Уплата единого налога при применении УНС заменяет уплату некоторых налогов
Статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) предусмотрена замена уплаты некоторых налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам деятельности, как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей:
Для организаций
Для предпринимателей
Налог на прибыль организаций
Налог на доходы физических лиц
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
Единый социальный налог
Единый социальный налог
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН, ввозящие товары на таможенную территорию Российской Федерации, должны будут уплачивать НДС при осуществлении этих операций. Такая норма введена для того, чтобы не создавать для плательщиков единого налога по упрощенной системе налогообложения льготного режима налогообложения по импорту товаров. Все остальные операции при применении упрощенной системы налогообложения не подлежат обложению НДС.
В соответствии со статьей 171 НК РФ право на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, возникает в отношении:
товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения;
товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Так как все остальные операции, осуществляемые налогоплательщиками, применяющими УСН, не являются объектом обложения НДС, то суммы НДС, уплаченные на таможне, не могут быть предъявлены к вычету.
Изменениями, внесенными в статью 346.16 НК РФ, суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, включены в состав расходов, которые налогоплательщики могут учесть при определении налоговой базы.
Следует отметить, что в настоящее время в Госдуме рассматривается поправка, которая даст «упрощенцам» право стать плательщиками НДС. То есть при переходе на упрощенную систему организация должна будет выбрать: платить данный налог или нет. Если предпочтет первый вариант, то станет перечислять НДС в бюджет и принимать его к вычету, но при этом сохранит все остальные преимущества упрощенной системы. В противном случае организация будет применять спецрежим так же, как это делается сейчас. Это позволит малым предприятиям на равных конкурировать с фирмами, которые находятся на общем режиме. Ведь сейчас многие организации отказываются закупать товары у организаций, применяющих УСН, из-за того, что не могут принимать к вычету «входной» НДС.
Упрощенная система налогообложения может предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 НК РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а иные налоги уплачиваются такими налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.
Итак, принципиально новым с 2003 года по сравнению с упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности является включение в перечень заменяемых налогов единого социального налога, что существенно снижает налоговую нагрузку и упрощает ведение учета. Однако необходимо помнить, что страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования (от несчастных случаев) уплачиваются организациями, перешедшими на упрощенную систему, в общем порядке. Кроме того, для предпринимателей сохраняется обязанность по уплате НДФЛ, по доходам, полученным не от предпринимательской деятельности, и по уплате налога на имущество, не используемое в предпринимательской деятельности (личная квартира, дом).
Кроме того, в пункте 5 статьи 346.11 НК РФ сказано:
«5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ».
Понятие «налоговые агенты» рассматривается в статье 24 НК РФ, согласно которой налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, либо внебюджетный фонд налогов.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговые агенты обязаны:
правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) налоги;
в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности;
вести учет выплаченных доходов налогоплательщикам, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
представлять в налоговый орган по месту учета документы, необходимые для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей на налогового агента, он несет ответственность в соответствии с законодательством РФ: неправомерное неперечисление, либо неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.
У организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему, могут возникнуть обязанности налоговых агентов в отношении:
1. Налога на добавленную стоимость:
в случае приобретения товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в качестве налогоплательщиков;
в случаях аренды федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества;
в случаях реализации конфискованного имущества, бесхозных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, если организация или индивидуальный предприниматель имеют специальные полномочия на осуществление такой деятельности.
Согласно статье 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Налоговая база определяется налоговыми агентами, при этом налоговымиагентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.
При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом (арендатором указанного имущества) отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов, скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
Являясь налоговым агентом по приведенным выше основаниям, организация или индивидуальный предприниматель заполняет раздел II «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Расчет заполняется в соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом МНС Российской Федерации от 21 января 2001 года №БГ-3-03/25 «Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость» и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной Приказом МНС Российской Федерации от 20 ноября 2003 года №БГ-3-03/644 «Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость».
Поскольку данные налоговые агенты сами не являются плательщиками НДС, суммы НДС, уплаченные ими в бюджет, не предъявляются к возмещению из бюджета и, следовательно, не указываются в строке 430 декларации. Данные суммы учитываются в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы. По строке 430 показывается общая сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период.
2. Налога на доходы физических лиц.
Порядок исчисления налога налоговыми агентами определен в статье 226 НК РФ (Приложение №4), согласно которой организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом всех особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ. Указанные организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов и их учреждения, в Российской Федерации именуются налоговыми агентами.
Исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата сумм налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Более подробно с вопросами, касающимися применения упрощенной системы налогообложения, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Упрощенная система налогообложения».
Инвентаризация товарно-материальных ценностей представляет собой наиболее трудоемкий процесс. Это связано, прежде всего, с большими объемами и разнообразной номенклатурой материальных ценностей, а также недостатками в обеспечении контроля их сохранности.
Порядок инвентаризации товарно-материальных ценностей рассмотрим на примере инвентаризации товаров. Наличие товаров на складах и в розничной торговле периодически проверяется посредством инвентаризации. Важно помнить, что инвентаризация является основным средством контроля при приемке-передаче материальных ценностей.
Расчеты по претензиям. Претензия выставляется покупателем товарно-материальных ценностей
Расчеты по претензиям. Претензия выставляется покупателем товарно-материальных ценностей
Приемка товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции, пристани, в аэропорту осуществляется материально-ответственным лицом по доверенности, обязательно с предъявлением паспорта. Доверенность является необходимым документом, она подтверждает право материально-ответственного лица на получение товара.
Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров устанавливается главой 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и Инструкцией Минфина СССР
Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 года №1539 утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций (далее Постановление №1539). Данным Постановлением №1539 утвержден Перечень лекарственных средств, применяемых в ветеринарии, ввоз которых на территорию Российской Федерации осуществляется по лицензиям.
Правила ввоза и вывоза лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года №438 «О порядке ввоза и вывоза лека