Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (пункт 1 статьи 2 Закона №54-ФЗ).
Любое иное осуществление денежных расчетов, не связанное с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, не требует в обязательном порядке применения контрольно-кассовой техники.
В связи с тем, что уплата заемщиком процентов за пользование заемными средствами наличными денежными средствами в кассу организации, получение от заемщика наличных денежных средств в кассу организации при уплате неустойки (штрафа, пени), принятие к учету наличных денежных средств, вносимых заемщиком в счет уплаты основного долга по договору займа, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг, то и обязательного применения контрольно-кассовой техники не требуется (Письмо ФНС РФ от 8 сентября 2005 г. № 22-3-11/1695@)
Перед рассмотрением порядка применения ККТ, следует напомнить об обязанности продавца товара (услуг) - обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары, прейскурантов на выполняемые работы и оказываемые услуги. Такая обязанность закреплена в следующих документах:
«Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утверждены Письмом Минфина Российской Федерации от 30 августа 1993 года №104;
Правила продажи отдельных видов товаров, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
Правила оказания платных ветеринарных услуг, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года №898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»;
Правила оказания услуг общественного питания, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;
Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 года №490 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»;
и другие.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны:
зарегистрировать контрольно-кассовую машину в налоговых ведомствах;
содержать ККТ в исправном состоянии и применять ККТ (при наличии пломбы, установленной в надлежащем порядке), обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;
обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию;
производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых ведомств.
Правила применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением установлены в «Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утверждено Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745.
Требование Закона №54-ФЗ о применении ККТ является обязательным при наличных расчетах не только с населением, но и при расчетах между юридическими лицами. Указанное требование не зависит от того, осуществляется ли реализация товаров (работ, услуг) постоянно или на разовой основе.
Напомним, что контрольно-кассовую технику в обязательном порядке должны применять:
организации,
филиалы (Письмо ФНС РФ от 15 декабря 2005 года №06-9-10/110),
обособленные подразделения,
индивидуальные предприниматели.
Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают от обязанности по применению ККТ.
Квитанция к приходному кассовому ордеру, по которому производится прием денежных средств в соответствии с п. 13 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного Решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации N 40 от 22 сентября 1993 года, при наличии напечатанного на ней контрольно-кассовой машиной полноразмерного фискального оттиска, соответствует требованиям, предъявляемым к вкладному (подкладному) документу, приравненному к чеку.
Применение ККТ при осуществлении денежных расчетов, как уже упоминалось, обязательно, независимо от целей приобретения товара или назначения результатов выполненных работ (услуг). Таким образом, обязанность применять ККТ распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с покупателями (клиентами), приобретающими товары для последующей перепродажи или заказывающими услуги в коммерческих целях.
При реализации товаров, работ (услуг) покупателям (клиентам) выдается чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККТ, в которых должны содержаться следующие реквизиты:
наименование организации;
идентификационный номер организации-налогоплательщика (ИНН);
заводской номер ККТ;
порядковый номер чека;
дата и время покупки (оказания услуги);
стоимость покупки (услуги);
признак фискального режима.
На чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения.
Чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью ККТ в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти.
Согласно пункту 11 Постановления № 745 на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента, и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.
Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность за обеспечение хранения указанных документов несет руководитель организации.
Обращаем внимание на то, что применение ККТ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению ККТ.
Чеки подлежат гашению одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.
На всех ККТ в обязательном порядке применяется контрольная лента, и по каждой ККТ ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом ведомстве.
При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр, такое требование установлено статьей 3 Закона №54-ФЗ.
Помимо указанного закона порядок ведения Государственного реестра регулируется Положением о порядке ведения Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации», утвержденное Решением ГМЭК от 22 октября 1993 года, Протокол №3. Данный нормативный акт содержит следующие раздел
Как мы уже отмечали, на территории Российской Федерации применяются только модели ККТ, включенные в Государственный реестр. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (пункт 5 статьи 3 Закона №54-ФЗ). Аналогичное разъяснение изложено в Письме ФНС РФ от 17 января 2006 года №06-9-09/16@ «О регистрации ККТ».
В соответствии с пунктом 8 приказа Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22 июня 1995 года №ВГ-3-14/36 «Об утвержде
Особенности налогообложения прибыли, полученной бюджетными учреждениями.
Федеральным законом от 24 июля 2002 года №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» была введена в НК РФ статья 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями».
В соответствии с этой статьей налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней; государственных внебюджетных фондов, выдел