрольно-кассовый аппарат, в этом случае арендуемые помещения рассматриваются как самостоятельные точки общественного питания и, соответственно, площадь зала обслуживания посетителей в целях применения ЕНВД определяется по каждой точке отдельно.
То есть при наличии нескольких объектов общественного питания можно применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении тех объектов, площадь которых не превышает 150 кв. м. Данная позиция подтверждена Постановлениями ФАС Уральского округа от 3 ноября 2003 года по делу №Ф09-3664/03-АК, от 15 января 2004 года по делу №Ф09-4850/03-АК.
Налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере оказания услуг общественного питания одновременно через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров, и через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей свыше 150 квадратных метров, подлежат переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД только в отношении деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемой ими через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров. Об этом говорится в Письме ФНС Российской Федерации от 9 марта 2005 года №22-1-12/315 «О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход». В нем же указано, что, начиная с 2003 года, налоговые органы и налогоплательщики при решении вопроса о возможности применения системы налогообложения в виде ЕНВД налогоплательщиками, осуществляющими одновременно деятельность в сфере оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров и через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей, превышающей 150 квадратных метров, руководствовались Методическими рекомендациями по применению главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ, утвержденными Приказом МНС Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №БГ-3-22/707 (утратил силу). Учитывая это, Минфин России счел возможным осуществлять перевод данных налогоплательщиков в части осуществления деятельности в сфере оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров на систему налогообложения в виде ЕНВД, начиная с 1 января 2005 года без перерасчета налоговых обязательств за период применения ими иных режимов налогообложения.
При отнесении платных услуг к услугам общественного питания следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 года №163. В соответствии с Классификатором к услугам общественного питания в целях применения ЕНВД относятся услуги питания и услуги по организации досуга.
Согласно Письму Минфина Российской Федерации от 15 декабря 2004 года №03-06-05-04/72 в целях применения ЕНВД к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярдов), оказываемые организациями общественного питания в залах обслуживания посетителей.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, услуги по изготовлению кулинарной продукции, а также по реализации продукции собственного производства, осуществляемой вне помещения столовой, не подлежат переводу на уплату ЕНВД.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2004 года по делу №Ф04-7939/2004(6177-А27-27) указано, что если индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по изготовлению пищевой продукции, то она не является деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, и предприниматель признается плательщиком НДС.
В Письме Минфина Российской Федерации от 11 марта 2005 года №03-06-05-04/55 «О переводе на ЕНВД услуг общественного питания» указано, что услуги питания столовых, буфетов, баров, магазинов кулинарии, а также услуги по реализации продукции собственного производства (в частности, полуфабрикатов, готовой продукции, кондитерских изделий), осуществляемые в указанных объектах организации общественного питания при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров, относятся к услугам общественного питания и подлежат налогообложению единым налогом. При этом продажа (перепродажа без видоизменения) готовых товаров в объектах организации общественного питания относится к розничной торговле, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Нужно отметить, что возможность использования ЕНВД в сфере общественного питания, является для организаций, оказывающих услуги общепита, палочкой-выручалочкой. Рассматривая вопросы бухгалтерского и налогового учета в этой сфере, мы сумели убедиться в том, что сегодня общепит - это отрасль народного хозяйства, которая во многом законодательно не урегулирована и множество аспектов и бухгалтерского и налогового учета требуют специальной доработки. Возможность использования ЕНВД снимает хотя бы часть вопросов у организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в общепите.
Ведь уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Это правило справедливо только в отношении деятельности хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги общественного питания, только в части «вмененки».
Кроме того, плательщики ЕНВД не признаются плательщиками по налогу на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость», осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Обратите внимание!
Если хозяйствующий субъект, оказывающий услуги общественного питания – плательщик ЕНВД, осуществляет ввоз товаров на таможенную территорию РФ, то в соответствии со статьей 143 НК РФ, указанный субъект будет признаваться налогоплательщиком НДС в части операций по ввозу. Иначе говоря, осуществляя ввоз товаров на территорию Российской Федерации, организация (индивидуальный предприниматель) должна будет уплатить НДС при ввозе этих товаров.
Напомним читателю, что хозяйствующие субъекты, оказывающие какие либо услуги, для определения вида оказываемых ими услуг, руководствуются Общероссийским Классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 года №163. Согласно данному документу к услугам общественного питания относятся платные услуги, квалифицируемые по кодам подгрупп 122000 - 122706.
