Главная страница --> Ведение бизнеса

Хозяйственные общества и унитарные предприятия. Правовые основы



Хозяйственные общества и унитарные предприятия являются юридическими лицами. Юридические лица - это такие субъекты правоотношений, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

Одной из самых распространенных и наиболее практически значимой классификацией юридических лиц является деление юридических лиц по целям деятельности. В соответствии с указанной классификацией выделяются коммерческие некоммерческие юридические лица.

Коммерческие юридические лица - организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие полученную прибыль между участниками.

К коммерческим юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Основным видом деятельности коммерческих юридических лиц является предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли.

В числе коммерческих юридических лиц особо выделяются унитарные предприятия, так как они не обладают правом собственности на находящееся у них имущество. Такое имущество принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственником имущества унитарных предприятий является государство либо муниципальное образование.

Согласно статье 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ и другими законами.

Хозяйственные товарищества и общества являются субъектами общей правоспособности, то есть они вправе осуществлять любую не запрещенную законом деятельность (статья 49 ГК РФ).

В то же время унитарные предприятия относятся к субъектам специальной правоспособности, они вправе осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в учредительных документах предприятия. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (статья 3 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее Закон об унитарных предприятиях).

В связи со сказанным, следует отметить, что на практике при государственной регистрации хозяйственного общества, регистрирующие органы требуют внесения в учредительные документы организации сведений о планируемых видах деятельности и зачастую на этом основании отказывают в регистрации. Подобные действия регистрирующих органов неправомерны, так как законодательством не предусмотрено обязательное внесение сведений о видах деятельности в учредительные документы хозяйственных обществ. Более того, согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №6 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от №8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится перечень видов деятельности, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определен Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Ограничение прав юридического лица возможно лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ, а также унитарных предприятий в общих чертах урегулирован нормами главы 4 ГК РФ.

Более подробная регламентация порядка создания, деятельности и управления хозяйственными обществами и унитарными предприятиями осуществляется соответствующими федеральными законами:

- Федеральный закон от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об акционерных обществах);

- Федеральный закон от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью);

- Закон об унитарных предприятиях.

Кроме того, положения касающиеся создания и деятельности хозяйственных обществ и унитарных предприятий содержатся в ряде других законов: Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и другие.

Правительством Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти принимаются положения, призванные обеспечить порядок реализации норм, установленных законами.

На региональном и местном уровне введены соответствующие нормативные акты, по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (особенно актуально применительно к государственным и муниципальным унитарным предприятиям).

Не следует забывать, что учредительные документы юридического лица являются локальными нормативными актами, то есть в них должны содержаться нормы, регламентирующие порядок деятельности юридического лица. Данные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации. В противном случае юридическое лицо не пройдет государственную регистрацию.

Более подробно с вопросами, касающимися основ правового регулирования, создания и деятельности юридических лиц, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Договор комиссии ..
Учет оплаты труда и расходов на социальное обеспечение на предприятиях легкой промышленности ..
Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий ..
Арендная плата за пользование лесным фондом ..
Передача основных средств в уставный капитал другой организации ..
Определение финансового результата от продажи товаров на примерах ..
Страховые платежи (взносы) по договорам добровольного страхования имущества как расходы при налогооб ..
Возврат денежных средств по неиспользованным чекам при оплате нефтепродуктов на АЗС ..
Порядок признания расходов ..
Доплаты за условия труда, отличающиеся от нормативных ..
Налог на доходы физических лиц, статья 211. Особенности определения налоговой базы при получении дох ..
Отпуск спецактивов в производство и списание их стоимости ..
Налог на доходы физических лиц, статья 212. Особенности определения налоговой базы при получении дох ..


Похожие документы из сходных разделов


Порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц


Согласно статье 10 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Законодатель установил специальный порядок и сроки государственной регистрации юридических лиц следующими федеральными законами:

- Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года №5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях»;
[ознакомиться полностью]

Общество с ограниченной ответственностью. Распределение прибыли


 

Согласно статье 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью) участники общества вправе принимать участие в распределении прибыли.

В соответствии со статьей 28 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества.

Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим соб

[ознакомиться полностью]

Унитарные предприятия. Вопросы реорганизации


Правовые основы реорганизации.

В статье рассматриваются основы реорганизации унитарных предприятий (юридических лиц) (далее предприятия). Реорганизация действующего юридического лица является вторым способом создания юридического лица. Первым, напомним, является учреждение нового юридического лица.

Реорганизация - это способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц.

Реорганизация юридического лица (общие положения).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100