Главная страница --> Ведение бизнеса

Контроль за соблюдением Федерального закона №171-ФЗ и ответственность за его нарушение



Государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Не допускается осуществление государственного контроля за счет средств проверяемых организаций. Исключение составляют случаи, когда изымаются несколько образцов для целей проведения контрольных мероприятий, при этом такое изъятие должно быть обосновано и правильно оформлено.

Согласно Положению №506, ФНС РФ определен в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 августа 2005 года №Ф03-А51/05-2/2503).

Общественный контроль за соблюдением Федерального закона №171-ФЗ осуществляется гражданами и общественными объединениями.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях»:

«Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения».

Государственные органы и должностные лица обязаны содействовать гражданам и общественным объединениям в проведении соответствующих проверок фактов нарушения Федерального закона №171-ФЗ и в десятидневный срок уведомлять заявителей о принятых решениях.

При федеральных органах законодательной и исполнительной власти, органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться консультативно-экспертные советы по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, практики применения законодательства и разработки соответствующих рекомендаций. Положение о консультативно-экспертном совете утверждается органом, принявшим решение о создании такого совета. Из названия «консультативно-экспертный совет» ясно, что этот орган не обладает регулирующими или управляющими функциями. Косультационно-экспертный совет создается при органе власти, который определяет порядок его формирования, силу и значимость принятых им решений, регулирует его деятельность. Функция совета скорее аналитическая.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона №171-ФЗ, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются:

-          без соответствующих лицензий;

-          без сертификатов соответствия;

-          без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона №171-ФЗ, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками;

-          без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.

Федеральным законом №102-ФЗ в пункте 4 статьи 25 слова «государственным стандартам и техническим условиям» заменяются словами «требованиям технических регламентов» со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Обратите внимание!

С 1 июля 2006 года пункт 1 статьи 25 Федерального закона №171-ФЗ дополнен новым абзацем:

-          без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;

-          с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;

-          как бесхозяйное имущество;

-          без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.

Изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Хранение изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведено их изъятие.

Конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не соответствующие государственным стандартам и техническим условиям, а также алкогольная продукция, содержащая в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или имеющая денатурирующие добавки, подлежат переработке на договорных условиях в этиловый спирт для технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию. При невозможности осуществить такую переработку конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению.

Вопросы, определяющие процедуру направления на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных в установленном законом порядке, конкретизируются Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 года №883 «Об утверждении положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Согласно этому положению переработка и уничтожение осуществляется под контролем территориальных налоговых органов.

В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются:

1) использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

2) производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением вина) без их учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и производство вина без его учета автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции, а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;

Обратите внимание!

Данный абзац в части оснащения оборудования для производства этилового спирта и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему вступают в силу с 1 июля 2006 года.

3) розничная продажа этилового спирта, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ;

4) производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий;

5) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона №171-ФЗ;

6) оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона №171-ФЗ, либо с маркировкой поддельными марками;

Как следует из буквального смысла части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, лицо, реализующее алкогольную продукцию, привлекается к ответственности в случае фактического отсутствия сопроводительных документов на данную продукцию (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 ноября 2005 года №А19-12413/05-27-Ф02-5655/05-С2).

7) поставки алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей требованиям государственных стандартов;

Обратите внимание!

Федеральным законом №102-ФЗ в данном абзаце статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ слова «государственных стандартов» заменяются словами «технических регламентов» со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе, за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре или упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Неисполнение работником юридического лица своих трудовых обязанностей свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля юридического лица за исполнением работниками, действовавшими в его интересах, своих обязанностей и не освобождает юридическое лицо от ответственности за совершенное административное правонарушение.

Санкция части 2 статьи 14.16 КоАП предусматривает в качестве основного наказания конфискацию предмета административного правонарушения. Однако отсутствие алкогольной продукции, подлежащей конфискации, не может служить обстоятельством, освобождающим лицо от административной ответственности, и может быть учтено при исполнении постановления (решения) по делу об административном правонарушении в порядке 31 - 32 глав КоАП (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 февраля 2006 года №А19-41348/05-21-Ф02-191/06-С1).

8) сдача в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

9) заключение договоров мены, если обмениваемым товаром является этиловый спирт, алкогольная продукция или спиртосодержащая продукция. Заключенные в таком случае договоры считаются ничтожными;

10) искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

Включение в декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заведомо искаженных данных влечет применение мер ответственности, предусмотренных статьей 15.13 КоАП (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2005 года №А78-2286/05-С2-24\112-Ф02-4271/05-С1).

Ответственность, предусмотренная указанной нормой за включение в декларацию искаженных данных, наступает при наличии у правонарушителя умышленной вины. Поскольку законодатель говорит о заведомом искажении данных, то ошибочное искажение кодов классификации, не повлекшее сокрытия или неуплаты налогов, занижения объема реализации алкогольной продукции, а также иного незаконного улучшения финансового состояния предприятия, не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 февраля 2006 года №Ф03-А24/05-2/4999)

11) поставки и розничная продажа продукции, содержащей этиловый спирт и произведенной в домашних условиях, в том числе физическими лицами;

12) осуществление любых технологических процессов и операций по переработке денатурированного этилового спирта или денатурированной спиртосодержащей продукции в целях удаления денатурирующих веществ;

13) использование пищевого сырья при производстве этилового спирта из непищевого сырья;

14) розничная продажа алкогольной продукции без представления в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции;

15) производство и оборот спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта сверх максимального содержания этилового спирта в спиртосодержащей продукции, устанавливаемого в соответствии с абзацем 17 статьи 5 Федерального закона №171-ФЗ;

16) производство денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным перечню и концентрации денатурирующих веществ, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

17) производство этилового спирта при отсутствии технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду (основной отход спиртового производства) на очистных сооружениях;

Обратите внимание, данный абзац статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года.

18) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе;

Обратите внимание!

Данный абзац статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ вступил в силу с 1 июля 2006 года.

19) розничная продажа алкогольной продукции, которая содержит этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или денатурирующие вещества;

20) розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Федерального закона №171-ФЗ;

21) розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ;

22) розничная продажа этилового спирта, питьевого этилового спирта, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ;

23) нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Обратите внимание!

Помимо ограничений, предусмотренных Федеральным законом №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения, в том числе ограничения, касающиеся поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемых на территории Российской Федерации, могут устанавливаться только федеральным законом.

Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования установленные Федеральным законом №171-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администативная ответственность .

Субъектом ответственности по делу об административном правонарушении, связанном с производством и оборотом алкогольной продукции, может выступать организация (юридическое лицо) и индивидуальный предприниматель, должностное лицо организации (физическое лицо).

Статья 15.12. КоАП РФ предусматривает ответственность за выпуск или продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки:

1. Выпуск организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны,влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения;

- на юридических лиц – от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.

2. Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения;

- на должностных лиц – от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения;

- на юридических лиц – от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения».

Административное правонарушение, связанное с продажей немаркированных товаров и продукции квалифицируется независимо от заключения или исполнения договора купли-продажи.

В соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

«вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.

2. В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное».

(статья 458 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 23.1 КоАП РФ),дела об административных правонарушениях, связанных с продажей немаркированной продукции и товаров в зависимости от процессуальных особенностей производства, рассматриваются судьями районных судов или мировыми судьями, а не налоговыми органами.

Налоговые органы вправе рассматривать лишь нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (статьи 15.1 и 15.2 КоАП РФ).

Таким образом, чтобы оштрафовать должностное лицо за какое-либо нарушение, налоговые органы должны обратиться в суд.

Обратите внимание, требование оплаты штрафа до вынесения решения суда является неправомерным.

Кроме судей и налоговых органов, в соответствии с пунктом 1 статьи 23.3 и пунктом 2 статьи 28.3 КоАП РФ, вправе составлять протоколы и налагать взыскания органы внутренних дел. В сферу действий органов милиции по финансовым правонарушениям попадают статьи 15.1, 15.2, 15.12 - 15.24 КоАП РФ.

В статье 6.14. КоАП РФ предусмотрена ответственность за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам

Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, влечет наложение административного штрафа:

-          на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов;

-          на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»:

«Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг».

В статье 6.14. КоАП РФ имеется в виду промышленное производство этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона №171-ФЗ деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт, не подлежит государственному регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом.

Несоблюдение указанных требований к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции квалифицируется в качестве административного правонарушения предусмотренного статьей 6.14 КоАП РФ.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагает на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека продукции производственно-технического назначения (статья 11 Федерального закона №52-ФЗ).

Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам (статья 13 Федерального закона №52-ФЗ).

Факт правонарушения свидетельствует о том, что предприниматель не принял все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований, поэтому он является виновным в совершении административного правонарушения и правомерно привлечен к ответственности (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 марта 2005 года №А43-29180/2004-26-626).

В статье 14.1. КоАП РФ предусматривается ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Согласно части 2 статьи 14.1.КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

- на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

- на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно части 3 статьи 14.1.КоАП осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

- на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;

- на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1. КоАП осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа:

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;

- на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обратите внимание!

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Статьей 14.16. КоАП РФ предусматривается ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

В соответствии с данной статьей:

Розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов - влечет наложение административного штрафа

·        на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции;

·        на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции:

- без надлежаще оформленных товаротранспортных документов;

- без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции;

- без справки к грузовой таможенной декларации;

- без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию);

- без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию;

- поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа:

·        на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции;

·        на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции - влечет наложение административного штрафа:

·        на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;

·        на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе,- влечет наложение административного штрафа:

·        на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или без таковой;

·        на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или без таковой.

В Письме МНС РФ от 30 апреля 2004 года №14-2-03/2023 «О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» обобщены и прокомментированы наиболее часто встречающиеся на практике вопросы, связанные с применением норм КоАП РФ.

Обратите внимание!

Налоговые органы не наделены полномочиями по выявлению административных правонарушений предусмотренных статьей 14.16 КоАП. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2005 года №Ф04-9092/2005 (17934-А27-19)).

Из части 1 статьи 28.3 КоАП РФ следует, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП, вправе рассматривать руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции, его заместитель.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона №171-ФЗ государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Пунктом 1 Положения №506 установлено, что, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Пределы компетенции налоговых органов по контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции установлены пунктами 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1 раздела 2 Положения №506, согласно которым Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за представлением деклараций об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдачей лицензий на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции.

Следовательно, налоговые органы не наделены полномочиями по выявлению административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП.

Рекомендуем обратить внимание на приведенный выше пример, так как нередко на практике налоговые органы нарушают данные нормы закона и штрафуют за нарушение статьи 14.16 КоАП РФ.

В статье 14.17. КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконные производство, поставку или закупку этилового спирта

А именно, частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ предусматривается административная ответственость за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, -

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа

·        на юридических лиц в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, субъектом данного вида ответственности могут буть только юридические лица.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 27 января 2003 года №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:

«При определении подведомственности дел о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать, что применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании части 3 статьи 14.16 КоАП». (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23 июня 2003 года №А28-9231/02-476/21»П»).

Статьей 14.18. КоАП РФ предусмотрена ответственность, которой подлежат физические и юридические лица за использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции

Таким образом, в статье 14.18. КоАП РФ установлена административная ответственность за противоправное использование этилового спирта, полученного методами промышленного производства.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции - влечет наложение административного штрафа

·        на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией произведенной продукции;

·        на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией произведенной продукции.

В статье 14.19. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Согласно статье 23 Федерального закона №171-ФЗ государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусматривает осуществление органами исполнительной власти и муниципальными органами различных видов контрольной деятельности, исчерпывающий перечень которых установлен указанной статьей.

Нарушение лицензиатом порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте рассматривается как нарушение условий действия лицензии и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от применения к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных статьей 14.19. КоАП РФ.

Совершение этого правонарушения предполагает в качестве ответственности наложение административного штрафа

·        на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

·        на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 15.13. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта

Правовое регулирование данного вопроса, порядок декларирования подробно рассматривались в предыдущих главах (а именно в разделе: Требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Непредставление указанных деклараций, несвоевременная подача одной из них либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных квалифицируются в качестве административного правонарушения и влекут наложение административного штрафа

·        на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;

·        на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность .

Субъектом ответственности по уголовному делу может выступать только физическое лицо - индивидуальный предприниматель, или должностное лицо организации. Организация (юридическое лицо) не может быть привлечена к уголовной ответственности согласно статье 19 Уголовного кодекса Российской федерации (далее - УК РФ).

Говоря об уголовной ответственности за нарушение законодательства о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, необходимо отметить следующие составы:

Статья 171 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность.

Под понятием «незаконное предпринимательство», следует понимать:

- осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации;

- представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения;

- осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно;

- осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

В части 2 статьи 171 УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за те же деяния:

а) совершенные организованной группой;

б) сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Необходимо обратить внимание на некоторые моменты:

Объективную сторону преступления составляют следующие действия:

·        осуществление предпринимательской деятельности без регистрации;

·        осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно;

·        осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования.

Действия должны быть связаны с последствиями причинной связью. В качестве последствия данных действий диспозиция части 1 статьи 171 УК РФ называет: а) причинение деянием крупного ущерба гражданам, организациям или государству и б) извлечение дохода в крупном размере.

Составом преступления предусмотрено, что оно совершается умышленно, то есть виновный осознает незаконный характер своей деятельности.

В отличие от административной ответственности, предусмотренной статьей 14.1. КоАП, преступление налицо только при наступлении последствий, указанных в законе, - причинении крупного ущерба гражданам, организациям или государству или извлечении дохода в крупном размере.

При определении понятия «доход в крупном размере» следует руководствоваться примечанием к статье 169 УК РФ. В этом же примечании содержится и понятие крупного ущерба, который должен составлять не менее 250 тысяч рублей.

Субъектом преступления является физическое лицо, индивидуальный предприниматель, должностное лицо, лицо, выполняющее управленческие функции в организации, достигшее 16-летнего возраста.

Еще раз обратите внимание, организация не может быть субъектом уголовной ответственности.

Часть 1 статьи 171.1 УК РФ предусматривает ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере.

Данные преступлениянаказываются штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Часть 2 статьи 171.1 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Необходимо обратить внимание на несколько важных моментов.

Для наличия состава преступления требуется совершение хотя бы одного действия: производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок.

Все действия перечисленные в части 1 статьи 171.1 УК РФ, влекут уголовную ответственность лишь тогда, когда они совершаются в крупных размерах.

Крупным размером в соответствии с примечанием к статье 169 УК РФ, признается сумма превышающая двести пятьдесят тысяч рублей.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста: индивидуальный предприниматель, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, должностное лицо.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (часть 2 статьи 25 УК РФ).

Виновный сознает, что совершает в крупном или особо крупном размере запрещенные уголовным законом действия с немаркированными товарами и продукцией, подлежащими обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, и желает их совершения. При производстве, приобретении, хранении и перевозке указанных немаркированных товаров и продукции обязательным признаком является цель их сбыта.

Особо крупным размером в целях части второй статьи 171.1 УК РФ, в соответствии с этим примечанием признается сумма один миллион рублей.

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 статьи 35 УК РФ).

 Часть 1 статьи 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем

·        непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным,

·        включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

Предусмотренное нормой права деяние наказывается:

штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

 либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;

 либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Часть 2 статьи 199 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за то же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере,

 И наказывается:

- штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

- либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Необходимо обратить внимание на некоторые моменты:

Крупным размером в указанной статье Уголовного кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Объективная сторона данного преступления характеризуется:

·        бездействием, а именно, уклонением от уплаты налогов;

·        способом уклонения от уплаты налога.

Способов уклонения возможно два:

1. непредоставление налоговой декларации или иных документов, предоставление которых обязательно;

2. включение в декларацию или документы заведомо ложных сведений.

К ответственности по статье 199 УК РФ могут быть привлечены руководитель организации - налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации - налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения.

Лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации - налогоплательщика или иных служащих этой организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями, несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по статье 33 УК РФ и соответствующей части статьи 199 УК РФ (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 1997 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов»).

Форма вины – прямой умысел. Лицо осознает, что совершает уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, и желает этого.

Более подробно с вопросами, касающимися производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Алкоголь–особенности правовых отношений и налогообложения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Отражение в бухгалтерском учете организации операций связанных с бюджетным кредитом ..
Распространение периодических печатных изданий по договору комиссии ..
Особенности налогообложения организаций оптовой торговли. Налог на добавленную стоимость ..
Организация бухгалтерского учета в бюджетных медицинских учреждениях ..
Налог на добавленную стоимость у заказчика ..
Страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном стра ..
Бухгалтерский и налоговый учет у арендодателя. Учет затрат по улучшению имущества, переданного в аре ..
Учет экспорта товаров ..
Выплаты учитываемые для расчета среднего заработка ..
Единый социальный налог: постатейный комментарий. Статья 239. Налоговые льготы ..
Налогоплательщики упрощенной системы налогообложения с учетом изменений, внесенных Федеральным закон ..
Бланки строгой отчетности. Общие положения ..
Списание МПЗ в производство ..


Похожие документы из сходных разделов


Заключение трудового договора в сфере торговли


Документы, предъявляемые при заключении трудового договора.

В соответствии со статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу в организацию торговли, обязано предъявить работодателю следующие документы:

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», «Положением о паспорте гражданина Ро

[ознакомиться полностью]

Ограничение допуска к работе в сфере торговли


Согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Вышеназванное конституционное положение нашло свое отражение в статье 64 Трудового ко

[ознакомиться полностью]

Требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции


Требования к основному технологическому оборудованию и автоматическим средствам измерения и учета .

Статьей 8 Федерального закона №171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие для этих целей основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в п

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100