Порядок отражения в учете государственной помощи, направляемой на поддержку агропромышленного комплекса
Предприятия агропромышленного комплекса получают активную государственную поддержку. Причем организации, непосредственно занятые в сельском хозяйстве, могут получать помощь, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств субъектов Российской Федерации.
Обратите внимание!
Статьей 44 Федерального закона от 26 декабря 2005 года №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» утверждены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации:
«а) на поддержку племенного животноводства, овцеводства, элитного семеноводства, завоза семян в северные и высокогорные районы страны, производства льна и конопли, закладки и ухода за многолетними насаждениями, компенсации части затрат на приобретение средств химизации и по страхованию урожая сельскохозяйственных культур;
б) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях:
в 2005 - 2006 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, на покупку молодняка скота и птицы, а также на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур, ремонтным и агроснабженческим организациям на закупку и поставку запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники;
в 2006 году сельскохозяйственным потребительским кооперативам по кредитам, полученным ими на цели, установленные абзацем вторым настоящего подпункта, сроком до двух лет;
в 2003 - 2006 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам по инвестиционным кредитам, полученным ими на срок до трех лет;
в 2004 - 2006 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам по инвестиционным кредитам, полученным ими на срок до пяти лет, в том числе на закупку всех видов сельскохозяйственной техники отечественного производства и племенного скота, закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию животноводческих комплексов и предприятий по переработке льна и льноволокна;
в 2005 году гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, по кредитам, полученным ими на срок до трех лет в порядке и на условиях, которые установлены абзацами вторым и четвертым настоящего подпункта;
в 2006 году гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, молодняка скота и птицы, кормов, ветеринарных препаратов, на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ на срок до двух лет, а также по кредитам на покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, скота, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, реконструкции, модернизации и строительства животноводческих помещений, полученным ими на срок до пяти лет. Общая сумма кредитов, полученных гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, на цели, установленные настоящей статьей, в течение двух лет не должна превышать 300,0 тыс. рублей;
в 2006 году сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности и крестьянским (фермерским) хозяйствам по инвестиционным кредитам, полученным ими на срок до восьми лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм);
в) в 2006 году на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, членам этих кредитных кооперативов на цели, указанные в абзаце втором подпункта «б» настоящего пункта;
11) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 5 000 000,0 тыс. рублей на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ;
12) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в сумме 2 500 000,0 тыс. рублей, предоставляемые в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации».
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 года №190 «Об установлении условий и критериев определения размера субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса, и правил их предоставления» средства на финансирование мероприятий в области сельскохозяйственного производства, растениеводства и животноводства, и компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур, направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий. В этом же документе определены условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, а также установлены основные критерии определения размера субсидий.
Отметим, что на момент написания настоящей книги порядок использования субсидий на 2006 год еще не утвержден, в 2005 году сельскохозяйственные организации руководствовались порядком, утвержденным Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 11 апреля 2005 года №53 «Об утверждении Порядка использования в 2005 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства, с нормативами (методикой) определения размера субсидий по субъектам Российской Федерации» (далее Порядок использования субсидий в 2005 году).
Согласно указанному Порядку использования субсидий в 2005 году средства федерального бюджета перечисляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации Федеральным агентством по сельскому хозяйству в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Средства федерального бюджета, зачисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации, предоставляются юридическим лицам любой организационно-правовой формы, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам в виде субсидий. Субсидии предоставляются на следующие виды расходов:
а) поддержка племенного животноводства, в том числе овцеводства;
б) поддержка элитного семеноводства;
в) производство льна и конопли;
г) приобретение средств химизации;
д) поддержка завоза семян в северные и высокогорные районы страны;
е) поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями;
ж) поддержка отечественного овцеводства.
Расчет объема причитающихся субсидий на соответствующие виды расходов осуществляется исходя из размеров (ставок) субсидий, приведенных в приложении №1 к Порядку использования в 2005 году субсидий, утвержденному Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 11 апреля 2005 года №53.
Например, субсидии на поддержку племенного животноводства предоставляются:
на содержание высокопродуктивного племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в племенных и генофондных хозяйствах;
на содержание племенных быков-производителей на предприятиях по племенной работе и искусственному осеменению животных, находящихся на оценке (проверке) на качество потомства.
Субсидии предоставляются по следующим ставкам на одну условную голову:
На 1 единицу измерения
Размер (ставка) субсидии, рублей
1
2
3
Поддержка племенного животноводства, в том числе овцеводства
на содержание племенного маточного поголовья с/х животных
в том числе:
в ведущих племенных заводах и репродукторах
усл. гол.
2 500 (годовая)
в перспективных племенных заводах и репродукторах
усл. гол.
2 500 (годовая)
в перспективных племенных заводах, расположенных в районах Крайнего Севера
усл. гол.
2 500 (годовая)
на содержание племенных быков - производителей
усл. гол.
25 000 (годовая)
Кроме того, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 3 августа 1995 года №123-ФЗ «О племенном животноводстве» организациям по племенному животноводству могут в установленном порядке предоставляться гарантии, льготные кредиты, налоговые и иные льготы.
Обратите внимание!
Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете сельскохозяйственной организации полученных бюджетных средств зависит от того, признаются ли полученные средства целевыми или нет. Если средства, полученные из бюджета, не признаются таковыми, то в бухгалтерском учете они отражаются в составе выручки и облагаются налогами в общем порядке.
Напоминаем, что получение и целевое использование бюджетных средств регламентировано Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее БК РФ).
Согласно статье 69 БК РФ предоставление бюджетных средств коммерческим организациям может предоставляться в виде субвенций и субсидий.
Согласно статье 6 БК РФ:
«субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов».
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о полученных и использованных бюджетных средствах установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года №92н (далее ПБУ 13/2000).
В соответствии с указанным бухгалтерским стандартом под государственной помощью понимается увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
В соответствии с пунктом 5 ПБУ 13/2000 сельскохозяйственная организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при выполнении следующих условий:
имеется уверенность в том, что у организации будут выполнены условия предоставления этих средств;
имеется уверенность в том, что бюджетные средства будут получены организацией. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о выделении бюджетных средств или иные соответствующие документы.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, в том числе бюджетных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование».
В зависимости от вида получаемой государственной помощи организация должна открыть к счету 86 «Целевое финансирование» аналитические субсчета.
Принятие к учету бюджетных средств отражается в бухгалтерском учете организации следующей записью:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
76
86
Получено уведомление о выделении бюджетных средств
В момент фактического поступления денежных средств в бухгалтерском учете организации производится запись:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
51
76
Получены денежные средства из бюджета
В соответствии с пунктом 8 ПБУ 13/2000 полученные бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования на увеличение финансовых результатов организации.
Отметим, что в соответствии с пунктом 4 ПБУ 13/2000 для целей бухгалтерского учета бюджетные средства делятся на две категории:
бюджетные средства, предназначенные для финансирования капитальных расходов;
бюджетные средства, предназначенные для финансирования текущих расходов.
Списание бюджетных средств со счета целевого финансирования на основании пункта 9 ПБУ 13/2000 осуществляется следующим образом:
«суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов - на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;
суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально - производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов».
Рассмотрим на конкретном примере получение сельскохозяйственной организацией бюджетных средств.
Пример 1.
(цифры примера условные).
Сельскохозяйственная организация ООО «Вымпел», занятая выращиванием зерновых и зернобобовых культур, приобрела в марте текущего года 50 тонн удобрений на общую сумму 1 180 000 рублей (в том числе НДС 180 000 рублей). В апреле за счет федерального бюджета организация получила субсидию для компенсации данных затрат. В мае удобрения списаны в производство.
ООО «Вымпел» применяет общую систему налогообложения, является налогоплательщиком НДС и использует льготу, предусмотренную подпунктом 20 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
В марте
10
60
1 000 000
Приняты к учету удобрения
19
60
180 000
Учтен НДС, предъявленный поставщиком удобрений
10
19
180 000
Сумма НДС учтена в стоимости удобрений
( пункт 2 статьи 170 НК РФ)
60
51
1 180 000
Погашена задолженность перед поставщиком
76
86
1 180 000
Получено уведомление о выделении субсидии
В апреле
51
76
1 180 000
Получены денежные средства из бюджета
86
98-2
1 180 000
Полученные бюджетные средства отражены в составе доходов будущих периодов
В мае
20
10
1 180 000
Удобрения списаны в производство
98-2
91-1
1 180 000
Доходы будущих периодов отражены в составе внереализационных доходов.
Налоговый учет организации- плательщики налога на прибыль ведут в соответствии с правилами главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
При определении налогооблагаемой базы плательщики налога на прибыль не учитывают доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ.
Согласно пункту 2 указанной статьи при определении налоговой базы по налогу на прибыль:
«не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений».
Согласно статье 162 БК РФ бюджетополучателем может являться любая организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Как мы уже отмечали, субсидии в соответствии со статьей 6 БК РФ представляют собой:
«бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов».
В статье 78 БК РФ указано, что предоставление субсидий из федерального бюджета допускается в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами.
Статьей 44 Федерального закона от 29 декабря 2005 года №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» предусмотрены субсидии на компенсации части затрат на приобретение средств химизации.
Так как в рассматриваемом примере суммы бюджетных средств использованы организацией по прямому назначению, то в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ они рассматриваются как целевые поступления и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Кроме того, из федерального бюджета предоставляются в 2005 году субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями АПК всех организационно-правовых форм, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях в 2004 - 2005 годах на срок до 5 лет. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на указанные цели утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2004 года №121 «О предоставлении в 2005 году из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными производителями и организациями агропромышленного комплекса всех организационно-правовых форм, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях в 2004 – 2005 годах на срок до 5 лет, в том числе на закупку всех видов сельскохозяйственной техники отечественного производства, закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию предприятий по переработке льна и льноволокна».
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20 апреля 2005 года №64 утверждены направления использования инвестиционных кредитов и перечень документов, подтверждающих их целевое использование. К ним относятся:
1. Приобретение отечественных (импортных - при отсутствии отечественных аналогов) машин и оборудования (и их аналогов, выпускаемых предприятиями Республики Беларусь) в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93.
2. Приобретение племенных животных, племенного молодняка птицы, племенного посадочного материала рыб, племенных зверей.
3. Строительство и реконструкция объектов животноводства и кормопроизводства.
4. Строительство и реконструкция предприятий по переработке льна и льноволокна.
5. Закладка многолетних насаждений и виноградников.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 года №192 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2001 года №192» утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в банках:
сельскохозяйственными товаропроизводителями и фермерскими хозяйствами на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, а также на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур;
пищевыми и перерабатывающими организациями АПК и организациями потребительской кооперации на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки;
ремонтными и агроснабженческими организациями на закупку запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 20 апреля 2005 года №62 «Об утверждении перечня материальных ресурсов, приобретаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для проведения сезонных работ» утвержден Перечень материальных ресурсов, приобретаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями и фермерскими хозяйствами для проведения сезонных работ:
Горюче-смазочные материалы
Минеральные удобрения
Средства защиты растений
Корма
Ветеринарные препараты
Семена
Посадочный материал (включая рыбопосадочный).
Топливо
Электроэнергия, используемая для орошения
Запасные части и материалы для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования.
Таким образом, поскольку многие предприятия АПК убыточны, проводимая государством программа финансового оздоровления предприятий АПК, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств субъектов Российской Федерации, направлена на создание экономических условий для функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме.
Согласно Федеральному закону от 29 июня 2004 года №58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утративших силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации с 1 июля 2004 года (до 1 июля 2004 года форму декларации и по
Уже несколько месяцев участники валютных отношений применяют Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который вступил в силу с 19.06.2004 года (далее Закон 173-ФЗ). За это время были установлены как его положительные моменты по сравнению с ранее действовавшим Законом от 09.10.1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон 3615-1), так и выявлены, проблемы при его применении.
В соответствии со статьей 3 Закона 173-ФЗ основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
Приобретение нематериальных активов, стоимость которых выражена в иностранной валюте
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
На основании статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. Сумма, подлежащая уплате в рублях, определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Согласно пункту 13 ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года №91н «Об утверждении