Алкогольная продукция в соответствии со статьей 181 НК РФ относится к подакцизным товарам. Хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режима налогового склада.
Под режимом налогового склада согласно пункту 1 статьи 197 НК РФ понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, которые осуществляются налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на акцизный склад до момента ее отгрузки покупателям либо передачи структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию.
Акцизные склады учреждаются организациями, признаваемыми налогоплательщиками акциза, при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции.
Согласно статьи 12 Закона №171-ФЗ установлено, что выдача разрешения на учреждение акцизных складов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 года №723 “Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок”.
В соответствии с этими правилами основным условием выдачи разрешения является наличие у организации лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции или лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции с указанием местонахождения помещения, предназначенного под акцизный склад. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации с учетом особенностей региональных рынков могут устанавливать дополнительные условия выдачи лицензий, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Разрешение выдается на период действия лицензии, представленной организацией одновременно с заявлением о выдаче разрешения. В случае приостановления, прекращения действия или аннулирования лицензии организация обязана прекратить реализацию с акцизного склада алкогольной продукции.
В том случае, если действие лицензии продлено, действие разрешения также может быть продлено по заявлению организации. Порядок продления разрешения определяется субъектом РФ по согласованию с налоговыми органами.
Для получения разрешения на учреждение акцизного склада в соответствии с Правилами приемки и рассмотрения документов, представляемых организациями для получения разрешений на учреждение акцизных складов, утвержденными Приказом МНС Российской Федерации от 19 февраля 2001 года № БГ-3-31/41 “Об утверждении правил приемки и рассмотрения документов, представляемых организациями для получения разрешения на учреждение акцизных складов, и форм документов, регламентирующих деятельность акцизных складов” организации необходимо подать заявление, при этом:
организации – производители алкогольной продукции, имеющие федеральные лицензии на производство, хранение и поставки произведенной ими алкогольной продукции, представляют заявление в МНС России;
организации – производители алкогольной продукции, имеющие соответствующие лицензии, выданные субъектами Российской Федерации, а также организации оптовой торговли, имеющие лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, представляют заявления в Управления МНС по субъектам Российской Федерации по месту нахождения специально выделенных и обустроенных помещений, предназначенных для хранения в режиме налогового склада алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Заявление на выдачу разрешения подается в двух экземплярах отдельно на каждый учреждаемый акцизный склад.
Помимо заявления организации должны представить следующие документы, которые являются приложениями к заявлению:
а) документ, подтверждающий согласие администрации субъекта Российской Федерации по месту нахождения акцизного склада;
в) нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации организации - заявителя в качестве юридического лица;
г) нотариально заверенные копии документов, устанавливающих право собственности (аренды) организации - заявителя на помещения, находящиеся под режимом налогового склада. В качестве документов, устанавливающих право собственности организации - заявителя на помещения, представляются нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество либо выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданные соответствующими учреждениями юстиции.
Организация - заявитель, использующая помещения на основании договора аренды, заключенного на срок более одного года, представляет нотариально заверенную копию зарегистрированного в установленном порядке договора аренды, с отметкой о его регистрации, а также нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации права аренды на недвижимое имущество, либо выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае, если организацией - заявителем заключен договор аренды соответствующих помещений на срок менее одного года, то ей представляется нотариально заверенная копия этого договора;
д) лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции или на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Обязательным условием является указание в этой лицензии адреса обособленного подразделения организации - заявителя, предназначенного под акцизный склад;
е) свидетельство о постановке организации - заявителя и ее обособленного подразделения по месту нахождения акцизного склада на налоговый учет;
ж) письмо федерального органа исполнительной власти в области статистики, содержащее информацию о включении организации в Единый государственный реестр предприятий и организаций;
з) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля алкогольной продукции. В случае, если указанный контроль у организации - заявителя осуществляется лабораторией в соответствии с заключенным договором, вместе с надлежащим образом заверенной копией этого договора представляется документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) такой лаборатории;
и) общий план территории с расположением помещений и площадей, предназначенных для хранения и реализации алкогольной продукции, а также план режимной зоны, приспособленной для стоянки транспортных средств с алкогольной продукцией, находящейся под налоговым контролем, помещений для размещения рабочих мест сотрудников налоговых органов и список работников с указанием занимаемых должностей, имеющих право доступа на акцизный склад и его территорию, подписанные руководителем организации - заявителя;
Помимо вышеперечисленных документов организации оптовой торговли представляют также:
банковскую гарантию (или поручительство банка), обслуживающего организацию - заявителя, по уплате акцизов в сумме 1 500 тыс. рублей;
справку налогового органа об отсутствии либо наличии у организации - заявителя просроченной задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней;
справку об обороте алкогольной продукции за год, предшествующий дате подачи заявления о выдаче разрешения.
