Изменения, внесенные Федеральным законом №101-ФЗ от 21 июля 2005 г. В перечень видов деятельности, подпадающих под обложение единым налогом на вмененный доход
Специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) для отдельных видов деятельности регламентирован главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Президентом Российской Федерации 21 июля 2005 года был подписан Федеральный закон Российской Федерации №101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Закон №101-ФЗ). Указанный закон, внесший изменения в главу 26.3 НК РФ, в частности, с 1 января 2006 года расширил перечень видов деятельности, подпадающих под налогообложение в виде ЕНВД, а также внес коррективы в нумерацию видов деятельности, подлежащих обложению ЕНВД. В настоящей статье мы рассмотрим изменения, внесенные Законом №101-ФЗ, в вышеуказанный перечень.
Прежде всего, отметим, что согласно статье 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД, установленная главой 26.3 НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. То есть с 1 января 2006 года система налогообложения в виде ЕНВД станет местным специальным налоговым режимом, поэтому порядок уплаты ЕНВД может быть различен на территории отдельных городов в пределах одного региона, в то время как сейчас порядок уплаты ЕНВД является единым на территории одного субъекта РФ.
Изменениями, внесенными абзацами двадцатым – двадцать третьим пункта 13 статьи 1 Закона №101-ФЗ, установлено, что с 2006 года законами муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются:
1) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах установленного пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ перечня;
2) значения коэффициента К2, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
Так, с 2006 года законами субъектов Российской Федерации может быть, как расширен, так и сокращен перечень видов деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД. Кроме того, законами субъектов Российской Федерации определяются значения коэффициента К2 на календарный год, которые могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Кроме того, с 1 января 2006 года отменен подпункт 1 пункта 3 статьи 346.26 НК РФ. Таким образом, система налогообложения в виде ЕНВД в соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. А в случае введения специального налогового режима в виде ЕНВД для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории субъекта Российской Федерации переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности. Аналогичное мнение Минфина России изложено в письме Минфина России от 8 октября 2004г. №03-06-05-04/31.
Изменения, внесенные абзацем вторым пункта 13 статьи 1 Закона №101-ФЗ с 1 января 2006 года, устраняют противоречие с пунктом четвертым статьи 346.12 НК РФ, так как общий режим налогообложения не включает в себя упрощенную систему налогообложения, и уже в общих положениях главы 26.3 НК РФ теперь не запрещено применять плательщикам ЕНВД упрощенную систему налогообложения.
Изменения, внесенные абзацами третьим – шестым пункта 13 статьи 1 Закона №101-ФЗ, не значительны, они лишь внесли коррективы с 1 января 2006 года в нумерацию видов деятельности, подлежащих обложению ЕНВД. Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках с 2006 года значится под подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, поэтому, поскольку ранее этот вид деятельности был за подпунктом 4.1. пункта 2 указанной статьи, с 2006 года подпункт 4.1. утратил силу. Соответственно сдвинулась нумерация и далее.
Изменения, внесенные абзацами седьмым - восьмым пункта 13 статьи 1 Закона №101-ФЗ, с 1 января 2006 года более серьезные. Если до 1 января 2006 года под ЕНВД попадало оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств, то после 1 января 2006 года, попадают под ЕНВД перевозки организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. То есть если ранее для перевода на ЕНВД происходило определение двух параметров – фактическая эксплуатация транспорта и общее количество эксплуатируемого транспорта, то после 1 января 2006 года, происходит определение трех параметров – определение нахождения транспорта на праве собственности или ином праве, определение транспорта предназначенного для перевозок, и общее количество предназначенного для перевозок транспорта. В итоге можно определить разницу в количестве транспортных средств до и после 1 января 2006 года для расчета и применения ограничения:
- добавляются не эксплуатируемые транспортные средства – похищенные, законсервированные, ремонтируемые,
- вычитаются не предназначенные для перевозок транспортные средства, причем важным является не фактическое использование (например, автолавка), а предназначенность, которую можно определить по техпаспорту транспортного средства (например, автокран).
