Налог на добавленную стоимость. Особенности налогообложения организаций общественного питания
Порядок исчисления, уплаты и учета данного налога определен главой 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость». Для организаций, оказывающих услуги общественного питания, порядок исчисления этого налога не содержит каких либо специальных положений, то есть, если организация общественного питания является плательщиком НДС, она исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.
Организации общественного питания в процессе своей деятельности осуществляют реализацию продукции собственного изготовления и покупных товаров. Налоговая база по данному налогу при реализации определяется организацией общественного питания в соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ:
«Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.»
То есть налоговая база по НДС в организации общественного питания представляет собой стоимость реализованной продукции и товаров, по которым они реализуются покупателю (за минусом НДС).
Иначе говоря, организации общественного питания формируют налоговую базу по НДС, исходя из стоимости продуктов, использованных при изготовлении собственной продукции, а также перепродаваемых товаров по ценам их приобретения с использованием торговой наценки. Естественно, при расчетах с покупателями эта цена увеличивается на сумму НДС.
Рассматривая вопросы учета в организации общественного питания, мы отмечали, что, так как реализация продукции общественного питания осуществляется конечному потребителю за наличный расчет, то выручка от такой реализации является, по своей сути, розничным товарооборотом.
Если реализация продукции потребителям осуществляется по розничным ценам, то соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других документах, выдаваемых покупателю, сумма налога не выделяется.
При расчете окончательной суммы налога, которую организация общественного питания перечисляет в бюджет, из суммы начисленного налога вычитаются суммы НДС, уплаченного поставщикам, в соответствии с требованиями статьи 171 НК РФ.
Для отражения операций по налогу на добавленную стоимость в бухгалтерском учете используются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».
Все суммы, так называемого «входного» налога, предварительно собираются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», то есть по дебету счета 19 указываются суммы НДС, отраженные в документах, полученных от поставщиков, в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При этом организация общественного питания - налогоплательщик НДС, обязана организовать раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость по оплаченным ценностям и ресурсам, подлежащим оплате.
Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, списывают с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» только после оплаты поставщикам за принятые к учету материальные ценности.
Помните!
Если в расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) сумма налога не выделена отдельной строкой, то исчисление его самостоятельно расчетным путем не производится.
Сумма налога, начисленная налогоплательщиком по объектам налогообложения, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» в корреспонденции со счетами реализации, как правило, это счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», а в случае получения авансовых платежей со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «НДС с авансов». Здесь следует обратить внимание на следующий момент. Начисление НДС с суммы авансового платежа можно отражать в учете двумя способами:
Дебет 62 Кредит 68 или
Дебет 76 кредит 68.
Поэтому налогоплательщики часто задают вопросы, какая из возможных проводок является наиболее правильной?
Сразу скажем, что оба варианта имеют право на жизнь. Однако обычно организация пользуются первой проводкой, связано это больше со сложившейся практикой отражения данной операции в бухгалтерском учете.
Сторонники же счета 76, основывают свое мнение на том, что, дебетуя 62 счет на сумму НДС с аванса, организация тем самым занижает сумму расчетов с покупателем. Посудите сами, допустим, организация получила аванс 118 000 рублей, заплатила с него НДС – 18 000 рублей. В итоге сальдо по счету 62 – 100 000 рублей. Хотя фактически аванс составляет 118 000 рублей. То есть схема с использованием счета 76 более наглядна, и более адекватно отражает положение дел в организации.
Но как мы уже сказали, организация может использовать любой из приведенных выше способов отражения НДС по авансам. При этом выбранный метод желательно указать в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
После определения дебетового и кредитового оборотов по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
Рассмотрим на конкретном примере, как определяется организацией общественного питания сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет за отчетный период.
Пример.
Кафе ООО «Диана» оказывает услуги общественного питания. Учет продуктов осуществляется по покупным ценам. Предприятие является плательщиком НДС.
За отчетный период (июнь) 2004 года было приобретено и отпущено в производство из кладовой организации продуктов на сумму 270 000 рублей. Реализовано готовой продукции (по продажным ценам) на сумму 525 000 рублей (в том числе НДС 80 085 рублей).
Согласно калькуляционным карточкам себестоимость реализованной продукции составила 352 500 рублей.
Причем в течение отчетного периода, предприятие получило авансовый платеж за предстоящую поставку своей продукции в размере 29 500 рублей.
Кроме того, в течение отчетного периода, были приобретены услуги сторонних организаций на сумму 23 600 рублей (в том числе НДС).
В бухгалтерском учете ООО «Диана» отражение данных операций будет произведено следующим образом:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
41.1 «Товары на складах»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
270 000
Приняты к учету продукты, полученные от поставщиков
Предположим, что полученные продукты все облагаются по ставке 18%.
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
48 600
Учтен НДС
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
51 «Расчетный счет»
318 600
Оплачена задолженность поставщику
51 «Расчетный счет»
62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансовым платежам»
29 500
Получен авансовый платеж
76 субсчет «НДС с авансов»
68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС»
4500
Начислен НДС с суммы аванса
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
51 «Расчетный счет»
23 600
Оплачены услуги сторонних организаций
44 «Расходы на продажу»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
20 000
Учтены услуги сторонних организаций
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
3600
Учтен НДС по услугам сторонних организаций
68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС»
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
52 200
Принят к вычету НДС
20 «Основное производство»
41.1 «Товары на складах»
270 000
На основании требования выданы в производство продукты (сырье)
50 «Касса»
90 «Продажи» субсчет «Выручка»
525 000
Получена выручка от реализации готовой продукции
90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж»
20 «Основное производство»
352 500
Списана себестоимость продуктов, израсходованных на изготовление продукции (на основании калькуляционных карточек)
90 «Продажи» субсчет «НДС»
68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС»
80 085
Начислен налог на добавленную стоимость
90 «Продажи» субсчет «Прибыль/убыток» от продаж»
99 «Прибыли и убытки»
92 415
Отражена прибыль от реализации продукции общепита за отчетный месяц
Рассчитаем сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. Она составит 84 585 рубля, из них – 80 085 рублей – сумма налога, исчисленная с оборотов по реализации продукции;
4500 рублей – сумма налога с авансового платежа.
Сумма налогового вычета, на который имеет право, данная организация составляет 52 200 рублей.
Исходя из этих данных, определим сумму налога, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджет. Она составит 84 585 рублей – 52 200 рублей = 32 385 рублей.
Как видим, исчисление налога производится в общем порядке. В то же время, помимо собственно реализации товаров (работ, услуг), НК РФ устанавливает дополнительные основания для возникновения налоговой базы по НДС, - в случае получения налогоплательщиком сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Получение этих сумм тесно связано с реализацией товаров (работ, услуг), и имеет свои особенности исчисления и уплаты налога. Мы не случайно, привели пример, с получением аванса.
Согласно статье 162 НК РФ:
«1. Налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы:
1) авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Положения настоящего подпункта не применяются в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации);
2) полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
3) полученных в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;
4) полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;
2. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со статьями 147 и 148 настоящего Кодекса не является территория Российской Федерации.»
Иначе говоря, если у организации общественного питания, в течение отчетного периода, помимо реализации собственной продукции и товаров (работ, услуг), являющимися безусловными объектами налогообложения по НДС, были осуществлены хозяйственные операции по получению денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) по перечисленным выше основаниям, то налоговая база по данному налогу должна быть увеличена на сумму полученных денежных средств.
Причем налоговая ставка, применяемая в данной ситуации, будет определяться в соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ, согласно которой:
«При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 настоящего Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 настоящего Кодекса, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.»
Обратите внимание!
Авансовые платежи (пункт 1 статьи 162 НК РФ) относящиеся к реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения, а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых не является территория Российской Федерации, не увеличивают налогооблагаемую базу налогоплательщика по НДС.
Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» содержит статью 149, на которую бухгалтер любой организации-налогоплательщика, должен обратить самое пристальное внимание. Данная статья устанавливает перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость. Эта статья устанавливает фактически целый ряд льгот для налогоплательщиков. Являются ли освобождения, предоставляемые на основании настоящей статьи льготой? Попробуем разобраться. Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ:
«Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.»
А настоящая статья, предоставляющая освобождения, как раз и дает возможность не уплачивать налог, то есть полностью соответствует определению льготы. Для того, чтобы иметь возможность использовать предоставляемые налоговым законодательством льготы, бухгалтер должен, во-первых, хорошо ориентироваться в системе льгот, и, во-вторых, знать, какие условия должна выполнить организация, чтобы иметь право на ту или иную льготу.
Непосредственное отношение к общественному питанию имеет подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
«продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям .
Положения настоящего подпункта применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования»
Попробуем разобраться, что собой представляет данная льгота, и кто будет иметь право на ее использование.
В отношении данной льготы необходимо отметить, что не облагаются НДС только те продукты питания, которые столовые учебных, медицинских или детских дошкольных учреждений готовят сами. Покупные товары, реализуемые в таких столовых, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Кроме того, данной льготой могут воспользоваться организации общественного питания, которые продают свою продукцию вышеперечисленным заведениям.
Однако воспользоваться этой льготой можно только в том случае, если учебное или медицинское учреждение частично или полностью финансируется из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.
Обратите внимание!
Отказаться от использования данной льготы нельзя.
Услуги посредников в этой сфере облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация 1.
Детский сад ООО «Солнышко» имеет на своем балансе столовую, где осуществляется приготовление пищи для детей, посещающих данное дошкольное учреждение. Может ли в данном случае ООО «Солнышко» использовать данную льготу.
Так как данный детский сад представляет собой коммерческую организацию и находится на полной самоокупаемости, то есть отсутствует полное или частичное финансирование из бюджета, то воспользоваться данной льготой по НДС ООО «Солнышко» не может.
Ситуация 2.
Организация общественного питания ООО «Русские пельмени» осуществляет реализацию своей продукции различным организациям, в том числе общеобразовательной школе и негосударственному медицинскому учреждению. Может ли в данной ситуации быть использована льгота?
В отношении продукции, которая отпускается в общеобразовательную школу, организация может использовать льготу, так как общеобразовательные школы в Российской Федерации финансируются из бюджета.
А вот та продукция, которая отпускается в негосударственное медицинское учреждение, будет попадать под НДС, так как такое учреждение не финансируется из средств фонда обязательного медицинского страхования.
Мы не случайно заострили внимание бухгалтера на том, что отказаться от использования данной льготы организация общественного питания не может. Дело в том, что рассматриваемая статья 149 НК РФ устанавливает льготы, так скажем, обязательные для исполнения и те, которыми налогоплательщик может воспользоваться по своему усмотрению.
Обратите внимание!
Перечень операций, по которым налогоплательщик может отказаться от льготы, закрытый. Данные операции перечислены в пункте 3 статьи 149 НК РФ и рассматриваемая льгота там не содержится.
Таким образом, отказаться от использования этой льготы, организация общественного питания не имеет права.
Обратите внимание!
Если организация общественного питания осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от него, то она в обязательном порядке должна вести раздельный учет таких операций.
Очень важным моментом при исчислении налога на добавленную стоимость является момент возникновения налогооблагаемой базы.
Мы уже обращали внимание читателя на этот момент, когда рассматривали вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения, однако, нелишне будет напомнить, что в соответствии с требованиями статьи 167 НК РФ организация может выбрать момент возникновения налоговой базы по НДС либо «по оплате», либо «по отгрузке».
Согласно статье 167 НК РФ:
«1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).»
Это означает, что если налогоплательщик выбирает моментом возникновения «отгрузку», то НДС начисляется в бюджет после перехода права собственности на реализованные товары (работы, услуги), независимо от того оплатил их покупатель или нет.
Если же налогоплательщик выбирает «оплату», то НДС начисляется к уплате в бюджет только после получения оплаты за реализованные товары (работы, услуги).
Обратите внимание!
Порядок отражения операций по реализации продукции общепита в бухгалтерском учете не зависит от избираемого момента определения налоговой базы.
В бухгалтерском учете операции по реализации всегда отражаются в момент отгрузки товаров (работ, услуг).
Использование метода «оплаты» имеет один нюанс, на котором следует заострить внимание читателя.
Если организация общественного питания выбирает моментом определения налоговой базы по НДС «оплату», то, осуществляя операции по реализации, начисление налога на добавленную стоимость в бухгалтерском учете производится с помощью счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «НДС отложенный», иначе говоря, организация откладывает момент начисления налога в бюджет, до поступления оплаты.
При поступлении оплаты, у организации возникает обязанность по начислению и уплате налога в бюджет, поэтому в учете это отражается следующим образом:
Дебет 76 субсчет «НДС отложенный» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».
Одним из самых сложных вопросов, связанных с исчислением налога на добавленную стоимость, является исчисление налога, причитающегося к уплате в бюджет, когда реализуемая продукция общепита или перепродаваемые товары облагаются по разным налоговым ставкам.
Ставки налога на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ, в отношении продукции общепита устанавливаются ставки 10% и 18%:
«2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:
1) следующих продовольственных товаров:
скота и птицы в живом весе;
мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);
молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
крупы;
муки;
макаронных изделий;
рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);
море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);
продуктов детского и диабетического питания;
овощей (включая картофель).»
Вообще нужно отметить, что зачастую организации общественного питания затрудняются правильно определить, по какой ставке следует облагать ту или иную продукции, изготовленную на предприятии. Остановимся на этом моменте несколько подробнее.
Те, кто внимательно читал текст статьи 164 НК РФ обратил, наверное, внимание на тот момент, что Налоговый Кодекс при определении продукции, попадающей под налогообложение по ставке 10% обязывает налогоплательщика пользоваться кодами видов продукции, установленными Правительством Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора продукции, а также Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Однако такие коды до сих пор Правительством Российской Федерации не утверждены… Что делать налогоплательщику?
Нужно отметить, что налоговые органы пока не предъявляют к налогоплательщикам претензий, если последние определяют коды, производимой ими продукции с помощью «Общероссийского классификатора продукции» ОК 005-93, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 №301, то есть пока отсутствуют коды, установленные Правительством, налогоплательщики могут воспользоваться указанным Классификатором ОК 005-93.
Если продукция, изготавливаемая в организации общественного питания в соответствии с Классификатором, представляет собой такую же продукцию, которая указана в пункте 2 статьи 164 НК РФ, то организация общественного питания может при ее реализации использовать 10%-ю ставку.
Пример.
Организация общественного питания изготавливает продукцию, которая в соответствии с Классификатором попадает под категорию хлебобулочных изделий (код 91 1005 0), такая продукция указана в пункте 2 статьи 164, следовательно, организация общественного питания имеет право реализовывать данную продукцию по ставке 10%.
Если же, например, организация общественного питания изготавливает продукцию, которая в соответствии с Классификатором попадает в отдельную группу, предположим «Кулинарные изделия», то такая продукция реализуется по ставке 18%, независимо оттого, что при ее изготовлении используются продукты, облагаемые по ставке 10%.
Как видим, процесс определения ставки на собственную продукцию в организациях общественного питания достаточно трудоемок, однако, делать это необходимо, в противном случае, неправильное применение ставок приведет к штрафным налоговым последствиям.
Опыт наших аудиторских проверок показывает, что определенные трудности возникают у организаций общественного питания и с суммами вычетов по налогу на добавленную стоимость. Имеют ли право организации общественного питания принимать к вычету всю сумму «входного» налога, если они одновременно реализуют продукцию по разным ставкам?
Налоговый Кодекс не связывает вычет по налогу с размером ставки, по которой осуществляется реализация. Он выдвигает только требования в части осуществления налогоплательщиком налогооблагаемых операций, постановки на учет какого-либо вида имущества, оплаты последнего и наличие необходимых документов. Кроме того, пониженная ставка НДС не является льготой, поэтому раздельный учет расходов вести не требуется.
Таким образом, независимо от того, по какой ставке облагается НДС изготавливаемая продукция организацией общественного питания, организация может принимать к вычету всю сумму «входного» налога, уплаченного поставщикам. (Конечно, только в том случае, если у организации выполнены все требования налогового законодательства).
Обратите внимание!
Если в плане получения вычета по «входному» НДС раздельный учет не нужен, то этого нельзя сказать в отношении сумм начисленного налога, причитающегося к уплате в бюджет.
Для того, что иметь возможность начисления налога с реализации по ставке 10% организация обязана организовать раздельный учет, в противном случае налоговый орган досчитает сумму налога по ставке 18% со всей реализуемой продукции. Такое же правило действует и в отношении товаров, перепродаваемых организациями общественного питания.
Организация такого раздельного учета достаточно сложна и трудоемка, однако, выигрыш от этого очевиден.
Организация общественного питания должна вести раздельный учет в плане операций по реализации продукции собственного изготовления и товаров, которые реализуются потребителям по разным ставкам.
Для этого к счету 90 «Продажи» субсчет «Выручка» нужно организовать дополнительно аналитический учет выручки, иначе говоря, открыть субсчета второго порядка:
90.1.0 «Выручка от реализации услуг общепита и товаров, не облагаемая НДС»;
90.1.1 «Выручка от реализации продукции общепита, реализуемой по ставке 10%»;
90.1.2. «Выручка от реализации продукции общепита, реализуемой по ставке 18%»;
90.1.3. «Выручка от реализации товаров, реализуемых по ставке 10%»;
90.1.4. «Выручка от реализации товаров, реализуемых по ставке 18%».
Конечно, же, подобный учет должен быть организован и применительно к счету 90 «Продажи» субсчет «НДС»:
90.3.1 «НДС по ставке 10%»;
90.3.2 «НДС по ставке 18%».
Подобный раздельный учет ведется и в плане счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС», а для организаций, работающих «по оплате» в плане счета 76 «НДС отложенный».
68.2.1 «НДС по ставке 10%»;
68.2.2. «НДС по ставке 18%»;
76.1.1 «НДС по ставке 10%»;
76.1.2. «НДС по ставке 18%».
Мы уже отмечали, что особенностью организаций общественного питания является то, что в большинстве своем, продукция изготавливается и потребляется в одном месте, причем, реализация последней осуществляется за наличный расчет, с применением контрольно-кассовой техники. Реализация продукции конечному потребителю осуществляется по розничным ценам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость.
Обязанностями налогоплательщика НДС в соответствии с требованиями главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ являются выставление счетов-фактур, ведение журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж формы, которых определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914.
В том случае, если реализация осуществляется за наличный расчет, то следует обратить внимание на положения пункта 7 статьи 168 НК РФ:
«При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.»
То есть, как правило, организации общественного питания не выставляют счета-фактуры (за исключением случаев, когда продукция реализуется другим юридическим лицам), поэтому заполнение книги продаж они осуществляют на основании показаний ленты контрольно-кассовой техники, свидетельствующей о том, что реализация продукции осуществлена.
Более подробно с вопросами учета и налогообложения организаций, оказывающих услуги общественного питания, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Общественное питание».
Приобретение основного средства, требующего государственной регистрации
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты и иные права.
К недвижимым вещам, согласно статье 130 ГК РФ, относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, ч
Упрощенная система налогообложения на основе патента
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона №101-ФЗ глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) дополнена статьей 346.25.1 НК РФ, в которой установлены особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента.
То есть главой 26.2 НК РФ с 2006 года только индивидуальным предпринимателям разрешено применять упрощенную систему налогообложения на основе патента. Пунктом 2 статьи 346.25.1 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели не должны при этом привлекать в своей предпринимательской деятельности наемных р
Приобретение новых основных средств, требующих монтажа
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Монтаж приобретенного основного средства может быть произведен как организациями-подрядчиками, так и силами собственной организации.
Информация о наличии и движении производственного оборудования, требующего монтажа, отражается согласно Плану счетов, на счете 07 «Оборудование к установке». Поступление оборудования к установке от поставщика отражается по дебету счета 07 в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму стоимости оборудования без НДС.