Приобретение новых основных средств, требующих монтажа
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Монтаж приобретенного основного средства может быть произведен как организациями-подрядчиками, так и силами собственной организации.
Информация о наличии и движении производственного оборудования, требующего монтажа, отражается согласно Плану счетов, на счете 07 «Оборудование к установке». Поступление оборудования к установке от поставщика отражается по дебету счета 07 в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму стоимости оборудования без НДС.
Сумма НДС, предъявленная поставщиком оборудования, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60. Указанную сумму НДС организация имеет право принять к вычету на основании статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) при наличии счета-фактуры и документов, подтверждающих оплату поставщику, после принятия оборудования на учет в составе основных средств.
Обратите внимание!
Изменения внесенные в статью 172 НК РФ Федеральным законом №119-ФЗ позволяют с 1 января 2006 года применить указанный вычет с момента принятия оборудования к установке требующегося при монтаже ОС в момент принятия этого ОС на учет, то есть с отражением на счете 01 «Основные средства».
Стоимость сданного в монтаж оборудования, списывается с кредита счета 07 в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств».
Затраты вспомогательного производства по монтажу оборудования списываются в дебет счета 08, субсчет 08-3, в корреспонденции с кредитом счета 23 «Вспомогательное производство», если монтаж осуществляется вспомогательным производством организации, и с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», если монтаж осуществляется силами сторонней организации.
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДС
Рассмотрим порядок исчисления НДС в том случае, если монтаж оборудования выполнен силами организации.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Работы по монтажу оборудования относятся к строительно-монтажным работам, их выполнение вспомогательным производством предприятия облагается НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 159 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. Налоговой базой будет сумма расходов вспомогательного производства по монтажу оборудования. Стоимость оборудования, требующего монтажа, в затраты по выполнению монтажных работ не включается и не подлежит включению в налоговую базу при начислении НДС на выполненные для собственного потребления монтажные работы.
Датой выполнения СМР для собственного потребления согласно пункту 10 статьи 167 НК РФ признается день принятия на учет объекта, завершенного капитальным строительством. Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму начисленного налога на добавленную стоимость на установленные этой статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежат вычетам.
Таким образом, вычету подлежит сумма НДС, начисленная на объем выполненных вспомогательным производством монтажных работ, за минусом суммы НДС по материалам, которые были использованы при их выполнении.
Указанные суммы налога подлежат вычету после принятия на учет соответствующих объектов основных средств.
Пример 1.
Организация приобрела оборудование, требующее монтажа, стоимостью 495 600 рублей (в том числе НДС 75 600 рублей). Доставка и монтаж оборудования произведены вспомогательным производством, расходы по доставке составили - 15 000 рублей, по монтажу оборудования - 90 000 рублей, при монтаже были использованы материалы на сумму 21 240 рублей (в том числе НДС 3 240 рублей).
Корреспонденция счетов
Сумма,
рублей
Содержание операций
Дебет
Кредит
07
60
420 000
Отражена покупная стоимость оборудования, требующего монтажа
19
60
75 600
Отражена сумма НДС по приобретенному оборудованию
07
23
15 000
Отражены затраты вспомогательного производства по доставке оборудования
60
51
495 600
Оплачено оборудование поставщику
08-3
07
435 000
Отражена передача оборудования в монтаж
23
10-8
18 000
Переданы материалы для выполнения монтажных работ
23
70, 69 и другие
90 000
Отражены затраты вспомогательного производства на выполнение монтажных работ
08-3
23
108 000
Списаны затраты вспомогательного производства по монтажу оборудования
На дату принятия к учету смонтированного оборудования в составе основных средств
19
68
19 440
Начислен НДС на сумму выполненных монтажных работ для собственных нужд (108 000 х 18%)
01
08-3
543 000
введено в эксплуатацию смонтированное оборудование (435 000 + 108 000)
68
19
75 600
Принята к вычету сумма НДС, уплаченная поставщику
68
19
3 240
Принята к вычету сумма НДС по материалам, использованным при монтаже оборудования
68
19
19 440
Принята к вычету сумма НДС по выполненным монтажным работам для собственных нужд
По мнению работников налоговых органов, НДС, уплаченный по основным средствам, требующим монтажа, можно зачесть только после начала амортизации по объекту, то есть в следующем месяце после его постановки на учет (пункт 44.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации»). Однако пункт 1 статьи 172 НК РФ позволяет это сделать уже после принятия объекта на счет 07 «Оборудование к установке». Что касается арбитражной практики, то мнения судов здесь расходятся. Одни высказываются в пользу налогоплательщиков (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 октября 2003 года по делу №А43-3111/2003-16-125), другие – против, хотя при этом замечают, что вычет производится не в следующем месяце после перевода объекта на счет 01, а сразу после этой операции (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2003 года №А52/2718/2002/2 (Приложение №40)). Организации же нужно самой определиться с моментом применения вычета.
Обратите внимание, что данный порядок остается актуальным лишь до 1 января 2006 года.
Федеральный закон №118-ФЗ внес в статью 159 НК РФ существенное дополнение. Причем, так как указанный закон вступает в силу по истечении одного месяца с момента опубликования (Российская газета №166 от 30 июля 2005 года) и распространяется на правоотношения, начиная с 1 января 2005 года (то есть, «задним числом»), то воспользоваться указанными изменениями налогоплательщик НДС вправе уже сейчас.
Изменение устанавливает порядок определения налоговой базы по СМР при реорганизации юридических лиц. Заметим, что строительство объектов процесс достаточно длительный по времени, поэтому на практике нередко получается, что, ведя строительство того или иного объекта, юридическое лицо может реорганизоваться. Так как в соответствии с пунктом 1 подпункта 3 статьи 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления представляет собой объект налогообложения по НДС, то, следовательно, с такой операции налог должен быть начислен и уплачен в бюджет. Однако при исчислении НДС, в таком случае возникает целая масса вопросов, ведь до введения такой поправки глава 21 «Налог на добавленную стоимость» вообще не рассматривала случай начисление налога по СМР при реорганизации юридического лица. В результате реорганизации объект незавершенного капитального строительства передается по передаточному акту юридическому лицу, образованному в результате реорганизации, которое продолжает строительство объекта. До введения данной поправки оставалось непонятным, как должен был определить налоговую базу правопреемник: отталкиваться лишь от суммы расходов, собранных на счете 08, которую ему передали по акту, или включать в налоговую базу только собственные расходы по строительству здания. Ведь нужно сказать, что из-за нечеткости формулировки пункта 2 статьи 159 НК РФ даже у «обычных» налогоплательщиков НДС, ведущих строительство объектов «для себя» хозяйственным способом то и дело возникают проблемы с налоговыми органами. А что говорить если организация реорганизована? Ведь формулировка пункта 2 статьи 159 НК РФ не дает четкого представления, что все-таки следует понимать под фактическими расходами застройщика на выполнение СМР.
Налоговая база при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления рассчитывается как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов застройщика на их выполнение. Имеется ли в данном случае в виду выполнение строительно-монтажных работ собственно силами налогоплательщика или сюда относятся все расходы налогоплательщика, как собственные, так и приобретенные у специализированных организаций, связанные со строительством объекта?
Напомним, что в пункте 3.2 Методических рекомендаций по НДС отмечено, что:
«В целях применения подпункта 3 пункта 1 статьи 146 объектом налогообложения является стоимость строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления. К таким работам относятся строительные и монтажные работы, выполненные хозяйственным способом с 1 января 2001 года непосредственно налогоплательщиками для собственных нужд. Строительно-монтажные работы, выполненные индивидуальными предпринимателями на объектах, предназначенных для своего личного потребления, не являются объектом обложения налогом».
Данная формулировка Методических рекомендаций позволяет сделать вывод, что при исчислении налоговой базы по строительно-монтажным работам для собственного потребления, организации-налогоплательщики НДС должны учитывать только строительно-монтажные работы, выполненные собственными силами и не включать в налоговую базу строительно-монтажные работы, выполненные при строительстве объекта сторонними организациями. Такая же точка зрения изложена в Письме МНС Российской Федерации от 24 марта 2004 года №03-1-08/819/16 «О порядке определения налоговой базы по НДС». Стоит заметить, что данное письмо является лишь разъяснением по конкретному запросу налогоплательщика, то есть, не является нормативным документом.
В тексте данного Письма указано, что само налоговое законодательство не содержит понятие «выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления», поэтому на основании статьи 11 НК РФ налогоплательщик имеет право воспользоваться этим понятием в том значении, в котором оно используется в других отраслях законодательства РФ.
Понятие «строительно-монтажных работ для собственного потребления» содержится в нормативных актах Госкомстата Российской Федерации.
В частности, в пункте 18 Инструкции, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 24 декабря 2002 года №224 «Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения о деятельности предприятий» указано, что:
«К строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами нестроительных организаций, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства. Не относятся к работам, выполненным хозяйственным способом, работы, выполненные цехами основной деятельности по договорам и соглашениям с ОКСами этой же организации, когда расчеты за выполненные работы производятся в порядке, установленном для подрядных организаций; а также работы, выполненные подрядными организациями по собственному строительству».
Отметим, что в отношении того, что налогоплательщик при исчислении налоговой базы должен учитывать только строительно-монтажные работы, выполненные собственными силами, существует и положительная арбитражная практика, примером которой может служить Постановление ФАС Уральского округа от 10 сентября 2003 года №Ф09-2906/03-АК.
Организации, выступающие застройщиками, в действительности очень редко строят объекты только своими силами, как правило, лишь часть строительных работ выполняется самостоятельно, а часть осуществляется с привлечением специализированных организаций, то есть, используется смешанный способ, поэтому данный вопрос затрагивает многие организации.
Исходя из вышесказанного, организация, осуществляющая строительство объекта собственными силами с привлечением подрядных организаций должна организовать на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств» раздельный учет затрат по этим видам строительства для правильного формирования налогооблагаемой базы по НДС при строительстве хозяйственным способом.
Введение поправки в статью 159 НК РФ разъясняет, что новое юридическое лицо, образованное в результате реорганизации исчисляет налоговую базу при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, исходя из всех фактических расходов на их выполнение (переданных ему по акту), и собственных расходов, понесенных при дальнейшем строительстве объекта. Косвенным подтверждением такой позиции, на наш взгляд, может служить пункт 5 статьи 162.1 (данная статья была введена в текст НК РФ так же Федеральным законом №118-ФЗ):
«5. В случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника (правопреемников) суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником (правопреемниками) этой организации в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом настоящего пункта, производятся правопреемником (правопреемниками) реорганизованной (реорганизуемой) организации на основании счетов-фактур (копий счетов-фактур), выставленных реорганизованной (реорганизуемой) организации, или счетов-фактур, выставленных правопреемнику (правопреемникам) продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), а также на основании копий документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной (реорганизуемой) организацией сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг), и (или) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг) правопреемником (правопреемниками) этой организации».
Об этом свидетельствует и абзац 3 пункта 6 статьи 171 НК РФ (в редакции Федерального закона №119-ФЗ):
«Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками, в том числе реорганизованными (реорганизуемыми) организациями, в соответствии с пунктом 1 статьи 166 настоящего Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций».
Следует обратить внимание, что это не единственные изменения. Федеральный закон №119-ФЗ с 1 января 2006 года внес изменения в статьи 167 НК РФ, 171 НК РФ, 172 НК РФ:
В отношении создания объектов основных средств собственного изготовления в соответствии со статьей 167 НК РФ, с 1 января 2006 года моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последний день месяца каждого налогового периода.
В соответствии со статьей 171 НК РФ несколько поменялся порядок применения налоговых вычетов:
«6. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В случае реорганизации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации.
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 настоящего Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
В случае, указанном в абзаце четвертом настоящего пункта, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в абзаце втором пункта 2 статьи 259 настоящего Кодекса, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса».
С 1 января 2006 года требование об оплате приобретенных товаров (работ, услуг), предъявляемое к налогоплательщику, претендующему на вычет снято законодателем, такие изменения внесены в статью 171 НК РФ Федеральным законом №119-ФЗ.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами (статья 172 НК РФ).
Налогоплательщики при создании объектов основных средств начисляют НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления по окончании каждого налогового периода, и производят вычет на основании уплаты этой суммы налога в бюджет.
Более подробно с вопросами, касающимисяособенностей учета основных средств, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Основные средства».
Глава 25 НК РФ устанавливает два возможных метода определения доходов и расходов для целей налогообложения: метод начисления и кассовый метод.
Так, при методе начисления доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств и (или) иного имущества. Кассовый метод, наоборот, связывает момент возникновения доходов и расходов с фактическим поступлением (выбытием) денежных средств и (или) иного имущества.
Напомним, что применение кассового метода ограничено предельным размером выручки, поэтом
Особенности налогообложения командировочных расходов при вахтовом методе работы
Статьей 302 ТК РФ установлено, что лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункт сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством РФ.
Обратите внимание!
Такой порядок в настоящее время Правительством РФ не утвержден.
Нужно отметить, что до последнего времени, организации, в
Договор комиссии с точки зрения бухгалтерского учета
Порядок отражения хозяйственных операций по договору комиссии в бухгалтерском учете, во многом определяется именно положениями договора, заключенного между сторонами. И от того насколько верно отражены операции, связанные с комиссионным договором в бухгалтерском учете организации, зависит и величина налогов, которые начислит организация, так как в налоговом учете именно хозяйственные операции или их результат являются объектами налогообложения.
Сторонами по договору комиссии выступают комитент и комиссионер, следовательно, и рассматривать порядок отражения операций в бухгалтерском уче