Особенности возврата товаров в организациях занимающихся издательской деятельностью
При продаже печатных изданий распространенным явлением является остаток нереализованного тиража у организации-распространителя. Поэтому организации-распространители стремятся заключить договор с издательствами таким образом, чтобы иметь возможность нереализованный тираж вернуть издательству.
Для решения этой задачи можно заключить:
1) договор с особым переходом права собственности (например, право собственности на отгруженный товар переходит на момент оплаты);
2) договор комиссии.
В противном случае, возврат нереализованной части тиража организацией-распространителем издательству, будет являться обратной куплей-продажей между издательством и организацией-распространителем, где издательство будет выступать уже в роли покупателя.
Рассмотрим порядок учета нереализованного тиража у издателя по договору комиссии, а также порядок учета нереализованной части тиража в налоговом учете у издателя.
Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете издателя возврата нереализованных периодических печатных СМИ указан в Письме Минфина Российской Федерации от 18 апреля 2005 года №07-05-06/112.
ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ВОЗВРАТА НЕРЕАЛИЗОВАННОЙ ЧАСТИ ТИРАЖА ПО ДОГОВОРУ КОМИССИИ
При передаче печатной продукции распространителям по договору комиссии стоимость отгруженной продукции учитывается на счете 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция».
При поступлении отчета распространителя о продаже переданного ему на реализацию тиража журнала организация-издатель отражает у себя в учете выручку от продажи тиража.
При возврате нереализованной части тиража стоимость соответствующего количества изданий списывается с кредита счета 45 в дебет счета 43.
Пунктом 44 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) определены сроки, после которых стоимость нереализованных изданий может быть списана:
для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;
для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;
для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся.
Согласно пункту 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, относятся к операционным расходам организации. Такие расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».
Однако, исходя из специфики деятельности организации, занимающейся издательской деятельностью, расходы по списанию нереализованного тиража, находящегося на складе готовой продукции, можно отнести к расходам, непосредственно связанным с продажей продукции. А в соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99, такие расходы являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция».
В связи с этим, организации, занимающейся издательской деятельностью, в своей учетной политике необходимо указать в состав каких расходов будет включаться стоимость нереализованной части тиража.
Рассмотрим порядок отражения в учете организации-издателя операций по возврату нереализованного тиража печатных изданий на следующем примере:
Издательство передало распространителю по договору комиссии 8000 экземпляров эротического журнала. Себестоимость одного экземпляра составляет 50 рублей. Продажная цена одного экземпляра составляет 60 рублей. До выхода в свет следующего номера журнала распространитель реализовал 7500 экземпляров, 500 экземпляров возвратил издательству. Нереализованный тираж журнала уничтожен.
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
Журнал передан на реализацию распространителю
45 «Товары отгруженные»
43 «Готовая продукция»
400 000
Передан распространителю тираж журнала (8000 х 50)
Получен отчет комиссионера
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
90-1 «Выручка»
450.000
Отражена выручка от реализации журнала (7 500 х 60)
90-3 «НДС»
68 «НДС»
68 644
Начислен НДС
90-2 «Себестоимость продаж»
45 «Товары отгруженные»
375 000
Списана себестоимость реализованного тиража (7500 х 50)
43 «Готовая продукция»
45 «Товары отгруженные»
25 000
Отражен возврат нереализованного тиража (500 х 50)
44 «Расходы на продажу» или 91-2 «Прочие расходы»
43 «Готовая продукция»
25 000
Списана себестоимость нереализованного тиража
ОТРАЖЕНИЕ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ВОЗВРАТА НЕРЕАЛИЗОВАННОЙ ЧАСТИ ТИРАЖА У ОРГАНИЗАЦИИ-ИЗДАТЕЛЯ
В соответствии с подпунктами 43 и 44 пункта 1 статьи 264 главы 25 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся:
расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания;
потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Расходы, превышающие нормативы, установленные статьей 264 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы (пункт 41 статьи 270 главы 25 НК РФ).
С 1 января 2002 года, в соответствии с Федеральным законом от 29 мая 2002 года №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в состав внереализационных доходов включаются доходы (пункт 21 статьи 250 главы 25 НК РФ):
в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным подпунктами 43 и 44 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Другими словами, при списании нереализованной, морально устаревшей печатной продукции ее стоимость издательство должно включить в налогооблагаемые доходы.
