Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов с налогоплательщиков
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ (бесспорное взыскание, то есть без обращения в суд).
Взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика. Изменением квалификации сделки в частности может служить признание сделок как полностью или в какой-либо части недействительными (ничтожными или оспоримыми) (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18 февраля 2003 года по делу №Ф08-276/2003-111А).
Следует отметить, что корректировка исходных цен, используемых для целей исчисления налоговой базы в соответствии со статьей 40 НК РФ, не может быть расценена как изменение юридической квалификации соответствующих сделок или статуса и характера деятельности налогоплательщика (Постановление Пленума ВАС №5).
В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
По смыслу данной нормы не перечисленная налоговым агентом - организацией сумма налога, подлежащая удержанию у налогоплательщика, и пени взыскиваются с налогового агента по правилам взыскания недоимки и пени с налогоплательщика, т.е. в бесспорном порядке (пункт 11 Постановления №41).
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Форма такого решения приведена в Приложении №1 к Приказу №БГ-3-29/465.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ установлен срок для бесспорного взыскания налога, сбора. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Напомним, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ (статья 70 НК РФ). Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Пример 1.
Налог должен был быть уплачен не позднее 1 марта 2006 года.
Установленный статьей 70 НК РФ трехмесячный срок направления требования об уплате налога истек 1 июня 2006 года. Срок исполнения требования об уплате налога – 10 июня 2006 года.
Решение о бесспорном взыскании должно быть принято не позднее двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть 10 августа 2006 года.
Решение о взыскании, принятое после истечения двухмесячного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Окончание примера.
Решение о взыскании, принятое после истечения двухмесячного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее шести дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной статьей 855 ГК РФ.
Оснований для отзыва инкассовых поручений налоговое законодательство не предусматривает. (Постановление ФАС Центрального округа от 10 марта 2006 года по делу №А64-7605/05-22).
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление налога в обязательном порядке должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание налога производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, при недостаточности средств на этих счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. В таком случае налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.
Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату продажи валюты. Официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю устанавливает Банк Российской Федерации ежедневно (по рабочим дням), в порядке установленном Положением, утвержденным Центральным Банком РФ 18 апреля 2006 года №286-П «Об установлении и опубликовании Центральным Банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю». При этом расходы, связанные с продажей валюты НК РФ относит на счет налогоплательщика.
При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента).
Поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно быть исполнено банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный статьей 855 ГК РФ.
Пунктом 8 статьи 46 НК РФ установлено право налогового органа, при взыскании налога приостановить операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора.
Согласно статье 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога. Форма такого решения утверждена Приказом №БГ-3-29/465.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.
Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 46 НК РФ:
«При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации».
В тоже время, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом №119-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 НК РФ.
Порядок взаимодействия налоговых органов и приставов урегулирован Приказом МНС Российской Федерации №ВГ-3-10/265, Минюста Российской Федерации №215 от 25 июля 2000 года «Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов» (далее Приказ №ВГ-3-10/265), а также Приказом Минюста Российской Федерации №289,МНС Российской Федерации №БГ-3-29/619 от 13 ноября 2003 года. Последним приказом утверждена форма решения о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации, а также постановление о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации.
Согласно требованиям статьи 47 НК РФ постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации должно содержать:
фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента-организации);
наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, на чье имущество обращается взыскание;
резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;
дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;
дату выдачи указанного постановления.
Постановление налогового органа подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.
В соответствии с пунктом 2.2 Приказа №ВГ-3-10/265 постановление налогового органа направляется в службу судебных приставов сопроводительным письмом.
Вместе с постановлением налоговый орган в обязательном порядке направляет:
- расшифровку задолженности налогоплательщика с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации. В случае последующего изменения реквизитов счетов либо кодов бюджетной классификации налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня изменений направить в службу судебных приставов уточненную расшифровку;
- перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, предпринятых налоговыми органами для обеспечения решения о взыскании налога или сбора в соответствии со статьей 76 НК РФ. В случае открытия налогоплательщиком счетов в банках и иных кредитных организациях после вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налоговый орган обязан в течение трех дней со дня получения таких сведений направить в службу судебных приставов соответствующую информацию;
- извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку (по форме 0401075 - приложение 23 к Положению Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 года №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», с отметкой банка «не оплачено из-за отсутствия средств на счете №»);
- имеющиеся у налогового органа сведения:
об имуществе налогоплательщика (в том числе дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах, реализация которых, по мнению налогового органа, даст наибольший эффект, с приложением выписки из баланса должника по статьям актива, а также форм, отражающих расшифровку дебиторской задолженности и основных средств;
о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
фактические адреса, телефоны головной организации и структурных подразделений;
сведения о результатах мер по розыску налогоплательщика и его имущества, осуществленных правоохранительными органами по запросу налогового органа;
сведения о наличии кассовых аппаратов и мест их установки.
В случае произведенного налоговым органом ареста имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 77 НК РФ налоговый орган направляет в службу судебных приставов копию протокола ареста имущества должника с приложением (при наличии) копий актов описи.
Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (пункт 4 статьи 47 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
«1) наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;
2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
При этом, следует исходить из того, что в соответствии с положениями глав 9 и 29 ГК РФ, регламентирующими вопросы расторжения договоров и недействительности сделок, потребность обратить взыскание налога на конкретное имущество сама по себе не может рассматриваться в качестве достаточного основания расторжения или недействительности договора, по которому данное имущество было передано третьему лицу (пункт 14 Постановления №41);
6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Оформленные в установленном порядке требования налоговых органов, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания могут быть предъявлены к исполнению приставами в течение шести месяцев (статья 14 Федерального закона №119-ФЗ).
В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика (налогового агента) обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
Следует отметить, что положения, предусмотренные статьями 46, 47 НК РФ, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ. Ранее действовавшей редакцией НК РФ (пункт 7 статьи 114 НК РФ) предусматривалось, что налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В случае, если сумма штрафа, превышала указанные размеры, то такая сумма штрафа взыскивалась в судебном порядке. Федеральным законом №137-ФЗ указанное положение признано утратившим силу с 1 января 2007 года. Кроме того, признана утратившей силу и статья 103.1 НК РФ, которая регулировала порядок взыскания штрафа по решению налогового органа.
В связи с этим, в настоящий момент пока не достаточно ясно, как будут взыскиваться штрафы после 1 января 2007 года. Часть первая НК РФ в редакции Федерального закона №137-ФЗ не содержит четкого разграничения судебного и внесудебного порядка взыскания штрафов.
Так, пункт 10 статьи 46 НК РФ и пункт 8 статьи 47 распространяют действие соответственно статьи 46 (внесудебный порядок взыскания налога со счетов в банке) и статьи 47 (взыскание налога за счет иного имущества) НК РФ и на порядок взыскания штрафа, но только в случаях предусмотренных НК РФ. Однако, НК РФ не содержит требования применения внесудебного порядка взыскания штрафа.
Статьей 115 НК РФ предусмотрено, что:
«Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса».
Статьей 104 НК РФ установлено, что судебный порядок взыскания штрафов применяется только, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается. Запрет внесудебного порядка взыскания штрафов установлен только в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, налицо пробел законодательства. В связи с этим можно ожидать внесение новых изменений в НК РФ либо официального разъяснения положений законодательства.
Также отметим, что согласно пункту 18 статьи 7 Федерального закона №137-ФЗ:
«Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 2007 года, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».
В завершении отметим, что согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в два раза. При чем достаточно одно смягчающего обстоятельства.
Статьей 112 НК РФ установлен следующий перечень смягчающих обстоятельств:
«1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность».
Как видим, исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, НК РФ не содержит, поэтому отнесение обстоятельств к смягчающим является прерогативой суда.
К «иным обстоятельствам», которые суды воспринимали в качестве смягчающих, можно отнести следующие:
- самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации и подачу в налоговый орган заявления о ее дополнении и изменении смягчающим (Информационное письмо №71);
- тяжелое финансовое положение организации, признание вины, принятие мер по погашению недоимки по налогу (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2006 года по делу №А19-6961/06-15-Ф02-3296/06-С1, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2006 года по делу №Ф03-А80/05-2/4928);
- наличие переплаты по налогу (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 июля 2006 года по делу №Ф04-4061/2006(24124-А27-25));
- финансирование ответчика из бюджета (Постановление ФАС Московского округа от 15 мая 2006 года по делу №КА-А40/3954-06);
- целью деятельности организации не является извлечение прибыли, финансирование осуществляется за счет пожертвований граждан и юридических лиц (Постановление ФАС Московского округа от 20 марта 2006 года по делу №КА-А40/1583-06);
- отсутствие умысла, совершение правонарушения впервые (Постановление ФАС Поволжского округа от 25 апреля 2006 года по делу №А12-27422/05-С3);
- иные обстоятельства.
Следует отметить, что каждый суд самостоятельно определяет какое обстоятельство, может быть признано смягчающим, названные выше обстоятельства обязательного значения для суда не имеют.
Положения, касающиеся взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя, применяются также при взыскании налогов таможенными органами с учетом положений, установленных Таможенным Кодексом Российской Федерации.
Более подробно с вопросами, касающимися порядка исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также ответственности за неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. Правовое регулирование. Практика. Документы»
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам являются объектом налогообложения по ЕСН.
Все выплаты в пользу иностранных граждан по трудовым или гражданско-правовым договорам включаются в налоговую базу по ЕСН независимо от их статуса (временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие) и от права этих граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Исключение составляют выплаты по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам, на которые не на
Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Форма требования утверждена Приказом №БГ-3-29/465.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
Ответственность налогоплательщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов.
Налоговая ответственность.
В соответствии со статьей 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) является налоговым правонарушением и влечет ответственность:
«Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы