В случае установления в организации факта хищения основного средства, согласно пункту 27 Положения №34н, в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация основных средств.
Для проведения инвентаризации, а также для оформления документов на списание похищенных основных средств, приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия. В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.
Порядок проведения инвентаризации и отражение в учете ее результатов регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете организации применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
После проведения инвентаризации на основании актов инвентаризации, объяснительных материально-ответственных лиц, актов следственных органов и других документов комиссия определяет виновных лиц.
Результаты инвентаризации и выводы комиссии оформляются в виде приказа руководителя предприятия. Данный приказ является основанием для составления акта на списание объекта основных средств.
В соответствии с пунктом 29 ПБУ 6/01 стоимость выбывающего объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Для учета выбытия объектов основных в соответствии с Планом счетов к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации.
Для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи, независимо от источника их покрытия, Планом счетов предназначен счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Этот счет применяется также для учета сумм недостач от хищения материальных ценностей.
Остаточная стоимость похищенного основного средства списывается с кредита счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств», в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 28 Положения №34н, недостача имущества и его порча в пределах норм (которых по основным средствам нет) естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов списание убытков от хищения имущества при отсутствии виновных лиц, а также в случае отказа судом во взыскании убытков с них, отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».
ПОРЯДОК УЧЕТА НДС
Выбытие основного средства в связи с хищением не является операцией, признаваемой объектом налогообложения НДС. Поэтому организация теряет право на вычет сумм НДС в части, относящейся к стоимости похищенного объекта основных средств, не перенесенной на себестоимость продукции (работ, услуг) через амортизационные отчисления, то есть в части остаточной стоимости. Значит сумму НДС в части остаточной стоимости следует восстановить к уплате в бюджет и отразить в бухгалтерском учете по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции, в данном случае, с дебетом счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Пример.
Из кабинета бухгалтерии ООО «Альянс» украден ксерокс, учитываемый организацией в составе основных средств. Первоначальная стоимость ксерокса составляет 16 200 рублей, срок полезного использования при принятии к учету объекта основных средств был установлен в 4 года. Сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации 1 350 рублей. Сумма НДС, уплаченная поставщику при приобретении ксерокса в размере 2 916 рублей, принята к зачету в полном объеме. Суд отказал во взыскании с материально ответственного лица стоимости украденного имущества.
Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета будем использовать следующие наименования субсчетов:
01-1 «Основные средства в эксплуатации»;
01-2 «Выбытие основных средств».
Корреспонденция счетов
Сумма,
рублей
Содержание операций
Дебет
Кредит
01-2
01-1
16 200
Отражена первоначальная стоимость похищенного ксерокса
02
01-2
1 350
Списана начисленная за время эксплуатации амортизация
94
01-2
14 850
Списана остаточная стоимость ксерокса
94
68
2 673
Восстановлена сумма НДС по похищенному основному средству, ранее принятая к вычету (14 850 рублей х 18%)
91-2
94
17 523
Списан убыток от хищения ксерокса
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Убытки, связанные со списанием выбывших основных средств согласно статье 323 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ убытки от хищений, виновники которых не установлены, приравниваются к внереализационным расходам, полученным налогоплательщиком в отчетном периоде. Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти. Такими органами могут быть органы внутренних дел или судебные органы.
Более подробно с вопросами, касающимисяособенностей учета основных средств, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Основные средства».
Налог на доходы физических лиц. Статья 211. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме
СТАТЬЯ 211. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ДОХОДОВ В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ
Статья 211 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) раскрывает особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), а также имущественных прав:
«1. При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исч
Налог на доходы физических лиц. Статья 212. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды
СТАТЬЯ 212. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ДОХОДОВ В ВИДЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ
При получении доходов в виде материальной выгоды при определении налоговой базы следует учитывать особенности, указанные в статье 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ):
«1.Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются:
1) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, получ
Учет незавершенного производства на предприятиях легкой промышленности
УЧЕТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
В условиях любого промышленного предприятия редко возникают ситуации, когда все затраты отчетного периода списываются на себестоимость этой продукции, практически всегда на конец месяца в производстве имеется какой-то остаток «не законченной» продукции с соответствующими затратами.
Согласно пункту 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н (далее Положение №34н):