С 01 января 2006 года в целях применения ЕНВД считается объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров считается объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей. К указанным объектам относятся киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания (подпункт 9 пункт 2 статьи 346.26. НК РФ введен Федеральным законом от 21 июля 2005 №101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ далее Закон 101-ФЗ.
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц, единого социального налога, а также налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Внимание: как и в случае с организациями, этот порядок действует в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обратите внимание!
Переход на уплату единого налога на вмененный доход не освобождает налогоплательщиков от исполнения обязанности по предоставлению в общеустановленном порядке в налоговые и иные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, а также от соблюдения порядка ведения расчетных и кассовых операций.
Объектом налогообложения по ЕНВД является вмененный доход налогоплательщика.
Под вмененным доходом или налоговой базой понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Для налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания, он рассчитывается как произведение базовой доходности по услугам общественного питания, величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, а также значений корректирующих коэффициентов. Именно такой расчет предлагается пунктом 2 статьи 346.29 НК РФ.
Для того чтобы рассчитать налог, нужно величину вмененного дохода умножить на ставку налога. Она равна 15 процентам.
Поскольку Федеральный закон от 21 июля 2005 года №101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее – Закон №101-ФЗ), расширил перечень видов предпринимательской деятельности, подпадающих под налогообложение единым налогом, этот же закон внес изменения и в пункт 3 статьи 346.29 НК РФ, в котором установлены следующие физические показатели и базовая доходность в месяц, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности:
Виды предпринимательской деятельности
Физические показатели
Базовая доходность в месяц (рублей)
Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей
Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)
1 000
Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя
4 500
Базовая доходность корректируется (умножается) согласно пункту 4 статьи 346.29 НК РФ на коэффициенты К1 и К2.
Корректирующие коэффициенты базовой доходности показывают степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.
Налоговая база, представляющая собой показатель вмененного дохода за налоговый период, рассчитывается по формуле:
ВД = БД х (N1 + N2 + N3) х K1 x K2, где:
ВД - величина вмененного дохода;
БД - значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности (пункт 3 статьи 346.29 НК РФ);
N1, N2, N3 - физические показатели, характеризующие данный вид деятельности в каждом месяце налогового периода (показатель за первый месяц квартала, второй месяц и третий месяц квартала);
Обратите внимание, что от итогов деятельности налогоплательщика сумма вмененного дохода не зависит.
В статье 346.27 НК РФ согласно изменениям, внесенным Законом №101-ФЗ, приведены следующие понятия:
1. «К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
В 2005 году коэффициент-дефлятор равен 1,104 согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 9 ноября 2004 года №298 «Об установлении коэффициента-дефлятора К3 на 2005 год». Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. «К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности».
Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
С 2006 года, в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2005 года №64-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.29 НК РФ.
«При этом в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода».
То есть, с 2006 года не корректируется базовая доходность на корректирующий коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта.
Изменениями, внесенными пунктом 16 статьи 1 Закона №101-ФЗ, отменена и формула, по которой рассчитывался коэффициент К1. Кроме того, поскольку корректирующий коэффициент базовой доходности К1 определялся в зависимости от кадастровой стоимости земли по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком, а земельный кадастр не был принят, напомним, что в 2005 году коэффициент К1 не применялся (Федеральный закон от 24 июля 2002 года №104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах») (далее Закон №104-ФЗ)).
Согласно пункту 8 статьи 346.29 НК РФ изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода. То есть в соответствии с данным пунктом изменения величин корректирующих коэффициентов влекут за собой изменение суммы ЕНВД, которые возможны только с начала следующего квартала. Однако Закон №101-ФЗ внес изменения в статью 346.29 НК РФ, согласно которым, начиная с 2006 года пункт 8 утрачивает силу. Иными словами, в случае изменения величины корректирующих коэффициентов одновременно изменяется и сумма единого налога.
В случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, в пункте 9 статьи 346.29 НК РФ указано, что налогоплательщик при исчислении суммы ЕНВД учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.
Арбитражная практика также свидетельствует о том, что когда величина физического показателя (количество работников, количество транспортных средств, количество торговых мест, площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей), характеризующая вид деятельности, изменяется в течение налогового периода, изменения физического показателя учитывают при расчете налоговой базы того месяца, в котором произошло изменение (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 июня 2004 года по делу №А79-1080/2004-СК1-979).
Налогоплательщики переводятся на уплату ЕНВД с момента государственной регистрации. Но зарегистрироваться они могут не с начала налогового периода. В этом случае на основании вышеуказанного пункта 10 статьи 346.29 НК РФ размер вмененного дохода, а значит, и сумма единого налога рассчитываются исходя из целых месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации налогоплательщика. Иными словами, если налогоплательщик зарегистрирован в Едином государственном реестре, например, в мае, то исчислять и уплачивать налог за II квартал он должен только за июнь.
Как отражаются в бухгалтерском учете операции, связанные с начислением и уплатой единого налога на вмененный доход, рассмотрим на примере.
Пример.
Организация общественного питания является плательщиком единого налога. Заработная плата работников за I квартал 2005 года составила 90 000 рублей (за каждый месяц квартала по 30 000 рублей). Все работники организации - лица моложе 1967 года рождения. Кроме того, в этом же квартале начислены пособия по временной нетрудоспособности в сумме 6350,7 рубля (за каждый месяц квартала по 2116,9 рубля, в том числе за счет средств ФСС РФ - 130,40 рубля, за счет собственных средств организации - 1986,50 рубля). Заявления на предоставление стандартных налоговых вычетов по НДФЛ от работников не поступало.
Расходы по оплате труда являются расходами по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость проданных товаров (подпункты 5, 7 - 9 ПБУ 10/99)).
Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей (пункт 2 статьи 24 Закона об обязательном пенсионном страховании).
Начисленная сумма страховых взносов составит:
на финансирование страховой части трудовой пенсии за месяц составит 3000 рублей (30 000 х 10%), за квартал - 9 000 рублей (3000 х 3 месяца);
на финансирование накопительной части трудовой пенсии за месяц составит 1200 рублей (30 000 рублей х 4%), за квартал - 3600 рублей (1200 х 3 месяца).
Итого сумма страховых взносов, начисленная за квартал, составит 12600 рублей (9 000 рублей + 3600 рублей).
Сумма пособия, выплачиваемая за счет средств ФСС Российской Федерации, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 69 в корреспонденции с кредитом счета 70.
Оставшаяся сумма пособия, выплачиваемая за счет средств организации (статья 2 Федерального закона от 31 декабря 2002 года №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»), на основании пунктов 4, 5 ПБУ 10/99 признается расходом по обычным видам деятельности и отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 70 в данном случае в корреспонденции с дебетом счета 44.
Согласно пункту 2 статьи 346.32 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за квартал, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за квартал при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, а также на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Так как речь идет о страховых взносах, уплаченных за налоговый период, а не в налоговом периоде, считают, что при уменьшении суммы ЕНВД учитываются и страховые взносы, которые уплачиваются в месяце, следующем за отчетным кварталом (в данном случае - страховые взносы, начисленные за март и уплаченные в апреле), при условии их фактической уплаты до установленного срока представления декларации по ЕНВД за I квартал (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №92-О «По жалобе гражданина Виноградова Сергея Емельяновича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»; Письмо УМНС РФ по Московской области от 15 марта 2004 года №08-12/Б/Н «О едином налоге на вмененный доход»).
Сумма ЕНВД исчисляется за квартал по формуле:
ЕНВД = ((БД х (№1 + №2 + №3) х К1 х К2 х К3) х 15%), где:
БД - значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности (в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, базовая доходность в месяц составляет 1200 рублей);
№1, №2, №3 - физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода (для вышеуказанных организаций розничной торговли физическим показателем является площадь торгового зала, в рассматриваемом случае исходим из того, что площадь торгового зала в течение налогового периода не менялась и составляет 90 кв. м;
К1, К2, К3 - корректирующие коэффициенты базовой доходности. В 2005 году при определении величины базовой доходности корректирующий коэффициент базовой доходности К1 не применяется (статья 7.1 Закона №104-ФЗ)).
К3 - коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары, в 2005 году равен 1,104 (Приказ Минэкономразвития РФ от 9 ноября 2004 года №298 «Об установлении коэффициента-дефлятора К3 на 2005 год»).
Допустим, что субъектом Российской Федерации в отношении розничной торговли установлен коэффициент К2 в размере 0,75.
Таким образом, сумма исчисленного ЕНВД за квартал в рассматриваемом случае составит 40 241 рубль ((1000 рублей х (90 кв. м + 90 кв. м + 90 кв. м) х 1,104х 0,75) х 15%).
Исчисленную сумму ЕНВД организация вправе уменьшить на всю сумму уплаченных страховых взносов, так как фактически уплаченная сумма страховых взносов составляет 12600 рублей и не превышает 50-процентную сумму ЕНВД (40 241 х 50%=20 120,5 рубля), а также на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности за счет собственных средств в размере 5959,5 рубля.
Таким образом, общая сумма платежей за налоговый период составит 34 281,50 рублей, в том числе:
ЕНВД – 21 681,50 рублей (40241 - 12600 - 5959,5);
страховые взносы - 12600 рублей.
Общая сумма ЕНВД, подлежащая уплате за налоговый период, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
В приведенной ниже таблице использованы следующие наименования субсчетов второго порядка по балансовому счету 69:
69-1-1 «Расчеты по социальному страхованию в части пособий по временной нетрудоспособности»;
69-2-1 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии»;
69-2-2 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии».
Также в таблице использованы следующие наименования субсчетов по балансовому счету 68:
68-1 «Расчеты по НДФЛ»;
68-2 «Расчеты по ЕНВД».
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операций
Дебет
Кредит
Бухгалтерские записи января
44
70
30 000
Начислена заработная плата работникам за январь
44
69-2-1
3 000
Начислены страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии (30 000 х 10%)
44
69-2-2
1 200
Начислены страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии (30 000 х 4%)
69-1-1
70
130,43
Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ
44
70
1986,50
Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств организации
Бухгалтерские записи февраля
70
68-1
4175
Удержан НДФЛ с заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности ((30 000 + 130,43 + 1986,50) х 13%)
70
50-1
27941,93
Выплачена заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности (за вычетом удержанного НДФЛ)
68-1
51
4175
Уплачен удержанный НДФЛ с заработной платы за январь
69-2-1
51
3 000
Уплачена сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за январь
69-2-2
51
1 200
Уплачена сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за январь
44
70
30 000
Начислена заработная плата работникам за февраль
44
69-2-1
3 000
Начислены страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии (40 000 х 10%)
44
69-2-2
1 200
Начислены страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии (40 000 х 4%)
69-1-1
70
130,43
Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ
44
70
1986,50
Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств организации
Бухгалтерские записи марта
70
68-1
4175
Удержан НДФЛ с заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности ((30 000 + 130,43 + 1986,50) х 13%)
70
50-1
27941,93
Выплачена заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности (за вычетом удержанного НДФЛ)
68-1
51
4175
Уплачен удержанный НДФЛ с заработной платы за февраль
69-2-1
51
3 000
Уплачена сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за февраль
69-2-2
51
1 200
Уплачена сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за февраль
44
70
30 000
Начислена заработная плата работникам за март
44
69-2-1
3 000
Начислены страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии (40 000 х 10%)
44
69-2-2
1 200
Начислены страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии (40 000 х 4%)
69-1-1
70
130,43
Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ
44
70
1986,50
Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств организации
Бухгалтерские записи по итогам I квартала
99
68-2
21681,50
Отражена общая сумма ЕНВД, подлежащая уплате за налоговый период
Бухгалтерские записи апреля
70
68-1
4175
Удержан НДФЛ с заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности ((30 000 + 130,43 + 1986,50) х 13%)
70
50-1
27941,93
Выплачена заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности (за вычетом НДФЛ)
68-1
51
4175
Уплачен удержанный НДФЛ с заработной платы за март
69-2-1
51
3 000
Уплачена сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за март
69-2-2
51
1 200
Уплачена сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за март
68-2
51
21681,5
Уплачен ЕНВД за налоговый период
Следует отметить, что организация, которая принимает решение о прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД, в середине месяца обязана исчислить налог за весь месяц. Об этом говорится в Комментарии к письму Минфина РФ от 19 августа 2004 года №03-06-05-04/07 «Об уплате ЕНВД при прекращении деятельности»: периодом по ЕНВД признается квартал. Но исчислять суммы ЕНВД организация будет только за те месяцы квартала, в которых непосредственно велась деятельность.
НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД, НАЛОГОВАЯ СТАВКА. ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ ЕНВД
Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход согласно статье 346.30 НК РФ признается квартал.
Ставка единого налога согласно статье 346.31 НК РФ устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода. То есть размер ставки и налоговый период остались прежними.
Чтобы рассчитать сумму единого налога, нужно величину вмененного дохода умножить на ставку налога. То есть сумме ЕНВД рассчитывается по формуле:
ЕНВД = ВД x 15 : 100, где:
ВД - вмененный доход за квартал.
«1. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода» (статья 346.32 НК РФ).
