Аутсорсинг – относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в Российской Федерации. И если совсем недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия, теперь же к услугам аутсорсеров все чаще прибегают обычные российские фирмы. Объясняется все довольно просто: возрастающая на потребительском рынке товаров, работ или услуг конкуренция требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращение издержек. Во многом решить эту проблему помогает именно аутсорсинг, позволяющий отдать часть производственных процессов в «чужие руки». И хотя, многие российские организации сегодня пока только присматриваются к этому, сравнительно молодому виду услуг, малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров в плане информационных технологий, финансового и кадрового аутсорсинга.
В настоящей книге мы рассмотрим, что такое аутсорсинг, его преимущества и недостатки, определим, чем отличаются понятия аутсорсинг персонала и «аренда» персонала, а также вопросы правового регулирования, бухгалтерского и налогового учета у фирмы – аутсорсера и фирмы, потребляющей услуги.
Понятие аутсорсинга в российском законодательстве отсутствует. Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от английского «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов.
Смысл аутсорсинга сводится к следующему: сосредоточьте все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для вашей организации, и передайте остальные поддерживающие или сопутствующие функции профессиональному партнеру.
Иными словами для успешного ведения бизнеса вовсе не обязательно, выполнять все непрофильные функции, связанные с основным видом деятельности организации, или с управлением компанией, своим персоналом, можно возложить ведение этих процессов и на специализированную организацию.
Таким образом, под аутсорсингом понимается передача на договорной основе непрофильных функций субъекта внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением.
Отметим, что фирма, берущая на себя «чужие» функции называется аутсорсинговой, или аутсорсером.
Становясь потребителем аутсорсинговых услуг, организация-заказчик получает возможность сосредоточиться на основном бизнесе, поскольку договор аутсорсинга, как мы отметили, заключается именно по непрофильным направлениям деятельности организации. Передача части работ на аутсорсинг позволяет сократить издержки, так как зачастую услуги аутсорсера стоят намного дешевле, чем содержание собственного персонала.
По договору аутсорсинга, как правило, передаются такие функции, как:
- поддержка информационных систем (локальных сетей, web-сайта; защита информации; администрирование компьютерных сетей; разработка, внедрение и последующее обслуживание корпоративных программных продуктов и так далее);
- постановка и ведение бухгалтерского, налогового учета, а также составление отчетности;
- поиск и подбор кадров;
- аренда сотрудников;
- PR и рекламные услуги;
- уборка офисных помещений;
- охрана и служба безопасности;
- организация питания;
-организация транспортных перевозок, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности организации;
- административная поддержка и прочие услуги.
Между организацией-заказчиком и аутсорсинговой организацией заключается гражданско-правовой договор, предметом которого является предоставление услуги или выполнение работы.
Обратите внимание!
Не стоит относить к аутсорсингу использование любых услуг, оказываемых внешними исполнителями. Под аутсорсингом следует понимать именно передачу на длительное время, ведение какой либо непрофильной деятельности организации, которая, в принципе может осуществляться и самостоятельными силами.
По сути дела, прибегая к услугам аутсорсера, организация – заказчик в его лице получает как бы дополнительное структурное подразделение организации, которое в то же время остается от него юридически независимым.
Аутсорсинг в настоящее время выступает достаточно эффективным способом сокращения издержек, организации, повышения качества товаров (работ, услуг) производимых ею, а также перераспределения ресурсов. Передача бизнес-процессов организации на аутсорсинг осуществляется на договорной основе.
Отметим, что в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) нет нормы, регулирующей взаимоотношения между заказчиком и организацией-аутсорсером по уровню сервиса, поэтому процесс оказания услуг аутсорсинга регламентируется теми нормами ГК РФ, которым соответствует фактическое содержание взаимоотношений между заказчиком и организацией-аутсорсером.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ, юридические лица свободны в заключение договора.
При этом стороны могут заключать договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В большинстве случаев оказание аутсорсинговых услуг регулируется нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель (организация-аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Правила главы 39 ГК РФ применяются к договорам оказания аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по подбору кадров, и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам:
- подряда;
- выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
- перевозки;
- транспортной экспедиции;
- банковского вклада;
- банковского счета;
- расчетов;
- хранения;
- поручения;
- комиссии;
- доверительного управления имуществом.
Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, то исполнитель, в соответствии со статьей 780 ГК РФ, обязан оказать услуги лично.
Оплата выполненных услуг производится в соответствии со статьей 781 ГК РФ:
«1. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
2. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
3. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг».
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, но при этом он обязан оплатить исполнителю фактически осуществленные им расходы.
Исполнитель, также, может отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг, но лишь при условии полного возмещения убытков заказчику.
В договоре возмездного оказания услуг отсутствует материальный результат, а значит, оплачивается услуга как таковая.
Согласно статье 780 ГК РФ отсутствует возможность передачи права и обязанности по договору возмездного оказания услуг третьему лицу - другому исполнителю, если иное не предусмотрено договором.
Необходимо отметить, что схожесть правового регулирования договора возмездного оказания услуг и договора подряда дает возможность регулирования правоотношений, связанных с договором возмездного оказания услуг, нормами договора подряда, что отражено в статье 783 ГК РФ:
«Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг».
Отметим, что, передавая какую-то функцию организации на аутсорсинг, в некоторых случаях, могут быть заключены договоры о техническом или об абонентском обслуживании заказчика.
Как мы уже отмечали, не существует типовых договоров по данным видам услуг, поэтому договоры составляются в произвольной форме.
Отдельные виды аутсорсинга включают комплекс сервисных услуг; поэтому они должны оформляться смешанными договорами, включающими максимум договорных условий, регулирующих все возможные аспекты взаимоотношений между заказчиком и аутсорсером.
Как правило, при оказании аутсорсинговых услуг работники состоят в трудовых отношениях с организацией-исполнителем, имеют с ней трудовые договоры, заключаемые по общему правилу. Они не включаются в отношения между заказчиком и исполнителем, поскольку они исполняют свою трудовую функцию, определенную в трудовом договоре исходя из целей деятельности организации-аутсорсера. Работник получает заработную плату у аутсорсера и подчиняется приказам и распоряжениям своего работодателя, хоть и выполняет указания должностных лиц организации-заказчика для качественного и своевременного предоставления услуги.
В целях снижения налоговых рисков при заключении любого вида договоров на оказание аутсорсинговых услуг, как уже сказано, рекомендуем использовать в тексте договора и подтверждающих его исполнение документов (актах) дословную терминологию Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, процесс оказания аутсорсинговых услуг должен быть документирован, причем учетная документация должна содержать все существенные реквизиты, поскольку осуществленные расходы, указанные организацией в первичных документах, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, не могут быть признаны документально подтвержденными, и, следовательно, не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.
Обратите внимание!
Госкомстатом Российской Федерации не разработана унифицированная форма акта приемки-сдачи аутсорсинговых услуг. Поэтому организация-аутсорсер вправе самостоятельно разработать форму такого документа и утвердить ее в приложении к приказу по учетной политике.
Разработанная форма акта должна отвечать требованиям, предъявляемым к первичным документам и установленным пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Как мы уже отмечали выше, в договоре указываются предмет договора, условия, определяющие требования заказчика к предоставляемой услуге, квалификации специалистов, перечень услуг и сроки исполнения, стоимость услуги. Кроме того, обязанности заказчика и исполнителя, степень ответственности. Иными словами, в договор следует включать все существенные условия для договоров данного вида.
При заключении договора необходимо обеспечивать соразмерность стоимости оказанных услуг их объему, качеству и трудозатратам.
Особое внимание следует обратить на дату предъявления документов, служащих основанием для расчета за оказанные услуги аутсорсинга.
Расхождения в дате составления (дате предъявления) акта об оказании аутсорсинговых услуг и периоде оказания таких услуг в большинстве случаев связаны с тем, что исполнитель нарушает требования пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с этим пунктом, первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно после ее окончания.
Отметим, что при оказании аутсорсинговых услуг в договоре следует отметить момент об имуществе, которое исполнитель будет применять в своей деятельности. Возможно несколько вариантов: либо аутсорсер оказывает услуги с использованием имущества заказчика, либо имущество заказчика передается в пользование аутсорсеру (например, по договору аренды либо безвозмездного пользования).
Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования договора аутсорсинга, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR - ИНТЕРКОМ - АУДИТ» «Аутсорсинг. Аренда персонала».
Бухгалтерский учет материально-производственных запасов (далее - МПЗ) организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением бюджетных и кредитных организаций), должны осуществлять в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н (далее - ПБУ 5/01).
В качестве МПЗ к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 принимаются:
· сырье, материалы, и другие активы, используемые при производс
Единый социальный налог: постатейный комментарий. Статья 236. Объект налогообложения
СТАТЬЯ 236. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
«1. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам».
Таким образом, объект налогообложения состоит из следующих