Взыскание дебиторской задолженности при банкротстве компании-должника
Как известно, в случае если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его в судебном порядке несостоятельным (банкротом).
Многие организации в случае ликвидации компании – должника заранее списывают суммы дебиторской задолженности на внереализационные расходы как нереальные для взыскания, в результате чего возникают судебные споры с налоговыми органами, которые они проигрывают.
Рассматривая вопрос о взыскании дебиторской задолженности в случае банкротства компании – должника необходимо отметить, что судебная практика исходит из того, что суммы дебиторской задолженности, включенные в реестр требований кредиторов, не могут быть списаны как не реальные к взысканию до завершения конкурсного производства. Примером этого положения могут служить Постановление Федерального Арбитражного Суда (далее ФАС) Волго-Вятского округа от 19 июня 2002 года №А79-5485/01-СК1-4642.
Дебиторская задолженность на различных стадиях банкротства.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)« (далее - Закон №127-ФЗ) при рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Наблюдение.
Согласно статье 2 Закона №127-ФЗ:
«Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов».
Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя.
При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится от даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.
Согласно статье 62 Закона №127-ФЗ, наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве. Напомним, что в соответствии со статьей 51 Закона №127-ФЗ дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Статьей 63 Закона №127-ФЗ установлено, что от даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
· требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения, по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом №127-ФЗ порядка предъявления требований к должнику;
· по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом №127-ФЗ;
· приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
· запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
· запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
· не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования (в случае если нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов).
Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.
Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом №127-ФЗ, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок: связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, а также связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника (пункт 2 статьи 64 Закона №127-ФЗ).
Руководитель должника в течение десяти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника к собственнику имущества должника, для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных вопросов, предусмотренных Законом №127-ФЗ.
Применительно к теме настоящей статьи рассмотрим более подробно вопрос, касающийся установления размера требований кредиторов по взысканию сумм дебиторской задолженности.
В течение тридцати дней после опубликования сообщения о введении наблюдения кредиторы имеют право предъявить свои требования к должнику.
Для этого кредитор должен направить свои требования в арбитражный суд, должнику или временному управляющему.
К требованиям необходимо приложить судебный акт или иные документы в обоснование этих требований (пункт 1 статьи 71 Закона №127-ФЗ).
Арбитражный суд проверяет обоснованность требований кредиторов, и на основании определения суда, данные требования включаются в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения таких требований.
Обратите внимание!
В тридцатидневный срок предъявления кредиторами своих требований к должнику в целях участия в первом собрании кредиторов включаются нерабочие дни, и возможность его восстановления не предусмотрена (пункт 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее ФАС РФ) от 26 июля 2005 года №93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве»).
Требования кредиторов, предъявленные по истечении тридцатидневного срока, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Уведомление о проведении первого собрания кредиторов осуществляется временным управляющим не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения (статья 72 Закона №127-ФЗ).
Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, которые внесены в реестр требований кредиторов.
В соответствии со статьями 12 и 14 Закона №127-ФЗ, конкурсный кредитор, право требования, которого составляет не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, вправе созывать собрание кредиторов. В случае если собрание кредиторов так и не проведено арбитражным управляющим, собрание кредиторов может быть проведено лицом, требующим его созыва. Указание в статье 72 Закона №127-ФЗ на то, что первое собрание кредиторов проводит временный управляющий, не исключает применение названных норм права, об этом свидетельствует Постановление ФАС Волго-Вятского Округа от 31 мая 2005 по делу №А38-4884-11/10-2005.
В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия и представитель работников должника. Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным.
Компетенция первого собрания кредиторов определена в статье 73 Закона №127-ФЗ, к которой относятся:
· принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
· принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
· принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
· образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
· определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
· определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;
· выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
· решение иных предусмотренных Законом №127-ФЗ вопросов.
Собрание кредиторов, принявшее решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, вправе сформулировать требования к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и направить в саморегулируемую организацию запрос о представлении кандидатур таких управляющих (статья 75 Закона №127-ФЗ).
Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов.
Решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
Финансовое оздоровление.
В соответствии со статьей 2 Закона №127-ФЗ:
«финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности».
Введение финансового оздоровления дает организации еще один шанс избежать банкротства, то есть дело о банкротстве не будет доведено до конкурсного производства и продажи имущества должника.
