Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам
С 1 января 2004 года применяется новый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, который утвержден статьей 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее Закон №166-ФЗ).
«Статья 8
1. Установить, что в 2004 году пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается с даты повышения фактической заработной платы.
2. Установить, что в 2004 году работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов».
Итак, расчетным периодом является 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Следует учитывать, что, по мнению ФСС РФ изменение расчетного периода не допускается (пункт 1 Письма ФСС РФ от 25 февраля 2004 года №02-18/07-1202. При этом применяется Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» с учетом положений статьи 8 Закона №166-ФЗ и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.
Постановлением от 24 декабря 2003 года №89 Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации утвердило разъяснение №5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году» (далее Разъяснение №5).
В среднем заработке учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом, в Письме ФСС РФ от 17 февраля 2004 года №02-18/07-1034 «Об исчислении пособий педагогическим и медицинским работникам, а также работникам, не получающим полного оклада (ставки)» сообщается, что при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам педагогическим и медицинским работникам, а также работникам, не получающим по основной работе полного должностного оклада (тарифной ставки), следует учитывать весь заработок по месту основной работы, включая заработную плату за работу, осуществляемую на условиях внутреннего совместительства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» на 2005 год сохранен действующий в 2004 году порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, установленный статьей 8 Закона №166-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 года №70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» утратили силу подпункты 8,13,14 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим, с 1 января 2005 года подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке, в том числе и в части, зачисляемой в ФСС РФ:
выплаты, производимые физическим лицам, выполняющим работы (услуги) для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов, за счет членских взносов;
выплаты членам профсоюза, имеющим трудовые отношения с профсоюзной организацией, независимо от их размера и сроков выплаты;
выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - независимо от их размера.
Поэтому с 1 января 2005 года лица, работающие в садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативах (товариществах) на основании трудового договора, а также члены профсоюза, имеющие трудовые отношения с профсоюзной организацией, подлежат обеспечению пособиями по обязательному социальному страхованию на общих основаниях.
Выплаты, осуществляемые в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, учитываются в среднем заработке при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в случае если указанные выплаты являются заработной платой, выданной в неденежной форме. Такая позиция изложена в Письме ФСС РФ от 23 сентября 2004 года №02-18/07-6474 «О подпунктах 8 и 14 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации».
Проведя анализ законодательных актов, мы рекомендуем следующий алгоритм расчета пособий:
1. Определить, имеет ли работник право на расчет пособия из среднего заработка или оно не должно превышать за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.
Если работник в течение расчетного периода (12 календарных месяцев) фактически проработал менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом трехмесячный период фактической работы определяется в календарных днях.
С 1 января 2005 года минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) составляет 720 рублей в месяц (статья 1 и статья 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ увеличится и составит:
с 1 сентября 2005 года - 800 рублей в месяц;
с 1 мая 2006 года - 1 100 рублей в месяц.
Письмо ФСС от 25 февраля 2004 года №02-18/07-1202 «Ответы на вопросы по применению нового порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам»
«3. Вопрос: Как следует определять 3-месячный период фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам - в календарных или рабочих днях?
Ответ: Указанный 3-месячный период фактической работы определяется в календарных днях.
При этом в случае если работник работал непрерывно, следует руководствоваться статьей 14 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца срока. Например, для работника, принятого на работу 15 января 2004 года, трехмесячный период непрерывной фактической работы истекает 15 апреля 2004 года, то есть начиная с 15 апреля 2004 года работник будет иметь право на исчисление пособия по общим правилам.
Если период фактической работы определяется путем суммирования отдельных периодов работы, указанные периоды также определяются в календарных днях. В этом случае работник приобретает право на расчет пособия по общим правилам по истечении 90 календарных дней в общей сложности. Например, работник принят на работу с 15 января 2004 года и не работал в связи с предоставленным ему учебным отпуском со 2 по 25 февраля 2004 года. Поскольку указанный период (со 2 по 25 февраля 2004 года) при определении периода фактической работы не учитывается, трехмесячный период фактической работы определяется путем суммирования отдельных периодов - до 2 февраля 2004 года и после 25 февраля 2004 года. До учебного отпуска период фактической работы у данного работодателя составит 18 календарных дней. В связи с этим для приобретения права на расчет пособия по общим правилам после окончания учебного отпуска работник должен проработать еще 72 календарных дня (90 - 18)».
В соответствие с Разъяснением №5 при определении периода фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не учитываются периоды, в течение которых работник фактически не работал:
работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам включается время, в течение которого работник фактически работал, и за ним сохранялась средняя заработная плата в соответствии с законодательством Российской Федерации:
при направлении в служебные командировки;
при переводе на нижеоплачиваемую работу.
Пример 1.
Работница организации заболела 6 января 2005 года.
Ситуация 1.
В расчетном периоде (с 1 января 2004 по 31 декабря 2004) работница:
С 1 января 2004 года по 30 сентября 2004 года была в отпуске по уходу за ребенком;
С 1 января 2004 года по 14 октября 2004 года находилась в очередном оплачиваемом отпуске;
С 15 октября 2004 года по 31 декабря 2004 года работала (исполняла свои трудовые обязанности на рабочем месте).
В данном случае пособие не может превышать за полный календарный месяц 720 рублей, поскольку фактически отработано 2,5 месяца. Сумма пособия за каждый рабочий день, пропущенный в связи с временной нетрудоспособностью, составит 48 рублей (720 : 15 дней), где 15 – количество рабочих дней в месяце нетрудоспособности (в январе).
Ситуация 2.
В расчетном периоде (с 1 января 2004 по 31декабря 2004) работница:
С 1 января 2004 года по 30 сентября 2004 года была в отпуске по уходу за ребенком;
С 1октября 2004 года по 14 октября 2004 года находилась в служебной командировке;
С 15 октября 2004 года по 31 декабря 2004 года работала (исполняла свои трудовые обязанности на рабочем месте).
В данном случае пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, поскольку фактически отработано 3 месяца (включается время нахождения в командировке).
В случае если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров. При этом справки с предыдущего места работы не требуется (пункт 4 Письма ФСС РФ от 25 февраля 2004 года №02-18/07-1202).
Таким образом, все время трудовых отношений с предыдущим работодателем считается фактически отработанным.
Пример 2.
Кузнецова С.В. проработала в организации А с 3 января 2003 года по 31 сентября 2004 года (последний год работы она была в отпуске по уходу за ребенком). Затем месяц не работала. С 1 декабря 2004 года поступила на работу в организацию Б и 12 января 2005 года заболела. В соответствии с приведенными выше правилами и, несмотря на то, что стаж прервался (перерыв в работе более трех недель), пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, так как. с учетом записи в трудовой книжке Кузнецова фактически отработала более 3-х месяцев. Средний дневной заработок в данном случае будет рассчитываться путем деления суммы фактически начисленной за декабрь заработной платы на число фактически отработанных в декабре дней.
2. Определить средний дневной заработок (при условии, что работник фактически отработал в расчетном периоде более 3-х месяцев).
Средний дневной заработок определяется в порядке, установленном пунктом 8 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (Положение №213), а именно, путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Средний часовой заработок работника при суммированном учете рабочего времени определяется в порядке, установленном пунктом 13 Положения №213, а именно, путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
В связи с изменением порядка финансирования пособий по временной нетрудоспособности, если в организации установлен суммированный учет рабочего времени, за счет работодателя подлежат оплате часы, предусмотренные графиком работы и пропущенные работником за первые два календарных дня нетрудоспособности. Такие разъяснения изложены в пункте 2 Письма ФСС РФ от 15 февраля 2005 года №02-18/07-1243.
Премии и вознаграждения при расчете среднего заработка учитываются в порядке, установленном пунктом 14 Положения №213:
ежемесячные премии и вознаграждения - не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода;
премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, - в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.
Если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 4 Положения №213, то премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетный период (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц). Если работник проработал в организации не полный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, то их следует учитывать при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном данным пунктом Положения №213.
Пример 3.
Работник организации болел с 29 января 2005 года по 3 февраля 2005 года. В расчетном периоде (с 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года) работник с 1 по 29 ноября находился в очередном отпуске, остальное время работал. Оклад работника в 2004 году не менялся и составлял 12 000 рублей в месяц. В декабре была начислена и выплачена премия по итогам 2004 года в сумме 10 000 рублей. Непрерывный стаж работника составил 6 лет.
В данном случае пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, поскольку в расчетном периоде работником фактически отработано более 3-х месяцев.
Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.
1) определим число фактически отработанных дней в расчетном периоде:
251 день -20 дней = 231 дней, где 250 – число рабочих дней в расчетном периоде, 20 – число рабочих дней в ноябре, когда работник был в отпуске.
2) определим сумму выплат, включаемых в расчет среднего заработка:
12 000 рублей х 11 = 132 000 рублей - оклад за 11 месяцев (исключение составляет ноябрь, когда работник был в отпуске);
10 000 : 251 х 231 = 9 203,19 рубля - премия, рассчитанная пропорционально фактически отработанным в расчетном периоде дням, где 251 – число рабочих дней в расчетном периоде, 231 - число фактически отработанных дней.
3) определим средний дневной заработок:
(132 000 рублей + 9203,19 рубля): 231 дней = 611,27 рубля
4) определим средний дневной заработок с учетом непрерывного трудового стажа:
611,27 рубля х 80% = 489,02 рубля
где 80% - размер пособия с учетом непрерывного трудового стажа (6 лет) в соответствии с подпунктом б пункта 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года №13-6 (далее Положение №13-6).
5) Определим максимальную величину дневного пособия исходя из ограничения в сумме 12 480 рублей за полный календарный месяц:
12 480 рублей: 15 дней = 832 рубля, где 15 – число рабочих дней в месяце нетрудоспособности (в январе);
12 480 рублей: 19 дней = 656,84 рубля, где 19 – число рабочих дней в месяце нетрудоспособности (в феврале 2005 года).
6) Определим сумму пособия по временной нетрудоспособности:
489,02 рубля х 4 дня = 1956,08 рубля, где 4 дня – число рабочих дней в периоде нетрудоспособности (с 29.01.2005 года по 03.02.2005 года).
При этом вся сумма пособия выплачивается за счет средств ФСС РФ (29,30 января были нерабочие дни).
В соответствии со статьей 8 Закона №166-ФЗ в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается от даты повышения фактической заработной платы. В связи с этим, при определении среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам пункты 15 и 16 Положения №13-6 не применяются.
Обратите внимание!
Если работодатель решит повысить оклад работнице перед ее уходом в декретный отпуск, ему нужно быть готовым доказать, что повышение заработной платы было обоснованным, например, с целью удержать квалифицированного специалиста. В противном случае работники ФСС РФ могут решить, что пособие по беременности и родам выплачено необоснованно, и, соответственно, откажут работодателю в возмещении расходов по выплате пособия в счет ЕСН. Об этом свидетельствует арбитражная практика: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 января 2005 года №А26-4718/04-22, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 августа 2004 года №А21-12236/03-С1.
Кроме того, может быть признано неправомерным возмещение за счет средств ФСС РФ пособия по беременности и родам, в случае оформления сотрудницы непосредственно перед наступлением страхового случая, а также отсутствия прибыли у работодателя в данный период (вследствие того, что хозяйственная деятельность не ведется) и выплаты пособия за счет заемных средств (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 октября 2004 года №А21-12025/03-С1).
3. Определить средний дневной заработок с учетом непрерывного трудового стажа.
Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №122-ФЗ) в статье 8. Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» сказано, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере:
«среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Порядок исчисления среднего заработка (дохода) устанавливается Правительством Российской Федерации».
До принятия законодательных актов, регулирующих вопросы учета непрерывного стажа работы для определения размера пособия по беременности и родам, размер указанного пособия, как указано в Письме ФСС РФ от 12 января 2005 года №02-18/07-81, следует определять в соответствии с установленным порядком, то есть выплачивать пособие по беременности и родам в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа, с учетом установленного максимального размера пособия. То есть пособие по беременности и родам выдается в размере 100% заработка.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 100% заработка:
рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет;
рабочим и служащим, имеющим на своем иждивении трех или более детей, не достигших 16 (учащиеся - 18) лет. Настоящее правило не распространяется на рабочих и служащих, у которых непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособия в размере полного заработка, не сохранился в связи с увольнением в течение последних восьми лет работы по следующим основаниям:
систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;
прогул (в том числе отсутствие на работе больше трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии;
вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;
утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности;
совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы;
требование профсоюзного органа;
увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставами о дисциплине;
совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы.
рабочим и служащим, у которых временная нетрудоспособность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга;
работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также принимавшим в 1986-1989 годах участие в работе по ликвидации последствий этой аварии в пределах зоны отчуждения или занятым в указанный период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
работающим инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;
работникам, не достигшим 18 лет, проживающим в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы или эвакуированным и переселенным из зон радиоактивного загрязнения, при заболевании кроветворных органов (острые лейкозы), щитовидной железы (аденомы, рак), злокачественными опухолями;
по уходу за больными детьми в возрасте до 14 лет, проживающими в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы или эвакуированными и переселенными из зон радиоактивного загрязнения.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 80% заработка:
рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет;
рабочим и служащим из числа круглых сирот, не достигших 21 года, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 60% заработка:
рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет.
Особый порядок определения размера выплачиваемых пособий установлен:
работающим инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным в отношении льгот к инвалидам Великой Отечественной войны. Во всех случаях временной нетрудоспособности им выдается пособие в размере 100% заработка.
при заболевании, связанном с поствакцинальным осложнением. Пособие выплачивается в размере 100% заработка независимо от непрерывного стажа работы.
для случаев ухода за ребенком, не достигшим 14 лет, за период с 8-го по 14-й календарный день, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - с 11-го по 14-й календарный день. Пособие выдается в размере 50% заработка, независимо от непрерывного трудового стажа.
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также пособие на период санаторного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет выдаются в зависимости от непрерывного стажа. Размер пособия с 8-го или 11-го дня не уменьшается.
При уходе за здоровым ребенком в возрасте до 3 лет или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет на период болезни матери пособие выдается лицу, осуществляющему уход, на весь период, в течение которого мать не может ухаживать за ребенком с учетом непрерывного стажа без снижения размера пособия с 8-го или 11-го дня.
Пособие по уходу за несовершеннолетним членом семьи, заболевание которого связано с поствакцинальным осложнением, выплачивается одному из родителей или иному законному представителю за все время болезни в размере 100% заработка, независимо от непрерывного стажа работы.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее Закон 4520-1) таким лицам пособие выплачивается в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.
Обратите внимание!
Статьей 24 Закона №4520-1 было установлено, что в случае временной нетрудоспособности указанным лицам выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. Однако Федеральный закон №122-ФЗ ограничил выплату пособия вышеуказанной категории лиц также максимальным размером пособия.
Более подробно с вопросами, касающимися больничных и иных пособий по социальному страхованию, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Больничные и иные пособия по социальному страхованию».
Непрерывный трудовой стаж определяется в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 года №252 (далее Правила №252). Поскольку с 1991 года изменения в Правила не вносились, их следует применять с учетом принятых впоследствии законодательных актов Российской Федерации и международных договоров с участием Российской Федерации. В частности, следует учитывать положения, отмеченные в Письме ФСС РФ от 25 октября 2002 года №02-18/05
Особенности налогообложения вознаграждения, выплачиваемого издательством по авторскому договору
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Авторский гонорар – вознаграждение автора, которое предусмотрено в авторском договоре. Это вознаграждение является доходом автора и, следовательно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Налогоплательщиком признается сам автор – физическое лицо.
Но, согласно статье 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) у издательства, являющегося источником дохода, полученного физическим лицом, возникает обязанность налогового агента по исчислению и удержанию у физического лица налога и его уплате.
Бухгалтерский и налоговый учет у арендатора. Учет коммунальных услуг
Вопросы оплаты коммунальных услуг волнуют, как правило, организации, заключившие договоры аренды помещений или зданий.
В целях избежания возможных конфликтных ситуаций между арендодателем и арендатором по оплате коммунальных услуг, в договоре аренду необходимо предусмотреть, какая из сторон договора будет нести данные расходы, а также порядок проведения расчетов между сторонами.
В том случае, когда коммунальные услуги включены в арендную плату, проблем с их отражением в учете не возникает. Сложности вызывает вариант, при котором арендная плата и коммунальные услуги разделены.