Упрощенная система налогообложения при договоре простого товарищества
Чтобы сэкономить на едином налоге, фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, используют такую схему:
объединяются в простое товарищество и далее действуют в рамках совместной деятельности.
При этом товарищ, ведущий общие дела, определяет прибыль от совместной деятельности и распределяет ее между участниками. В итоге каждый участник при расчете единого налога включает в доходы не выручку, а прибыль, сумма которой, естественно, меньше.
Порядок расчета и уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения регулируется главой 26.2 НК РФ
В соответствии с этой главой, упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (далее - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 11 000 000 рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 000 000 рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 000 000 рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Объектом налогообложения признаются:
доходы;
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.
Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
1) расходы на приобретение основных средств;
2) расходы на приобретение нематериальных активов;
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
5) материальные расходы;
6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам);
9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;
13) расходы на командировки, в частности на:
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
15) расходы на аудиторские услуги;
16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
17) расходы на канцелярские товары;
18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта).
Указанные расходы, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке:
1) в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, - в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:
в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго года - 30 процентов стоимости и третьего года - 20 процентов стоимости;
в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.
При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.
Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.
При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 НК РФ. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой Классификации, сроки их полезного использования устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.
В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Датой получения доходов для целей налогообложения признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
Расходы на приобретение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, мы рассмотрели, что представляет из себя упрощенная система налогообложения.
Рассмотрим теперь эту форму налогообложения применительно к совместной деятельности по договору простого товарищества.
Как известно, само простое товарищество не является юридическим лицом, не регистрируется в налоговой инспекции и не является плательщиком налогов. Это лишь вид гражданско-правового договора, который вправе заключать фирмы. А налоги по всем сделкам, совершенным в интересах товарищества, платят сами товарищи.
В рассматриваемом случае в простое товарищество объединяются организации, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. Значит, по сделкам товарищества они также должны платить единый налог.
Однако здесь, возможно, фирмам, заключившим договор простого товарищества, придется столкнуться с противодействием налоговиков. Так, некоторые чиновники считают, что по доходам и расходам простого товарищества необходимо платить налоги в общем порядке, то есть прибыль, НДС, налог на имущество, ЕСН и так далее.
Обращаем Ваше внимание на следующий момент, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, имеют право не вести бухгалтерский учет. Это позволяет пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Однако само простое товарищество данным положением воспользоваться не может, так как не образует юридическое лицо. Поэтому фирме, которой поручено вести общие дела, придется фиксировать информацию о хозяйственной деятельности товарищества на счетах бухгалтерского учета, как того требует ПБУ 20/03.
В Письме МНС России от 6 октября 2003 года №22-2-16/8195-ак185 «О порядке применения упрощенной системы налогообложения» разъясняется, что ведение учета общего имущества, обязательств и хозяйственных операций простого товарищества (вне зависимости от категорий лиц, объединившихся в простое товарищество, и применяемых каждым товарищем систем налогообложения) должно осуществляться в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения.
Это один из минусов рассматриваемой схемы, так как бухучет значительно увеличивает документооборот организации, которая ведет общие дела товарищей.
Доход от совместной деятельности определяется по правилам, определенным в статье 278 НК РФ и является внереализационным доходом. В соответствии со статьей 278 НК РФ, каждая организация-товарищ в свои доходы включает только долю, которая причитается ей по договору. Эту долю определяет участник, который ведет общие дела товарищества.
Что же считать доходом от совместной деятельности - прибыль или выручку?
Согласно статье 1048 ГК РФ между участниками простого товарищества распределяется именно полученная прибыль, а не выручка.
Косвенным подтверждением этой точки зрения является и тот факт, что в пункте 4 статьи 278 НК РФ упоминаются убытки от совместной деятельности.
Из этого можно сделать вывод, что под доходами в статье 278 НК РФ понимается именно прибыль.
Именно такая трактовка определения доходов от совместной деятельности позволяет сэкономить на налогах организациям или частным предпринимателям, объединившимся в простое товарищество.
Ведь если работать с контрагентами как обычно, то при расчете единого налога в доходы придется включить всю полученную выручку. А при совместной деятельности между товарищами распределяется прибыль (или убыток) от совместной деятельности. Понятно, что сумма прибыли намного меньше величины выручки.
Выгода от этого двойная:
во-первых - с меньшей суммы платится единый налог,
во-вторых - это позволяет простому товариществу иметь доходы и свыше 15 000 000 рублей в год и при этом у фирм, входящих в это товарищество, доход не будет превышать этот предел, и они по-прежнему смогут применять упрощенную систему налогообложения.
Однако с таким подходом не согласны некоторые налоговики на местах. Они считают, что раз в статье 278 НК РФ говорится о доходах, то и при расчете единого налога надо брать выручку, а не прибыль. Поэтому, возможно, что свою позицию простому товариществу придется отстаивать в суде.
Пример.
Две небольшие фирмы, занимающиеся изготовлением стройматериалов и ремонтно-строительными работами ООО «Луна» и ООО «Ремфасад» заключили договор о совместной деятельности.
Обе фирмы применяют упрощенную систему налогообложения и платят единый налог с доходов.
Доля ООО «Луна» в товариществе - 70 %, а доля ООО «Ремфасад» - 30 %.
Общие дела товарищества ведет ООО «Луна», а потому этой фирме придется вести бухгалтерский учет созданного товарищества.
За январь 2005 года в рамках совместной деятельности была получена выручка от продажи товаров в сумме 500 000 рублей, а оплаченные расходы простого товарищества составили 380 000 рублей. Деньги от заказчиков пришли также в январе.
В итоге прибыль от совместной деятельности, приходящаяся на ООО «Луна», в январе 2005 года составила:
(500 000 рублей - 380 000 рублей) х 70% = 84 000 рублей.
Соответственно прибыль ООО «Ремфасад» равна:
(500 000 рублей - 380 000 рублей) х 30% = 36 000 рублей.
Предположим, что других доходов ни ООО «Луна», ни ООО «Ремфасад» в январе 2005 года не получали. Тогда единый налог за этот месяц будет равен:
у ООО «Луна» - 84 000 рублей х 6% = 5 040 рублей;
у ООО «Ремфасад» - 36 000 рублей х 6% = 2 160 рублей.
А теперь посмотрим, какая была бы сумма налога у этих фирм, если бы они не вели совместную деятельность.
Итак, выручка у ООО «Луна» - 350 000 рублей (500 000 рублей х 70%), а выручка ООО «Ремфасад» - 150 000 рублей (500 000 рублей х 30%).
В результате сумма единого налога за январь 2005 года составила бы:
у ООО «Луна» - 350 000 рублей х 6% = 21 000 рублей,
у ООО «Ремфасад» - 150 000 рублей х 6% = 9 000 рублей.
Как видно из расчетов, при совместной деятельности суммы единого налога у фирм в несколько раз меньше, чем в случае, когда такой договор не заключен.
Существует и другая точка зрения на данный вопрос.
Так, ряд авторов считает, что в соответствии с ГК РФ (статья 1041) по договору простого товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
В связи с тем, что при заключении договора простого товарищества не образуется юридического лица, положения статьи 346.12 НК РФ на него распространяться не должны.
Согласно статье 1043 ГК РФ ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.
При отражении в бухгалтерском учете организацией-товарищем и организацией, ведущей общие дела, хозяйственных операций и составлении бухгалтерской отчетности при осуществлении договора простого товарищества необходимо руководствоваться ПБУ 20/03.
На основании изложенного ведение совместной деятельности с применением упрощенной системы налогообложения противоречит существующему законодательству. При совместной деятельности применяется общий режим налогообложения и предусматривается уплата следующих налогов:
НДС;
налог на прибыль;
налог на имущество (отражаемый у каждого участника совместной деятельности, на балансе которого находится имущество);
ЕСН;
другие налоги, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Кроме этого, следует иметь в виду, что налоговые органы планируют ликвидировать данный пробел в налоговом законодательстве и внести соответствующие поправки в НК РФ в 2005 году, которые сделают такое снижение налога невозможным.
Более подробно с вопросами, касающимися учета и налогообложения совместной деятельности, осуществляемой по договору простого товарищества, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Простое товарищество».
Общий режим налогообложения, применяемый сельскохозяйственными товаропроизводителями. Налог на имущество
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
В связи с вступлением в силу главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на имущество организаций» организации АПК, не перешедшие на уплату единого сельхозналога, признаются плательщиками налога на имущество. Дело в том, что в связи с введением в действие главы 30 НК РФ утратил силу Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 года №2030-1 «О налоге на имущество предприятий», предусматривающий льготы по налогу на имущество сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Итак, с 1 января 2004 года указанные субъекты хозяйственной де
Порядок учета НДС при осуществлении иной деятельности, наряду с деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) организации, переведенные на уплату ЕНВД по определенному виду деятельности, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В том случае, когда организация осуществляет наряду с деятельностью, подлежащей об
Отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, регулируется Федеральным законом от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее - Закон №156-ФЗ). Кроме того, правила управления (доверительного управления) имуществом инвестиционных фондов, учета, хранения имущества инвестиционных фондов и методы контроля за распоряжением указанным имуществом регламентированы