Хозяйственные общества и унитарные предприятия. Правовые основы
Хозяйственные общества и унитарные предприятия являются юридическими лицами. Юридические лица - это такие субъекты правоотношений, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Одной из самых распространенных и наиболее практически значимой классификацией юридических лиц является деление юридических лиц по целям деятельности. В соответствии с указанной классификацией выделяются коммерческие некоммерческие юридические лица.
Коммерческие юридические лица - организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие полученную прибыль между участниками.
К коммерческим юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Основным видом деятельности коммерческих юридических лиц является предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли.
В числе коммерческих юридических лиц особо выделяются унитарные предприятия, так как они не обладают правом собственности на находящееся у них имущество. Такое имущество принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственником имущества унитарных предприятий является государство либо муниципальное образование.
Согласно статье 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.
Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.
Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.
Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ и другими законами.
Хозяйственные товарищества и общества являются субъектами общей правоспособности, то есть они вправе осуществлять любую не запрещенную законом деятельность (статья 49 ГК РФ).
В то же время унитарные предприятия относятся к субъектам специальной правоспособности, они вправе осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в учредительных документах предприятия. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (статья 3 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее Закон об унитарных предприятиях).
В связи со сказанным, следует отметить, что на практике при государственной регистрации хозяйственного общества, регистрирующие органы требуют внесения в учредительные документы организации сведений о планируемых видах деятельности и зачастую на этом основании отказывают в регистрации. Подобные действия регистрирующих органов неправомерны, так как законодательством не предусмотрено обязательное внесение сведений о видах деятельности в учредительные документы хозяйственных обществ. Более того, согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №6 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от №8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится перечень видов деятельности, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определен Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Ограничение прав юридического лица возможно лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.
Порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ, а также унитарных предприятий в общих чертах урегулирован нормами главы 4 ГК РФ.
Более подробная регламентация порядка создания, деятельности и управления хозяйственными обществами и унитарными предприятиями осуществляется соответствующими федеральными законами:
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об акционерных обществах);
- Федеральный закон от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью);
- Закон об унитарных предприятиях.
Кроме того, положения касающиеся создания и деятельности хозяйственных обществ и унитарных предприятий содержатся в ряде других законов: Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и другие.
Правительством Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти принимаются положения, призванные обеспечить порядок реализации норм, установленных законами.
На региональном и местном уровне введены соответствующие нормативные акты, по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (особенно актуально применительно к государственным и муниципальным унитарным предприятиям).
Не следует забывать, что учредительные документы юридического лица являются локальными нормативными актами, то есть в них должны содержаться нормы, регламентирующие порядок деятельности юридического лица. Данные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации. В противном случае юридическое лицо не пройдет государственную регистрацию.
Более подробно с вопросами, касающимисяоснов правового регулирования, создания и деятельности юридических лиц, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».
Порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц
Согласно статье 10 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Законодатель установил специальный порядок и сроки государственной регистрации юридических лиц следующими федеральными законами:
- Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года №5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях»;
Общество с ограниченной ответственностью. Распределение прибыли
Согласно статье 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью) участники общества вправе принимать участие в распределении прибыли.
В соответствии со статьей 28 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества.
Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим соб
В статье рассматриваются основы реорганизации унитарных предприятий (юридических лиц) (далее предприятия). Реорганизация действующего юридического лица является вторым способом создания юридического лица. Первым, напомним, является учреждение нового юридического лица.
Реорганизация - это способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц.
Реорганизация юридического лица (общие положения).
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо