Главная страница --> Ведение бизнеса

Рекламные расходы в свете ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль»



Вступившее в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №114н (далее - ПБУ 18/02), установило новые правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль.

Соответственно, начиная с отчетности за 1 квартал 2003 года, бухгалтеры всех организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых и бюджетных учреждений), обязаны выполнять требования данного ПБУ. В отношении субъектов малого предпринимательства требования данного Положения не являются обязательными, то есть эти субъекты хозяйственной деятельности могут либо применять, либо не применять данное ПБУ. Решение о применении (неприменении) данного бухгалтерского стандарта закрепляется в учетной политике субъекта малого бизнеса.

На сегодняшний день очень трудно себе представить организацию, у которой бухгалтерская прибыль совпадает с прибылью налоговой. ПБУ 18/02 позволяет отразить в бухгалтерском учете разницы между суммами налога на прибыль, исчисленными по данным бухгалтерского и налогового учета.

Сумма, на которую бухгалтерская прибыль (убыток) отличается от налогооблагаемой прибыли (убытка) отчетного периода, согласно Положению состоит из постоянных и временных разниц.

Согласно пункту 8 ПБУ 18/02:

«под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль – в другом или в других отчетных периодах».

Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) подразделяются на:

  • вычитаемые временные разницы;
  • налогооблагаемые временные разницы.

Вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Отложенные налоговые активы равняются величине, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (абзац 4 пункта 14 ПБУ 18/02).

Организация признает отложенные налоговые активы в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, при условии существования вероятности того, что она получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах (абзац 2 пункта 14 ПБУ 18/02).

В бухгалтерском учете отложенный налоговый актив отражается по дебету счета учета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». В бухгалтерском балансе отложенные налоговые активы отражаются в составе внеоборотных активов (Приказ Минфина Российской Федерации от 7 мая 2003 года №38н «О внесении дополнений и изменений в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению»).

При уменьшении или полном погашении отложенных налоговых активов в счет уменьшения условного расхода (дохода) отчетного периода делается следующая бухгалтерская запись:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09 «Отложенный налоговый актив».

Пример.

Производственная организация, в первом квартале текущего года решила принять участие в выставке. Стоимость аренды стенда составила 5 900 (в том числе НДС 900 рублей). На изготовление и монтаж рекламных экспонатов было израсходовано 11 800 рублей (в том числе НДС 1 800 рублей). На изготовление рекламных листовок организация затратила 7 080 рублей (в том числе НДС 1 080 рублей).

Выручка от реализации продукции за первый квартал составила 595 000 рублей (без НДС).

Выручка за второй квартал составила 627 400 рублей (без НДС)

За второй квартал у организации рекламных расходов не было. Организация является плательщиком НДС. В целях налогообложения организация использует метод начисления.

Расходы по аренде стенда, изготовление и монтаж рекламных экспонатов учитываются в полной сумме (подпункт 28 пункт 1 и пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации), а изготовление и распространение рекламных листовок подлежит нормированию (не более 1% выручки от реализации). Выручка определяется на основании статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сумма нормируемых рекламных расходов в размере 1% выручки от реализации составляет:

  • за 1 квартал составила 595 000 х 1% = 5 950 рублей;
  • за первое полугодие (595 000 + 627 400) х 1% = 12 224 рубля.

Предположим, что к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» организация использует следующие субсчета:

68-1 «Налог на добавленную стоимость»;

68-2 «Налог на прибыль».

Бухгалтерские записи за 1 квартал:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

44

60

16 000

Отражены расходы на аренду стенда, изготовление, монтаж рекламных экспонатов ((5 900 – 900) + (11 800 – 1 800))

19

60

2 700

Учтен НДС, предъявленный поставщиками (900 +1 800)

44

60

6 000

Отражены расходы на распространение рекламных листовок (7 080 – 1 080)

19

60

1 080

Учтена сумма НДС, предъявленного к оплате

68-1

19

3 762

Принят к вычету НДС (2 700+(5 900 х 18%))

60

51

24 780

Оплачены рекламные расходы

90-2

44

22 000

Отражено списание рекламных расходов

09

68-2

24

Отражен отложенный налоговый актив (6 000 – 5 900) х 24%)

За первый квартал вычитаемая временная разница составляет 100 рублей (6 000 рублей – 5 900 рублей).

Однако за 1 полугодие объем выручки у организации увеличился, следовательно, увеличился и предельный размер нормируемых рекламных расходов.

Бухгалтерские записи за 1 полугодие:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

68-2

09

24

Погашен отложенный налоговый актив

68-1

19

18

Принят к вычету НДС (1 080-1 062)

Окончание примера.

Но, если по итогам налогового периода (текущий год) у организации расходы на рекламу превысили 1% выручки от реализации, то в бухгалтерском и налоговом учете образуются не временные, а постоянные налоговые разницы (пункт 7 ПБУ 18/02).

Постоянные разницы (ПР) - это доходы и расходы, формирующие балансовую прибыль (убыток) отчетного периода, но исключаемые из расчета налогооблагаемой базы по прибыли как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Так как прибыль по данным бухгалтерского учета получается меньше налоговой, надо увеличить первую на образовавшуюся постоянную налоговую разницу, которая при умножении на действующую ставку налога на прибыль даст постоянное налоговое обязательство (ПНО).

Постоянное налоговое обязательство определяется умножением постоянной разницы и ставки налога на прибыль:

ПНО = ПР х 24%.

Полученное налоговое обязательство отражается в учете следующей записью:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство»

68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

Отражено постоянное налоговое обязательство

Данную проводку можно делать сразу, если превышение расходов на рекламу произошло в 4 квартале или организация не ожидает получения выручки до конца года.

Если же налоговая разница определена сначала как временная и отраженная на счете 09 в конце года переходит в постоянную, то необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство» Кредит счета 09 «Отложенный налоговый актив».

Более подробно с вопросами, касающимися рекламных расходов организации и учета спонсорской помощи, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « рекламные расходы. Спонсорская помощь»

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Аренда торговых площадей ..
Аренда предприятия ..
Списание расходов на ремонт основных средств ..
Налогообложение расходов на командировки. Налог на доходы физических лиц ..
Гигиеническое обучение работников торговых организаций ..
Объект налогообложения и налоговая база по ЕНВД ..
Способы списания расходов на ремонт основных средств ..
Особенности исчисления налога на имущество налогоплательщиками ЕНВД ..
Возврат товаров в розничной торговле ..
Изменения в ТК РФ ..
Толлинг ..
Экспорт фармацевтической продукции ..
Лицензирование деятельности аптек ..


Похожие документы из сходных разделов


Учет тары


В организации торговли может быть сосредоточено большое количество тары под товаром и порожней. Различают несколько видов тары:

многооборотная тара;

К многооборотной таре могут быть отнесены металлическая и пластмассовая тара (корзины, бочки, фляги), деревянная тара (ящики, бочки и другое), картонная тара (коробки) и прочее.

Такая тара используется многократно и может подлежать обязательному возврату поставщику или оставаться для дальнейшего использования у покупателя. Обязанность возврата покупателем многооборотной тары предусмотрена статьей 517 Гражданского код

[ознакомиться полностью]

Вопросы лицензирования и сертификации в металлургии


В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Вопросы лицензирования в нашей стране регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 указанного закона. Статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит требов

[ознакомиться полностью]

Налогообложение (металлургия)


НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Налог на добавленную стоимость является, пожалуй, самым сложным налогом в существующей системе налогообложения Российской Федерации. Как известно, все налоги можно разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги, взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные же налоги не зависят от доходов, они устанавливаются в виде надбавок к ценам или тарифам. Производители и продавцы товаров и услуг реализуют их по ценам с учетом таких надбавок.

НДС относится именно к косвенным налогам. Порядок исчисления и уп

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100