Главная страница --> Ведение бизнеса

Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции



В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Основным нормативным документом, регулирующим вопросы лицензирования в нашей стране, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон №128-ФЗ). Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Федерального закона №128-ФЗ. Мы не случайно, отметили, что указанный закон является основным документом в области лицензирования, однако он определяет не все сферы предпринимательства, на которые необходимо специальное разрешение.

Виды деятельности, которые лицензируются в соответствии с другими нормативными актами, перечислены в пункте 2 статьи 1 Закона №128-ФЗ.

Так требование о лицензировании видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено статьей 18 Федерального закона №171-ФЗ.

Порядок лицензирования деятельности производства и оборота алкогольной продукции установлен положениями главы III «Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Федерального закона №171-ФЗ.

Для удобства рассмотрения вопросов, связанных с лицензированием, необходимо привести основные понятия, используемые в законодательстве о лицензировании.

Согласно статье 2 Закона №128-ФЗ:

«лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

Лицензия выдается на платной основе. Передача лицензии другой организации и оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещаются».

Виды деятельности, подлежащие лицензированию .

Согласно статье 2 Закона №128-ФЗ:

«лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом ».

В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ:

«Лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции».

Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

1) производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

2) производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

3) хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

4) закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5) производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

6) розничная продажа алкогольной продукции.

Обратите внимание!

Лицензии на виды деятельности, указанные в пунктах 4-5 выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую и спиртосодержащую непищевую продукцию.

Таким образом, организации–производители алкогольной продукции обязаны получить лицензии на все виды деятельности, подлежащие лицензированию, которые осущестляются ими при производстве и реализации алкогольной продукции.

Напоминаем, что с 1 января 2006 года не требуется получать лицензии на экспорт алкогольной продукции, а также на импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Перечисленные виды операций теперь могут осуществлять лишь организации, имеющие лицензии на закупку, хранение и поставки этилового спирта и алкогольной продукции или спиртосодержащей продукции.

Напоминаем, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона №171-ФЗ под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается «закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа».

Согласно статье 4 Федерального закона №102-ФЗ, с 1 июля 2006 года лицензированию подлежат и такие виды деятельности, как закупка, хранение и поставки организациями спиртосодержащей непищевой продукции.

Кроме того, до 1 июля 2006 года организации, имеющие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 1 января 2006 года, обязаны были привести свою деятельность в соответствие с лицензионными требованиями Закона №171-ФЗ и до 1 июля 2006 года оформить новые лицензии (за исключением лицензий на розничную продажу алкоголя) на указанные виды деятельности.

С 1 января 2006 года вывоз с таможенной территории Российской Федерации или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется организациями в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, с соблюдением требований, установленных Федеральным законом №102-ФЗ.

Напоминаем, что такими требованиями, по сути, являются соответствие организации установленным требованиям к оплаченному уставному капиталу и наличие «внутренней» лицензии.

Согласно статье 13 Закона №171-ФЗ:

«Порядок регулирования импорта алкогольной продукции и контроль за качеством ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации».

Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 Федерального закона №171-ФЗ.

Лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям статьи 8 Федерального закона №171-ФЗ.

Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ, за исключением лицензий на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции и розничной продажи алкогольной продукции, выдаются в порядке, установленном Федеральным законом №171-ФЗ.

Также данный вопрос регулируется Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года №506 (далее - Положение №506), и Постановлением Правительства от 6 декабря 1999 года №1344.

Лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам спиртосодержащей непищевой продукции, выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные лицензии выдаются соответственно уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными субъектами Российской Федерации органами.

Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального закона №171-ФЗ. Причем получить такую лицензию вправе лишь юридическое лицо. Это следует из пункта 10 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ.

Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 Федерального закона №171-ФЗ.

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.

Порядок выдачи и государственной регистрации лицензий .

Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденным Положением №506, лицензирующим органом в сфере производства, хранения и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является Федеральная налоговая служба.

Обратите внимание!

Регламент организации работы по лицензированию деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержден Приказом ФНС РФ от 20 марта 2006 года №САЭ-3-07/159@ «Об утверждении регламента организации работы по лицензированию деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Для того чтобы получить лицензию на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ, организация должна представить в лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием:

- полного и (или) сокращенного наименования организации;

- организационно-правовой формы организации-юридического лица;

- места нахождения организации;

- места нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;

- наименование банка;

- номер расчетного счета в банке;

- лицензируемый вид деятельности, который организация намерена осуществлять;

- вид продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ);

- срока, на который испрашивается лицензия;

2) копии учредительных документов и копию документа о государственной регистрации организации - юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);

3) копию документа о постановке организации на учет в налоговом органе;

4) копию документа об уплате сбора за выдачу лицензии;

5) справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов;

Необходимость представления документа об отсутствии недоимки по налогам как условие для получения лицензии на производство, хранение и оборот алкогольной продукции подтверждена Федеральным законом №102-ФЗ.

В силу сказанного, ФНС РФ вправе не рассматривать заявление о выдаче лицензии, в случае непредоставления данного документа. Это подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 19 января 2006 года №КА-А40/13652-05).

Справка выдается соискателю лицензии территориальным налоговым органом по его месту постановки на учет и должна подтверждать отсутствие у соискателя лицензии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Форма справки об отсутствии задолженности утверждена Приказом ФНС РФ от 23 мая 2005 года №ММ-3-19/206@ «Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методических указаний по ее заполнению».

Справка формируется с помощью программных средств налогового органа отделом работы с налогоплательщиками, визируется начальниками отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства и отдела работы с налогоплательщиками.

Дата выдачи справки не должна превышать пятидневный срок от даты, по состоянию на которую она была выдана.

6) заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям;

7) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;

8) копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования в соответствии с перечнем видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 13 января 2006 года №17-Р «Об утверждении перечня видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

9) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 9 статьи 8 и пунктами 2.1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона №171-ФЗ.

В качестве документов, подтвержающих оплату уставного капитала (уставного фонда), организация представляет в лицензирующий орган следующие документы:

·        при оплате уставного капитала (фонда) денежными средствами – справку банка, подтверждающую зачисление на расчетный счет денежных средств в оплату уставного капитала, подписанную руководителем и главным бухгалтером банка, а также копии первичных платежных документов;

·        при оплате уставного капитала (фонда) неденежными средствами – копию документа, подтверждающего право собственности акционера (участника) на имущество, с приложением отчета об оценке объектов оценки и акта приема-передачи имущества;

·        при увеличении уставного капитала (уставного фонда) за счет собственных средств (в частности, нераспределенной прибыли) - копию протокола заседания органа управления организации, в котором зафиксировано соответствующее решение об изменении уставного капитала (уставного фонда), с приложением баланса организации, на основании которого принято решение о капитализации, и баланса на последнюю отчетную дату, отражающего увеличение уставного капитала (уставного фонда).

Кроме того, во всех случаях представляется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Напоминаем, что копией является документ, заверенный нотариально или органом, его выдавшим.

Обратите внимание!

Статья 19 Федерального закона №171-ФЗ предусматривает закрытый перечень документов и указывает на недопустимость требования от организации-соискателя предоставления каких-либо иных документов, не предусмотренных пунктом 1 статьи 19 Федерального закона №171-ФЗ.

Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с оборотом (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организация представляет в лицензирующий орган документы, перечисленные выше, за исключением документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 19 Федерального закона №171-ФЗ, в части требования представить заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение экологической экспертизы, в отношении помещений, предназначенных для хранения алкогольной продукции, а также подпунктом 7 статьи 19 Федерального закона №171-ФЗ по вопросу аккредитации лабораторий химического и технологического контроля.

В отношении лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензиатом может быть только юридическое лицо.

Организация, имеющая лицензию на осуществление одного из видов деятельности (за исключением розничной продажи алкогольной продукции), при получении лицензии на осуществление другого вида деятельности, за исключением деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляет в лицензирующий орган только:

- заявление о выдаче лицензии;

- копию документа об уплате сбора за выдачу лицензии;

- справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов.

Датой представления заявления является день его получения лицензирующим органом.

После того, как документы были представлены организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, они подлежат регистрации и экспертизе лицензирующим органом.

Поступившее заявление регистрируется структурным подразделением лицензирующего органа, в компетенцию которого входит прием, обработка, регистрация и распределение поступающей корреспонденции лицензирующего органа, и в день его поступления либо на следующий день передается структурному подразделению лицензирующего органа, осуществляющему его экспертизу.

Рассмотрение лицензирующим органом заявления организации и представленных с ним документов включает в себя:

1. Экспертизу документов на их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации.

2. Обследование производственных и складских помещений организации, предназначенных для осуществления заявленного лицензируемого вида деятельности, на соответствие установленным Федеральным законом условиям (далее - обследование).

3. Экспертизу акта обследования организации.

4. Принятие решения о выдаче лицензии (отказе в выдаче лицензии).

Экспертизу документов и акта обследования организации проводят должностные лица соответствующего структурного подразделения ФНС РФ либо соответствующего Управления.

Структурное подразделение ФНС РФ не позднее чем в десятидневный срок со дня принятия заявления со всеми документами к рассмотрению дает задание соответствующему Управлению на проведение обследования организации на предмет ее соответствия лицензионным требованиям. Порядок проведения обследования, а также обязательные лицензионные требования установлены Приказом ФНС РФ от 20 марта 2006 года №САЭ-3-07/159@ «Об утверждении регламента организации работы по лицензированию деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Акт обследования вместе с представлением направляются в ФНС РФ или в соответствующее Управление не позднее десяти дней со дня получения соответствующего задания на проведение обследования.

После окончания проведения экспертизы соответствующие документы, акт обследования и представления по нему передаются на рассмотрение уполномоченному должностному лицу лицензирующего органа для принятия им соответствующего решения о выдаче либо отказе в выдаче лицензии.

Факт выдачи лицензии регистрируется в журнале регистрации выдачи лицензий на осуществление деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Решение лицензирующего органа о выдаче лицензии является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.

Ведение государственного реестра выданных лицензий (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий осуществляется ФНС РФ (Положение №506).

Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов.

Если возникает необходимость в проведении дополнительной экспертизы, то указанный срок может быть продлен на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.

Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа направляется организации в течение трех дней после принятия соответствующего решения в письменной форме.

В лицензии указываются:

- наименование лицензирующего органа;

- полное и (или) сокращенное наименование организации;

- организационно-правовая форма организации;

- место нахождения организации;

-места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;

- лицензируемый вид деятельности;

- вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ;

- срок действия лицензии;

- номер лицензии;

- дата выдачи лицензии.

Указанный перечень сведений является исчерпывающим.

Обратите внимание!

Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Таким образом, не нужно оформлять отдельные лицензии на каждое обособленное подразделение организации. Это утверждение можно проиллюстрировать судебной практикой.

Лицензия хотя и дает право на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, однако, в ней должны быть указаны объекты, на которых лицензиатом будет осуществляться продажа алкогольной продукции. Это обусловлено тем, что лицензирующему органу необходимо проверить эти объекты на соответствие их установленным лицензионным требованиям и условиям.

Применительно к норме закона, о том, что действие лицензии на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной юридическому лицу, распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений, следует говорить не о получении лицензии на каждый территориально обособленный объект, а о том, что в лицензии должны быть указаны все объекты, где эта деятельность будет осуществляться лицензиатом. Иначе, получив лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции на объекте, который отвечает лицензионным требованиям и условиям, лицензиат сможет заниматься этой деятельностью на любом другом объекте, который не соответствует условиям и требованиям, предъявляемым к этому виду деятельности (Постановление ФАС Северно-Западного округа от 1 августа 2005 года №А56-45367/04).

Отказ в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть произведен в следующих ситуациях:

1) при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

2) в случае нарушения требований статьи 8 Федерального закона №171-ФЗ;

3) в случае несоответствия организации иным установленным Федеральным законом №171-ФЗ лицензионным требованиям.

Отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или отказ в продлении ее срока может быть обжалован лицензиатом.

Решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий орган и (или) в суд. Для рассмотрения жалобы по обращению заявителя может быть создана независимая экспертная комиссия с участием заявителя, представителей лицензирующих органов и независимых специалистов для проведения экспертизы. Положения об экспертных комиссиях утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Вопрос отказа в выдачи лицензии по перечисленным выше обстоятельствам, нашел отражение в судебной практике:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 января 2004 года №А11-5147/2003-К2-Е-2135 - в выдаче лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано, в том числе при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации, а также в случае несоответствия условий деятельности и статуса обратившегося лица установленным Федеральным законом №171-ФЗ лицензионным требованиям.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 7, 11 - 14 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 года №727 (далее - Положение№727).

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 июня 2004 года №А38-4319-9/7-2004 года - отказ в выдаче предпринимателю лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции не соответствует действующему законодательству и нарушает права предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, так как, лицензирующий орган не привел каких-либо доказательств в подтверждение отказа, например не представил документы, свидетельствующие о технических изменениях данных помещений за время, прошедшее с момента выдачи лицензии.

Перечень оснований для отказа в выдаче лицензии, содержащийся в Федеральном законе №171-ФЗ, является исчерпывающим. В соответствии с этим, наличие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов не является основанием для отказа в выдаче лицензии. Отказ в ее выдаче по указанным мотивам является необоснованным и противоречит законодательству Российской Федерации (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 января 2002 года №А19-7351/01-39-Ф02-3359/01-С1).

Организация, которая уже имеет лицензию, в случае приобретения нового основного технологического оборудования, которое будет использовано для производства этилового спирта и алкогольной продукции, обязана представить в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования и сертификаты соответствия.

Лицензирующий орган, в свою очередь, обязан рассмотреть указанные документы в течение 30 дней с момента их представления.

В случае выявления в представленных документах недостоверной информации и (или) нарушения лицензиатом требований статьи 8 Федерального закона №171-ФЗ, лицензирующий орган принимает решение о недопустимости использования нового основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции. О таком решении лицензирующий орган уведомляет в письменной форме лицензиата в течение трех дней после его принятия.

Обратите внимание!

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Следовательно, отказать в выдаче лицензии по этому основанию можно только после проведения проверки лицензирующим органом.

Заявление возвращается соискателю лицензии с сопроводительным письмом, в котором указывается конкретная причина отказа в рассмотрении заявления со ссылкой на соответствующую норму Федерального закона.

Сопроводительное письмо должно быть подписано уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

Если по истечении 45 дней после представления в лицензирующий орган перечня видов нового основного технологического оборудования и сертификатов соответствия лицензиат не получает решения об отказе, то тогда он может использовать это оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции.

Использование нового основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции при наличии решения о недопустимости его использования, запрещается.

В случае реорганизации организации лицензии необходимо переоформить.

Переоформление лицензии осуществляется по заявлению организации или ее правопреемника в порядке, установленном для ее получения.

Организация обязана переоформить лицензию том случае, если:

- изменяется ее наименование (без ее реорганизации);

- изменяется место ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений;

- изменяются иные указанные в лицензии сведения;

- утрачивает лицензию.

Переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии.

В этих случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.

Заявление о переоформлении лицензии подается организацией в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.

До тех пор, пока лицензия будет переоформлена, организация или ее правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии.

Лицензирующий орган до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести обследование организации на соответствие установленным лицензионным требованиям.

Сроки принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии не могут превышать сроки, установленные для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем напять лет .

Срок действия такой лицензии может быть продлен по просьбе организации на основании представляемых ею в лицензирующий орган документов:

- заявления в письменной форме;

- справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;

- копии документа об уплате сбора.

Такая лицензия по просьбе организации может быть продлена и на срок менее чем пять лет.

Лицензирующий орган рассматривает заявление о продлении срока действия лицензии в течение 15 дней, принимает решение о продлении срока действия лицензии или об отказе в продлении этого срока и в течение трех дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении организации.

Если лицензирующий орган принял решения об отказе в продлении срока действия лицензии, то он должен изложить в письменном виде причины отказа. Отказ должен быть мотивированный, и документ должен быть подписан уполномоченным на то лицом.

Отказ в продлении срока действия лицензии может быть оспорен лицензиатом в судебном порядке.

Сборы за выдачу лицензий .

За выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ, за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, продление срока действия таких лицензий и их переоформление взимаются сборы в размерах и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Необходимо обратить внимание, на то, что пунктом 43 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса Российской Федерации» указано на необходимость учета природы каждого конкретного обязательного платежа. Сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции не является налогом. Расчет по данному сбору в соответствии со статьей 80 НК РФ не относится к тем налоговым декларациям, ответственность за несвоевременное представление которых, предусмотрена статьей 119 НК РФ. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 октября 2005 года №Ф04-7251/2005(15832-А70-26)).

Федеральный закон №114-ФЗ, регулирует порядок и размеры уплаты сборов за действия, связанные с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с выше названным законом плательщиками сборов за выдачу лицензий являются юридические лица (еще раз отметим, что выдача лицензий индивидуальным предпринимателям с 1 января 2006 года не осуществляется), подающие заявления в лицензирующий орган (ФНС РФ) о выдаче лицензий на осуществление лицензируемых видов деятельности, указанных в статье 3 Федерального закона №114-ФЗ.

Законом установлены следующие размеры сборов:

1) производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (в том числе денатурированного) - 3 000 000 рублей;

2) производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина) - 3 000 000 рублей;

3) производство, хранение и поставки произведенного вина - 250 000 рублей;

4) производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции - 250 000 рублей;

5) производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей непищевой продукции (в том числе денатурированной) - 250 000 рублей;

6) закупка, хранение и поставки алкогольной продукции - 250 000 рублей;

7) хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции - 250 000 рублей;

8) закупка, хранение и поставки спиртосодержащей продукции - 250 000 рублей.

Федеральным законом №113-ФЗ устанавливается и порядок оплаты пошлин и сборов:

- при подаче документов на рассмотрение должен быть уплачен сбор за рассмотрение документов;

- при вынесении решения о выдаче лицензии оплачивается пошлина за выдачу лицензии.

В отношении лицензирования видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, сбор за выдачу лицензии уплачивается юридическим лицом один раз за весь срок действия лицензии до подачи в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии.

При этом размер сбора за выдачу лицензии не зависит от количества входящих в данное юридическое лицо обособленных подразделений (не являющихся юридическими лицами), которые будут осуществлять лицензируемые виды деятельности.

Сборы за выдачу новых лицензий в связи с необходимостью приведения организациями, имеющими на 1 января 2006 года лицензии (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), своей деятельности в соответствие с лицензионными требованиями, установленными Федеральным законом №171-ФЗ, подлежат уменьшению на сумму, ранее уплаченную за выдачу действующей лицензии, если организация проработала по ней менее одного года.

Пример 1.

Организация в ноябре 2005 года получила лицензию на право в течении трех лет закупать, хранить и торговать оптом алкогольной и спиртосодержащей продукцией. За лицензию уплачено 50 тысяч рублей.

В июле 2006 года эта организация оформляет лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Сбор за ее оформление, согласно статье 3 Федерального закона №114-ФЗ, составляет 250 000 рублей. Поскольку прежней лицензией организация пользовалось менее года, за новую лицензию уплачено 200 000 рублей. Новая лицензия получена на пять лет.

Окончание примера

В статье 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года №114-ФЗ указано:

«1. За продление срока действия лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в статье 3 Федерального закона, взимается сбор в размере, предусмотренном указанной статьей за выдачу лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

2. В случае реорганизации юридического лица (за исключением реорганизации в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизуемого юридического лица у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на осуществление одного и того же вида деятельности) за переоформление лицензий взимаются сборы в размерах, предусмотренных статьей 3 Федерального закона. При реорганизации юридических лиц в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на осуществление одного и того же вида деятельности взимается сбор в размере 1 000 рублей.

3. В случае переоформления лицензии в связи с изменением наименования юридического лица (без его реорганизации), изменением его местонахождения или указанного в лицензии места осуществления деятельности либо с изменением иных указываемых в лицензии данных, а также в случае утраты лицензии взимается сбор в размере 1 000 рублей».

Обратите внимание!

Действие Федерального закона №114-ФЗ (пункт 2 статьи 1) не распространяется на отношения, которые касаются порядка взимания и установления размеров сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и регулирование которых осуществляется субъектами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 декабря 2005 года №159-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»:

«В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов».

Субъекты Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие порядок взымания и установление размеров сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в соответствии с федеральным законодательством.

В качестве примера можно привести один из подобных нормативных актов. Законодательным собранием Омской области принят Закон Омской области от 28 декабря 2005 года №717-ОЗ «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области». Указанный Закон устанавливает порядок осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Омской области по государственному регулированию оборота алкогольной продукции на территории Омской области:

«Статья 2.1. Порядок взимания и размеры сборов за выдачу лицензии либо продление срока действия, переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции

1. Сбор за выдачу лицензии либо продление срока действия лицензии уплачивается юридическим лицом один раз за весь срок действия лицензии до подачи заявления о выдаче лицензии либо заявления о продлении срока действия, переоформлении лицензии. Указанный сбор зачисляется в областной бюджет.

2. В случае отказа в выдаче лицензии либо отзыва заявления о выдаче лицензии уплаченная сумма сбора подлежит возврату за вычетом расходов, связанных с рассмотрением заявления о выдаче лицензии и иных представленных документов, в размере 1 тысячи рублей.

3. Установить сборы:

1) за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 50 тысяч рублей;

2) за продление срока действия лицензии в размере 50 тысяч рублей;

3) за переоформление лицензии в случае реорганизации юридического лица (за исключением реорганизации в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизуемого юридического лица у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии) в размере 50 тысяч рублей;

4) за переоформление лицензии при реорганизации юридических лиц в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии в размере 1 тысячи рублей;

5) за переоформление лицензии в связи с изменением наименования юридического лица (без его реорганизации), изменением его места нахождения либо с изменением иных указываемых в лицензии данных, а также в случае утраты лицензии в размере 1 тысячи рублей».

Обратите внимание!

Для уплаты этих сборов введены новые коды бюджетной классификации, по которым должны перечислятся налоги.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности оплаты государственной пошлины третьими лицами за соискателя лицензии. Поэтому мы считаем, что это предполагает требование уплаты пошлины самим налогоплательщиком.

Это также подтверждает Письмо Минфина РФ от 15 марта 2006 года №03-06-03-03/08.

В случае отказа от получения лицензии государственная пошлина подлежит возврату за вычетом произведенных лицензирующим органом расходов, связанных с рассмотрением заявления о выдаче лицензии и иных представленных документов, в размере, равном 1 000 рублей.

Для того чтобы осуществить возврат пошлины необходимо в течение 3 лет с момента уплаты обратиться с заявлением о ее возврате по месту нахождения лицензирующего органа с приложением оригинала платежного поручения или квитанции об оплате. При этом необходимо указать реквизиты, на которые нужно перечислить сумму. Государственная пошлина в этом случае подлежит возврату в полном размере.

В случае приостановления действия лицензии или аннулирования лицензии в установленном законом порядке уплаченная сумма сбора за выдачу лицензии возврату не подлежит.

Федеральным законом от 2 ноября 2004 года №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» введена в действие глава 25.3. «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333.16. НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В целях взимания государственной пошлины выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Указанные органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

Указанные лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. НК РФ;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Федеральный закон от 21 июля 2005 года №106-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №106-ФЗ) внес изменения и дополнения в главу 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Подпунктом 66 пункта 1 статьи 333.33. НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции в размере 5 000 рублей за единицу основного технологического оборудования.

Подпунктом 75 пункта 1 статьи 333.33. НК РФ - за государственную регистрацию наименований этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья, этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции, спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств) в размере 1 000 рублей.

Действовавший ранее совместный Приказ Минэкономразвития Российской Федерации №482, Минсельхозпрода Российской Федерации №682, Минфина Российской Федерации от 5 ноября 1999 года №76н «Об утверждении порядка уплаты сбора за государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции и целевого его использования», которым утверждались порядок и размер сбора за государственную регистрацию одной единицы технологического оборудования, фактически утратил силу с 1 января 2006 года. Это связано с тем, что Федеральным законом №102-ФЗ положение Федерального закона 171-ФЗ признано утратившим силу.

Напоминаем, что Федеральный закон №106-ФЗ вступил в силу с 28 августа 2005 года.

Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и анулирование лицензии.

Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено, в соответствии со статьей 20 Федерального закона №171-ФЗ, решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением Федерального закона №171-ФЗ, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в следующих случаях:

1. невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;

2. непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;

3. неуплата в установленный срок лицензионного сбора;

4. при использовании основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;

5. при использовании основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи) и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона №171-ФЗ.

Обратите внимание!

Положения данного пункта в части оснащения оборудования для производства этилового спирта и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему вступили в силу с 1 июля 2006 года.

6. если оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции совершается с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 Федерального закона №171-ФЗ, а спиртосодержащей непищевой продукции, с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 10.1 Федерального закона №171-ФЗ;

7. при непредставлении в установленный срок организацией в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме производства и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции;

8. при поставке, закупке этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции без уведомления;

9. при отсутствии технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду (основной отход спиртового производства) на очистных сооружениях (для организаций, осуществляющих производство этилового спирта);

Обратите внимание!

Данный абзац вступает в силу с 1 января 2008 года.

10. при использовании для производства этилового спирта и алкогольной продукции нового основного технологического оборудования с нарушением требований пункта 10 статьи 19 Федерального закона №171-ФЗ;

11. при нарушении требований пунктов 2.1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона №171-ФЗ;

12. при передаче федеральных специальных марок и акцизных марок другой организации;

13. при использовании зарегистрированных товарных знаков, а также изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, после вступления в силу решения суда о незаконности их использования.

Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шесть месяцев.

В случае если в установленный срок организация не устранила указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Обратите внимание!

В соответствии с пунктом 21 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции, утвержденного Положением №727, ФНС РФ приостанавливает действие лицензии в случае наличия задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней сроком более 3 месяцев (по представлению территориальных органов).

Если на момент рассмотрения дела в суде предъявленные требования не выполнены лицензия аннулируется (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 апреля 2005 года №А42-12214/04-25).

Лицензирующий орган в срок не более чем семь дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

После того, как лицензирующий орган получит от организации заявление об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, он обязан в течение десяти дней принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.

Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.

Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть прекращено на основании заявления самого заявителя или по истечении срока действия такой лицензии.

Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является:

1. обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения такой лицензии;

2. поставки этилового спирта, в том числе денатурата, потребителям, не имеющим соответствующих лицензий или уведомлений;

3. оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона №171-ФЗ, либо с поддельными марками;

4. поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции организациям, не имеющим предусмотренных законом лицензий;

5. невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии;

6. повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган;

По существу пункта 6 необходимо заметить, что по своему характеру аннулирование лицензии как принудительное прекращение ее действия может последовать в случае нарушения закона, но не Временных правил заполнения декларации. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 марта 2002 года №А33-14637/01-С3-Ф02-480/02-С1).

7. производство продукции, не соответствующей государственным стандартам;

Обратите внимание!

В данном абзаце пункта 3 статьи 20 Федерального закона №171-ФЗ слова «государственным стандартам» будут заменены словами «требованиям технических регламентов» со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

8. производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на договорной или бездоговорной основе для организаций, не имеющих соответствующих лицензий;

9. повторное приостановление действия лицензии за совершение одного и того же нарушения в течение одного года;

10. непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование организации на соответствие лицензионным требованиям, контроль за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и снятие с них показателей;

11. эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом;

12. производство и оборот спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более установленного максимального содержания этилового спирта в спиртосодержащей продукции в соответствии с абзацем 17 статьи 5 Федерального закона №171-ФЗ;

13. оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе;

14. поставки денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным Федерального законом №171-ФЗ перечню и концентрации денатурирующих веществ, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

15. поставки этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий, и повторные в течение года поставки этилового спирта без уведомлений;

16. неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Причем для аннулирования лицензии достаточно установления одного из оснований, перечисленных в пункте 3 статьи 20 Федерального закона №171-ФЗ (Постановление ФАС Поволжского округа от 3 февраля 2005 года №А55-10106/04-31).

Обратите внимание, до вступления решения суда в законную силу лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до организации в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

В случае аннулирования лицензии организация вправе обратиться в лицензирующий орган с заявлением на выдачу временного разрешение на право хранения и реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с указанием их объема.

Лицензирующий орган с учетом оснований, по которым аннулирована лицензия, вправе выдать такое временное разрешение в виде особой отметки на лицензии. Реализация остатков такой продукции осуществляется под контролем лицензирующего органа.

Решение лицензирующего органа может быть обжаловано организацией в лицензирующий орган и (или) в суд.

Для рассмотрения жалобы по обращению заявителя может быть создана независимая экспертная комиссия с участием заявителя, представителей лицензирующих органов и независимых специалистов для проведения экспертизы. Положения об экспертных комиссиях утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на лицензирование деятельности по производству и обороту алкогольной продукции .

Расходы на лицензирование у организации, производящей алкогольную продукцию, с точки зрения бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам деятельности. Такой вывод следует из пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее - ПБУ 10/99).

Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Согласно пункту 17 статьи 19 Федерального закона №171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет. Как видим, законом определен лишь максимальный срок, на который лицензирующий орган может предоставить лицензиату испрашиваемую лицензию. Так как срок действия приобретаемой лицензии, как правило, превышает один месяц, то, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия, то есть именно в течение этого срока организация-производитель будет получать доходы от реализации изготовленной продукции.

Согласно пункту 19 ПБУ 10/99 в том случае, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, в отчете о прибылях и убытках такие расходы признаются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.

Следовательно, первоначально организация отражает расходы на лицензирование в составе расходов будущих периодов, а затем списывает на затраты в порядке, устанавливаемом организацией (либо равномерно в течение срока действия лицензии, либо в зависимости от объема выпущенной продукции). Именно такой порядок списания, предусмотрен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации.

Для учета расходов будущих периодов Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее - План счетов), предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».

В бухгалтерском учете организации-изготовителя это отражается путем составления следующих бухгалтерских записей:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

76

51

Перечислен лицензионный сбор

97

76

Расходы на лицензирование учтены в качестве расходов будущих периодов

Ежемесячно сумма сбора, определенная в соответствии с порядком, установленным организацией, будет списываться с кредита счета 97 «Расходы будущих периодов» в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Отметим, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона №171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено. Приостановление действия лицензии осуществляется на основании решения лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением Закона. Приостановление лицензии может быть осуществлено и по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии. Поэтому в период приостановления действия лицензии, списание соответствующей части лицензионного платежа в бухгалтерском учете отражается как прочие внереализационные расходы (пункт 12 ПБУ 10/99). Сумма лицензионного сбора, включаемого в состав внереализационных расходов, отражается следующей бухгалтерской записью:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

91-2

97

Часть стоимости лицензионного сбора отнесена в состав внереализационных расходов

В целях налогообложения прибыли расходами в соответствии со статьей 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Без лицензии, дающей право на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, спиртсодержащей и алкогольной продукции, организации, производящие алкогольную продукцию, не могут осуществлять такую деятельность, следовательно, уплата лицензионного сбора является экономически оправданным расходом.

Расходы налогоплательщика в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направления его деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. С точки зрения налоговой классификации расходов, расходы налогоплательщика на лицензирование представляют собой расходы, связанные с производством и реализацией.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ установлено, что суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Организации, использующие в целях налогообложения метод начисления, порядок признания расходов осуществляют в соответствии с правилами статьи 272 НК РФ.

Анализ указанной статьи налогового законодательства позволяет отметить, что организации, использующие метод начисления, имеют возможность признать расходы на лицензирование как единовременно, так и постепенно - путем распределения.

Вариант 1.

Расходы при методе начисления принимаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде к которому они относятся, независимо от фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Мы определили, что расходы в виде лицензионного сбора представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ датой признания указанного вида расходов является день их начисления. Следовательно, организация – производитель вправе признать расходы на лицензирование, единовременно в месяце начисления лицензионного сбора.

Однако единовременное списание в налоговом учете расходов на лицензирование приведет к образованию в бухгалтерском учете временных разниц, и организация обязана будет применять Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №114н (далее - ПБУ 18/02).

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 18/02, расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в другом или других отчетных периодах, представляют собой временные разницы.

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 18/02 временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль.

Пример 2.

Предположим, что в июле 2006 года организация уплатила лицензионный сбор за производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции в сумме 3 000 000 рублей (подпункт 2 статьи 3 Федерального закона №114-ФЗ) за период действия лицензии с 1 августа 2006 года по 1 августа 2007 года.

В бухгалтерском учете в расходы, начиная с августа 2006 года, ежемесячно будет включаться сумма 250 000 рублей (3 000 000 рублей / 12 месяцев).

В целях налогового учета сумма уплаченного лицензионного сбора будет учтена в составе прочих расходов в августе 2006 года в размере 3 000 000 рублей.

Сумма 2 750 000 рублей будет являться налогооблагаемой временной разницей, приводящей к тому, что в данном отчетном периоде налог, рассчитанный на бухгалтерскую прибыль, будет больше налога, рассчитанного в налоговом учете.

В соответствии с пунктом 15 ПБУ 18/02 под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Отложенное налоговое обязательство появляется тогда, когда возникает налогооблагаемая временная разница, и определяется оно как произведение этой разницы на установленную ставку налога на прибыль.

В нашем примере налогооблагаемая временная разница составила 2 750 000 рублей, следовательно, сумма отложенного налогового обязательства будет 660 000 рублей

(2 750 000 рублей х 24%).

В бухгалтерском учете отложенное налоговое обязательство согласно пункту 18 ПБУ 18/02 отражается по кредиту счета учета отложенных налоговых обязательств в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов по налогам и сборам.

Для учета отложенных налоговых обязательств, Планом счетов предусмотрен счет 77 «Отложенные налоговые обязательства».

В следующих отчетных периодах по мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства.

Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в отчетном периоде отложенные налоговые обязательства, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета учета отложенных налоговых обязательств в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов по налогам и сборам.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

Июль 2006 года:

76

51

3 000 000

Отражена оплата лицензионного сбора

Август 2006 года:

97

76

3 000 000

Отражена сумма лицензионного сбора в составе расходов будущих периодов

26

97

250 000

Отражена часть лицензионного сбора в составе общехозяйственных расходов (3000 000 рублей / 12 месяцев)

68

77

660 000

Отражено отложенное налоговое обязательство (3 000 000 – 250 000) х 24%

С сентября 2006 года до окончания срока действия лицензии:

26

97

250 000

Отражена часть лицензионного сбора в составе общехозяйственных расходов

77

68

60 000

Отражено уменьшение отложенного налогового обязательства (250 000 х 24%)

Окончание примера.

Вариант 2.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Следовательно, для целей налогообложения прибыли расходы по уплате лицензионного сбора, могут быть признаны организацией равномерно в течение срока действия лицензии в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Использование этого варианта избавит организацию от необходимости прменения ПБУ 18/02.

Напоминаем, что порядок списания расходов на лицензирование необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Более подробно с вопросами, касающимися производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Алкоголь–особенности правовых отношений и налогообложения ».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Приобретение неисключительных прав на интеллектуальную собственность у иностранного правообладателя. ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 229. Налоговая декларация ..
Лицензионные сборы и порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете ..
Регулирование валютных операций ЦБ РФ ..
Особенности налогообложения санаторно-курортной деятельности ..
Налог на добавленную стоимость у подрядчика ..
Резерв на гарантийный ремонт в организации торговли ..
Компенсации и льготы за вредные условия труда в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной п ..
Экологические платежи в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности ..
Материальные расходы ..
Расходы организации на оплату услуг сотовой связи ..
Признание суммовых разниц в бухгалтерском учете ..
Изменения, внесенные статьей 1 Федерального закона №101-ФЗ от 21 июля 2005 года, в порядок определен ..


Похожие документы из сходных разделов


Учет затрат организации на производство алкогольной продукции


в целях определения себестоимости продукции, организации, осуществляющие производство алкогольной продукции, используют ПБУ 10/99 «Расходы организации». В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от характера расходов, и условий осуществления и направлений деятельности организации делятся:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы, которые в свою очередь можно разделить на операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

С точки зрения формирования себестоимости продукции, интерес, конечно же, представляют именно расход

[ознакомиться полностью]

Гигиеническое обучение работников торговых организаций


Обязанность работодателя по осуществлению гигиенического обучения работников базируется на статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон №52-ФЗ), согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять гигиеническое обучение работников.

На основании статьи 36 Федерального закона №52-ФЗ гигиеническое обучение обязательно и его проведение направлено на:

Материальная ответственность работников торговли


Материальная ответственность – это один из видов юридической ответственности.

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, бывает ограниченной или полной.

Ограниченная материальная ответственность – это основной вид материальной ответственности, суть которой заключается в обязанности возместить прямой действительный ущерб. Такая материальная ответственность ограничена среднемесячным заработком в соответствии со статьей 241 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ).

Другой вид материальной ответственности – это полная материальная от

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100