Согласно данному пункту сначала налогоплательщик получает доход, а потом из этого дохода уплачивает налог. Подлежащая уплате сумма ЕНВД уплачивается налогоплательщиком по итогам I, II, III, IV квартала соответственно до 25 апреля, до 25 июля, до 25 октября, до 25 января. Уплата единого налога производится в наличной или безналичной форме.
В течение года сумма страховых взносов в виде фиксированного платежа учитывается индивидуальными предпринимателями в тех налоговых периодах по единому налогу, в которых она была ими фактически уплачена. Такие разъяснения изложены в Письме МНС РФ от 2 марта 2004 года №22-2-14/336@. Предприниматели, уплатившие сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа за истекший год после 31 декабря истекшего года, вправе включить указанную сумму страховых взносов в налоговую декларацию по ЕНВД за IV квартал истекшего года. Кроме того, согласно разъяснениям предприниматели вправе уточнить свои налоговые обязательства по единому налогу за указанный налоговый период, представив в налоговый орган в установленном порядке уточненную налоговую декларацию по единому налогу.
Обратите внимание, что Закон №101-ФЗ внес изменения в статью 346.32 НК РФ, которые несколько ухудшают положение налогоплательщика, с 2006 года пункт 2 указанной статьи имеет следующее содержание:
«2. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов».
То есть изменения, внесенные пунктом 17 статьи 1 Закона №101-ФЗ с 1 января 2006 года, одновременно ухудшают положение налогоплательщика по двум направлениям.
Во-первых - для уменьшения суммы налога необходимо, что бы суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование были не просто уплачиваемы за данный период времени, а фактически уплачены (перечислены). При этом уплата должна совпадать с периодом времени, за который начисляется налог. Фактически, это означает то, что необходимо досрочно оплатить всю сумму взносов, причем в том же налоговом периоде, если, например страховые взносы по зарплате за декабрь мы заплатим в январе, то нам могут не подтвердить уменьшение налоговой базы. Повторяем - при уменьшении суммы налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование берется сумма уплаченных взносов в тот же период, но в пределах исчисленных в тот же период сумм.
Во вторых - неизвестно, что значит фраза «При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов». Неизвестно – пятьдесят процентов чего – суммы налога, либо суммы уменьшения налога. То есть, например, если налогоплательщик исчислил налог в сумме 3000 руб., страховые взносы и пособия по временной нетрудоспособности исчислил в сумме 2000 руб., уплатил 1600 руб., то он вправе уменьшить сумму налога либо на 1500 рублей (пятьдесят процентов суммы налога), либо на 800 рублей (пятьдесят процентов оплаченной предельной суммы уменьшения налога). Налоговые органы, наверное, вначале, из–за инертности мышления и того, что в том предложении, где стоят слова про 50% есть только сумма налога, согласятся с тем, чтобы это было пятьдесят процентов суммы налога. Но, затем они могут сыграть на неустранимом противоречии и предложить уменьшение на пятьдесят процентов предельной суммы уменьшения налога или пятьдесят процентов суммы налога, в зависимости оттого, что будет выгоднее.
То есть пункт 2 статьи 346.32 НК РФ устанавливает к исчисленной за налоговый период сумме единого налога налоговый вычет, размер которого определяется как:
сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (но в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени при выплате налогоплательщиком вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается ЕНВД;
сумма страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование;
сумма выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
При уменьшении суммы налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование берется сумма уплаченных взносов, но в пределах исчисленных сумм. Кроме того, сумма единого налога с 1 января 2006 года не может быть уменьшена более чем на 50 %, то есть ограничение распространяется одновременно и на сумму страховых взносов и на сумму пособий по временной нетрудоспособности. До 2006 года пунктом 3 статьи 346.21 НК РФ было установлено 50% ограничение по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, то есть сумма единого налога уменьшалась на всю сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и не более чем на 50 % суммы взносов на обязательное пенсионное страхование.
ОТЧЕТНОСТЬ
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме.
Согласно Федеральному закону от 29 июня 2004 года №58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утративших силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации с 1 июля 2004 года (до 1 июля 2004 года форму декларации и порядок ее заполнения утверждало МНС РФ).
Приказом Минфина РФ от 1 ноября 2004 года №96н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и инструкции о порядке ее заполнения» (далее – Приказ №96н) утверждена форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и инструкция по заполнению налоговой декларации согласно приложению №2. Приказ применяется, начиная с расчетов за IV квартал 2004 года.
Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС РФ от 2 апреля 2002 года №БГ-3-32/169 «Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
Примечание.