Заявление со всеми прилагаемыми документами представляется в налоговые органы представителем организации - заявителя лично, либо направляется в их адрес ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Один экземпляр представленного заявления с отметкой о приеме документов передается заявителю.
Датой подачи заявления о выдаче разрешения является соответственно дата его фактической подачи или дата почтового отправления, указанная в квитанции о почтовом отправлении.
В случае выявления несоответствий в представленных документах они подлежат возврату с обязательным указанием всех необходимых документов либо непосредственно в день их представления, либо по почте в пятидневный срок со дня их получения по почте.
В течение 30 дней со дня регистрации полученных документов налоговые органы проводят экспертизу полученных документов, а также обследование акцизного склада и прилегающей к нему режимной зоны на соответствие установленным требованиям.
При обследовании проверяется:
наличие и техническое состояние приборов для определения подлинности специальных марок;
наличие компьютерной системы учета движения алкогольной продукции;
соответствие фактического расположения помещений и площадей данным, отраженным в представленном организацией плане, а также наличие режимной зоны, приспособленной для стоянки транспортных средств с алкогольной продукцией, находящейся под налоговым контролем;
наличие помещения для размещения рабочих мест сотрудников налоговых органов и их оборудование средствами связи и оргтехникой, обеспечивающими сохранность налоговой информации, компьютерной техникой;
наличие утвержденного руководителем организации списка работников, имеющих право доступа на акцизный склад;
оснащенность акцизного склада погрузочно-разгрузочными и транспортными средствами, складским оборудованием, средствами связи и оргтехникой, в том числе оборудованием для штрихового кодирования;
оборудование склада двойным запорным устройством (в случае, если налоговым органом направлено организации - заявителю соответствующее требование);
обеспечение охраны акцизного склада и пропускного режима.
Законом Московской области от 28 июля 2004 года №110/2004-ОЗ “О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Московской области” областные депутаты с 14 сентября прописали и новый порядок получения лицензий. Теперь магазины, желающие продавать алкоголь, в обязательном порядке должны быть оснащены охранной и пожарной сигнализацией. Более того, работоспособность этих систем необходимо подтвердить в местном отделении милиции – там следует получить специальное заключение, без которого лицензию не выдадут. Закон Московской области от 28 июля 2004 года № 110/2004-ОЗ “О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Московской области” вступил в силу с 14 сентября 2004 года.
Обратите внимание: ранее выданные лицензии действительны, пока не истечет срок их действия.
Результаты обследования оформляются актом, который составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом налогового органа, осуществившим обследование, а также ответственным лицом организации - заявителя, присутствующим при обследовании. Один экземпляр акта обследования передается в Управление для рассмотрения и подготовки решения о выдаче разрешения или после утверждения руководителем (заместителем руководителя) Управления направляется в МНС России (если обследование осуществлялось в соответствии с поручением МНС России).
В случае отказа ответственного лица организации - заявителя подписать акт обследования, проверяющим на последней странице акта производится соответствующая запись, заверенная подписью должностного лица налогового органа.
