Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 года №1539 утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций (далее Постановление №1539). Данным Постановлением №1539 утвержден Перечень лекарственных средств, применяемых в ветеринарии, ввоз которых на территорию Российской Федерации осуществляется по лицензиям.
Правила ввоза и вывоза лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года №438 «О порядке ввоза и вывоза лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения» (далее Правила №438). Данные Правила вступили в силу с 20 сентября 2005 года.
В соответствии с пунктом 2 Правил №438 на территорию Российской Федерации могут ввозить лекарственные средства:
«а) организации - производители лекарственных средств для собственного производства лекарственных средств;
б) организации оптовой торговли лекарственными средствами;
в) научно-исследовательские учреждения, институты, лаборатории для разработки, исследований и контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
г) иностранные организации - производители лекарственных средств и предприятия оптовой торговли лекарственными средствами при условии, что они имеют собственные представительства на территории Российской Федерации».
Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации лекарственных средств, которые являются подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, а также фальсифицированных лекарственных средств (пункт 3 Правил №438).
Согласно пункту 4 Правил №438 ввоз на территорию Российской Федерации лекарственных средств осуществляется на основании лицензии, которая выдается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба в Письме от 7 декабря 2004 года №07-59/10211 «О таможенном оформлении лекарственных средств» дает разъяснение:
«Согласно пункту 8 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.96 №1299, лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Срок действия лицензии может быть продлен с целью завершения выполнения контрактных обязательств (пункт 12 Положения).
Импортом товара считается ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе (статья 2 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). При этом ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации является фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации действия с товарами до их выпуска таможенными органами (подпункт 8 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, а также статьи 7 Таможенного кодекса Российской Федерации, считаем необходимым представлять действующую лицензию на ввоз лекарственных средств на день принятия таможенным органом таможенной декларации как с заявленным таможенным режимом таможенного склада, так и с заявленным таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления после нахождения товаров под таможенным режимом таможенного склада.
Информируем также, что поскольку согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 №187 «Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации» Минэкономразвития России на основании и во исполнение федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет правовое регулирование таможенно-тарифной политики, таможенного дела, нетарифное и тарифное регулирование экспорта и импорта товаров, ФТС России подготовлен соответствующий запрос в Минэкономразвития России. После получения ответа информация будет доведена незамедлительно».
Для получения лицензии на ввоз лекарственных средств юридическое лицо, имеющее право ввозить лекарственные средства, представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации заключение о возможности выдачи лицензии на ввоз лекарственных средств, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (пункт 5 Правил №438).
Пунктом 6 Правил №438 установлено, что для получения заключения о возможности выдачи лицензии на ввоз лекарственных средств, заявитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития заявление, согласованное с Постоянным комитетом по контролю наркотиков, с приложением заверенных подписью и печатью заявителя копий следующих документов:
«а) лицензия на осуществление вида деятельности в сфере обращения лекарственных средств (фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств);
б) контракты, содержащие сведения о ввозимых лекарственных средствах и об условиях их приобретения;
в) договор между экспортером (импортером) и производителем (потребителем) товара, если в качестве соискателя лицензии на ввоз лекарственных средств выступает посредник;
г) учредительные и регистрационные документы (устав, свидетельство о государственной регистрации, справка о постановке на учет в налоговом органе) заявителя;
д) документы о государственной регистрации каждого из ввозимых лекарственных средств с указанием соответствующих регистрационных номеров».
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития обязана выдать заключение в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты подачи вышеперечисленных документов (пункт 7 Правил №438).
В случае дачи отрицательного заключения, заявителю сообщается об этом в письменной форме.
Основанием для выдачи отрицательного заключения является (пункт 8 Правил №438):
отсутствие государственной регистрации лекарственного средства;
отсутствие у заявителя лицензии на осуществление вида деятельности в сфере обращения лекарственных средств или приостановление действия такой лицензии;
ограничение на импорт ввозимого лекарственного средства в соответствии с международным договором или решением Правительства Российской Федерации;
наличие у Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития информации, что ввозимое лекарственное средство является подделкой или незаконной копией зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств либо фальсифицированным лекарственным средством.
Согласно пункту 9 Правил №438 на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, может быть осуществлен ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии зарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для гуманитарных целей, а также лекарственных средств для проведения клинических исследований, регистрации и перерегистрации - в отношении лекарственных средств, не зарегистрированных в Российской Федерации, для разработки, проведения исследования и контроля качества, эффективности и безопасности научно-исследовательскими учреждениями, институтами и лабораториями - в отношении лекарственных средств, как зарегистрированных, так и не зарегистрированных в Российской Федерации.
Положение о порядке ввоза на территорию Российской Федерации образцов, не зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств и фармацевтических субстанций, а также лекарственных средств, ввозимых в качестве гуманитарной помощи, утверждено Минздравом Российской Федерации №01/31-11, ГТК Российской Федерации №01-23-5044 17 марта 1998 года.
При ввозе на территорию Российской Федерации лекарственных средств, перечень которых приведен в Правилах №438, в таможенные органы представляются:
а) контракты или иные документы, содержащие сведения о ввозимых лекарственных средствах и об условиях их приобретения;
б) сертификат качества (протокол анализа) каждого из ввозимых лекарственных средств, выданный организацией-производителем лекарственных средств;
в) сведения о государственной регистрации каждого из ввозимых лекарственных средств с указанием соответствующих регистрационных номеров;
г) данные об отправителе лекарственных средств;
д) данные о получателе лекарственных средств на территории Российской Федерации;
е) данные о лице, перемещающем лекарственные средства;
ж) разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на ввоз конкретной партии лекарственных средств в случаях, предусмотренных пунктом 9 Правил №438.
В соответствии с пунктом 11 Правил №438 разрешается ввоз на территорию Российской Федерации лекарственных средств (в том числе не зарегистрированных в Российской Федерации) без лицензии и разрешения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, если они предназначены для:
«а) личного использования физическими лицами, прибывающими на территорию Российской Федерации;
б) работников дипломатического корпуса или представителей международных организаций, аккредитованных в Российской Федерации;
в) лечения пассажиров транспортного средства, прибывающего на территорию Российской Федерации».
Особенности бухгалтерского учета.
При заключении контракта с иностранным поставщиком (нерезидентом) цена сделки устанавливается в иностранной валюте.
Датой совершения операции в иностранной валюте по импорту товаров является момент возникновения у организации права собственности на ввезенные товары.
Если же дата перехода права собственности в контракте от поставщика к покупателю не определена, то датой перехода права собственности признается момент исполнения поставщиком своего обязательства по поставке товара. Как правило, этот момент связывают с переходом рисков от поставщика к покупателю, определяемый положениями Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс», которые носят рекомендательный характер и не устанавливают момент перехода права собственности. Поэтому во избежание ошибок в определении стоимости импортируемого товара рекомендуется определять дату перехода права собственности непосредственно в контракте.
Стоимость имущества, приобретенного организацией-импортером, отражается в бухгалтерском учете в момент перехода права собственности в рублевой оценке по курсу Банка России, который действовал на эту дату, и в дальнейшем эта стоимость не пересчитывается. Пересчету в рубли по курсу Банка России на каждую отчетную дату (дату составления отчетности), а также на дату погашения задолженности подлежит только задолженность перед иностранным поставщиком.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ, операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
Организация имеет право уменьшать общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 настоящего Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные импортеру при условии фактической уплаты ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ при приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Пример 1.
ЗАО «Фармацевт» импортировало из Гамбурга материалы стоимостью 10 000 евро. Условия поставки материалов - CIF Гамбург [материалы переходят в собственность покупателя в момент фактического перехода материалов через поручни судна в порту отгрузки - Гамбурге (2 февраля)]. Материалы были доставлены на борт судна 2 февраля. Таможенная декларация была подана 10 февраля. Ставка таможенной пошлины составляла 10 %. Материалы не облагались акцизами и облагались НДС по ставке 18 %. Задолженность перед иностранным поставщиком была погашена 15 февраля. Учетной политикой ЗАО «Фармацевт» было определено, что фактические расходы на приобретение материалов, транспортные расходы и таможенные пошлины отражались на счете 10 «Материалы».
Согласно Постановлению №863 сбор за таможенное оформление составил 1000 рублей.
В данном случае налоговая база по НДС равнялась сумме таможенной стоимости импортированного товара и уплаченной при ввозе таможенной пошлины (подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 160 НК РФ).
Курс евро по отношению к рублю составлял (условно):
на 2 февраля - 34,60 рубля/EUR;
на 10 февраля - 34,50 рубля/EUR;
на 15 февраля - 34,40 рубля/EUR.
Рабочим планом счетов было предусмотрено использование следующих счетов:
10 «Материалы»;
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;
51 «Расчетные счета»;
52 «Валютные счета»;
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на добавленную стоимость» (68 НДС);
76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам» (76-1);
76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по таможенным сборам» (76-2);
91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» (91-1).
В бухгалтерском учете ЗАО «Альфа» были оформлены следующие проводки:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
2 февраля
10
60
346 000
Отражена стоимость материалов, находящихся в пути, на основании полученной накладной (10 000 EUR х 34,60 рубля/EUR)
10 февраля
10
76-1
34 500
Отражена сумма таможенной пошлины (10 000 EUR х 34,50 рубля/EUR х 10 %)
10
76-2
1000
Отражена сумма сбора за таможенное оформление
19
68НДС
68 310
Отражена сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная на таможне [(10 000 EUR + 1000 EUR) х 34,50 рубля/EUR х 18 %]
68НДС
51
68 310
Уплачен НДС на таможне [(10 000 EUR + 1000 EUR) х 34,50 рубля/EUR х 18 %]
76-2
51
1000
Перечислен таможенный сбор
76-1
51
34 500
Перечислена таможенная пошлина
68НДС
19
68 310
Произведен налоговый вычет НДС, уплаченного на таможне и относящегося к принятым на учет импортным материалам ((10 000 EUR + 1000 EUR) х 34,50 рубля/EUR х 18 %)
15 февраля
60
52
344 000
Погашена задолженность перед иностранным поставщиком (10 000 EUR х 34,40 рубля/EUR)
60
91-1
2000
Отражена положительная курсовая разница по задолженности иностранному поставщику на дату совершения операции (346 000 рублей – 344 000 рублей)
Помимо материалов (товаров, работ, услуг), организация-импортер может приобретать у иностранного поставщика и производственное оборудование.
Оценка имущества (основных средств), приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку согласно пункту 8 ПБУ 6/01.
В соответствии с пунктом 9 ПБУ 3/2000 объекты основных средств оцениваются в рублях на дату совершения операции, в результате которой активы принимаются к бухгалтерскому учету, и позднее не переоцениваются. Дата совершения операции приобретения имущества за валюту определена как дата перехода к импортеру права собственности на импортируемое имущество.
При отражении в учете импортного оборудования организация-покупатель должна руководствоваться пунктом 16 ПБУ 6/01. Обращаем внимание читателей журнала на то, что с 1 января 2006 года норма пункта 16 ПБУ 6/01 изменилась и соответствует требованиям оценки основных средств, установленной ПБУ 3/2000.
Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.
Пример 2.
ЗАО «Фармацевт» импортировало из Гамбурга производственное оборудование стоимостью 5000 евро.
Условия поставки товара - DDP Москва. Согласно условиям контракта право собственности на оборудование переходило к покупателю в момент передачи оборудования от иностранного поставщика в пункте назначения.
Оборудование было доставлено 2 февраля. Задолженность перед иностранным поставщиком была погашена 10 февраля. Оборудование было введено в эксплуатацию 15 февраля.
Курс евро по отношению к рублю составлял (условно):
на 2 февраля - 34,60 рубля/EUR;
на 10 февраля - 34,70 рубля/EUR.
Рабочим планом счетов было предусмотрено использование следующих счетов:
01 «Основные средства»;
08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств» (08-4);
91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» (91-2).
В бухгалтерском учете ЗАО «Фармацевт» были оформлены следующие проводки:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
2 февраля
08-4
60
173 000
Отражено получение оборудования (5000 EUR х 34,60 рубля/EUR)
10 февраля
60
52
173 500
Погашена задолженность перед иностранным поставщиком (5000 EUR х 34,70 рубля/EUR)
91-2
60
500
Отражена отрицательная курсовая разница по задолженности иностранному поставщику на дату совершения операции (173 500 рублей – 173 000 рублей)
15 февраля
01
08-4
173 000
Оборудование введено в эксплуатацию
Порядок отражения НДС не рассматривается.
В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 организации, занимающиеся торговлей лекарственными средствами (далее ЛС), могут затраты по заготовке и доставке продукции до центральных складов (баз), производимые до момента передачи ЛС в продажу, включать в состав расходов на продажу.
Затраты по заготовке и доставке лекарственных средств включают в себя, в частности:
затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации;
затраты за услуги транспорта по доставке продукции до места ее использования, если они не включены в цену, установленную договором;
начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);
начисленные до принятия к бухгалтерскому учету продукции проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этой продукции;
расходы по страхованию.
Таким образом, если условиями поставки предусмотрено, что перевозку и страхование импортных ЛС производит покупатель, в бухгалтерском учете такие расходы могут быть отнесены к расходам на продажу. Однако следует учесть, что к расходам на продажу могут быть отнесены только те расходы на транспортировку и страхование, которые покупатель оплатил после перехода к нему права собственности на импортный товар. Если же он оплачивал такие расходы до перехода к нему права собственности, то покупатель не сможет отразить эти расходы в бухгалтерском учете, поскольку в соответствии с российским законодательством все расходы по имуществу может нести только его собственник, если иное не предусмотрено условиями договора. Чтобы не возникало подобных ситуаций в контракте необходимо указывать, что транспортные расходы и расходы по страхованию несет покупатель.
Начисляемые же таможенные платежи к расходам на продажу не относятся, поскольку они включаются в фактическую стоимость товаров.
По окончании отчетного периода при формировании финансового результата на основании пункта 9 ПБУ 10/99, коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных товаров полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Организация, занимающаяся реализацией лекарственных средств, в учетной политике может также предусмотреть, что расходы на продажу будут распределяться между реализованной и нереализованной продукцией. В этом случае необходимо указать, какие именно расходы по заготовке и доставке продукции подлежат распределению, какой метод будет применяться при распределении расходов.
Особенности распределения расходов в целях налогового учета.
Импорт товаров по определению, данному в статье 2 Закона №164-ФЗ - это ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.
Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации.
Если организация приобретает товары за границей Российской Федерации, то при осуществлении ввоза таких товаров на таможне нужно будет уплатить НДС.
Одной из особенностей налога на добавленную стоимость является то, что данный налог взимается в качестве обычного налога и в качестве таможенного платежа. В связи с этим все налогоплательщики налога на добавленную стоимость разделяются фактически на две группы:
плательщики налога;
плательщики НДС на таможне.
Плательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. То есть, при отнесении хозяйствующих субъектов к данной категории, необходимо руководствоваться нормами таможенного права.
Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, согласно статье 318 Таможенным кодексом РФ является одним из видов таможенных платежей.
Поскольку плательщики НДС на таможне определяются по нормам таможенного права, то статье 144 НК РФ «Постановка на учет в качестве налогоплательщика» и 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» в отношении плательщиков НДС на таможне не применяются. Нормы, изложенные в названных статьях (144 НК РФ, 145 НК РФ) применяются только к категории плательщиков НДС (к организациям и индивидуальным предпринимателям).
Нормы главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ в отношении внешнеторговых операций, содержат несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание.
Во-первых, при осуществлении операций по импорту товаров, порядок и сроки уплаты НДС несколько отличаются от обычного порядка. Так как при ввозе товаров из-за границы, данный налог выступает в качестве таможенного платежа, плательщик НДС должен руководствоваться нормами таможенного права и действовать в соответствии с Инструкцией о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК Российской Федерации от 7 февраля 2001 года №131 (далее Инструкция №131).
Согласно пункту 24 Инструкции №131 при ввозе товаров на территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается до (или одновременно) с принятием таможенной декларации.
Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом РФ, то сроки уплаты налога на добавленную стоимость исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.
Статьей 129 Таможенного кодекса РФ установлено, что:
«таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте и прибытия».
В необходимых случаях, по мотивированному письменному обращению декларанта, таможенные органы могут продлить срок подачи таможенной декларации. Если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа.
