Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
Ответственность налогоплательщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов.
Налоговая ответственность.
В соответствии со статьей 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) является налоговым правонарушением и влечет ответственность:
«Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
2. Утратил силу.
3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора)».
В пункте 42 Постановления Пленума ВАС №5 указано, что при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.
Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 НК РФ.
Пунктом 4 статьи 81 НК РФ установлено:
«Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога».
Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с названным пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (Письмо Минфина Российской Федерации от 16 августа 2005 года №03-02-07/1-221, Письмо Минфина РФ от 3 марта 2006 года №03-02-07/1-47).
В случае если на момент подачи в налоговый орган заявления о внесении изменений в налоговую декларацию имелась переплата по тому же налогу и налогоплательщиком подано заявление в этот налоговый орган о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, возникшей за предыдущий налоговый период, на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ, а также если эта переплата перекрывает или равна сумме недоимки, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, не имеется (Письмо Минфина Российской Федерации от 29 сентября 2005 года №03-02-07/1-251).
На отношения, связанные с установлением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, предусматривающий замену уплаты соответствующей совокупности налогов уплатой единого налога, а также связанные с применением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), НК РФ распространяется в полной мере, включая положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе и об ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ (Письмо МНС Российской Федерации от 9 апреля 2004 года №27-0-10/99).
Следует отметить, что статья 122 НК РФ не содержит закрытого перечня способов совершения данного правонарушения, так, помимо занижения налоговой базы, упоминается иное неправильное исчисление налога, а также иные неправомерные действия.
Субъектами данного правонарушения являются физические лица и организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Пункт 3 статьи 122 НК РФ предусматривает ответственность за совершение данного правонарушения с умыслом.
Согласно пункту 2 статьи 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
При этом умышленная форма вины может быть установлена не только приговором суда в отношении указанных лиц, но и решением суда по заявлению налогового органа о взыскании налоговой санкции с налогоплательщика. Умысел налогоплательщика может быть установлен с помощью различных доказательств (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июля 2003 года №2916/03).
При применении статьи 122 НК РФ на практике, возник вопрос: возможно ли привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату либо несвоевременную уплату авансового платежа.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
Пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налога по результатам налогового периода. НК РФ не предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату авансовых платежей по результатам отчетных периодов (Письмо Минфина Российской Федерации от 16 февраля 2005 года №03-02-07/1-31).
Согласно пункту 16 Информационного письма №71, в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК РФ.
Состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ следует отличать от состава, закрепленного в пункте 3 статьи 120 НК РФ, а именно грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, повлекшее занижение налоговой базы. Следует иметь в виду, что в данном случае занижение налоговой базы является результатом совершенного правонарушения, а в статье 122 НК РФ это способ совершения правонарушения. Пунктом 41 Постановления Пленума ВАС №5 установлено, что при рассмотрении споров, связанных с привлечением организации - налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена пунктом 3 статьи 120 НК РФ.
Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ, организация - налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную статьей 122 НК РФ. Не стоит также забывать и о принципе однократности привлечения к ответственности (статья 108 НК РФ), то есть налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за одно и тоже правонарушение дважды.
В Определении Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 года №6-О указано, что положения пункта 3 статьи 120 НК РФ и пункта 1 статьи 122 НК РФ, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.
Необходимо напомнить, что процедура привлечения к ответственности является весьма формализованной, каждый этап строго регламентирован. Несоблюдение установленного порядка может служить основанием для отмены решения о привлечения налогоплательщика к ответственности.
Так, в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов при принятии решений о привлечении к налоговой ответственности требований этой статьи может являться основанием для отмены решения о привлечении к ответственности вышестоящим налоговым органом либо судом.
В пункте 8 статьи 101 НК РФ перечислены требования к содержанию решения о привлечении к ответственности. В частности, в решении должны быть изложены обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Исходя из изложенного, суд вправе признать, что несоблюдение налоговым органом требований пункта 8 статьи 101 НК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления о взыскании штрафа (Информационное письмо №71).
Помимо налоговой ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов законодательством также предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Административная ответственность.
В соответствии со статьей 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов.
Данная норма закрепляет ответственность за грубое нарушение правил ведения бухучета, которое выразилось в искажении сумм начисленных налогов. Подобная норма содержится в статье 120 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении, предусмотренным статьей 15.11 КоАП РФ вправе составлять должностные лица налоговых органов.
Обращаем Ваше внимание, что Перечень должностных лиц налоговых органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом ФНС России от 2 августа 2005 года №САЭ-3-06/354@:
«В центральном аппарате Федеральной налоговой службы
Руководитель Федеральной налоговой службы
Заместитель Руководителя Федеральной налоговой службы
Начальник управления
Заместитель начальника управления
Начальник отдела
Заместитель начальника отдела
Должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю
В межрегиональных инспекциях Федеральной налоговой службы
Руководитель межрегиональной инспекции
Заместитель руководителя межрегиональной инспекции
Начальник отдела
Заместитель начальника отдела
Главный государственный налоговый инспектор
Старший государственный налоговый инспектор
Государственный налоговый инспектор
Должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю
В управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации
Руководитель управления
Заместитель руководителя управления
Начальник отдела
Заместитель начальника отдела
Главный государственный налоговый инспектор
Старший государственный налоговый инспектор
Государственный налоговый инспектор
Должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю
В инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня
Руководитель инспекции
Заместитель руководителя инспекции
Начальник отдела
Заместитель начальника отдела
Главный государственный налоговый инспектор
Старший государственный налоговый инспектор
Государственный налоговый инспектор
Должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю».
В соответствии со статьей 5Федерального закона от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» (далее Федеральный закон №82-ФЗ) исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Субъектами указного правонарушения являются должностные лица организаций (руководитель, главный бухгалтер).
Уголовная ответственность.
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ) предусмотрена ответственность за неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов как организаций, так и физических лиц.
Статьей 199 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации:
«1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Как видно, уклонение от уплаты налогов может быть совершено двумя способами: непредставление налоговой декларации и внесение в декларацию заведомо ложных сведений.
Под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 4 июля 1997 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» (далее Постановление Пленума ВС №8).
Обязательным признаком данного состава преступления является крупный размер. В примечании к рассматриваемой статье указано, что крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.
К ответственности по статье 199 УК РФ могут быть привлечены руководитель организации - налогоплательщика и главный бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные сотрудники организации - налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения (пункт 10 Постановления Пленума ВС №8).
Уклонение от уплаты налогов связано с невыполнением виновным определенных норм налогового законодательства. В связи с этим, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении и приговоре должно быть обязательно указано, какие конкретно нормы налогового законодательства, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, осужденным.
Часть 2 статьи 199 УК РФ содержит перечень отягчающих обстоятельств, при наличии которых усиливается мера ответственности:
«2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Особо крупный размер, применительно к данной статье - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности может быть назначено только тем осужденным, которые занимают должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть назначено наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих функций.
Физические лица за уклонение от уплаты налогов и сборов несут ответственность в соответствии со статьей 198 УК РФ:
«1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет».
Положения статьи 198 УК РФ аналогичны рассмотренным выше положениям статьи 199 УК РФ.
Рассмотрим некоторые особенности статьи 198 УК РФ. Так, по сравнению со статьей 199 УК РФ снижена сумма крупного размера – обязательного элемента состава статьи 198 УК РФ. В примечании к указанной статье закреплено, что крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей.
К ответственности по статье 198 УК РФ может быть привлечено физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы налоговой службы декларацию о доходах, в том числе и индивидуальные предприниматели (пункт 6 Постановления Пленума ВС №8).
Единственным отягчающим ответственность обстоятельством, предусмотренным частью 2 статьи 198 УК РФ является совершение указанного преступления в особо крупном размере. В примечании к статье 198 УК РФ указано, что особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 108 НК РФ физическое лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности в случае его привлечения к уголовной (например, одновременно по статье 122 НК РФ и статье 198 УК РФ).
Более подробно с вопросами, касающимися ответственности за налоговые правонарушения, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Ответственность должностных лиц организаций».
Пример 1 из консультационной практики ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».
Вопросы:
1. Какие меры административного наказания могут быть наложены на ФГУП и руководителя за следующие правонарушения:
а) несвоевременное предоставление налоговых деклараций в налоговые органы;
б) недоплата налогов и сборов;
в) не сдача декларации по налогу на землю и соответственно неуплата налога на землю;
г) отсутствие регистрации земельных участков;
д) неправильное исчисление и недоплата налога на имущество;
е) неправильное определение налоговой базы по налогу на прибыль и НДС;
ж) недоплата НДФЛ и ЕСН;
з) нарушение порядка с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;
и) не применение ККМ;
к) применение ККМ устаревших моделей;
л) нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
2. Возможно ли разделение ответственности на Филиалы и начальников Филиалов? Каким образом можно произвести разделение ответственности на Филиалы?
3. Из каких источников в данном случае выплачиваются штрафы?
ОБОСНОВАНИЕ.
Ответ на вопрос 1
КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности за правонарушения, перечисленные в данном вопросе:
1) статья 14.5. - продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
2) статья 15.1. - нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
3) статья 15.5. - нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
4) статья 15.11. - грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Примечание. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Обращаем Ваше внимание, что Перечень должностных лиц налоговых органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом ФНС России от 2 августа 2005 года №САЭ-3-06/354@.
В соответствии со статьей 5Федерального закона №82-ФЗ исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Кроме вышеперечисленной административной ответственности, за некоторые из вышеперечисленных правонарушений установлена также налоговая и уголовная ответственность:
Ответственность, предусмотренная НК РФ:
1) статья 119. Непредставление налоговой декларации.
2) статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
3) статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога.
Ответственность, предусмотренная УК РФ:
статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
Ответ на вопрос 2
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О Государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) филиалы унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений.
Руководитель филиала унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности.
Филиал унитарного предприятия осуществляет свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
Таким образом, филиал юридического лица не несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, в том числе и по обязательствам создавшего его юридического лица и соответственно о распределении ответственности между головной организацией и ее филиалом не может идти речи.
В соответствии со статьей 2.1.КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии со статьей 2.4.КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностными лицами также понимаются лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в том числе руководители организаций и их обособленных подразделений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 говориться, что
«В соответствии с частью 3 статьи 2.1КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц».
Следует также обратить внимание на содержание статьи 1.5.КоАП РФ в которой указано, что:
«1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица».
Таким образом, КоАП РФ, в том числе и УК РФ, устанавливают возможность привлечения, как к административной, так и к уголовной ответственности руководителя филиала за совершение им соответствующих правонарушений при исполнении своих трудовых обязанностей. В данном случае, если государственным органом, уполномоченным рассматривать дела о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений, будет установлена вина руководителя филиала, то вышеуказанный орган может принять решение о привлечении руководителя филиала к ответственности.
Рассматривая вопрос о возложении руководителем юридического лица на руководителя филиала материальной ответственности за причиненный им ущерб организации, то в Постановлении Министерства Труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года №85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» руководители филиалов в числе лиц, в трудовые договоры с которыми работодатель вправе включать условия о полной материальной ответственности не указаны.
Нормы, содержащиеся в статье 277 ТК РФ о полной материальной ответственности применяются исключительно к руководителям юридических лиц.
Однако в статье 243 ТК РФ указаны случаи, когда на работника может быть возложена материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба.
Применительно к рассматриваемой ситуации, в частности, об этом указано в пункте 6 вышеуказанной статьи, а именно:
- причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.
Данная диспозиция может быть применена руководителем юридического лица в случае, если в отношении руководителя филиала этого юридического лица установлен факт совершения последним правонарушения в процессе исполнения им своих трудовых обязанностей и имеется вступившее в законную силу решение государственного органа о привлечении правонарушителя к ответственности, а также установлен факт причинения юридическому лицу имущественного ущерба, в том числе определен его размер, возникновение которого напрямую связано с привлечением руководителя филиала к административной ответственности. При этом не имеет значения, заключен с руководителем филиала договор о полной материальной ответственности или нет.
Кроме того, руководитель юридического лица вправе расторгнуть трудовой договор по пункту 10 статьи 81 ТК РФ с руководителем филиала, если последним было допущено однократное, грубое нарушение своих трудовых обязанностей.
Вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
В соответствии с пунктом 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на работодателе.
В качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем филиала можно расценивать неисполнение возложенных на это лицо трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации.
Ответ на вопрос 3.
Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний установлен статьей 32.2. КоАП РФ.
В соответствии с подпунктами 1, 3, 4 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП РФ. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
Окончание примера.
Более подробно с вопросами, касающимися порядка исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также ответственности за неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. Правовое регулирование. Практика. Документы»
Порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
Исполнение обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов и сборов, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом, такая обязанность должна быть выполнена в установленный НК РФ срок. Допускается и досрочное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:
Учет расходов, связанных с привлечением иностранных работников
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона №115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Данное требование не распространяется на:
1. постоянно проживающих в Российской Федерации;
2. временно проживающих в Российской Федерации;
3. являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций,
Организация складского учета материально-производственных запасов
Бухгалтерский учет материально-производственных запасов (далее - МПЗ) организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением бюджетных и кредитных организаций), должны осуществлять в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н (далее - ПБУ 5/01).
В качестве материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 принимаются: