Классификация должностей в медицинских и образовательных учреждениях
Классификация должностей в медицинских и образовательных учреждениях производится в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), который является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК)[k1] Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №121 «О мерах по реализации государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики», Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области»).
При разработке унифицированных форм документов, в которых используются коды классификатора, должна быть предусмотрена обязательная ссылка на Постановление Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №367 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94» (далее - ОКПДТР) при разработке унифицированных форм документов, в которых используются коды классификатора, должна быть предусмотрена обязательная ссылка на ОКПДТР.
Так, например, на каждого работника организации, который принимается на работу, заполняется «Личная карточка работника» по форме №Т-2, которая утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее - Постановление Госкомстата №1).
При заполнении пункта 7 первой страницы формы №Т-2 коды в зонах кодирования проставляются в соответствии с общероссийскими классификаторами: информация о населении (ОКИН), профессиях рабочих, должностях служащих и тарифных разрядах (ОКПДТР), специальностях по образованию (ОКСО).
Так, например новый работник принимается в штат организации или учреждения в соответствии со штатным расписанием (унифицированная форма №Т-3, утвержденная Постановлением Госкомстата №1), которое содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведений о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание организации, учреждения утверждается, изменяется приказом руководителя или уполномоченного лица.
Должность, на которую поступает работник, указывается строго по Квалификационному справочнику. В случае отсутствия наименования должности в данном справочнике следует воспользоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).
Должность обязательно обозначается с указанием разряда, квалификации, категории, а структурное подразделение, в которое принимается работник, указывается в соответствии со штатным расписанием организации. Наличие малейшего отклонения от нормативных документов в таких документах как трудовой договор, штатное расписание организации, трудовая книжка, а также в должностной инструкции работника могут привести к неблагоприятным последствиям (например, судебным разбирательствам по поводу исправления допущенных нарушений).
Более подробно с вопросами, касающимися приема работников на работу, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR - ИНТЕРКОМ - АУДИТ» «Прием и увольнение работников».
Квалификационный справочник, является основой для дифференциации оплаты труда этих категорий работников. Он рекомендован Минтрудом Российской Федерации для применения в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.
Следовательно, данный справочник может быть использован в любом учреждении и организации вне зависимости от того является она государственной или частной, вне зависимости от организационно-правовых форм. А для того, чтобы не было путаницы при оформлении различного рода документации им пользоваться просто необходимо.
Квалификационный справочник способствует обеспечению рационального разделения труда, созданию действенных механизмом разграничения функций, полномочий и ответственности, дает четкую регламентацию трудовой деятельности работников.
Квалификационные характеристики, включенные в Квалификационный справочник, являются нормативными документами, которые предназначены для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, для обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и квалификационных требований, предъявляемых к ним, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям по итогам проведения аттестации руководителей и специалистов.
Квалификационный справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к той или иной категории осуществляется в зависимости от характера работ, которые преимущественно выполняются и составляют содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).
Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Квалификационный справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР).
Данный Квалификационный справочник состоит из двух разделов. Первый раздел содержит квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), которые широко распространены в учреждениях и организациях, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. А во втором раздел представлены квалификационные характеристики должностей работников, которые заняты в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.
Квалификационные характеристики в учреждениях и организациях могут применяться как в качестве нормативных документов прямого действия, так и служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, которые содержат конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. В случае необходимости обязанности, которые включены в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Поскольку квалификационные характеристики, указанные в Квалификационном справочнике, распространяются на работников учреждений и организаций вне зависимости от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы.
Надо заметить, что в вышеупомянутом Квалификационном справочнике не упоминаются должности обычных работников медицинских и образовательных учреждений, зато в его втором разделе подробно описаны квалификационные характеристики работников научно-исследовательских учреждений, которые применимы для медицины и образования. Перечислим некоторые из них: главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник, ученый секретарь, директор (начальник) учреждения (организации) и так далее.
Наименования должностей обычных работников медицинских и образовательных учреждений отличны от наименований должностей сотрудников научно-исследовательских учреждений той же сферы.
Согласно Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 27 августа 1997 года №43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» (далее - Постановление Минтруда №43) в медицинских учреждениях используются следующие категорий должностей:
1. Руководители.
2. Специалисты:
2.1. Специалисты с высшим медицинским образованием;
2.2. Специалисты с высшим профессиональным образованием;
2.3. Специалисты со средним медицинским образованием (средний медицинский персонал);
3. Младший медицинский персонал.
4. Прочий персонал лечебно-трудовых мастерских при учреждениях здравоохранения.
Должности в данном Постановлении указаны согласно ОКПДТР.
В случае если в Постановлении Минтруда №43 не указанны нужные должности в сфере медицины, следует руководствоваться ОКПДТР.
ОКПДТР состоит из двух разделов: 1.- профессии рабочих, а 2 - должности служащих.
Нас в данном случае интересует второй блок, где перечислены должности служащих, где блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной должности служащего. Во втором разделе ОКПДТР, также как и в первом, наименование объектов классификации, а в нашем случае - должностей, расположены в алфавитном порядке.
Информационный блок должностей служащих включает фасетные коды, которые соответствуют категории должности – используется один знак, а также определенным позициям Общероссийского Классификатора занятий – используются четыре знака. В ОКПДТР три фасета характеризуют должности по следующим признакам:
«категории должностей - один знак, фасет 10;
производные должности - два знака, фасет 11;
категории (классы) квалификации - один знак, фасет 12.
