Главная страница --> Ведение бизнеса

Налог на доходы физических лиц по операциям доверительного управления ценными бумагами



НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ОТНОШЕНИЯХ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В данной статье рассматривается ситуация в отношении учредителя доверительного управления ценными бумагами - физического лица.

Порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, установлен статьей 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

При этом, как следует из пунктов 3 и 8 статьи 214.1 НК РФ, организации, выступающие источником выплаты дохода налогоплательщикам - физическим лицам во исполнение договоров доверительного управления на рынке ценных бумаг, признаются налоговыми агентами.

Таким образом, доверительные управляющие по указанным договорам обязаны определить налоговую базу, исчислить, удержать из денежных средств, причитающихся учредителю управления, и уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от совершения названных операций.

При этом налогоплательщику, получающему доходы во исполнение названных договоров, заключенных в его пользу, не предоставлено право выбора уплаты налога у источника выплаты дохода или при подаче налоговой декларации. Налогоплательщик лишь вправе воспользоваться у источника выплаты дохода имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ, в случае, если его расходы на приобретение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально. Вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в этом случае налогоплательщику не предоставляется.

Для сведения сообщаем, имущественный налоговый вычет, согласно указанной норме, предоставляется при продаже ценных бумаг, находящихся в собственности налогоплательщика три года и более, в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

Обращаем внимание, что имущественный налоговый вычет с 1 января 2007 года не предоставляется на основании пункта 3 статьи 8 Закона №58-ФЗ.

Таким образом, обязанности по исчислению налога, его удержанию и перечислению в бюджет возлагаются на организации, производящие выплату денежных средств физическим лицам во исполнение договора доверительного управления. В зависимости от осуществления выплат в налоговом периоде установлены сроки для исчисления налоговой базы при осуществлении операций с ценными бумагами доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя).

Так, при условии отсутствия выплат в налоговом периоде налоговая база по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), определяется на дату окончания налогового периода. В том случае, если до истечения очередного налогового периода осуществлялись выплаты в пользу учредителя управления (выгодоприобретателя), обязанность исчислить налоговую базу возникает на дату выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).

Особо следует подчеркнуть, что независимо от формы, денежной или натуральной, в которой производятся выплаты, налоговая база определяется на дату их осуществления. При этом под выплатой денежных средств понимаются выплата наличных денежных средств, перечисление денежных средств на банковский счет физического лица или на счет третьего лица по требованию физического лица.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в общем порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 214.1 НК РФ, а также требований пункта 7 этой же статьи, конкретизирующий общий порядок с учетом особенностей доверительного управления.

Так, помимо общего перечня возможных расходов, в расходы учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), как налогоплательщика, включаются также суммы, уплаченные доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации, произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Что касается исчисления налоговой базы для выгодоприобретателя, не являющегося учредителем доверительного управления, доход по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим определяется с учетом условий договора доверительного управления.

Также установлен порядок определения налоговой базы отдельно по каждой категории ценных бумаг и каждому виду дохода, при условии совершения сделок с ценными бумагами различных категорий, или при возникновении в процессе доверительного управления иных видов доходов (в виде дивидендов, процентов). При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по сделкам с ценными бумагами соответствующей категории или на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода (дохода, полученного по операциям с ценными бумагами соответствующей категории).

Исходя из принципа раздельного формирования налоговой базы в отношении операций с ценными бумагами различных категорий, убыток, полученный по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), уменьшает доходы, полученные по операциям с ценными бумагами соответствующей категории. В свою очередь доходы, полученные по указанным операциям, увеличивают доходы (уменьшают убытки) по операциям с ценными бумагами соответствующей категории. Аналогичное действие возможно и в отношении полученных результатов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

В дополнение к вышеизложенному, пунктом 8 статьи 214.1 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения налоговой базы по операциям с ценными бумагами соответствующей категории и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок соответственно на сумму убытка, полученного по указанным операциям, совершенным в налоговом периоде доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя).

