Главная страница --> Ведение бизнеса

Списание основных средств в связи с их полным износом



В соответствии с пунктом 77 Методических указаний №91н, для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия. В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которых, в соответствии с законодательством, возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.

В компетенцию комиссии входит:

  • осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и другое);
  • возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости; контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
  • составление акта на списание объекта основных средств.

В акте на списании основных средств должны содержаться данные, характеризующие объект основных средств:

  • дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;
  • год изготовления или постройки;
  • время ввода в эксплуатацию;
  • срок полезного использования;
  • первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации;
  • проведенные переоценки, ремонты;
  • причины выбытия с их обоснованием;
  • состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.

На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Для списания пришедших в негодность объектов основных средств применяются следующие документы:

  • Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4);
  • Акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а);
  • Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4б).

Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Акт на списание основных средств может выступать не только как документ бухгалтерского учета, но и как регистр налогового учета.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

В соответствии с пунктом 29 ПБУ 6/01 стоимость выбывающего объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Расходы от списания основного средства с бухгалтерского учета являются операционными расходами согласно пункту 11 ПБУ 10/99.

Мы уже отмечали, что для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» целесообразно открывать отдельный субсчет «Выбытие основных средств», в дебет которого следует переносить стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумму накопленной амортизации.

Остаточная стоимость объекта списывается с кредита счета 01, субсчет «Выбытие основных средств», в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы». В данном случае, остаточная стоимость оборудования равна нулю, так как амортизация по нему начислена полностью.

Расходы, связанные с ликвидацией оборудования списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции со счетом 23 «Вспомогательные производства».

Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. Такой порядок учета материальных ценностей, полученных в результате списания основных средств, установлен пунктом 54 Положения №34н.

Принятие к учету пригодных к дальнейшему использованию запасных частей, металлолома отражается по дебету счета 10 «Материалы», в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Пример.

Организация в октябре 2004 года ликвидирует производственное оборудование, амортизация по которому начислена полностью, первоначальной стоимостью 270 000 рублей. Работы по демонтажу и вывозу оборудования осуществлялись силами вспомогательного производства. Расходы цеха вспомогательного производства составили 18 000 рублей. При разборке оприходованы годные запасные части по рыночной стоимости 11 600 рублей, а также металлолом по стоимости 800 рублей.

В приведенной ниже таблице использованы следующие наименования субсчетов:

01-1«Основные средства в эксплуатации»;

01-2 «Выбытие основных средств».

Корреспонденция счетов

Сумма,

рублей

Содержание операций

Дебет

Кредит

01-2

01-1

270 000

Списана первоначальная стоимость ликвидируемого оборудования

02

01-2

270 000

Списана сумма начисленной амортизации

91-2

23

18 000

Отражены расходы вспомогательного производства по демонтажу оборудования

10-5

91-1

11 600

Оприходованы запасные части, полученные при демонтаже оборудования

10-6

91-1

800

Оприходован полученный при демонтаже металлолом

99

91-9

5 600

Списано сальдо прочих доходов и расходов (18000 – 11600 – 800)

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации, а включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Во многих случаях, при ликвидации объектов основных средств, получают запасные части, материалы, металлолом и другие материалы. Согласно пункту 13 статьи 250 НК РФ доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке, при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, признаются внереализационными доходами.

Дата признания доходов и расходов от ликвидации основного средства зависит от того, какой метод выбран организацией – метод начисления или кассовый метод.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 271 НК РФ организация, определяющая доходы и расходы по методу начисления, стоимость имущества, полученного при ликвидации основного средства, признает внереализационным доходом на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества.

При кассовом методе такие доходы признаются в момент оприходования имущества согласно пункту 2 статьи 273 НК РФ.

Как правило, в результате ликвидации основных средств организации получают убыток. Сумма убытка может быть учтена при налогообложении прибыли того периода, в котором убыток получен.

Воспользуемся данными примера, приведенного выше, и определим сумму внереализационного дохода и сумму расхода, которые будут учитываться в целях налогообложения прибыли.

Внереализационный расход - расходы по демонтажу основного средства в сумме 18 000 рублей.

Внереализационный доход - стоимость оприходованных запасных частей и металлолома в сумме 12 400 рублей.

Более подробно с вопросами бухгалтерского учета и налогообложения операций с основными средствами, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Основные средства».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Бухгалтерский учет у лизингодателя, порядок отражения лизинговых операций при условии, что лизингово ..
Недвижимость – как объект гражданских прав ..
Правовое регулирование поставки ..
Налогообложение алкогольной продукции ..
Документальное отражение операций расходования продуктов (сырья) ..
Оценка основных средств в налоговом учете ..
Банковские карты как платежное средство физических лиц ..
Особенности возврата товаров в организациях занимающихся издательской деятельностью ..
Порядок учреждения акцизного склада ..
Договор на оказание услуг по рекламе ..
Паевые инвестиционные фонды ..
Расчеты по претензиям. Претензия выставляется покупателем товарно-материальных ценностей ..
Лицензирование производства лекарственных средств ..


Похожие документы из сходных разделов


Налогообложение по договору доверительного управления имуществом


НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Общее правило, определяющее объект налогообложения налогом на имущество российских организаций, содержится в статье 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Согласно данной норме, налогообложению подлежит движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Порядок отраже

[ознакомиться полностью]

Особенности исчисления налога на имущество налогоплательщиками ЕНВД


Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками налога на имущество в отношении имущества, которое используется для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Если налогоплательщик осуществляет только деятельность, облагаемую единым налогом, то он не платит налог на имущество при условии, что все имеющееся у него имущество используется для осуществления этой деятельности. Если же у налогоплательщика имеется имущество, которое не используется в деятельности, облагаемой ЕНВД, то в отношении этого имущества налого

[ознакомиться полностью]

Отдельные моменты учета расходов в ассоциациях и союзах общественных объединений


УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Системы оплаты труда, общие уровни заработной платы и отдельных выплат в ассоциациях и союзах, устанавливаются следующими нормативными документами:

  • коллективными договорами,
  • соглашениями,
  • локальными нормативными актами,
  • трудовыми договорами.

При этом условия оплаты труда, предусматриваемые трудовым или коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) и требованиями нормативных актов в области оплаты труда.

Государство, как участник трудовы

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100