Особенностью фасетов 11 и 12 является альтернативность их применения для различных должностей, так как в производных должностях не предусмотрены категории квалификации. Таким образом, в зависимости от должности выбирает фасет 11 или 12.
Пример кодирования по ОКПДТР должности заместителя начальника финансово-экономического отдела:
24695 1 1 1231 03,
где: 2 - должность;
4695 - начальник отдела (финансово-экономического и административного);
1 - контрольное число;
1 - категория руководителей;
1231 - базовая группа по ОКЗ (Руководители финансово-экономических и административных подразделений и служб);
03 - производная должность – заместитель».
Между объектами классификации, в нашем случае это должности, ОКПДТР и Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №298 1995 года «О принятии Общероссийского классификатора занятий ОК 010-93» (далее - ОКЗ) установлены связи, которые позволяют относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группе ОКЗ. Рассматривая общий случай, каждая должность служащего может быть однозначно отнесена к определенной группе занятий. Однако в связи с тем, что понятия «занятия», «профессия», «должность» в отдельных случаях могут различаться, чтобы установить однозначную связь ОКПДТР с ОКЗ, следует использовать пояснения к группировкам ОКЗ. Указанные пояснения необходимо использовать и при кодировании производных должностей служащих.
В ОКПДТР в разделе «должности служащих» принята следующая форма расположения материала:
Код
КЧ
Наименование профессии
Код категории
Код по ОКЗ
Так, например, по ОКПДТР, указаны следующие должности врача:
«20448 4 Врач 2 2221
20449 9 Врач здравпункта 2 2221
20450 1 Врач-кардиоревматолог 2 2221
20451 6 Врач-лаборант 2 2221
20452 0 Врач-интерн 2 2221
20453 5 Врач-интерн учреждения госсанэпидслужбы 2 2221
20454 7 Врач-методист 2 2229
20455 4 Врач общей практики (семейный) 2 2221
20457 3 Врач подводного аппарата 2 2221
20458 8 Врач-педиатр участковый 2 2221
20459 2 Врач-педиатр городской (районный) 2 2221
20460 5 Врач по контролю за занимающимися 2 2221
физкультурой и спортом
20461 3 Врач приемного отделения 2 2221
20462 4 Врач-протезист по глазному 2 2221
протезированию
20463 9 Врач-специалист 2 2221
20464 3 Врач-протезист по ушному протезированию 2 2221
20465 8 Врач-психиатр участковый 2 2221
20466 2 Врач-психиатр детский 2 2221
20467 7 Врач-психиатр-нарколог участковый 2 2221
20468 1 Врач-психиатр подростковый 2 2221
20469 6 Врач-статистик 2 2221
20470 9 Врач судовой 2 2221
20471 3 Врач-терапевт подростковый 2 2221
20472 8 Врач-специалист по медико-социальной 2 2229
В образовательных учреждениях согласно Постановлению Минтруда Российской Федерации от 11 ноября 1992 года №33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации» (далее - Постановление №33) используются следующие категории должностей:
1. Руководитель;
2. Руководитель структурного подразделения;
3. Учитель;
4. Учитель-дефектолог;
5. Преподаватель;
6. Мастер производственного обучения;
7. Методист;
8. Концертмейстер;
9. Воспитатель;
10. Классный воспитатель;
11. Социальный педагог;
12. Педагог-психолог;
13. Педагог-организатор;
14. Педагог дополнительного образования;
15. Старший вожатый;
16. Инструктор по труду;
17. Инструктор по физической культуре;
18. Музыкальный руководитель;
19. Старший дежурный;
20. Дежурный по режиму.
В случае если в Постановлении Минтруда №33 не указанны нужные должности в сфере образования, следует руководствоваться ОКПДТР.
По ОКПДТР, принятом Постановлением Госстандарта №367, предусмотрен более полный перечень должностей. В нем, например, предусмотрены следующие должности воспитателя:
«20436 1 Воспитатель 2 3320
20437 6 Воспитатель детского сада (яслей-сада) 2 3320
20439 5 Воспитатель общежития 2 2320
20442 7 Воспитатель профессионально-технического 2 2320 учебного заведения».
Более подробно по вопросам, касающихся классификации должностей в медицинских и образовательных учреждениях, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR - ИНТЕРКОМ - АУДИТ» «Должности, тарифные разряды, квалификационные характеристики в медицинских и образовательных учреждениях».
[k1]Указать точную ссылку на документ. А если имеется ввиду Положение ЦБ РФ №116-П, то при чем тут Центральный Банк, когда тема про мед. и образ. учреждения
Квалификационные разряды и характеристики должностей в медицинских учреждениях
Согласно статье 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22 июля 1993 года №5487-1 (далее - «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан») к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, планирующие и осуществляющие в пределах своей компетенции меры по охране здоровья граждан.
Расходы на ГСМ организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения
Рассмотрим вопрос о том, имеет ли право организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, расходы на приобретение ГСМ относить к расходам на содержание служебного автотранспорта.
Порядок определения расходов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, установлен статьей 346.16 НК РФ. Установленный порядок определения расходов применяется налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и избравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядок поведения людей, отвечающий нормам права и морали, сложившимся в обществе, в широком смысле обозначается понятием – «дисциплина».
Применительно к рассматриваемому вопросу, в житейском смысле, категорию «трудовая дисциплина» признают как строгое соблюдение установленного порядка в трудовом коллективе; трудовая дисциплина предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, рациональное использование времени для наиболее производительного (плодотворного) труда, точное исполнение распоряжений администрации.