Главная страница --> Ведение бизнеса

Единый социальный налог: постатейный комментарий статья 245. Особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков



СТАТЬЯ 245. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Данная статья регулирует особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков. Фактически это льготы для перечисленных в статье отдельных категорий плательщиков по частичному освобождению от единого социального налога.

Льготами по налогам в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

«1. Налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации».

К данной категории налогоплательщиков относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и члены крестьянского (фермерского) хозяйства, приравненные к индивидуальным предпринимателям.

Согласно статье 241 НК РФ они уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 указанной статьи.

Таким образом, в соответствии с НК РФ адвокаты, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками единого социального налога (подпункт 2 пункта 1 статьи 235), при этом они не исчисляют и не уплачивают указанный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 245).

Исключив таких налогоплательщиков из числа плательщиков ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в ФСС РФ, законодатель был обязан одновременно установить для этой категории граждан иное правовое регулирование, с тем, чтобы освобождение от обязанности уплачивать взносы в ФСС РФ не приводило к лишению их в случаях временной нетрудоспособности и рождения детей возможности пользоваться государственными гарантиями социальной защиты, предоставляемыми гражданам по системе обязательного социального страхования. Однако такое регулирование своевременно осуществлено не было.

Этот пробел восполнен в Федеральном законе от 31 декабря 2002 года №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», который вступил в силу с 1 января 2003 года. Согласно статье 3 такие налогоплательщики вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Налогоплательщики должны осуществлять за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу 3,5 процента налоговой базы (определяемой для них в соответствии с главой 24 части второй НК РФ) и в порядке, установленном частью четвертой той же статьи.

«Адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи».

Таким образом, в настоящее время такие налогоплательщики самостоятельно решают вопрос о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Пункт 2 в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 года №58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (далее Закон 58-ФЗ) изложен в следующей редакции:

«2. От уплаты налога освобождаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области внутренних дел, миграции, исполнения наказаний, фельдъегерской связи, таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, таможенной системы Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Указанная редакция пункта 2 вступила в силу с 1 августа 2004 года.

«3. Не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации».

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 20 июля 2004 года №70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» в пункт 3, не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания мировых судей субъектов Российской Федерации с 1 января 2005 года. В настоящее время суммы денежного содержания мировых судей облагаются ЕСН в общеустановленном порядке.

До принятия этих изменений при заполнении строки 0200 налоговой декларации по ЕСН формы, утвержденной Приказом МНС Российской Федерации от 9 октября 2002 года №БГ-3-05/550 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, и Инструкции по ее заполнению» необходимо было учитывать следующее: на суммы денежного содержания судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, льгота, установленная пунктом 3 статьи 245 НК РФ, не распространялась. В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам не относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Единый социальный налог на суммы такого денежного содержания начислялся в общеустановленном порядке, эти суммы не отражались в графе 3 строки 0200 декларации.

Следует отметить, что Приказом Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2005 года №21н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам и Инструкции о порядке ее заполнения» утверждена новая форма декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам.

Пункт 4 статьи 245 НК РФ утратил силу с 1 августа 2004 года согласно Закону №58-ФЗ:

«4. Государственный таможенный комитет Российской Федерации не включает в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания и вещевого обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации, переводимых с 1 июля 2002 года на условия оплаты труда федеральной государственной службы».

Итак, единый социальный налог - это сбор денег для реализации права граждан на государственное пенсионное обеспечение, социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Единый социальный налог консолидировал платежи, ранее уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды, а именно в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты единого социального налога, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Единый социальный налог: постатейный комментарий».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Материальная ответственность работников торговли ..
Учет продажи продукции военного назначения ..
Учет расходов, связанных с привлечением иностранных работников ..
Государственное регулирование цен на лекарственные средства ..
Контроль за соблюдением Федерального закона №171-ФЗ и ответственность за его нарушение ..
НДС при осуществлении операций по импорту ..
Внереализационные расходы в налоговом учете ..
Ограничение допуска к работе в сфере торговли ..
Медицинский осмотр (обследование) и санитарные требования в сфере торговли ..
Работник не возвратил сумму неиспользованного аванса ..
Оценка имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал ..
Расчеты с учредителями ..
Отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком. Документальное оформление ..


Похожие документы из сходных разделов


Налог на имущество организаций. Статья 374. Объект налогообложения


СТАТЬЯ 374. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

2. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается дв

[ознакомиться полностью]

Налог на доходы физических лиц. Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации


СТАТЬЯ 208. ДОХОДЫ ОТ ИСТОЧНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДОХОДЫ ОТ ИСТОЧНИКОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлен перечень доходов:

  • от источников в Российской Федерации;
  • от источников за пределами Российской Федерации.

«1. … к доходам от источников в Российской Федерации относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи

[ознакомиться полностью]

Налог на доходы физических лиц. Статья 210. Налоговая база


СТАТЬЯ 210. НАЛОГОВАЯ БАЗА

В статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) указано, какие доходы учитываются при определении налоговой базы и как определяется налоговая база для различных видов доходов:

«1. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Если из дохода налогоп

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100