В перечень подакцизных нефтепродуктов в соответствии со статьей 181 НК РФ входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. Бензиновой же фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.
С 1 января 2003 года введена в действие новая система налогообложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами и, начиная с этого момента, акцизами облагаются следующие операции с нефтепродуктами:
Принятие к учету организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющим свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственных сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. При этом датой совершения операции признается дата постановки на учет произведенных нефтепродуктов.
- получение нефтепродуктов организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими свидетельство. Датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции. Получением при этом признается:
приобретение нефтепродуктов в собственность;
постановка на учет нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;
передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства, а также иному лицу по поручению собственника. Датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи нефтепродуктов.
Следует обратить внимание на то, что передача нефтепродуктов на переработку на давальческой основе объектом налогообложения не является.
Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к налогоплательщикам и определение объекта налогообложения зависит от того, есть ли у этого лица свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами выдаются на следующие виды деятельности:
производство нефтепродуктов;
оптовую реализацию нефтепродуктов;
оптово-розничную реализацию нефтепродуктов;
розничную реализацию нефтепродуктов.
Условия, соблюдение которых необходимо для получения свидетельства, а также порядок выдачи свидетельств, нами уже рассмотрены.
Организация и индивидуальный предприниматель могут и не получать свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, поскольку дело это добровольное, но им следует помнить при этом, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акцизов, а это дает ему право приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельство не будет получено, нефтепродукты придется приобретать по ценам, в состав которых включается сумма акциза. Основное же преимущество, которое дает налогоплательщику наличие свидетельства, состоит в том, что появляется возможность предъявления к вычету ранее начисленных сумм акцизов.
К операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) акцизами относится реализация подакцизных нефтепродуктов на территории РФ. Таким образом, объектом налогообложения становятся операции не по реализации нефтепродуктов, а по их получению. Плательщиками акцизов становятся организации и индивидуальные предприниматели, которые получают подакцизные нефтепродукты, кроме случаев, когда подакцизные нефтепродукты, произведенные из давальческого сырья, передаются собственнику давальческого сырья, не имеющему свидетельства. В этом случае плательщиком акциза становится передающая сторона.
От налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ освобождаются также операции по реализации подакцизных товаров на экспорт. Необходимым условием для освобождения от налогообложения акцизом является фактический вывоз подакцизных нефтепродуктов за пределы территории Российской Федерации, а также представление в налоговые органы документов, определенных пунктом 6 статьи 198 НК РФ.
Поскольку акциз при получении нефтепродуктов начисляют только лица, имеющие свидетельство, то и освобождение от уплаты акциза могут получить только лица, имеющие свидетельство.
Налоговая база для исчисления акциза определяется следующим образом:
налогоплательщиком, не имеющим свидетельства, как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении;
налогоплательщиком, имеющим свидетельство, как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении, а при передаче нефтепродуктов как объем переданных нефтепродуктов в натуральном выражении.
На нефтепродукты установлены следующие налоговые ставки:
бензин автомобильный с октановым числом до “80” включительно – 2460 рублей за 1 тонну;
бензин автомобильный с иными октановыми числами – 3360 рублей за 1 тонну;
дизельное топливо – 1000 рублей за 1 тонну;
масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 2732 рублей за 1 тонну;
прямогонный бензин – 0 рублей за 1 тонну.
Как видно из приведенного перечня в отношении всех нефтепродуктов установлены специфические (твердые) налоговые ставки. В отношении прямогонного бензина ставка установлена в размере 0 рублей за 1 тонну. Таким образом, лица, совершающие операции с прямогонным бензином, признаваемые объектом налогообложения, являются плательщиками акциза и как плательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, несмотря на то, что сумма акциза по прямогонному бензину будет равна нулю. Включение прямогонного бензина в состав подакцизных нефтепродуктов позволит усилить контроль над его производством и оборотом.
Сумма акциза по нефтепродуктам исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, которая определяется в соответствии со статьями 187 – 191 НК РФ.
Начислив акциз по операциям, признаваемым объектом налогообложения, налогоплательщик имеет право уменьшить начисленную сумму акциза на сумму налоговых вычетов.
Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство.
Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат. В целях налогообложения реализацией нефтепродуктов в розницу признается отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок.
Данные вычеты производятся при условии представления налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:
копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором на учете стоит покупатель (получатель) нефтепродуктов. Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур. Проставляется отметка налоговым органом не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации. Порядок проставления отметки определяется МНС Российской Федерации.
Вычетам также подлежат суммы акциза, начисленные по операциям с нефтепродуктами, признаваемым объектом налогообложения акцизом, если эти нефтепродукты в дальнейшем были использованы для производства других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении.
Данные налоговые вычеты предоставляются при представлении налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих фактическую передачу нефтепродуктов в производство. Такими документами могут быть накладная на внутреннее перемещение, накладная на отпуск материалов на сторону, акт приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, акт списания в производство и другие документы.
При ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельства, при представлении следующих документов:
контракта на приобретение импортируемых нефтепродуктов, либо копии контракта;
грузовой таможенной декларации либо ее копии;
платежных документов, подтверждающих уплату акциза при выпуске в свободное обращение на территории РФ ввезенных нефтепродуктов.
Следует обратить внимание на то, что начисленная сумма акциза и сумма акциза, предъявляемая к вычету, скорее всего, будет отражаться в налоговых декларациях разных периодов, поскольку для представления документов покупателем нефтепродуктов потребуется время.
Уплата акциза при совершении операций с нефтепродуктами, признаваемых объектом налогообложения, производится не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, при этом:
налогоплательщики, имеющие свидетельство только на оптовую реализацию, уплачивают акциз не позднее 25 числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
налогоплательщики, имеющие свидетельство только на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата суммы налога производится по месту нахождения налогоплательщика, а при наличии обособленных подразделений также по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из доли налога, которая приходится на эти обособленные подразделения. Доля налога, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов в натуральном выражении данного подразделения в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.
В целях осуществления контроля над производством и реализацией (передачей) подакцизных нефтепродуктов по решению руководителя налогового органа у налогоплательщика, который в установленном порядке получил в этом же налоговом органе соответствующее свидетельство, может быть создан постоянно действующий налоговый пост. Под налоговым постом понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.
Функции налоговых постов определены в статье 197.1 НК РФ и состоят они в следующем:
обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов;
обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным в налоговых декларациях;
проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;
проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;
Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов определяется МНС Российской Федерации, но при этом сотрудники налоговых органов, выполняя свои функции, не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика.
Более подробно с вопросами, касающимися акцизных сборов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Акцизы».
Особенности возврата товаров в организациях занимающихся издательской деятельностью
При продаже печатных изданий распространенным явлением является остаток нереализованного тиража у организации-распространителя. Поэтому организации-распространители стремятся заключить договор с издательствами таким образом, чтобы иметь возможность нереализованный тираж вернуть издательству.
Для решения этой задачи можно заключить:
1) договор с особым переходом права собственности (например, право собственности на отгруженный товар переходит на момент оплаты);
2) договор комиссии.
В противном случае, возврат нереализованной части тиража организацией-распространителем
Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятиях легкой промышленности
Несомненно, вид деятельности и структура любого промышленного предприятия (причем независимо от отраслевой направленности) оказывает значительное влияние на организацию бухгалтерского (да и налогового) учета.
Предприятия легкой промышленности по масштабам могут быть представлены небольшими, средними и крупными производствами.
Небольшие коммерческие организации принято еще называть субъектами малого бизнеса. Как правило, они занимаются одним видом деятельности и не имеют разветвленной производственной структуры. В качестве примера такого производства может выступать ателье по пош
Некоторые вопросы налогообложения расходов на ниокр. Налог на прибыль
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Если организация выполняет НИОКР для собственных целей, тогда налог на прибыль будет определяться и уплачиваться ею в следующем порядке.
Статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) определены расходы на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 НК РФ, расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются:
расходы, относящиеся к созданию новой продукции, товаро