В том случае, когда выплаты в денежной или натуральной форме осуществляются из средств, находящихся в доверительном управлении до истечения срока действия договора доверительного управления или до окончания налогового периода, налог уплачивается с доли дохода соответствующей фактической сумме выплачиваемых учредителю доверительного управления (выгодоприобретателю) средств. Доля дохода в этом случае определяется как произведение общей суммы дохода на отношение суммы выплаты к стоимостной оценке ценных бумаг (денежных средств), находящихся в доверительном управлении, определяемой на дату выплаты денежных средств.

Сумма налога, исчисленная с доли дохода, удерживается из денежных средств, перечисляемых (выплачиваемых) физическому лицу.

При этом если средства выплачиваются из средств, находящихся в доверительном управлении, более одного раза в налоговом периоде, указанный расчет производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога.

В данном случае, сумма денежных средств, ранее списанных со счета налогоплательщика, учитывается как при определении общего размера списания денежных средств, так и при расчете стоимостной оценки ценных бумаг. Если на дату выплаты денежных средств сумма полученного убытка превышает сумму полученных доходов, определение доли дохода, с которой производится исчисление и удержание налога, не производится.

В том случае, когда при совершении налоговым агентом последующих операций купли - продажи ценных бумаг в пользу налогоплательщика сумма полученного убытка превышает сумму доходов, излишне удержанный налог с доли дохода подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.

Что касается сроков уплаты налога, пунктом 8 статьи 214.1 НК РФ предусмотрен особый порядок уплаты налога в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг) по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления или выгодоприобретателя.

Если выплаты денежных средств налогоплательщику не производилось, то есть при невозможности удержания налога, налоговым агентом по состоянию на 31 декабря отчетного календарного года осуществляется расчет суммы налога. В таком случае согласно положениям пункта 8 статьи 214.1 НК РФ налоговый агент (доверительный управляющий) в течение одного месяца с момента возникновения невозможности удержания налога в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

Приведем пример порядка расчета доли дохода, подлежащей налогообложению у физического лица, по операциям доверительного управления ценными бумагами. При определении стоимостной оценки ЦБ учитывается сумма денежных средств, которыми распоряжается доверительный управляющий.

Пример.

Налогоплательщиком было направлено на инвестиции в ЦБ 400 000 рублей. В январе на сумму 350 000 рублей были приобретены акции АО «Восток» и на сумму 50 000 рублей акции АО «Запад». В феврале все ЦБ были проданы. Выручка от продажи акций АО « Восток» составила 450 000 рублей, выручка от продажи акций АО «Запад» - 100 000 рублей. В марте были приобретены ЦБ АО «Север» на сумму 450 000 рублей, после чего 50 000 рублей были перечислены налогоплательщику. В июне акции АО «Север» были проданы за 550 000 рублей, на 480 000 рублей были приобретены акции АО «Юг», а 50 000 рублей были перечислены налогоплательщику.

В соответствии с использованными данными в бюджет должны быть уплачены следующие суммы налогов.

При определении налоговых платежей за март:

Доход по операциям с ЦБ = (450 000 - 350 000) + (100 000 - 50 000) = 150 000 рублей.

Доля денежных средств, перечисляемых налогоплательщику, в стоимостной оценке ЦБ, включающей денежные средства (как находящиеся на счете налогоплательщика, так и списываемые с его счета) = 50 000 / (400 000 + 100 000 + 50 000) = 0,091.

Сумма дохода, с которой должен быть уплачен налог = 150 000 х 0,091 = 13 650 рублей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет = 13 650 х 0,13 = 1774,50 рубля.

При определении налоговых платежей за июнь (расчет производится нарастающим итогом):

Доход по операциям с ЦБ = (550 000 - 450 000) + (100 000 - 50 000) + (450 000 - 350 000) = 250 000 рублей.

При расчете нарастающим итогом доли денежных средств необходимо учитывать сумму, ранее списанную со счета налогоплательщика, как при определении общего размера списания денежных средств, так и при расчете стоимостной оценки ЦБ.

Доля денежных средств, перечисляемых налогоплательщику, в стоимостной оценке ЦБ, включающей денежные средства = (50 000 + 50 000) / (480 000 + 70 000 + 50 000 + 50 000) = 0,154.

Сумма дохода, с которой должен быть уплачен налог = 250 000 х 0,154 = 38 500 рублей.

Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, доверительным управляющим за учредителя - физическое лицо = 38 500 х 0,13 = 5005 рублей.

Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет в июне = 5005 - 1774,5 = 3230,50 рубля.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДИВИДЕНДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ ОТ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В Информационном письме УМНС по городу Москве от 20 ноября 2003 года №27-08Н/65927 «О налогообложении дивидендов, полученных от иностранной организации» разъясняется порядок налогообложения в отношении налогообложения дивидендов, полученных физическим лицом от иностранной организации и перечисленных со счета доверительного управляющего акциями иностранной компании.

Как следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 208 НК РФ к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся дивиденды и проценты, полученные от иностранных организаций, за исключением процентов, полученных от российских организаций, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранных организаций в связи с деятельностью их постоянных представительств в Российской Федерации. Причем для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Порядок уплаты налога для налоговых резидентов Российской Федерации, получающих доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, закреплен пунктом 2 статьи 228 НК РФ. В соответствие с данным порядком, налогоплательщик - физическое лицо самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате с этих доходов. Полученные от иностранной компании доходы в виде дивидендов подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 9% на основании пункта 4 статьи 224 НК РФ.

Таким образом, если учредитель управления, получает доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, то ему необходимо самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате с таких доходов и представить в налоговые органы по месту жительства налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

К налоговой декларации необходимо представить следующие документы: договор доверительного управления; декларацию траста или иные документы, устанавливающие права и обязанности сторон по доверительному управлению акциями, выписку из реестра иностранной компании, подтверждающую, что доверительный управляющий является зарегистрированным акционером; копию выписки по счету, на который перечислена сумма дивидендов.

Более подробно с вопросами, касающимися доверительного управления имуществом и деятельности паевых инвестиционных фондов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Доверительное управление имуществом. Паевые инвестиционные фонды»

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Налог на доходы физических лиц. Статья 207. Налогоплательщики ..
Документальное оформление операций по учету основных средств ..
Налогообложение деятельности ломбардов ..
Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями – налогоплательщика ..
Документооборот по командировкам ..
Давальческая переработка в металлургии ..
Уступка права требования по долговому обязательству ..
Займы у физических лиц. Кредиты физическим лицам ..
Вопросы лицензирования и сертификации в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен ..
Учет импортных товаров в торговых организациях ..
Хлебопекарное производство ..
Налог на имущество организаций. Статья 376. Порядок определения налоговой базы ..
Единый социальный налог: постатейный комментарий статья 245. Особенности исчисления и уплаты налога ..


Похожие документы из сходных разделов


Особенности организации бухгалтерского и налогового учета в ассоциациях и союзах


Все действующие в настоящее время некоммерческие организации, включая союзы общественных объединений, на основании пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях наделены специальной правоспособностью: они могут осуществлять только те из не запрещенных законодательством Российской Федерации видов деятельности, которые соответствуют цели их создания и предусмотрены в их учредительных документах.

Таким образом, все поступающее в ассоциации и союзы общественных объединений имущество может быть использовано только в определенных целях.

В бухгалтерском учете ассоциаций и сою

[ознакомиться полностью]

Порядок исчисления единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное страхование налогоплательщиками единого налога на вмененный доход


В соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие этот режим налогообложения, не являются плательщиками единого социального налога. Суммы уплачиваемого единого налога распределяются по уровням бюджетной классификации и бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Для налогоплательщиков - работодателей на основании пункта 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения ЕСН являются выплаты и иные вознагражд

[ознакомиться полностью]

Основные понятия валютного законодательства


В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации Федеральным законом 173-ФЗ определены основные понятия валютного законодательства.

Определения понятий приведены в соответствие с другими отраслями законодательства, такими как гражданское, таможенное и налоговое законодательство.

Закон 173-ФЗ определяет валюту Российской Федерации как (подпункт 1 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ):



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100