При отправке декларации по почте, днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
«Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода» (пункт 3 статьи 346.32 НК РФ).
Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года - соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января).
Декларация имеет сквозную нумерацию страниц и состоит:
титульный лист;
раздел 1 «Сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подлежащая уплате в бюджет»;
раздел 2 «Расчет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»;
раздел 2.1 «Расчет корректирующего коэффициента К1»;
раздел 3 «Расчет суммы единого налога на вмененный доход, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период».
Обратите внимание, что раздел 2.1 декларации в 2005 году сдавать в налоговую инспекцию не нужно, поскольку в этом разделе рассчитывается корректирующий коэффициент базовой доходности К1, а в 2005 году, как было сказано, он не применяется.
Ранее налогоплательщики заполняли декларацию, утвержденную Приказом МНС России от 21 ноября 2003 года №БГ-3-22/648. Изменения, внесенные в декларацию по единому налогу Приказом №96н, коснулись в основном титульного листа. Новая декларация отличается от прежней декларации незначительно:
1) на титульном листе в качестве налогового периода указан квартал и, следовательно, в ячейке «Налоговый период» указывается значение 3 (в прежней форме предлагались варианты: 1 - для отчета за месяц, 3 - квартальной декларации, 6 – для полугодовой, 9 - для бланка за 9 месяцев, 0 - для годовой отчетности, 2 - для прочей);
2) из титульного листа исключена страница для указания сведений о руководителе, главном бухгалтере и уполномоченном представителе, у которых нет ИНН (титульный лист теперь состоит из 1 страницы);
3) на титульном листе появилась строка, в которой индивидуальные предприниматели указывают основной государственный регистрационный номер (ОГРНИП);
4) до 20 знаков расширено поле для указания кода бюджетной классификации в разделе 1;
5) в разделе титульного листа, где проставляются подписи ответственных лиц, подтверждающих достоверность сведений, больше нет строки, которая предназначалась для подписи уполномоченного представителя. То есть достоверность сведений, указанных в декларации, теперь могут подтверждать только индивидуальные предприниматели;
6) таблица кодов видов предпринимательской деятельности и значений базовой доходности на единицу физического показателя дополнена соответствующими данными в отношении деятельности, связанной с оказанием услуг по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках.
Кроме того, начиная с расчетов за I квартал 2005 года, согласно Приказу Минфина РФ от 17 февраля 2005 года №23н «О внесении изменения в приложение №2 к инструкции о порядке заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденной Приказом министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №96н» таблица кодов видов предпринимательской деятельности и значений базовой доходности на единицу физического показателя дополнена соответствующими данными в отношении деятельности, связанной с распространением и (или) размещением печатной и (или) полиграфической наружной рекламы, распространением и (или) размещением посредством световых и электронных табло наружной рекламы.
Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Хотя статья 346.33 НК РФ относится к органам казначейства, упоминание внебюджетных фондов представляется весьма важным, поскольку именно это позволяет налогоплательщику требовать от Фонда социального страхования возмещения сумм, выплачиваемых работникам по больничным листам, и иных страховых выплат.
С 1 января 2005 года статья 48 БК РФ утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений». В 2005 году ЕНВД должен зачисляться в местные бюджеты по нормативам, установленным законами субъектов РФ (пункт 2 статьи 2 Закона №120-ФЗ)).
Более подробно с вопросами, особенностей учета на предприятиях общественного питания, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Общественное питание».
Предпринимательская деятельность общественного объединения
Любое общественное объединение, как каждый субъект экономических отношений, самостоятельно осуществляющий свою финансово-экономическую деятельность, должно действовать в соответствии с законами и нормами, принятыми для данного вида деятельности.
Общественные объединения, любой направленности деятельности, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания общественной организации, а также приобретен
С 11 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому полиграфическая деятельность не подлежит обязательному лицензированию. В связи с этим упрощается процедура открытия организаций, осуществляющих полиграфическую деятельность - ранее они могли осуществлять свою деятельность только после получения соответствующей лицензии.
Лицензированию подлежит деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, и торговля указанной продукци
Бухгалтерский учет в геологоразведочных организациях
Организация бухгалтерского и налогового учета в организациях геологоразведки, как впрочем, и во всех остальных, зависит от структуры хозяйствующего субъекта. Если организация имеет какие либо структурные подразделения, то это естественно оказывает влияние на состав производственных затрат, строение рабочего плана счетов, организацию соответствующего аналитического учета и на тип бухгалтерской службы субъекта.
Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно пункту 1 статьи 1 ук