Главная страница --> Ведение бизнеса

Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятиях легкой промышленности



Несомненно, вид деятельности и структура любого промышленного предприятия (причем независимо от отраслевой направленности) оказывает значительное влияние на организацию бухгалтерского (да и налогового) учета.

Предприятия легкой промышленности по масштабам могут быть представлены небольшими, средними и крупными производствами.

Небольшие коммерческие организации принято еще называть субъектами малого бизнеса. Как правило, они занимаются одним видом деятельности и не имеют разветвленной производственной структуры. В качестве примера такого производства может выступать ателье по пошиву одежды по индивидуальным заказам населения. Отличием же средних и крупных производств является их разветвленность, то есть, такие хозяйствующие субъекты имеют основное и вспомогательные производства, а нередко еще и объекты обслуживающих производств и хозяйств.

К основному относится производство, изготавливающее профильную продукцию, для выпуска которой собственно и создано предприятие. Например, в текстильной промышленности к основному производству относится производство тканей, а в швейной – швейных изделий. Под вспомогательными производствами понимаются производства, которые обеспечивают нормальные условия работы основного производства. Например, обеспечение основного производства различными видами энергии, ремонтные, тарные, транспортные цеха и тому подобные.

Кроме того, в последнее время все чаще наблюдается переход промышленных предприятий в разряд многопрофильных, когда наряду с производством продукции организация одновременно осуществляет еще какие - либо виды деятельности, например, торговлю. Все это оказывает значительную роль на организацию бухгалтерского учета субъекта хозяйственной деятельности: влияет на состав производственных затрат, на строение рабочего плана счетов, организацию соответствующего аналитического учета и так далее. Кроме того, структура производственной организации влияет и на тип бухгалтерской службы, ведь не секрет, что чем крупнее производство, тем больше объем учетных операций.

Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон №129-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 1 указанного закона:

«Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

Ведение бухгалтерского учета в обязательном порядке осуществляется всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы.

Обратите внимание!

Согласно статье 4 Федерального закона №129-ФЗ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Однако такие организации ведут учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. Учет доходов и расходов в таких организациях осуществляется в соответствие с нормами главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Аналогичный порядок распространяется и на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Основными задачами бухгалтерского учета в любой организации являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Все перечисленные задачи должна решить бухгалтерская служба организации. В соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ, за ведение бухгалтерского учета в организации отвечает руководитель, и именно он, в зависимости от объема учетной работы, должен принять решение о том, как будет осуществляться ведение бухгалтерского учета в организации. В соответствии со статьей 6 Федерального закона №129-ФЗ руководитель организации может:

  • учредить собственную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера (в случае, если объем учетной работы не велик);
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Обратите внимание!

Выбранная форма ведения учета должна быть отражена в учетной политике организации.

С момента вступления в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ все хозяйствующие субъекты, являющиеся плательщиками налога на прибыль, помимо бухгалтерского учета обязаны вести и налоговый учет. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Этот вид учета осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть, применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Напоминаем, что одной из важнейших обязанностей главного бухгалтера любой организации является формирование учетной политики, применяемой в целях бухгалтерского учета и учетной политики в целях налогообложения.

Основным нормативным документом, устанавливающим основные принципы формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета, служит бухгалтерский стандарт – Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).

Согласно этому документу бухгалтерская учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность методов ведения бухгалтерского учета от первичного наблюдения до итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Обратите внимание!

Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы. Таково требование статьи 5 Федерального закона №129-ФЗ и пункта 3 ПБУ 1/98. Кроме того, аналогичное требование содержится и в налоговом законодательстве России, например, в части налогообложения налогом на добавленную стоимость такое требование выдвигает статья 167 НК РФ.

Поэтому, если организация не выполняет требования законодательства в отношении учетной политики, проверяющие органы могут расценить такие действия, как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, что чревато привлечением  к административной ответственности в соответствии со статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

«Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Примечание. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.»

Ведь согласно статье 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №121-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

«Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Следует отметить, что в отношении налоговой учетной политики, в настоящее время какого-либо нормативного документа, регламентирующего основы ее формирования, не существует, есть только отдельные положения НК РФ, подлежащие отражению в этом документе. Например, по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль. Поэтому вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения организация разрабатывает самостоятельно.

Заметим, что позиции, закрепляемые в учетной политике для целей бухгалтерского учета и учетной политике для налогообложения во многом схожи. Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет организации следует использовать (когда это возможно) одинаковые методы учета и порядок их применения.

Данные налогового учета заносятся организацией в специальные документы, называемые налоговыми регистрами. Форму этих регистров организация может разработать самостоятельно, однако при этом следует обратить внимание на требование статьи 313 НК РФ, где указано, что налоговые регистры в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование налогового регистра;
  • дату составления или период, за который составлен налоговый регистр;
  • наименование хозяйственной операции;
  • измеритель операции в стоимостном выражении, а где это возможно, и в натуральном выражении;
  • подпись и расшифровку подписи лица, составившего данный налоговый регистр.

Самостоятельно разработанные формы таких регистров должны быть указаны в приложениях к учетной политике в целях налогообложения. Если организация затрудняется самостоятельно разработать такие документы, то за основу можно взять рекомендуемые формы налоговых регистров, приведенные в информационном сообщении МНС Российской Федерации от 19 декабря 2001 года «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета на предприятиях легкой промышленности , Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Производство и торговля в легкой промышленности».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о принци ..
Учет продажи готовой продукции и определение финансового результата организацией общественного питан ..
Учет тары ..
Учет и налогообложение авторских прав ..
Отдельные моменты организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Учет операций, свя ..
Особенности проведения выездных налоговых проверок при проверке обособленных подразделений ..
Гарантии прав налогоплательщиков (плательщиков сбора, налоговых агентов) при проведении выездной нал ..
Признание расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства ..
Бухгалтерский учет у лизингополучателя ..
Транспортный налог ..
Учет затрат организации военно-промышленного комплекса ..
Транспортный налог ..
Договор поручительства ..


Похожие документы из сходных разделов


Некоторые вопросы налогообложения расходов на ниокр. Налог на прибыль


НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Если организация выполняет НИОКР для собственных целей, тогда налог на прибыль будет определяться и уплачиваться ею в следующем порядке.

Статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) определены расходы на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с пунктом 1 статьи 262 НК РФ, расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются:

Порядок учреждения акцизного склада


Алкогольная продукция в соответствии со статьей 181 НК РФ относится к подакцизным товарам. Хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режима налогового склада.

Под режимом налогового склада согласно пункту 1 статьи 197 НК РФ понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, которые осуществляются налоговыми ор

[ознакомиться полностью]

Лицензирование водопользования


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

В соответствии со статьей 48 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий, который в соответствии с ВК РФ признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.

При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.

Лицензия на водопользование может выдава

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100