Как было сказано выше, в связи с отменой пункта 2 статьи 239 НК РФ на выплаты, производимые в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ЕСН начисляется в общеустановленном порядке. Напомним, что согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.
При этом долгое время не был урегулирован вопрос, следует ли начислять страховые взносы в ПФР на выплаты в пользу указанных лиц.
С 2005 года пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2004 года №70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» вносятся поправки, которые уточняют, что застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования являются иностранные лица или лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.
В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на общих основаниях. Поэтому если иностранец имеет вид на жительство или разрешение на временное проживание, то с выплат в его пользу необходимо начислять взносы на обязательное пенсионное страхование, в том числе с выплат по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. В этом случае сумма начисленных страховых взносов является налоговым вычетом в отношении сумм ЕСН, начисленных в федеральный бюджет.
Однако, согласно статье 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» только постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на трудовуюпенсию наравне с гражданами Российской Федерации при наличии у них страхового стажа:
«Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Постоянно проживающие в соответствии со статьей 2 Федерального закона №115-ФЗ это лица, получившие вид на жительство.
В этой связи на выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, так как эта категория иностранных граждан не имеет права на трудовую пенсию по страховому стажу на территории Российской Федерации (Письмо Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - УМНС Российской Федерации) по городу Москве от 27 июня 2003 года №28-07/34871 «Обзор ответов на вопросы по применению главы 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации»).
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определено, что застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с указанным Законом. Иными словами, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на выплаты, производимые в пользу только тех постоянно и временно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, которые по законодательству являются застрахованными лицами, и в отношении которых ПФР ведет персонифицированный учет в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования».
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»:
«Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Соответственно если не начисляются страховые взносы на пенсионное страхование, то нет права на пенсию.
Таким образом, если иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации, не были бы признаны застрахованными лицами, то работодатели, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу указанной категории граждан, не должны осуществлять уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, в связи с отсутствием права на применение налогового вычета ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, следует уплачивать в размере 20%.
Иными словами, применение налогового вычета в сумме страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее - ПФР) зависит от следующих условий. Налоговый вычет при исчислении ЕСН с выплат в пользу иностранного гражданина применяется в том случае, если он застрахован в ПФР. То есть если на него открыт индивидуальный лицевой счет по персонифицированному учету сведений о застрахованном лице. Если работник-иностранец не застрахован в ПФР, то при исчислении ЕСН нужно использовать ставку 20% без применения налогового вычета.
По мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в письмах от 3 июня 2005 года №03-05-02-04/116, от 12 июня 2005 №03-05-02-04/95, если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, то он не является застрахованным лицом, и на выплаты в пользу данного физического лица страховые взносы в ПФР не начисляются. Аналогичную точку зрения содержит и более позднее письмо Минфина Российской Федерации от 3 августа 2006 года №03-05-02-04/124:
«иностранный гражданин, работающий в Российской Федерации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию, и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, только если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего в Российской Федерации.
В случае если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего в Российской Федерации, то он не является застрахованным лицом, и, соответственно, с выплат в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются».
Налогоплательщикам можно посоветовать следующее. В случае заключения трудового или гражданско-правового договора, на вознаграждения по которому в соответствии с действующим законодательством должны начисляться страховые взносы в ПФР, с не имеющим вида на жительство иностранным гражданином или лицом без гражданства необходимо предпринять предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования» действия с целью регистрации этого лица в качестве застрахованного и получения им страхового свидетельства государственного пенсионного страхования. Если в регистрации данного иностранного физического лица откажут, начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты в его пользу производить не следует.
Для учета страховых взносов в ПФР к субсчету 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» открываются субсчета второго порядка:
69-2-1 «Расчеты по страховой части трудовой пенсии»;
69-2-2 «Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».
В соответствии с Планом счетов в бухгалтерском учете начисление взносов отражается следующим образом:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
68/субсчет «Расчеты по ЕСН»
69-2-1
Начисленные взносы на обязательное пенсионное страхование (на финансирование страховой части трудовой пенсии) зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет
68/субсчет «Расчеты по ЕСН»
69-2-2
Начисленные взносы на обязательное пенсионное страхование (на финансирование накопительной части трудовой пенсии) зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет
Перечисление страховых взносов в ПФР отражайте проводками:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
69-2-1
51
Перечислены страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии
69-2-2
51
Перечислены страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии
Таким образом, начисление ЕСН, взносов в ПФР и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве с выплат в пользу иностранных граждан производится следующим образом:
Иностранные граждане, постоянно и временно проживающие в Российской Федерации
Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации
Работающие по трудовому договору
Работающие по гражданско-правовому договору
Работающие по трудовому договору
Работающие по гражданско-правовому договору
Федеральный бюджет
начисляется
начисляется
начисляется
начисляется
ПФР
начисляется
начисляется
не начисляется
не начисляется
ФОМС
начисляется
начисляется
начисляется
начисляется
ФСС
начисляется
не начисляется
начисляется
не начисляется
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
начисляется
в зависимости от условий договора
начисляется
в зависимости от условий договора
Более подробно с вопросами, касающимися порядка исчисления и уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Пенсионное страхование».
Пример 1.
В организации работают три иностранных работника.
Работник А имеет вид на жительство и работает по трудовому договору. Его заработная плата составляет 10 000 рублей ежемесячно. Работник входит в возрастную категорию моложе 1967 года рождения.
Работник Б временно пребывает в Российской Федерации и работает по трудовому договору. Заработная плата 10 000 рублей ежемесячно.
Работник В временно пребывает в Российской Федерации и работает по гражданско-правовому договору. Сумма выплаты по договору - 10 000 рублей. Договором предусмотрено начисление работодателем взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Тариф страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве составляет 0,3%.
Суммы начисленных ЕСН, взносов в ПФР и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве составят:
По работнику А:
Федеральный бюджет: 10 000 х 20% = 2 000 рублей.
Взносы в ПФР (страховая часть): 10 000 х 10% = 1 000 рублей.
Взносы в ПФР (накопительная часть): 10 000 х 4% = 400 рублей.
Федеральный ФОМС: 10 000 х 1,1% = 110 рублей.
Территориальный ФОМС: 10 000 х 2,0 % = 200 рублей.
ФСС Российской Федерации: 10 000 х 2,9% = 290 рублей.
Страхование от несчастного случая: 10 000 х 0,3% = 30 рублей.
Территориальный ФОМС: 10 000 х 2,0 % = 200 рублей.
Страхование от несчастного случая: 10000 х 0,3% = 30 рублей.
Итого: 2000 + 110 + 200 + 30 = 2340 рублей.
Перечисление в федеральный бюджет: 2000 рублей.
Окончание примера.
Более подробно с вопросами о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Договор возмездного оказания услуг».
В соответствии со статьей 53 НК РФ налоговой базой признается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Исходя из налоговой базы определяется налоговая ставка. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и налоговая ставка являются обязательными элементами налогообложения (статья 17 НК РФ). При отсутствии таких элементов налог не может считаться установленным.
Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам
Налогообложение доходов иностранных граждан регулируется нормами НК РФ и международными договорами об избежании двойного налогообложения, нормы которых имеют приоритет над НК РФ. Письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 24 апреля 1997 года №ВЕ-6-06/318 «О перечне действующих в настоящее время соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных СССР и Российской Федерацией с иностранными государствами» доведен до сведения налоговых органов и налогоплательщиков Перечень действующих соглашений об избежании дв
Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов с налогоплательщиков
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ (бесспорное взыскание, то есть без обращения в суд).
Взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соо