Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятиях легкой промышленности
Несомненно, вид деятельности и структура любого промышленного предприятия (причем независимо от отраслевой направленности) оказывает значительное влияние на организацию бухгалтерского (да и налогового) учета.
Предприятия легкой промышленности по масштабам могут быть представлены небольшими, средними и крупными производствами.
Небольшие коммерческие организации принято еще называть субъектами малого бизнеса. Как правило, они занимаются одним видом деятельности и не имеют разветвленной производственной структуры. В качестве примера такого производства может выступать ателье по пошиву одежды по индивидуальным заказам населения. Отличием же средних и крупных производств является их разветвленность, то есть, такие хозяйствующие субъекты имеют основное и вспомогательные производства, а нередко еще и объекты обслуживающих производств и хозяйств.
К основному относится производство, изготавливающее профильную продукцию, для выпуска которой собственно и создано предприятие. Например, в текстильной промышленности к основному производству относится производство тканей, а в швейной – швейных изделий. Под вспомогательными производствами понимаются производства, которые обеспечивают нормальные условия работы основного производства. Например, обеспечение основного производства различными видами энергии, ремонтные, тарные, транспортные цеха и тому подобные.
Кроме того, в последнее время все чаще наблюдается переход промышленных предприятий в разряд многопрофильных, когда наряду с производством продукции организация одновременно осуществляет еще какие - либо виды деятельности, например, торговлю. Все это оказывает значительную роль на организацию бухгалтерского учета субъекта хозяйственной деятельности: влияет на состав производственных затрат, на строение рабочего плана счетов, организацию соответствующего аналитического учета и так далее. Кроме того, структура производственной организации влияет и на тип бухгалтерской службы, ведь не секрет, что чем крупнее производство, тем больше объем учетных операций.
Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон №129-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 1 указанного закона:
«Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».
Ведение бухгалтерского учета в обязательном порядке осуществляется всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы.
Обратите внимание!
Согласно статье 4 Федерального закона №129-ФЗ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Однако такие организации ведут учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. Учет доходов и расходов в таких организациях осуществляется в соответствие с нормами главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Аналогичный порядок распространяется и на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Основными задачами бухгалтерского учета в любой организации являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Все перечисленные задачи должна решить бухгалтерская служба организации. В соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ, за ведение бухгалтерского учета в организации отвечает руководитель, и именно он, в зависимости от объема учетной работы, должен принять решение о том, как будет осуществляться ведение бухгалтерского учета в организации. В соответствии со статьей 6 Федерального закона №129-ФЗ руководитель организации может:
учредить собственную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера (в случае, если объем учетной работы не велик);
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
вести бухгалтерский учет лично.
Обратите внимание!
Выбранная форма ведения учета должна быть отражена в учетной политике организации.
С момента вступления в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ все хозяйствующие субъекты, являющиеся плательщиками налога на прибыль, помимо бухгалтерского учета обязаны вести и налоговый учет. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Этот вид учета осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть, применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Напоминаем, что одной из важнейших обязанностей главного бухгалтера любой организации является формирование учетной политики, применяемой в целях бухгалтерского учета и учетной политики в целях налогообложения.
Основным нормативным документом, устанавливающим основные принципы формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета, служит бухгалтерский стандарт – Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).
Согласно этому документу бухгалтерская учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность методов ведения бухгалтерского учета от первичного наблюдения до итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Обратите внимание!
Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы. Таково требование статьи 5 Федерального закона №129-ФЗ и пункта 3 ПБУ 1/98. Кроме того, аналогичное требование содержится и в налоговом законодательстве России, например, в части налогообложения налогом на добавленную стоимость такое требование выдвигает статья 167 НК РФ.
Поэтому, если организация не выполняет требования законодательства в отношении учетной политики, проверяющие органы могут расценить такие действия, как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, что чревато привлечением к административной ответственности в соответствии со статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
«Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Примечание. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.»
Ведь согласно статье 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №121-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
«Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Следует отметить, что в отношении налоговой учетной политики, в настоящее время какого-либо нормативного документа, регламентирующего основы ее формирования, не существует, есть только отдельные положения НК РФ, подлежащие отражению в этом документе. Например, по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль. Поэтому вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения организация разрабатывает самостоятельно.
Заметим, что позиции, закрепляемые в учетной политике для целей бухгалтерского учета и учетной политике для налогообложения во многом схожи. Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет организации следует использовать (когда это возможно) одинаковые методы учета и порядок их применения.
Данные налогового учета заносятся организацией в специальные документы, называемые налоговыми регистрами. Форму этих регистров организация может разработать самостоятельно, однако при этом следует обратить внимание на требование статьи 313 НК РФ, где указано, что налоговые регистры в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
наименование налогового регистра;
дату составления или период, за который составлен налоговый регистр;
наименование хозяйственной операции;
измеритель операции в стоимостном выражении, а где это возможно, и в натуральном выражении;
подпись и расшифровку подписи лица, составившего данный налоговый регистр.
Самостоятельно разработанные формы таких регистров должны быть указаны в приложениях к учетной политике в целях налогообложения. Если организация затрудняется самостоятельно разработать такие документы, то за основу можно взять рекомендуемые формы налоговых регистров, приведенные в информационном сообщении МНС Российской Федерации от 19 декабря 2001 года «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».
Более подробно с вопросами, касающимисябухгалтерского и налогового учета на предприятиях легкой промышленности, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Производство и торговля в легкой промышленности».
Некоторые вопросы налогообложения расходов на ниокр. Налог на прибыль
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Если организация выполняет НИОКР для собственных целей, тогда налог на прибыль будет определяться и уплачиваться ею в следующем порядке.
Статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) определены расходы на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 НК РФ, расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются:
расходы, относящиеся к созданию новой продукции, товаро
Алкогольная продукция в соответствии со статьей 181 НК РФ относится к подакцизным товарам. Хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режима налогового склада.
Под режимом налогового склада согласно пункту 1 статьи 197 НК РФ понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, которые осуществляются налоговыми ор
В соответствии со статьей 48 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий, который в соответствии с ВК РФ признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.
При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.