По окончании экспертизы документов и акта обследования, должностные лица налоговых органов, осуществляющие экспертизу, передают документы, акты обследования и соответствующие заключения по ним на рассмотрение в комиссию налогового ведомства России или Управления по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции соответственно.
Принятое комиссией решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения оформляется протоколом и утверждается заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам или руководителем (заместителем руководителя) Управления соответственно.
Разрешение выдается руководителю организации при представлении им паспорта и документа, подтверждающего его полномочия в качестве руководителя организации - заявителя, или доверенному лицу организации – заявителя, при представлении им доверенности на получение разрешения и паспорта.
С момента выдачи разрешения на учреждение акцизного склада с организации- заявителя возникает право на осуществление хранения и реализации алкогольной продукции на территории помещений, предназначенных под акцизный склад.
Налоговое ведомство России и Управление в трехдневный срок с даты утверждения решения о выдаче разрешения направляют в налоговый орган по месту постановки организации - заявителя на учет в налоговом органе по месту нахождения акцизного склада письменное сообщение с указанием номера и даты принятия решения о выдаче разрешения.
В случае не выполнения какого либо требования к условиям оборудования акцизного склада, лицензионная палата имеет право отказать заявителю в выдаче разрешения на учреждение акцизного склада.
Так, например, Постановлением ФАС Западно–Сибирского округа от 7 июня 2004 года по делу №Ф04/3142-426/А75-2004 определено, что лицензионная палата правомерно отказала истцу в выдаче разрешения на учреждение акцизного склада в связи с отсутствием у него помещений для хранения акцизных марок и системы компьютерного учета движения алкогольной продукции по складу.
В целях упрощения процедуры рассмотрения заявлений организаций на выдачу разрешений на учреждение акцизных складов МНС Российской Федерации Письмом от 19 октября 2001 года №БК-6-07/799@ “О порядке рассмотрения заявлений организаций о выдаче разрешений на учреждение акцизных складов” сообщило, что в случае, если организация - производитель алкогольной продукции, одновременно с подачей заявления на получение (продление) лицензии на производство, хранение и поставки алкогольной продукции, подает заявление на выдачу разрешения на учреждение акцизного склада, Министерством, одновременно с принятием решения о выдаче (продлении) соответствующей лицензии, рассматриваются документы о выдаче разрешения на учреждение акцизного склада.
В этом же письме МНС Российской Федерации рекомендовало Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации ввести аналогичный порядок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на учреждение акцизных складов для организаций оптовой торговли, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, а также для организаций - производителей алкогольной продукции, имеющих лицензии на производство алкогольной продукции, выданные субъектами Российской Федерации.
Более подробно с вопросами, касающимися акцизных сборов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Акцизы».
В соответствии со статьей 48 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий, который в соответствии с ВК РФ признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.
При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.
Упрощенная система налогообложения при договоре простого товарищества
Чтобы сэкономить на едином налоге, фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, используют такую схему:
объединяются в простое товарищество и далее действуют в рамках совместной деятельности.
При этом товарищ, ведущий общие дела, определяет прибыль от совместной деятельности и распределяет ее между участниками. В итоге каждый участник при расчете единого налога включает в доходы не выручку, а прибыль, сумма которой, естественно, меньше.
Порядок расчета и уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения регулируется главой 26.2 НК РФ
Общий режим налогообложения, применяемый сельскохозяйственными товаропроизводителями. Налог на имущество
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
В связи с вступлением в силу главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на имущество организаций» организации АПК, не перешедшие на уплату единого сельхозналога, признаются плательщиками налога на имущество. Дело в том, что в связи с введением в действие главы 30 НК РФ утратил силу Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 года №2030-1 «О налоге на имущество предприятий», предусматривающий льготы по налогу на имущество сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Итак, с 1 января 2004 года указанные субъекты хозяйственной де