Главная страница --> Ведение бизнеса

Уплата минимального налога при упрощенной системе налогообложения



ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО НАЛОГА

Согласно пункту 6 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Иными словами столкнуться с уплатой минимального налога могут только те налогоплательщики, которые выбрали объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Чтобы узнать, минимальный или единый налог, исчисленный исходя из налоговой базы, должен уплатить налогоплательщик, нужно определить:

1.) размер дохода, полученного за год;

2.) сумму единого налога, исчисленную исходя из налоговой базы по окончании года;

3.) сумму минимального налога, умножив размер полученного дохода на ставку минимального налога.

Затем нужно сравнить сумму минимального налога и сумму единого налога, исчисленного исходя из налоговой базы:

  • если сумма минимального налога больше - в бюджет перечисляется минимальный налог;
  • если наоборот - в бюджет перечисляется сумма единого налога.

Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента налоговой базы, которой являютсядоходы (определяются в соответствии со статьей 346.15 НК РФ).

Введение минимального налога вызывает ряд вопросов и сомнений по поводу того, является ли он дополнительным платежом, либо это лишь форма единого налога. С одной стороны минимальный налог – это не минимальная сумма единого налога, которую нужно заплатить в случае, если исчисленный налог меньше 1 процента суммы полученных доходов. Это дополнительный платеж, который уплачивается при возникновении подобных обстоятельств. Такой вывод следует из того, что данный платеж не засчитывается в счет будущих платежей по единому налогу, а разница между суммой минимального налога и суммой единого налога может быть учтена в составе расходов следующих налоговых периодов. С другой стороны минимальный налог является не дополнительным налогом помимо единого налога, а, по существу, лишь формой единого налога. Этот элемент в главу 26.2 НК РФ был введен в связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий для работающих граждан по их пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению, а вся сумма такого минимального налога направляется по нормативам, установленным статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) в соответствующие социальные внебюджетные фонды. Однако единый налог по упрощенной системе распределяется в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации, в местные бюджеты, в бюджеты ФОМС, ТОМС, ФСС, а минимальный налог распределяется иначе: ПФР, ФОМС, ТОМС и ФСС. Таким образом, можно заключить, что минимальный налог является аналогом ЕСН.

Следует отметить, что с 01 января 2005 года статья 48 БК РФ отменена Федеральным законом от 20 августа 2004 года №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».

Пример 1.

Налогоплательщик при применении УСН избрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. По итогам года налогоплательщиком получены доходы в сумме 350000 рублей, а также понесены расходы в сумме 340000 рублей.

Сумма единого налога составит:

(350000 - 340000) x 15 / 100 = 1500 рублей.

Сумма минимального налога составит:

350000 x 1 / 100 = 3500 рублей.

Учитывая, что сумма исчисленного в общем порядке единого налога оказалась меньше суммы исчисленного минимального налога, налогоплательщик осуществляет уплату минимального налога в сумме 3500 рублей.

Пример 2.

Налогоплательщик при применении УСН избрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Налогоплательщиком по итогам года получены доходы в сумме 300000 рублей, а также понесены расходы в сумме 370000 рублей.

Таким образом, по итогам налогового периода налогоплательщиком получены убытки в сумме 70000 рублей (300000 - 370000).

Налоговая база для исчисления единого налога в данном случае отсутствует.

В этой связи налогоплательщик обязан исчислить и уплатить минимальный налог.

Сумма минимального налога в этом случае составит:

300000 x 1 / 100 = 3000 рублей.

В пункте 6 статьи 346.18 НК РФ сказано:

«Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 настоящей статьи».

Пример 3.

Налогоплательщик при применении УСН избрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Налогоплательщиком по итогам 2005 года получены доходы в сумме 450000 рублей, расходы за указанный налоговый период составили 430000 рублей.

Сумма единого налога за год составила:

(450000 - 430000) x 15 / 100 = 3000 рублей.

Сумма минимального налога за год составила:

450000 x 1 / 100 = 4500 рублей.

Учитывая, что сумма исчисленного минимального налога превышает сумму исчисленного в общем порядке единого налога, налогоплательщиком осуществлена уплата минимального налога в сумме 4500 рублей.

Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой единого налога, исчисленного в общем порядке, составила 1500 рублей (4500 - 3000). Данная сумма разницы подлежит включению в расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по единому налогу за следующий год.

Пример 4.

Налогоплательщик при применении УСН избрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Налогоплательщиком по итогам года получены доходы в сумме 450000 рублей, расходы за указанный налоговый период составили 475000 рублей.

Таким образом, за этот год налогоплательщиком получены убытки в сумме 25000 рублей (450000 - 475000).

Налоговая база для исчисления единого налога в данном случае отсутствует.

Сумма подлежащего уплате минимального налога составляет:

450000 x 1 / 100 = 4500 рублей.

В связи с отсутствием налоговой базы для исчисления единого налога сумма разницы между уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога составляет 4500 рублей (4500 - 0).

Данная сумма разницы подлежит включению в сумму убытков, переносимых на следующие налоговые периоды, в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 346.18 НК РФ.

СРОКИ УПЛАТЫ МИНИМАЛЬНОГО НАЛОГА

Следует отметить, что минимальный налог уплачивается по итогам налогового периода (налоговым периодом признается календарный год), а не по итогам квартала.

Таким образом, срок уплаты минимального налога по итогам налогового периода тот же, что и срок уплаты единого налога по итогам налогового периода. В соответствии с пунктом 7 статьи 346.21 НК РФ и подпунктами 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается:

  • налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее. Таким образом, указанные разницы включаются только при исчислении налоговой базы по итогам следующих налоговых периодов и главой 26.2 НК РФ не предусмотрено права включать такие расходы за какой-либо отчетный период в течение этих следующих налоговых периодов.

Итак, если по итогам налогового периода сумма минимального налога получилась больше суммы единого налога, то в бюджет налогоплательщик должен заплатить минимальный налог. А что происходит с перечисленными в течение года авансовыми платежами по единому налогу? У единого налога и минимального налога при упрощенной системе налогообложения разные коды бюджетной классификации, ведь они распределяются органами казначейства по разным уровням бюджетной системы и разным нормативам отчислений (статья 48 БК РФ). Минфин Российской Федерации в Письме от 15 июля 2004 года №03-03-05/2/50 «О минимальном налоге при упрощенной системе налогообложения» дает разъяснение, что в случае возникновения у налогоплательщиков обязанности по уплате минимального налога по итогам налогового периода суммы ранее уплаченных ими квартальных авансовых платежей единого налога подлежат по согласованию с территориальными органами федерального казначейства зачету в счет предстоящих платежей минимального налога в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ. Согласно статье 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или другим налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. При этом зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Таким образом, у налогоплательщиков есть возможность зачесть перечисленные в бюджет авансовые платежи по единому налогу в счет предстоящих налоговых платежей.

Более подробно с вопросами, касающимися применения упрощенной системы налогообложения, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Упрощенная система налогообложения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Аудиовизуальные произведения в виде рекламного ролика ..
Аренда торговых площадей ..
Аренда предприятия ..
Списание расходов на ремонт основных средств ..
Налогообложение расходов на командировки. Налог на доходы физических лиц ..
Гигиеническое обучение работников торговых организаций ..
Объект налогообложения и налоговая база по ЕНВД ..
Способы списания расходов на ремонт основных средств ..
Особенности исчисления налога на имущество налогоплательщиками ЕНВД ..
Возврат товаров в розничной торговле ..
Изменения в ТК РФ ..
Толлинг ..
Экспорт фармацевтической продукции ..


Похожие документы из сходных разделов


Налог на прибыль организаций по операциям доверительного управления ценными бумагами


Принимая во внимание особенности определения налоговой базы участниками договора доверительного управления имуществом, установленные статьей 276 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и рассмотренные в разделе, следует также учесть порядок налогообложения, предусмотренный в отношении операций с ценными бумагами.

ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОЦЕНТОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ, ПЕРЕДАННЫМ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ

Принцип определения процентного дохода по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а т

[ознакомиться полностью]

Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями – налогоплательщиками ЕНВД


Выплаты пособий по социальному страхованию регламентируются Законом №190-ФЗ.

Статья 2 данного Закона устанавливает для налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, обязанность исчислять пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с общими правилами.

Кроме того, в 2003 году вышло Постановление Минтруда России и ФСС Российской Федерации от 18 апреля 2003 года №20 (43) «Об утверждении Разъяснения «О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе «Об обеспечении пособиями по

[ознакомиться полностью]

Рекламные расходы в свете ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль»


Вступившее в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №114н (далее - ПБУ 18/02), установило новые правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль.

Соответственно, начиная с отчетности за 1 квартал 2003 года, бухгалтеры всех организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых и бюджетных учреждений), обязаны выполнять требования данного ПБУ. В отнош

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100