Главная страница --> Ведение бизнеса

Вопросы лицензирования и сертификации в металлургии



В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Вопросы лицензирования в нашей стране регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 указанного закона. Статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит требование о наличии лицензии в отношении следующих видов деятельности, имеющих отношение к металлургии:

  • заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
  • заготовка, переработка и реализация лома черных металлов.

А так как металлургические производства могут в качестве сырья использовать лом черных и цветных металлов, то при условии осуществления ими данных операций (заготовка, переработка и реализация лома), они обязаны получить такие лицензии.

Деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов подлежит лицензированию в порядке, установленном Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2002 года №552 «Об утверждении Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов».

Деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов подлежит лицензированию в порядке, установленном Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2002 года №553 «Об утверждении Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов».

При прохождении процедуры лицензирования, хозяйствующий субъект несет определенные расходы, так как лицензирование осуществляется на платной основе. При лицензировании вида деятельности хозяйствующий субъект уплачивает государственную пошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление таковой. В соответствии с пунктом 71 статьи 333.33 НК РФ размеры государственной пошлины составляют:

  • за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 рублей;
  • за предоставление лицензии - 1 000 рублей;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 рублей.

Обратите внимание!

Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация:

«услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)».

Расходы на лицензирование у производственной организации с точки зрения бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам деятельности. Такой вывод следует из пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее – ПБУ 10/99).

Согласно пункту 18 ПБУ 10/99, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия, то есть именно в течение этого срока организация будет получать доходы от реализации, изготовленной продукции. В связи с этим, на основании пункта 19 ПБУ 10/99, эти расходы должны быть обосновано распределены. Следовательно, первоначально организация отражает их в составе расходов будущих периодов, а затем списывает на затраты в порядке, устанавливаемом организацией (либо равномерно в течение срока действия лицензии, либо в зависимости от объема выпущенной продукции). Именно такой порядок списания предусмотрен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации.

Пример 1.

Производственная организация ООО «Металлург» получило лицензию на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов в январе текущего года. За рассмотрение заявления соискателем лицензии было уплачено 300 рублей, (НДС не облагается) и за получение лицензии 1 000 рублей (НДС не облагается). Учетной политикой организации предусмотрено списание лицензии равными долями в течение срока ее действия.

В бухгалтерском учете организации бухгалтер ООО «Металлург» отразил получение лицензии следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

В январе

76

51

1 300

Произведена оплата лицензирующему органу

97

76

1 300

Отражена лицензия в составе расходов будущих периодов

Ежемесячно в течение срока действия лицензии

26

97

21,67

Отнесена на общехозяйственные расходы часть лицензионных затрат за текущий месяц

Окончание примера.

Налоговый учет.

Под расходами в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 НК РФ). Производственная организация не может осуществлять деятельность, связанную с получение дохода без наличия лицензии, то есть, как видим, в отношении лицензионных расходов все требования, выдвигаемые налоговым законодательством, выполняются. Поэтому организация в целях налогового учета учитывает такие расходы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Дата возникновения расходов по лицензированию зависит от применяемого налогоплательщиком в целях налогообложения метода признания доходов и расходов: начисления или кассового.

Если организация использует метод начисления, то на основании пункта 1 статьи 272 НК РФ, затраты на приобретение лицензии необходимо относить на расходы, учитываемые для налогообложения, равными частями в течение срока действия лицензии. Поскольку для целей налогообложения прибыли расходы на лицензирование учитываются так же, как и в бухгалтерском учете, различий между бухгалтерской прибылью и налогооблагаемой базой по налогу на прибыль не будет.

Обратите внимание!

Федеральный закон от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внес поправку в статью 272 НК РФ.

С 1 января 2006 года в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ:

«Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно».

В связи с этим, организация с 1 января 2006 года может в налоговом учете списать расходы на получение лицензии и единовременно. Правда, чтобы иметь эту возможность организация должна закрепить используемый способ списания подобных расходов в учетной политике организации.

Если организация использует кассовый метод, то расходы на лицензию можно учесть в составе расходов единовременно, после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

Однако требования государства в той или иной области бизнеса не ограничиваются только лицензированием. Некоторые виды продукции металлургии подлежат обязательной сертификации. Перечень продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, установлен Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 июля 2002 года №64 «Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация».

Так в отношении организаций металлургического комплекса обязательной сертификации подлежат, например, следующие виды готовой продукции:

  • канаты стальные (код по ОК 005-93 12 5000);
  • канаты стальные закрытые подъемные (коды по ОК 005-93 12 5100 и 12 5200);
  • канаты закрытые несущие (коды по ОК 005-93 12 5100 и 12 5200);
  • баллоны стальные малого и среднего объема (коды по ОК 005-93 14 1100 и 14 1200);
  • баллоны стальные бесшовные большого объема (код по ОК 005-93 14 1300) и так далее.

Сертификация продукции процедура не бесплатная. В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» работы по обязательной сертификации подлежат оплате заявителем. Однако, произведя такие расходы, организация не всегда правильно отражает их в бухгалтерском и налоговом учете. Поэтому остановимся на этих расходах несколько подробнее сейчас, чтобы при рассмотрении вопросов формирования себестоимости продукции к нему уже не возвращаться.

В бухгалтерском учете производственной организации расходы на обязательную сертификацию собственной продукции в соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 представляют расходы по обычным видам деятельности. В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 они признаются в том отчетном периоде, в котором организация их осуществила, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

Однако есть еще один бухгалтерский документ, на который в данном случае организация должна обратить внимание. Речь идет о пункте 65 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н, в котором указано, что:

«Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и другом) в течение периода, к которому они относятся».

А сертификат соответствия на выпускаемую продукцию выдается на определенный срок, который определяется соответствующим техническим регламентом. Исходя из этого, если срок действия сертификата соответствия превышает один месяц, то расходы на сертификацию первоначально следует отразить в составе расходов будущих периодов. Списывать стоимость сертификата на затратные счета организация будет постепенно в порядке, установленном распоряжением по организации (равномерно, пропорционально объему продукции и так далее) в течение срока действия сертификата.

В налоговом учете затраты на обязательную сертификацию собственной продукции, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ, представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Эти расходы включаются в состав расходов текущего периода, аналогично расходам на получение лицензии.

Пример 2.

Завод по производству метизов ООО «Металлсервис» выпускает канаты стальные код по ОК 005-93 12 5000. В соответствии с законодательством Российской Федерации данная продукция подлежит обязательной сертификации. Сертификация произведена организацией в январе текущего года . Расходы на проведение сертификации составили:

  • стоимость работ по проведению сертификации – 8 260 рублей (в том числе НДС – 1 260 рублей);
  • стоимость готовой продукции (20 п.м.), переданной в качестве образцов, – 550 рублей.

Сертификат соответствия выдан ООО «Металлсервис» на 3 года. Согласно учетной политике организации расходы будущих периодов в ООО «Металлсервис» списываются на затраты производства равномерно в течение срока, к которому они относятся, а признание доходов и расходов для целей налогообложения прибыли производится по методу начисления.

В бухгалтерском учете ООО «Металлсервис» хозяйственные операции, связанные с сертификацией продукции отражены следующим образом.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

В январе

76

51

8 260

Оплачены расходы на сертификацию производимой продукции

97

76

7 000

Учтены расходы на сертификацию в составе расходов будущих периодов

19

76

1 260

Отражен НДС, предъявленный органом по сертификации за услуги

68

19

1 260

Принят к вычету НДС

97

43

550

Списана стоимость изделий, переданных для проведения сертификации

Ежемесячно в течение срока действия сертификата

20

97

209,72

Отражены расходы по обязательной сертификации продукции, в части, приходящейся на текущий месяц

Окончание примера.

Обратите внимание!

Если в целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления, то затраты на сертификацию в налоговом учете необходимо относить на расходы равными частями в течение действия всего срока сертификата. Такое правило вытекает из пункта 1 статьи 272 НК РФ.

Однако по этому поводу есть и совершено противоположная точка зрения. Некоторые специалисты считают, что расходы на сертификацию продукции организация может не распределять по отчетным периодам, а списать их единовременно. И ссылаются они при этом на все ту же статью 272 НК РФ, а именно, на подпункт 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ, где сказано, что расходы в виде средств, потраченных на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы, принимаются к налоговому учету на дату:

  • расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последний день отчетного (налогового) периода.

В случае сертификации продукции мы имеем договор между организацией и сертифицирующим органом, согласно которому последний выполняет некий перечень работ (статьи 20 и 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»). Следовательно, когда эти работы будут завершены и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена, и организация имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы.

Заметьте: как правило, налоговые органы придерживаются того мнения, что расходы на сертификацию нужно списывать равными частями в течение всего срока действия сертификата. Например, такая точка зрения высказывалась работниками налогового ведомства в Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций», утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 20 декабря 2002 года №БГ-3-02/729. Даже, несмотря на то, что действие указанных Методических рекомендаций было отменено Приказом ФНС Российской Федерации от 21 апреля 2005 года №САЭ-3-02/173@ «О признании утратившими силу методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», практика показывает, что «на местах» налоговики по-прежнему требуют от налогоплательщика именно такого порядка списания расходов на сертификацию.

Поэтому если организация спишет данные расходы единовременно, то, возможно, что свою правоту ей придется отстаивать в суде.

Обратите внимание!

С 1 января 2006 года налогоплательщик вправе использовать самостоятельность при списании подобных расходов в налоговом учете. Такое право ему предоставляет «новая» редакция пункта 1 статьи 272 НК РФ, поэтому, на наш взгляд, споры по поводу списания расходов на получение сертификата больше возникать не будут.

А вот организации, применяющие кассовый метод, могут расходы на сертификацию учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание.

Услуги по сертификации подлежат налогообложению НДС. Естественно, что орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога. НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик НДС имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ. Но при использовании права на вычет, как правило, у бухгалтера возникает вопрос: можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости сертификата соответствия, на расходы?

Нужно сказать, что по этому вопросу существует две точки зрения: одна - принять к вычету «входной» НДС по услугам сертифицирующего органа можно сразу, вторая – сумму «входного» налога необходимо возмещать поэтапно.

Мы приведем обе точки зрения, а какую из них выбрать, организация, осуществившая сертификацию продукции, решает сама.

НДС по услугам сертификации возмещается поэтапно.

Производственная организация, получившая сертификат соответствия на изготовленную продукцию, первоначально отражает затраты, связанные с его получением, на счете 97 «Расходы будущих периодов». В соответствии со статьей 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы (налога на прибыль) организации.

Это означает, что по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» должна быть учтена сумма расходов на сертификацию за минусом НДС (при наличии соответствующего счет - фактуры). НДС по приобретенной услуге учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Списываются расходы будущих периодов на издержки производства и обращения равными частями в течение срока действия сертификата. Следовательно, и суммы НДС должны приниматься к вычету аналогичным образом. Такая точка зрения высказывается налоговыми органами. Подтверждением этого может служить Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 10 августа 2004 года №24-11/52247 «О правомерности вычета НДС».

НДС возмещается по услугам сертификации сразу в полном объеме.

Текст главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не содержит прямого указания, что принимать к вычету НДС по расходам будущих периодов следует только в момент списания таких расходов на себестоимость продукции, то есть поэтапно. Налоговое законодательство по НДС с 1 января 2006 года предъявляет три требования, которые обязан выполнить налогоплательщик НДС, претендующий на вычет:

  • приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права должны использоваться налогоплательщиком для осуществления налогооблагаемых операций;
  • товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приняты налогоплательщиком к учету;
  • на руках у налогоплательщика должен быть счет-фактура, оформленный надлежащим образом.

В случае получения производственной организацией сертификата соответствия на изготавливаемую продукцию, что мы имеем:

  • сертификат требуется организации для осуществления налогооблагаемой деятельности;
  • сертифицирующий орган оказал услугу по сертификации (на основании подписания акта выполнения услуги);
  • организация приняла услугу к учету, - бухгалтер отразил стоимость услуги на балансе в составе расходов будущих периодов;
  • на руках у организации имеется счет-фактура.

То есть у организации – налогоплательщика НДС выполнены все требования налогового законодательства, поэтому можно поставить к вычету весь «входной» НДС сразу.

Использование второй точки зрения, может привести к судебному разбирательству, однако аргументы, которые помогут налогоплательщику отстоять свою правоту, мы привели. Если Вы не готовы вступить в спор с налоговым органом, воспользуйтесь первой точкой зрения.

Обратите внимание!

До 1 января 2006 года для принятия к вычету НДС необходимым условием была и оплата товаров (работ, услуг). С указанной даты требование об оплате приобретенных товаров (работ, услуг), предъявляемое к налогоплательщику, претендующему на вычет, фактически снято законодателем. Такие изменения внесены в статью 171 НК РФ Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Таким образом, с 1 января 2006 года у налогоплательщика НДС, претендующего на вычет, должны быть выполнены только три условия: сумма налога должна быть ему предъявлена к оплате, на руках имеется счет-фактура, заполненный надлежащим образом и приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приняты к учету.

Более подробно с особенностями учета в организациях металлургического комплекса Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Металл: производство и торговля».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Договор доверительного управления имуществом ..
Возврат товара, который был получен по договору комиссии ..
Учет спецодежды в общественном питании ..
Предоставление гарантий качества товаров организацией-изготовителем ..
Порядок проведения выездных налоговых проверок ..
Особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях ..
Налогообложение по договору доверительного управления имуществом ..
Материальная ответственность работников торговли ..
Учет продажи продукции военного назначения ..
Учет расходов, связанных с привлечением иностранных работников ..
Государственное регулирование цен на лекарственные средства ..
Контроль за соблюдением Федерального закона №171-ФЗ и ответственность за его нарушение ..
НДС при осуществлении операций по импорту ..


Похожие документы из сходных разделов


Налогообложение (металлургия)


НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Налог на добавленную стоимость является, пожалуй, самым сложным налогом в существующей системе налогообложения Российской Федерации. Как известно, все налоги можно разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги, взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные же налоги не зависят от доходов, они устанавливаются в виде надбавок к ценам или тарифам. Производители и продавцы товаров и услуг реализуют их по ценам с учетом таких надбавок.

НДС относится именно к косвенным налогам. Порядок исчисления и уп

[ознакомиться полностью]

Давальческая переработка в металлургии


Для производственных организаций операции по давальческой переработке сырья или материалов являются достаточно распространенными. Металлургические предприятия также могут в своей хозяйственной деятельности осуществлять производство продукции, используя при этом давальческое сырье.

Производственная организация, изготавливающая продукцию, называется подрядчиком или переработчиком, а организация, передающая свои материалы на переработку, - заказчиком или давальцем.

Особенность давальческой переработки состоит в том, что передающая сторона сохраняет за собой право собственности на п

[ознакомиться полностью]

Отражение результатов инвентаризации в учете


Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия устанавливает:

1)     имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности;

2)      анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100