На основании пункта 1 статьи 76 Закона №127-ФЗ инициаторами введения в отношении должника процедуры финансового оздоровления могут быть несколько категорий лиц:
- сам должник;
- его учредители;
- иные лица.
Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет (пункты 1 и 6 статьи 80 Закона №127-ФЗ).
На основании статьи 81 Закона №127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:
· требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику;
· отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
· аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
· приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;
· запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
· запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
· не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
· не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.
Обратите внимание!
На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, которые подлежат удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты. Начислять проценты необходимо с момента вынесения определения о введении финансового оздоровления и до погашения требований кредиторов, а в случае, если такое погашение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, - до даты принятия такого решения (пункт 2 статьи 81 Закона №127-ФЗ).
Неустойки (штрафы, пени), суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.
Расчеты по обязательствам должника, срок исполнения которых наступил до даты введения финансового оздоровления, осуществляются исключительно в соответствии с Законом №127-ФЗ.
Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются не позднее чем через месяц от даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.
В определении о введении финансового оздоровления, также должен быть указан срок финансового оздоровления и утвержденный судом график погашения задолженности.
План финансового оздоровления готовится учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов, где обязательно предусматриваются способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления.
График погашения задолженности вступает в силу от даты утверждения арбитражным судом. При наличии обеспечения исполнения должником своих обязательств, график подписывается лицом, которое предоставило обеспечение.
Указанный график предусматривает погашение всех требований кредиторов, которые включены в реестр требований кредиторов, не позднее, чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев от даты введения финансового оздоровления.
График погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.
Обратите внимание!
Пунктом 4 статьи 84 Закона №127-ФЗ установлено, что график погашения задолженности должен предусматривать пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, предусмотренной статьей 134 Закона №127-ФЗ.
Напоминаем, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства, перечисленные в пункте 1 статьи 134 Закона №127-ФЗ, причем порядок их погашения определяется в соответствии со статьей 855 ГК РФ:
· в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
· в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Должник имеет право досрочно исполнить график погашения задолженности.
В случае неисполнения должником графика погашения задолженности (непогашение задолженности в установленные сроки и (или) в установленных размерах) учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, третьи лица, предоставившие обеспечение, не позднее чем через четырнадцать дней с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении внесенных в график погашения задолженности изменений или погасить требования кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. Копия ходатайства направляется административному управляющему. Административный управляющий созывает собрание кредиторов не позднее чем через четырнадцать дней от даты получения ходатайства.
В случае принятия решения о внесении изменений в график погашения задолженности собрание кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении внесенных в график погашения задолженности изменений.
В случае отказа собрания кредиторов утвердить внесенные в график погашения задолженности изменения собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления.
В случае, когда размер требований, заявленных кредиторами в ходе финансового оздоровления, превышает размер уже имеющихся требований более чем на двадцать процентов, административный управляющий должен созвать собрание кредиторов для принятия решения о внесении в график изменений.
Если собрание кредиторов согласно изменить график, то оно обращается с ходатайством в арбитражный суд и тот утверждает внесенные изменения.
Если кредиторы против внесения каких-либо изменений в график, тогда собрание кредиторов вправе ходатайствовать о досрочном прекращении финансового оздоровления.
Собрание кредиторов, принявшее решение о внесении изменений в график погашения задолженности, может обратиться к лицу или лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, с предложением об увеличении размера обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.
Если должник не исполняет утвержденный график погашения задолженности в течение пяти дней, то эта обязанность переходит к лицу, которое представило обеспечение. Данное лицо перечисляет денежные средства для расчетов с кредиторами на счет должника. Задолженность перед этим лицом будет погашена после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди.
Арбитражный суд на основании ходатайства собрания кредиторов принимает один из судебных актов:
· определение об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства собрания кредиторов в случае, если в судебном заседании выявлено исполнение должником требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
· определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
· решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Если требования кредиторов, которые включенные в реестр, не погашены на дату рассмотрения отчета или отчет не представлен административным управляющим, он обязан созвать собрание кредиторов и принять одно из решений:
· об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления;
· об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
К ходатайству собрания кредиторов прилагаются копия протокола заседания собрания кредиторов и список кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании по данному вопросу.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:
· определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
· определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
· решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года
Внешнее управление.
Согласно статье 2 Закона №127-ФЗ:
«внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности».
В соответствии со статьей 93 Закона №127-ФЗ внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, на срок не более чем восемнадцать месяцев. Срок внешнего управления по решению общего собрания кредиторов может быть продлен или сокращен.
Одновременно с введением внешнего управления арбитражным судом утверждается внешний управляющий.
Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Внешний управляющий уведомляет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы о дате, времени и месте проведения указанного собрания и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения указанного собрания.
Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:
· об утверждении плана внешнего управления;
· об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
· об отклонении плана внешнего управления. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать два месяца с даты принятия указанного решения;
· об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утверждён внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего управляющего.
Если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не предоставлен утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии со статьей 109 Закона №127-ФЗ план внешнего управления может предусматривать следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
«перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
взыскание дебиторской задолженности;
продажа части имущества должника;
уступка прав требования должника;
исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
продажа предприятия должника;
замещение активов должника;
иные меры по восстановлению платежеспособности должника».
В соответствии со статьей 94 Закона №127-ФЗ одним из последствий введения внешнего управления в отношении должника является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом №127-ФЗ.
Напомним, что мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.
В течение срока действия моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. Однако организации-должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления:
· о взыскании задолженности по заработной плате;
· о выплате вознаграждений по авторским договорам;
· об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
· о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
· о возмещении морального вреда;
· о взыскании задолженности по текущим платежам.
Обратите внимание!
В течение срока действия моратория пени, штрафы и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом.
На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном на момент введения внешнего управления, проценты начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления.
Согласно пункту 2 статьи 95 Закона №127-ФЗ:
«Соглашением внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей такими размером или сроком.
Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства».
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 15 декабря 2004 года №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что:
«После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.
Проценты, начисляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 81 и пунктом 2 статьи 95 Закона о банкротстве, не являются текущими платежами и в силу прямого указания Закона удовлетворяются согласно пункту 3 статьи 137».
В ходе внешнего управления кредиторы вправе предъявить свои требования должнику, для этого им следует обратиться в арбитражный суд, который вынесет определение: включить или не включить в реестр требований кредиторов задолженность и в каком размере.
Согласно пункту 1 статьи 95 Закона №127-ФЗ:
«мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления».
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона №127-ФЗ кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.
Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах (пункты 1, 2 статьи 102 Закона №127-ФЗ).
Рассмотренный собранием кредиторов отчёт внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов направляются в арбитражный суд не позднее чем через пять дней, с даты проведения собрания кредиторов.
К отчету внешнего управляющего должны быть приложены реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего выносится определение:
· о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
· о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
· о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
· об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего.
При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим, в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.
Расчеты с кредиторами производятся в порядке, предусмотренном статьями 134 - 138 Закона №127-ФЗ.
После удовлетворения требования кредитора, включенного в реестр требований кредиторов, внешний управляющий или реестродержатель исключает такое требование из реестра требований кредиторов.
Конкурсное производство.
Конкурсное производство - это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (статья 2 Закона №127-ФЗ).
Принятие решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на год и может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на шесть месяцев (статья 124 Закона №127-ФЗ).
С даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, который действует до окончания конкурсного производства.
Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней от даты своего утверждения направляет для опубликования сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Полномочия конкурсного управляющего определены статьей 129 Закона №127-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 142 Закона №127-ФЗ, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 131 Закона №127-ФЗ из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.
Пунктом 1 статьи 134 Закона №127-ФЗ установлено, что требования кредиторов, возникшие после открытия конкурсного производства, погашаются вне очереди за счет конкурсной массы. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
· судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сведений, предусмотренных статьями 28 и 54 Закона №127-ФЗ;
· расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
· текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
· требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
· задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
· иные, связанные с проведением конкурсного производства, расходы.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 45 Постановления Пленума от 15 декабря 2004 года №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)« указал, что при разрешении споров на стадии конкурсного производства следует учитывать, что внеочередные обязательства (пункт 1 статьи 134 Закона №127) погашаются за счет конкурсной массы в порядке, установленном статьей 855 ГК РФ. Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Обратите внимание!
В соответствии с пунктом 5 статьи 53 и пунктом 1 статьи 146 Закона №127-ФЗ предусмотрена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению.
На основании пункта 1 статьи 149 Закона №127-ФЗ, после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определения:
· о завершении конкурсного производства;
· определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.
В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.
«Конкурсный управляющий в течение пяти дней от даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц» (пункт 2 статьи 149 Закона №127-ФЗ).
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Такая запись вносится в реестр не позднее чем через пять дней от даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
С момента внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) конкурсное производство считается завершенным (пункт 4 статьи 149 Закона №127-ФЗ).
Мировое соглашение.
Согласно статье 2 Закона №127- ФЗ:
«Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами».
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом, но не ранее проведения первого собрания кредиторов, дела о банкротстве, должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение (статья 150 Закона №127-ФЗ), которое утверждается арбитражным судом.
«Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, от даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении» (пункт 5 статьи 150 Закона №127-ФЗ).
Мировое соглашение является особой процедурой банкротства. Должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, будь то стадия наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства.
Особенности заключения мирового соглашения на каждой из указанных стадий определяются главой VIII Закона №127-ФЗ.
Перечень условий, соблюдение которых необходимо для утверждения мирового соглашения арбитражным судом, установлен пунктом 1 статьи 158 Закона №127-ФЗ. Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Неисполнение обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди является безусловным основанием для отказа в утверждении мирового соглашения. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 160 Закона №127-ФЗ, дополнительными основаниями для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения являются:
- нарушение установленного законом порядка заключения мирового соглашения;
- несоблюдение формы мирового соглашения;
- нарушение прав третьих лиц;
- противоречие условий мирового соглашения Закону №127-ФЗ, другим федеральным законам и нормативным правовым актам;
- наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.
Отказ в утверждении мирового соглашения оформляется в форме определения арбитражного суда, которое может быть обжаловано. При этом необходимо отметить, что вынесение арбитражным судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения не препятствует заинтересованным лицам заключить новое мировое соглашение и представить его на рассмотрение арбитражного суда.
Определение об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается.
Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику.
Конкурсные кредиторы или уполномоченные органы вправе подать заявление о расторжении мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в случае неисполнения или существенного нарушения должником условий мирового соглашения в отношении требований таких конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, составлявших в совокупности не менее чем одна четвертая требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику на дату утверждения мирового соглашения.
Расторжение мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве, за исключением случаев, если в отношении должника введены процедуры банкротства по новому делу о банкротстве.
При возобновлении производства по делу о банкротстве в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение.
Расторжение мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов не влечет за собой обязанность конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых были удовлетворены в ходе исполнения мирового соглашения, возвратить должнику все полученное ими в ходе исполнения мирового соглашения.
Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы обязаны возвратить все полученное ими в ходе исполнения мирового соглашения, если они знали или должны были знать о том, что удовлетворение их требований произведено с нарушением прав и законных интересов иных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при этом указанные требования восстанавливаются в реестре требований кредиторов.
Расторжение мирового соглашения не влечет за собой обязанность кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности.
Более подробно с вопросами, касающимися процедур банкротства организаций, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ликвидация юридических лиц и филиалов. Банкротство».
Очередность удовлетворения требований кредиторов.
Напоминаем, что очередность удовлетворения требований кредиторов установлена пунктом 4 статьи 134 Закона №127-ФЗ:
· в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
· в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Размер и порядок удовлетворения требований кредиторов первой и второй очередей определен статьями 135 и 136 Закона №127-ФЗ.
И, наконец, требования кредиторов третьей очереди установлены статьей 137 Закона №127-ФЗ:
«При определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
В случае если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.
Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов».
Особенности учета и удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, определяются статьей 138 Закона №127-ФЗ, в частности:
«требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди».
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.
Продажа предмета залога осуществляется путем проведения открытых торгов.
На основании статьи 139 Закона №127-ФЗ осуществляется продажа имущества должника.
В течение месяца от даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов на утверждение предложения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника. Условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее чем через месяц от даты заключения договора купли - продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.
Если в течение двух месяцев от даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов предложений о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника порядок, сроки и условия продажи имущества должника не утверждены собранием кредиторов, собрание кредиторов или конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий.
По итогам рассмотрения указанных разногласий арбитражный суд или утверждает порядок, сроки и условия продажи имущества, или освобождает конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей.
В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов соответствующие предложения об изменениях порядка, сроков и условий продажи имущества должника для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах.
Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона №127-ФЗ:
«реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства ».
Установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона №127-ФЗ.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных Законом №127-ФЗ для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов (пункт 2 статьи 142 Закона №127-ФЗ).
В случае невозможности перечисления денежных средств на счет (вклад) кредитора причитающиеся ему денежные средства вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника, о чем сообщается кредитору.
В случае невостребования кредитором денежных средств, внесенных в депозит нотариуса, в течение трех лет с даты их внесения в депозит нотариуса указанные денежные средства перечисляются нотариусом в федеральный бюджет.
При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов
Законом №127-ФЗ установлены особые последствия признания предприятия банкротом, то есть неспособным в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. К таким особенностям относятся прекращение исполнения по исполнительным документам и передаче исполнительных документов для исполнения конкурсному управляющему, предъявление кредиторами денежных требований к должнику только в рамках дела о банкротстве, исполнение обязательств должника за счет выручки от продажи имущества должника, уступки прав требования и замещения активов в порядке очередности, установленной законом. При недостаточности денежных средств в целях соблюдения интересов всех кредиторов расчеты с кредиторами производятся конкурсным управляющим пропорционально размеру заявленных кредиторами соответствующей очереди требованиям.
Следовательно, при недостаточности денежных средств, вырученных от продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан производить расчеты с кредиторами второй очереди (работниками должника по обязательствам, связанным с выплатой заработной платы) пропорционально размеру требований всех работников должника и не вправе погасить задолженность одному работнику, не погасив одновременно задолженность перед всеми остальными работниками должника, чьи требования включены в реестр. В дальнейшем, когда денежная выручка от реализации имущества должника получена, конкурсный управляющий обязан продолжить осуществление расчетов с кредиторами с соблюдением принципа пропорциональности расчетов, установленного пунктом 3 статьи 142 Закона №127-ФЗ (Постановление ФАС Поволжского Округа от 10 марта 2005 года №А65-2209/2003-СГ4-35).
В силу пункта 4 статьи 142 Закона №127-ФЗ требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Требования кредиторов первой очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра требований кредиторов), но после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. До полного удовлетворения указанных требований кредиторов первой очереди удовлетворение требований кредиторов последующих очередей приостанавливается.
В случае если такие требования были заявлены до завершения расчетов с кредиторами первой очереди, они подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, при наличии денежных средств на их удовлетворение.
Требования кредиторов второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра требований кредиторов), подлежат удовлетворению в аналогичном порядке.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.
Согласно пункту 11 статьи 142 Закона №127-ФЗ:
«кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве. В случае отсутствия указанного имущества или по заявлению третьего лица суд вправе удовлетворить требования данных кредиторов путем взыскания соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника. Указанное требование может быть предъявлено в срок, установленный федеральным законом».
Более подробно с вопросами, касающимися очередности удовлетворения требований кредиторов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ликвидация юридических лиц и филиалов. Банкротство».
Более подробно с вопросами, касающимися списания дебиторской задолженности, Вы можете ознакомиться в книгах авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Списание дебиторской и кредиторской задолженности», «Судебные споры по дебиторской задолженности. Правовое регулирование. Практика. Документы».
Дебиторская задолженность. Понятие, виды и общие правила списания
Согласно Глоссарий.ру:
«Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит».
В бухгалтерском учете под дебиторской задолженностью, как правило, понимаются имущественные права, представляющие собой один из объектов гражданских прав.
Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ):
«К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные прав
Глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации введена с 01 января 2001 года. Остановимся на некоторых моментах по начислению единого социального налога.
В соответствии с положениями 24 главы контролирующая функция по начислению и уплате этого налога отведена Министерству по налогам и сборам (теперь это Федеральная налоговая служба). А распределительная функция возложена на Фонд социального страхования РФ (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Пенсионный фонд (ПФ).
В соответствии со статьей 235 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признают
Страхование транспортных средств осуществляется в добровольном порядке и прежде чем заключить договор страхования транспортного средства со страховой компанией необходимо ознакомиться с ее лицензией, поскольку страхование является лицензируемым видом деятельности. Особое внимание следует обратить на то, какой конкретный вид страхования вправе осуществлять страховщик.
По некоторым видам страхования, в том числе по страхованию транспортных средств, страховщики изда