До принятия Закона №101-ФЗ для целей применения ЕНВД применялось понятие «эксплуатируемых» транспортных средств. В Письмах Минфина России от 8 октября 2004г. №03-06-05-04/31 и от 23 декабря 2004г. №03-06-05-04/90 указано, что под количеством эксплуатируемых транспортных средств следовало понимать количество транспортных средств (но не более 20 единиц), числящихся у налогоплательщика либо арендованных им для непосредственного осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг. То есть количество эксплуатируемых транспортных средств чиновники не связывали с наличием у налогоплательщика права собственности на них. В случае если учтенные на балансе организации транспортные средства находились на ремонте, то есть не использовались для осуществления перевозок пассажиров и грузов, то при исчислении суммы единого налога такие транспортные средства не включались в число эксплуатируемых транспортных средств. Об этом сообщалось в письмах Минфина России от 24 февраля 2005 г. №03-06-05-04/44 и от 14 марта 2005 г. №03-06-05-04/57. При этом по транспортным средствам, находящимся на консервации, представлялись соответствующие документы (приказ руководителя организации). Не включались в число эксплуатируемых транспортных средств и автомобили, используемые не для оказания автотранспортных услуг, а для иных целей (например, для собственных нужд).
Изменения, внесенные абзацами девятым - десятым пункта 13 статьи 1 Закона №101-ФЗ, с 1 января 2006 года разделили такой вид предпринимательской деятельности, как розничная торговля, на два подвида: 1) розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли (то есть через стационарную торговую сеть, имеющую торговые залы); 2) розничную торговлю, осуществляемую через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (то есть через стационарную торговую сеть, не имеющую торговые залы, и нестационарную торговую сеть). До внесения изменений Законом №101-ФЗ в статью 346.26 НК РФ указанный вид деятельности, осуществляемый через все объекты организации торговли, значился в одном подпункте.
Кроме того, внесенными изменениями устранена неясность в вопросе об установленном ограничении размера площади торгового зала. При розничной торговле через магазины и павильоны площадь торгового зала по каждому объекту организации торговли не должна превышать 150 квадратных метров (подпункт 6 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ). Под площадью торгового зала в соответствии со статьей 346.27 НК РФ понимается «часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов».
К упомянутым документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом. К таким документам относятся: договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и другие документы.
Дело в том, что, руководствуясь Методическими указаниями, утвержденными Приказом МНС России от 10 декабря 2002 №БГ-3-22/707, о применении подпункта 4 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, налогоплательщики не могли применять систему налогообложения в виде ЕНВД в случае превышения ограничения площади торгового зала хотя бы по одному объекту стационарной торговой сети. Затем, Минфин России в письме от 13 января 2005 года №03-06-05-04/01 требует совершенно противоположное - налогоплательщики обязаны применять систему налогообложения в виде ЕНВД в случае превышения ограничения площади торгового зала хотя бы по одному объекту стационарной торговой сети, по остальным объектам. С 2006 года, это издевательство прекращено, установлено, что не применяется система налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому конкретному объекту организации торговли. При одновременном осуществлении того же вида предпринимательской деятельности через объекты с площадью торгового зала не более 150 кв. м, переводимого на уплату единого налога, налогоплательщики обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с иным режимом налогообложения. Некоторые авторы считают, что неустранимое противоречие осталось, но наличие в подпункте 6 позволяет четко отделить два типа магазинов и павильонов 150 метров и менее и более 150 метров и применимость к ним ЕНВД.
Если помещение, используемое для осуществления розничной торговли, не соответствует установленному главой 26.3 НК РФ понятию магазина, то его следует рассматривать как объект нестационарной торговой сети. Об этом сказано в письме Минфина России от 16 декабря 2004 г. №03-06-05-05/39.
Аналогичные изменения внесены абзацами двенадцатым - тринадцатым пункта 13 статьи 1 Федерального закона №101-ФЗ в такой вид предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания. Указанный вид деятельности разделен на:
1) услуги общественного питания, осуществляемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
2) услуги общественного питания, осуществляемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
Также с 2006 года установлено, что если площадь зала обслуживания посетителей превышает 150 квадратных метров по каждому конкретному объекту организации общественного питания, то в отношении указанного вида предпринимательской деятельности единый налог не применяется.
Изменения, внесенные абзацами пятнадцатым – семнадцатым пункта 13 статьи 1 Закона №101-ФЗ, с 1 января 2006 года расширили перечень видов деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД. С 2006 года система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении:
«11) распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров;
13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей».
То есть с 2006 года выделено в отдельный вид деятельности, подлежащий налогообложению ЕНВД, распространение и (или) размещение рекламы на перечисленных транспортных средствах, причем по указанному виду деятельности установлена своя базовая доходность и физический показатель для исчисления суммы единого налога.
Статьей 346.27 НК РФ установлено: распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах – это деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие, путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы. К речным судам относятся - самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Налогоплательщик, оказывающий услуги по временному размещению и проживанию, также обязан уплачивать ЕНВД, но при этом общая площадь спальных помещений в каждом объекте предоставления услугне должна превышать 500 квадратных метров. Что подразумевается под спальными помещениями ни в законодательстве, ни в нормативных документах напрямую не установлено, но проведенный нами анализ сотен нормативных документов может дать нам возможность сделать следующие выводы:
- под спальными помещениями подразумеваются помещения именно спален;
- помещение может находиться, не только в жилых домах, но и в транспортных средствах, например речных и морских судах, палатках и тому подобное, поэтому существует вероятность того, что под ЕНВД попадут транспортные средства и туристические фирмы;
- не имеет значения, для каких целей осуществляется размещение и проживание – соответственно под ЕНВД попадают санатории, больницы, оплачиваемые лагеря беженцев и места заключения, детские лагеря, дома престарелых, вытрезвители и приюты, законодатели, не подумав не минуты, опять ударили по социально не защищенным гражданам и по тем, кто с ними работает;
- под спальными помещениями не подразумеваются комнаты отдыха, коридоры, санитарные узлы;
- под площадью спальных помещений не подразумеваются площадь спального места (кровати) и спальных корпусов целиком, так как внутри спальных корпусов размещаются спальные помещения.
Огромное число противоречий по данному пункту будет преодолеваться годами.
В случае оказания налогоплательщиком услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, он также должен уплачивать единый налог. Например, предприниматель, оказывающий услуги по передаче во временное пользование торгового места, расположенного на рынке, с 2006 года будет уплачивать ЕНВД. Фактически это значит, что мы рассматриваем аренду любого типа в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (что, вероятнее всего совпадает с залами обслуживания покупателей) - торговой сети, расположенной в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих (обслуживания посетителей) целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты. Торговое место - место, используемое для совершения сделок купли-продажи, термин нечеткий, поэтому торговым местом можно считать как весь рынок, так и любую другую единиц. В итоге организациям или индивидуальным предпринимателям можно рекомендовать следующее: заключать договора аренды с четким указанием, сколько торговых мест сдано, при этом к торговым не относятся места по оказанию бытовых услуг и общественному питанию. Если количество торговых мест в договоре не указано, то налоговики будут вынуждены пересчитывать торговцев по головам. Контроль налоговые органы будут осуществлять, складывая количество торговых мест по договорам аренды и сравнивая их с количеством торговых мест, заявленных плательщиками ЕНВД на данном рынке и наоборот, у них есть возможность найти по договорам тех арендаторов торговых мест, которые не платят ЕНВД по торговым местам. Другим методом контроля является обращение к специалистам по потребительскому рынку, которые могут провести пересчет торговых мест, и налоговые органы могут пересчитать налоговую базу, поэтому рекомендуем сразу определять количество торговых мест на рынке.
Следует отметить, что изменениями, внесенными абзацами восемнадцатым - девятнадцатым пункта 13 статьи 1 Закона №101-ФЗ, установлено, что в случае осуществления, вне зависимости от того, полностью или частично, видов предпринимательской деятельности (подлежащих налогообложению в виде ЕНВД) в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), в отношении указанных видов деятельности не применяется с 2006 года ЕНВД. Напомним, что согласно статье 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Для образования простого товарищества необходимо соблюсти следующее условие - заключить договор, который устанавливает обязанности сторон друг перед другом в отношении того, чтобы:
а) соединить свои вклады,
б) совместно действовать для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.
Более подробно с вопросами, касающимися перечня видов деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде ЕНВД, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Единый налог навмененный доход».
Упрощенная система налогообложения на основе патента в соответствии с Федеральным законом №101-ФЗ от 21 июля 2005 г.
Специальный налоговый режим – упрощенная система налогообложения (далее УСН) регламентирован главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Президентом Российской Федерации 21 июля 2005 года был подписан Федеральный закон Российской Федерации №101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Закон
Способы списания расходов на ремонт основных средств
В бухгалтерском учете затраты на ремонт могут быть списаны следующими способами:
по мере возникновения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг);
по мере возникновения в счет расходов будущих периодов, с последующим равномерным списанием на себестоимость в течение срока, определенного организацией;
списанием за счет резерва на ремонт основных средств, образованного путем равномерных ежемесячных отчислений.
Выбор одного из способов должен быть отражен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Приобретение основных средств по импортному контракту
ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
В соответствии с Приложением к Положению по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 года №2н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000», датой совершения операции при импорте материально-производственных запасов и иного имущества считается дата перехода права собственности к импортеру на импортированные то