Отражение операций по размещению рекламы в бухгалтерском учете у издательства
Одним из видов деятельности предприятий, осуществляющих издательскую деятельность, являются услуги по размещению рекламы и информационных сообщений граждан и организаций в своих изданиях.
С точки зрения бухгалтерского учета выручка, полученная за оказанные услуги, относится к доходам от обычных видов деятельности в соответствии с пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года №32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (далее ПБУ 9/99).
Сумма выручки отражается по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 62-3 «Расчеты по услугам».
Если производится предварительная оплата услуг по размещению рекламы, то следует руководствоваться пунктом 3 ПБУ 9/99, согласно которому не признаются доходами организации денежные средства, поступившие в качестве авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг.
Суммы авансов учитываются по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 62-2 «Авансы полученные».
Выручка может быть признана в бухгалтерском учете только после фактического оказания услуги, то есть после опубликования рекламного объявления. В этот момент отражается выручка по кредиту счета 90 «Продажи».
Одновременно делается запись по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 62-2 «Авансы полученные» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 62-3 «Расчеты по услугам» на всю сумму предоплаты, если она носила разовый характер и обязательства по размещению рекламы выполнены полностью.
Если договор предусматривает публикации в нескольких номерах издания, то по мере опубликования объявлений отражается выручка от оказания услуг и делается зачет суммы предоплаты в части оказанных услуг.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг включаются в налоговую базу по НДС. В соответствии с пунктом 4 статьи 164 налогообложение этих сумм производится по расчетной ставке 18/118.
В соответствии с пунктом 18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость», при получении авансового платежа издательство выписывает счет-фактуру в одном экземпляре с указанием расчетной ставки НДС.
Этот счет-фактура регистрируется в книге продаж. Начисление НДС с суммы аванса производится по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 62-2 «Авансы полученные» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
После фактического опубликования рекламы в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ в течение пяти дней со дня оказания услуги издательство обязано выставить счет-фактуру в двух экземплярах, который регистрируется в книге продаж. Исчисление налога производится по ставке 10 или 18 процентов по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Сумма НДС, исчисленная и уплаченная с суммы аванса, принимается к вычету после фактического оказания услуг.
На суммы НДС, начисленные с сумм авансов, делается проводка по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 62-2 «Авансы полученные».
Счет-фактура, ранее составленный на полученный аванс, регистрируется в книге покупок и, таким образом, является основанием для предъявления НДС к вычету.
Пример 1.
Издательство заключило договор с организацией на публикацию рекламного объявления в четырех номерах рекламного еженедельника. Стоимость размещения одного рекламного объявления составляет 1800 рублей (в том числе НДС 18% - 274 рубля). Организация перечислила издательству аванс в сумме 7200 рублей.
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
51
62-2
7200
Получена предоплата
62-2
68
1098
Начислен НДС с предоплаты (7200 : 118 х 18)
62-3
90-1
1800
Отражена выручка за публикацию одного объявления
90-3
68
274
Начислен НДС со стоимости объявления (1800 : 118 х 18)
62-2
62-3
1800
Частично зачтена полученная предоплата
68
62-2
274
Предъявлена к вычету часть НДС, уплаченного с аванса (1098 : 4)
Особенности применения ставок НДС при оказании услуг по размещению рекламы у издательства
При размещении рекламы в печатных изданиях нужно помнить, что ставка НДС, применяемая к данной операции, а, следовательно, и сумма, подлежащая уплате, зависят от характера издания.
На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий рекламного и эротического характера, подлежат обложению НДС по ставке 18%.
Учет расходов на рекламу в печатной продукции у рекламодателя
Реклама в периодических печатных изданиях.
В современных условиях реклама является одним из важных факторов для продвижения на рынке продукции или услуг организации, поэтому важно правильно отразить эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете.
Согласно пункту 5 ПБУ 10/99 расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности.
Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической уплаты денежных средств в соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99. При размещении рекламы в периодических печатных изданиях расходы признаются по мере опубликования объявлений.
Если производится предварительная оплата услуг по размещению рекламы, то следует руководствоваться пунктом 3 ПБУ 10/99, согласно которому не признаются расходами организации денежные средства, выплаченные в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг, а также в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг.
Сумма перечисленной предоплаты отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет».
Расходы на рекламу могут учитываться на счете 26 «Общехозяйственные расходы» или на счете 44 «Расходы на продажу» в зависимости от характера деятельности организации. По мере опубликования рекламных объявлений и получения счетов-фактур от издательства делается запись по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (по дебету счета 44 «Расходы на продажу») и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму, относящуюся к опубликованным объявлениям.
Сумма НДС, указанная в счете-фактуре, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При приобретении рекламных услуг на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ налогоплательщик может предъявить к вычету суммы уплаченного НДС после принятия услуг к учету при условии их фактической оплаты и наличия соответствующих первичных документов для отражения услуг в бухгалтерском учете.
Эта операция отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
В целях налогообложения прибыли расходы на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ расходы на рекламу в печатных изданиях признаются в размере фактически произведенных расходов. Поэтому сумма НДС по таким расходам также принимается к вычету в полном объеме.
В налоговом учете рекламные расходы также признаются по мере публикации в печати. Согласно пункту 1 статьи 318 НК РФ расходы на рекламу относятся к косвенным расходам и учитываются в полном объеме в составе расходов того отчетного периода, в котором они осуществлены.
В налоговом учете суммы налога на прибыль относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и в составе косвенных расходов полностью учитываются в составе расходов текущего месяца.
Пример 2.
Организация заключила договор с издательством на публикацию рекламных объявлений в трех номерах специализированного журнала, выходящего один раз в месяц. Стоимость одного рекламного объявления составляет 1320 рублей (в том числе НДС 201 рубль). Организацией перечислена предоплата в сумме 3960 рублей.
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
60
51
3960
Перечислена предоплата за рекламные услуги
26 (44)
60
1119
Отражены расходы на публикацию одного объявления
19
60
201
Отражена сумма НДС по оказанным рекламным услугам (1200 х 10%)
68
19
201
Предъявлена к вычету сумма уплаченного НДС
Более подробно с вопросами, касающимися деятельности средств массовой информации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Средства массовой информации».
Особенности учета затрат по авторским гонорарам и предпечатной подготовке при издании печатных и электронных СМИ
Стоит отдельно рассмотреть вопрос учета авторских гонораров и расходов на предпечатную подготовку в том случае, если издательство распространяет одну и ту же информацию на разных носителях: издает периодическое печатное издание и размещает информацию в сети Internet.
Первый подход заключается в том, что электронный вариант издания рассматривается не как самостоятельный издательский продукт, а как реклама печатного издания. В этом случае затраты на создание web-сайта относятся в себестоимость печатного издания по статье «Расходы на рекламу».
Согласно Правилам оказания услуг оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Наличные денежные средства, кроме того, могут быть приняты и при оказании услуг с выездом на дом.
Наличные расчеты за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовой техники.
При расчетах, в установленных случаях, без применения контрольно-кассовой техники медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержден
Особенности налогообложения. Налог на имущество организаций
С вступлением в силу главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) изменился порядок уплаты налога на имущество организациями.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.