Признание суммовых разниц в бухучете в зависимости от условий договора
Организации при заключении договора могут предусмотреть порядок расчетов в форме предоплаты. При этом меняется порядок признания суммовых разниц.
Признание суммовых разниц у покупателя
В случае, когда по условиям рублевый эквивалент цены реализуемых товаров (работ, услуг) определяется по курсу условной денежной единицы на день оплаты, именно в этот момент формируется окончательная стоимость договора (вне зависимости от того, когда она произведена – до или после перехода права собственности на реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги) и стоимость приобретаемого имущества. При этом момент окончательных расчетов по договору оказывает влияние на возникновение суммовых разниц и их размер.
Пример.
ЗАО «Альфа» в соответствии с заключенным договором приобрело оборудование, не требующее монтажа, стоимость которого составляет 5 900 долларов США, в том числе НДС 900 долларов США. Переход права собственности на приобретенное оборудование переходит к покупателю в момент отгрузки со склада поставщика (2 февраля 2005 года). По условиям договора была произведена предоплата - 50 % от стоимости оборудования по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты (29 января 2005 года). Оборудование введено в эксплуатацию 3 февраля 2005 года. Окончательный расчет за оборудование произведен 10 февраля 2005 года.
Официальный курс доллара США составил:
29 января 2005 года – 31,80 рублей/ USD;
2 февраля 2005 года – 31,90 рублей/ USD;
10 февраля 2005 года – 32,00 рублей/USD.
В бухгалтерском учете ЗАО «Альфа» сформированы следующие записи:
Корреспонден-ция счетов
Сумма
Содержание операции
Дебет
Кредит
29 января 2005 года
602
51
93 810,00 рублей (5 900 х ? х 31,80 рублей/ USD)
Отражено перечисление поставщику денежных средств в счет предоплаты за поставку оборудования
2 февраля 2005 года
084
601
159 250,00 рублей (2 500 х 31,80 рублей/ USD + 2 500 х 31,90 рублей/ USD)
Отражены расходы, на приобретение оборудования исходя их курса USD на дату перехода права собственности
191
601
28 665,00 рублей (450 х 31,80 рублей/ USD + 450 х 31,90 рублей/ USD)
Отражена сумма НДС по приобретенному основному средству
601
602
93 810,00 рублей
Отражен зачет предварительной оплаты поставщику
3 февраля 2005 года
01
084
159 250,00 рублей
Оборудование принято в состав основных средств
10 февраля 2005 года
601
51
94 400,00 рублей (5 900 х ? х 32,00 рублей/USD)
Отражен окончательный расчет с поставщиком за поставленное оборудование
912
60
250,00 рублей (2 500 х 32,00 рублей/USD – 2 500 х 31,90 рублей/ USD)
Отражена отрицательная суммовая разница по расчетам с поставщиком
191
60
45,00 рублей (450 х 32,00 рублей/USD – 450 х 31,90 рублей/ USD)
Отражено увеличение суммы НДС по приобретенному оборудованию с отрицательной суммовой разницы
68
191
28 710,00 рублей (28 665,00 рублей + 45,00 рублей)
Отнесен НДС в состав налоговых вычетов
Признание суммовых разниц у поставщика
В случае, когда покупателем не перечисляется 100 % предоплата за предстоящую отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг), а оплата производится за уже реализованные товары (работы, услуги), в учете поставщика по договору в момент оплаты возникают суммовые разницы.
Суммовые разницы могут возникнуть у поставщика в случае, когда в договоре стороны предусмотрели условие о частичной предоплате за предстоящую поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг). В этом случае окончательная стоимость товаров (работ, услуг) в рублях может быть определена только в момент окончательного расчета по договору. Причем она складывается:
из сумм, перечисленных покупателем авансов, то есть исходя из курса условной денежной единицы, действующего на дату перечисления покупателем аванса;
из иных сумм, перечисленных покупателем в счет расчетов за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), то есть исходя из курса условной единицы, действующей на иную дату перечисления денежных средств покупателем.
Пример.
ЗАО «Вега» по условиям договора реализует партию товаров стоимостью 5 900 долларов США, в том числе НДС. Оплата производится в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты, причем предусмотрено получение предоплаты в размере 50 % от договорной стоимости. Аванс от покупателя поступил 29 января 2005 года, товар отгружен 2 февраля 2005 года. Окончательный расчет по договору произведен 7 февраля 2005 года. Покупная стоимость реализованных товаров составила 120 000,00 рублей
Официальный курс доллара США составил:
29 января 2005 года – 31,80 рублей/ USD;
2 февраля 2005 года – 31,90 рублей/ USD;
7 февраля 2005 года – 32,00 рублей/USD.
В бухгалтерском учете ЗАО «Вега» сформированы следующие записи:
Корреспонден-ция счетов
Сумма
Содержание операции
Дебет
Кредит
29 января 2005 года
51
622
93 810,00 рублей (5 900 х ? х 31,80 рублей/ USD)
Отражена сумма полученного аванса от покупателя
622
68
14 310,00 рублей (93 810,00 х 18% / 118%)
Отражена задолженность перед бюджетом по НДС с суммы полученного аванса
68
51
14 310,00 рублей
Отражена уплата НДС, исчисленного с аванса
2 февраля 2005 года
621
901
187 915,00 рублей (2 950 х 31,80 рублей/ USD + 2 950 х 31,90 рублей/ USD)
Отражена сумма выручки от реализации партии товара
903
68 (76)
28 665,00 рублей (450 х 31,80 рублей/ USD + 450 х 31,90 рублей/ USD)
Отражена сумма НДС, подлежащая получению от покупателя
902
41
120 000,00 рублей
Отражена в составе расходов покупная стоимость реализованных товаров
622
621
93 810,00 рублей
Отражен зачет предварительной оплаты покупателем
68
622
14 310,00 рублей
Восстановлена сумма НДС, ранее отнесенная на расчеты с бюджетом и уплаченная с суммы полученного аванса
7 февраля 2005 года
51
621
94 400,00 рублей (5 900 х ? х 32,00 рублей/USD)
Отражен окончательный расчет с покупателем
621
901
295,00 рублей (2 950 х 32,00 рублей/USD – 2 950 х 31,90 рублей/ USD)
Отражена положительная суммовая разница по расчетам с покупателем
903
68
45,00 рублей (450 х 32,00 рублей/USD – 450 х 31,90 рублей/ USD)
Отражено увеличение задолженности перед бюджетом по НДС с положительной суммовой разницы
Более подробно с вопросами учета и налогообложения суммовых и курсовых разниц Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Суммовые и курсовые разницы».
Данный материал подготовлен группой консультантов-методологовЗАО «Интерком-Аудит»
Командировочные расходы. Налог на добавленную стоимость
Многие бухгалтера, наверняка еще помнят те времена, когда НДС по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, можно было принять к вычету без особых хлопот. Причем получить вычет по налогу можно было даже при отсутствии документов, подтверждающих, что данные расходы были произведены. Для этого нужно было воспользоваться расчетной налоговой с
Учет расходов на сертификацию собственной продукции
Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной и проводится она в целях определения соответствия товаров, продукции, работ и услуг установленным стандартам. Порядок проведения сертификации утвержден Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». По окончании процедуры проведения сертификации организация получает сертификат соответствия, который выдается на определенный срок.
В бухгалтерском учете затраты на сертификацию независимо от того, являлась ли она обязательной или была проведена в добровольном порядке, относятся к расходам по о
В Главе 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на имущество организаций» определены объекты налогообложения налогом на имущество и объекты, которые не признаются объектами налогообложения.
Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.