Таким образом, при буквальном прочтении норм НК РФ, с одной стороны, стоимость нереализованной продукции (в пределах 10% от стоимости тиража) издательство вправе включить в состав расходов, но с другой стороны эту сумму необходимо учесть в составе доходов. При этом обращаем Ваше внимание, что в пункте 21 статьи 250 НК РФ не оговаривается, нужно включать в доходы всю стоимость такой продукции или только в пределах 10% от стоимости тиража. В связи с этим возможны следующие варианты при толковании этой нормы:
1) В доходы и в расходы включается одна и та же сумма – стоимость нереализованной продукции в пределах 10% от стоимости тиража. В этом случае получается, что стоимость нереализованной продукции просто не учитывается для целей налогообложения прибыли.
2) В доходы включается вся стоимость нереализованной продукции, а в расходы – только в пределах 10% от стоимости тиража. В этом случае издательство с суммы превышения заплатит налог на прибыль.
Оба варианта вызывают много вопросов у налогоплательщиков, так как до сих пор остается без ответа вопрос, для чего был введен пункт 21 статьи 250 главы 25 НК РФ.
Однако существует и третий вариант: в доходы для целей налога на прибыль включается только «стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене…», то есть продажная стоимость части тиража, которая будет уничтожена или возвращена и заменена на реально реализованную. Соответственно включение данного пункта преследовало цели осуществить налогообложение продукции средств массовой информации и книжной продукции, которая не будет ни заменена, ни уничтожена, а на самом деле реализована.
Напомним, что в соответствии со статьей 41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае ее оценки и определяемая в соответствии с другими главами НК РФ. Следовательно, включать в доходы можно только то, что несет в себе экономическую выгоду. Убыток от списания стоимости нереализованной продукции не может быть экономической выгодой издательства. Поэтому на наш взгляд, в данном случае можно говорить о том, что в пункте 21 статьи 250 главы 25 НК РФ речь идет о доходах, полученных при списании нереализованной продукции. Примером таких доходов могут служить средства, полученные издательством за сдачу печатной продукции в макулатуру.
С учетом выше изложенного рассмотрим следующий отрицательный пример:
Пример.
Издательство передало распространителю по договору комиссии 9000 экземпляров журнала. Общий тираж составляет 10 000 экземпляров. Себестоимость одного экземпляра составляет 50 рублей. В срок до выхода в свет следующего номера журнала распространителем реализовано 7500 экземпляров, 1500 экземпляров возвращено издательству. Дополнительных доходов от утилизации нереализованного тиража у издательства не было.
Содержание операции
Сумма, рублей
Определена общая себестоимость тиража (10 000 х 50)
500 000
Стоимость нереализованного тиража (1500 х 50)
75 000
Стоимость нереализованного тиража включена в состав прочих расходов (500 000 х 10%)
50 000
По мнению Минфина Российской Федерации (смотрите Письмо Минфина Российской Федерации от 14 сентября 2004 года №03-03-01-04/1/38) если организация получает доход в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по указанным основаниям, в том же размере, что и потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в подпунктах 43 и 44 пункта 1 статьи 264 НК РФ, продукции, в одном налоговом (отчетном) периоде, то для целей налогообложения налоговый результат данных операций может быть равен нулю при соблюдении положений, указанных выше.
Более подробно с вопросами, касающимисяучета бракованных товаров, особенностей возврата товаров и гарантийного ремонта, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Возврат товаров, брак, гарантийный ремонт».
Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятиях легкой промышленности
Несомненно, вид деятельности и структура любого промышленного предприятия (причем независимо от отраслевой направленности) оказывает значительное влияние на организацию бухгалтерского (да и налогового) учета.
Предприятия легкой промышленности по масштабам могут быть представлены небольшими, средними и крупными производствами.
Небольшие коммерческие организации принято еще называть субъектами малого бизнеса. Как правило, они занимаются одним видом деятельности и не имеют разветвленной производственной структуры. В качестве примера такого производства может выступать ателье по пош
Некоторые вопросы налогообложения расходов на ниокр. Налог на прибыль
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Если организация выполняет НИОКР для собственных целей, тогда налог на прибыль будет определяться и уплачиваться ею в следующем порядке.
Статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) определены расходы на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 НК РФ, расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются:
расходы, относящиеся к созданию новой продукции, товаро
Алкогольная продукция в соответствии со статьей 181 НК РФ относится к подакцизным товарам. Хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режима налогового склада.
Под режимом налогового склада согласно пункту 1 статьи 197 НК РФ понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, которые осуществляются налоговыми ор