Кроме того, если плательщик НДС на таможне не заплатил НДС в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню, таможенные органы вправе начислить пени. Начисление пени производится в соответствии со статьей 349 Таможенного кодекса РФ.
По общему правилу пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты НДС на таможне, начиная со дня, следующего за днем истечения срока уплаты, по день исполнения обязанности по уплате либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты включительно. Пени начисляются в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от суммы неуплаченного налога, при этом применяется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки.
Пример 3.
ООО «Фармация» осуществляет внешнеторговые поставки лекарственных средств из Польши. ЛС поступили на таможенную территорию Российской Федерации 17 января. Организация не успела вовремя подать таможенную декларацию и заплатить НДС. В соответствии с Таможенным Кодексом РФ срок подачи декларации у ООО «Фармация» истек 31 января, следовательно, начиная с 1 февраля, до того момента, когда ООО «Фармация» заплатит НДС, таможня насчитает пени за просрочку платежа.
Окончание примера.
Во-вторых, при определении суммы налога необходимо руководствоваться статьей 160 НК РФ и положениями Инструкции №131.
«Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации
1. При ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 3 и 5 настоящей статьи, и с учетом статей 150 - 152 настоящего Кодекса) на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма:
1) таможенной стоимости этих товаров;
2) подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
2. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
3. Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации.
Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории Российской Федерации.
4. В случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, налоговая база определяется как сумма:
стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы Российской Федерации;
подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров)».
Таким образом, исходя из положений налогового и таможенного законодательства при расчете НДС, который нужно заплатить на таможне, в отношении товаров, облагаемых таможенными пошлинами и акцизами, можно использовать следующую формулу:
1. СНДС = (СТ + ПС + АС) x H, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
ПС - сумма ввозной таможенной пошлины;
AС - сумма акциза;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
В том случае, если из-за границы ввозится товар, который освобожден от таможенных пошлин, но облагается акцизами, при расчете НДС будет использована формула:
2. СНДС = (СТ + AС) x Н
Если завозится товар, который облагается таможенными пошлинами, но освобожден от акцизов, то
3. СНДС = (СТ + ПТ) x H
Если твар освобожден от уплаты таможенных пошлин и акцизов, то применяется формула:
4. СНДС = СТ x H
Налоговые ставки по ввозимым товарам устанавливаются в таком же порядке, что и в главе 21 НК РФ.
Ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов применяется в отношении:
следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;
изделий медицинского назначения.
Коды указанных товаров в соответствии с Постановлением №830 определяются Правительством Российской Федерации.
Перечни товаров, в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, с указанием кодов товаров в соответствии с Постановлением №830 Российской Федерации доводятся до таможенных органов Российской Федерации отдельными нормативными документами ГТК Российской Федерации.
В отношении иных товаров применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.
Третье, на что следует обратить внимание, это то, что НДС, уплаченный российским налогоплательщиком, можно принять к вычету. Это право налогоплательщика закреплено в статье 171 НК РФ. В соответствии с пунктом 2 этой статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Таким образом, если выполняются требования налогового законодательства в отношении дальнейших операций, связанных с товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации, то «входной» НДС, уплаченный на таможне, можно возместить из бюджета.
Причем в данном случае документами, подтверждающими право налогоплательщика на вычет НДС, будут внешнеэкономический договор (контракт), инвойс (счет) иностранного контрагента и грузовая таможенная декларация, где записана сумма НДС, уплаченного импортером на таможне.
Необходимо обратить внимание, что при осуществлении операций по импорту лекарственных средств, уплатив на таможне сумму НДС, налогоплательщик должен сделать запись в книге покупок. Основанием для регистрации в книге покупок счетов - фактур является таможенная декларация на ввозимую продукцию и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на добавленную стоимость таможенному органу. Такое требование закреплено в пункте 10 Постановления №914.
Таким образом, НДС можно принять к вычету в том налоговом периоде, в котором товары, приобретенные по внешнеторговой сделке, были приняты к учету покупателем.
При предъявлении сумм НДС к вычету следует обратить внимание на Приказ ГТК Российской Федерации №543, МНС Российской Федерации №БГ-3-11/240 от 23 июня 2000 года «О формировании номера грузовой таможенной декларации после выпуска товаров» (далее Приказ №543), в соответствии с которым после выпуска таможенным органом Российской Федерации конкретного товара считать номером грузовой таможенной декларации (ГТД), в которой заявлены сведения об этом товаре, регистрационный номер грузовой таможенной декларации, присваиваемый должностным лицом таможенного органа Российской Федерации при ее принятии, с указанием через знак дроби «/» порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа ГДТ либо из списка товаров, если при декларировании вместо добавочных листов использовался список товаров.
Хотя официальных разъяснений на этот счет не имеется, однако есть ответ на частный вопрос, который дает представитель УМНС Российской Федерации по городу Москве.
Организация, реализующая товары, страной происхождения которых не является территория Российской Федерации, спрашивала, является ли отсутствие порядкового номера товара, присвоенного согласно Приказу №543, в счетах-фактурах основанием для того, чтобы считать их не соответствующими установленным нормам и требованиям по их заполнению и как следствие – основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
Суть ответа сводится к следующему. В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном НК РФ. При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Согласно этим пунктам в счете-фактуре должны быть указаны:
- порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
- наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
- номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
- количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
- цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
- стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
- сумма акциза по подакцизным товарам;
- налоговая ставка;
- сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
- стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
- страна происхождения товара;
- номер таможенной декларации.
В одной ГТД могут быть представлены сведения о товарах 100 наименований. Пунктом 1 Приказа №543 установлено, что после выпуска таможенным органом Российской Федерации конкретного товара считать номером таможенной декларации (ТД), в которой заявлены сведения об этом товаре, регистрационный номер ТД, присваиваемый должностным лицом таможенного органа Российской Федерации при ее принятии (из графы 7 ТД). Через знак дроби «/» следует указать порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа ТД либо из списка товаров, если он использовался при декларировании вместо добавочных листов. При этом согласно Приказу ГТК Российской Федерации от 14 августа 2000 года №701 «О выдаче заключений о таможенном оформлении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации» организация при направлении в таможенные органы запроса о подтверждении информации о таможенном оформлении ввезенных товаров при заполнении графы 2 «Номер грузовой таможенной декларации» указывает номер ТД в соответствии с Приказом №543.
Таким образом, при реализации ввезенных на территорию Российской Федерации лекарственных средств, оформленной ТД, в которой заявлены сведения о товарах различных наименований, счет-фактура составляется с указанием номера ТД с учетом требований, установленных Приказом №543. При указании в счете-фактуре номера ТД, не соответствующего этим требованиям, оснований для принятия к вычету сумм НДС по такому счету - фактуре не имеется.
Четвертый момент, на который следует обратить внимание организациям, осуществляющим внешнеторговые операции, это то, что налоговое законодательство предусматривает случаи, когда НДС, уплаченный на таможне, не подлежит вычету, а включается в стоимость материальных ресурсов. На это указывает пункт 2 статьи 170 НК РФ:
«2. Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:
1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей главой».
Таким образом, если при операциях по импорту, хоть одно из указанных положений имеет место, то в этом случае, НДС, уплаченный на таможне, будет учтен в стоимости импортных товаров.
Более подробно с вопросами, касающимися внешнеторговых операций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Внешнеторговая деятельность».
Лекарственные средства подлежат обязательной сертификации. Перечень продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, установлен Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 июля 2002 года №64 «Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация». В данный Перечень включены медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 мая 2002 года №36 утвер
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона №86-ФЗ производство лекарственных средств осуществляется организациями - производителями лекарственных средств, имеющими лицензии на производство лекарственных средств .
Статьей 15 Закона №86-ФЗ регулируется порядок лицензирования производства лекарственных средств.
Требование о необходимости получения лицензии на производство лекарственных средств также закреплено в пункте 48 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ).
Перечень импортируемых услуг достаточно широк и он может включать в себя консультационные, информационные, аудиторские, финансовые, рекламные услуги, услуги связи, услуги управления, транспортные услуги и целый ряд других услуг.
В статье 2 ныне недействующего Федерального закона от 13 октября 1995 года №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» содержалось понятие услуги, под которой понималась предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношени