Главная страница --> Ведение бизнеса

Виды обеспечения обязательств по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний



По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний статьей 8 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ предусмотрены следующие виды обеспечения:

  • пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем;
  • единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
  • ежемесячная страховая выплата застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
  • оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

Рассмотрим каждый из видов обеспечения более подробно.

ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в соответствии со статьей 9 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Пособие устанавливается в размере 100% среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности.

Следует учитывать, что статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №202-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» установлено следующее. В 2005 году, до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти, пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня – за счет средств фонда социального страхования. Однако данное положение не применяется в отношении пособий по временной нетрудоспособности, выдаваемых в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием.

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 12 480 рублей.

В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.

Иногда возникают ситуации, когда предприятию временно необходимо приостановить свою деятельность. Пунктом 81 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС Российской Федерации от 12 ноября 1984 года №13-6, установлено, что при временной нетрудоспособности, наступившей до приостановки работы предприятия и продолжающейся в период приостановки работы предприятия, пособие выдается в том же размере, в каком выплачивается за это время заработная плата. Следовательно, при временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием пособие должно выплачиваться застрахованному лицу в размере 100% среднего заработка и в тот период, когда предприятие находится в простое. Такой вывод следует из Письма ФСС РФ от 26 декабря 2000 года №02-18/05-8538.

Фондом социального страхования Российской Федерации в Письме от 17 марта 1999 года №02-10/05-1193 также даны разъяснения по поводу определения размера пособия по временной нетрудоспособности и квалификации причины нетрудоспособности при обострении трудового увечья или профессионального заболевания. В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ в счет страховых выплат не засчитываются пенсии, пособия и другие выплаты, назначенные застрахованному лицу как до, так и после наступления страхового случая. В связи с этим, пособие по временной нетрудоспособности при обострении прежнего трудового увечья или профессионального заболевания следует назначать в размере полного заработка в течение всего периода нетрудоспособности в соответствии с действующими правилами и квалифицировать причину временной нетрудоспособности как трудовое увечье или профессиональное заболевание с вытекающими отсюда последствиями, предусмотренными соответствующими нормативными актами.

При наступлении временной нетрудоспособности от заболевания, не связанного с полученным ранее трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, причина нетрудоспособности указывается как общее заболевание, и пособие назначается по общеустановленным нормам.

Назначение и выплата застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.

ЕДИНОВРЕМЕННАЯ СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА

Единовременная страховая выплата в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ выплачивается застрахованному лицу или лицу, имеющему право на ее получение.

Данная страховая выплата выплачивается застрахованному лицу по заключению учреждения медико-социальной экспертизы, если результатом страхового случая стала утрата  профессиональной трудоспособности застрахованным. Застрахованным лицам такая выплата производится не позднее одного календарного месяца со дня ее назначения. Лицам, имеющим право на получение единовременной страховой выплаты, выплата производится в том случае, если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного. Выплата производится в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения такой выплаты.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата производится равными долями супруге (супругу) умершего (умершей). Помимо перечисленных лиц такая выплата производится лицам, указанным в пункте 2 статьи 7 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты:

  • нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
  • ребенок умершего, родившийся после его смерти;
  • один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
  • лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.

Размер единовременной страховой выплаты на основании статьи 11 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты. В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты устанавливается в размере, равном шестидесятикратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день такой выплаты.

При определении размера единовременной страховой выплаты в 2004 году следует учитывать, что действие статьи 11 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ в части определения размера единовременной страховой выплаты на 2004 год приостановлено пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №166-ФЗ. Пунктом 1 статьи 14 данного закона установлено, что в 2004 году размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного исходя из суммы в 30 тысяч рублей. В случае смерти застрахованного лица единовременная выплата устанавливается также в размере 30 тысяч рублей.

Степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года №789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации утвердило Постановление от 18 июля 2001 года №56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее Временные критерии №56).

Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из того, какие последствия повлек за собой несчастный случай на производстве, выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов. При определении степени утраты трудоспособности учитываются имеющиеся у пострадавшего профессиональные способности, психофизиологические возможности. Учитываются также профессионально значимые качества, позволяющие продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях.

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА

Ежемесячная страховая выплата в соответствии со статьей 10 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ выплачивается застрахованному лицу в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности. В случае смерти застрахованного ежемесячная страховая выплата выплачивается лицам, имеющим право на ее получение в периоды, установленные пунктом 3 статьи 7 Закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ:

  • несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет;
  • учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;
  • женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно;
  • инвалидам - на срок инвалидности;
  • одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.

Размер ежемесячной страховой выплаты определяется в соответствии со статьей 12 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ и определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

При расчете утраченного заработка учитываются все виды оплаты труда застрахованного как по месту его основной работы, так и по совместительству, на которые начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Учитываются также суммы вознаграждений по гражданско-правовым и авторским договорам, однако только в том случае, если с них предусматривалась уплата страховых взносов. За период временной нетрудоспособности учитываются выплаченные пособия.

Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.

В местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с их учетом.

При исчислении среднемесячного заработка застрахованного, направленного страхователем для работы за пределы территории Российской Федерации, учитывается заработная плата по основному месту работы и заработная плата, начисленная в иностранной валюте (если на нее начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). При этом заработная плата, начисленная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации (далее по тексту ЦБ РФ), установленному на день назначения ежемесячной страховой выплаты.

Порядок исчисления среднемесячного заработка зависит от того, отработал застрахованный в организации 12 месяцев или не отработал:

  • если застрахованный отработал в организации более 12 месяцев, для исчисления среднемесячного заработка следует общую сумму его заработка, с учетом начисленных в расчетном периоде премий, за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы разделить на 12;
  • если работа, повлекшая повреждение здоровья, продолжалась менее 12 месяцев, то среднемесячный заработок исчисляется по-другому: общая сумма заработка за фактически проработанное застрахованным лицом число месяцев, делится на число этих месяцев.

При определении среднемесячного заработка учитывается заработная плата за месяцы, предшествовавшие месяцу, в котором произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания (по выбору застрахованного), установлена утрата его профессиональной способности.

При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.

Разъяснения о порядке определения расчетного периода при исчислении ежемесячных страховых выплат в том случае, когда застрахованный проработал в организации более 12 месяцев, даны в Письме ФСС РФ от 26 ноября 2002 года №02-18/07-8240. В частности,  в этом письме сказано, что для расчета среднего месячного заработка должен быть взят календарный двенадцатимесячный период, предшествовавший наступлению страхового случая, утрате либо снижению трудоспособности застрахованного. При этом, если в течение этого срока имел место перерыв трудовой деятельности, средний месячный заработок определяется путем деления заработка за фактически проработанное время на число месяцев, за которое взят заработок. Иные разъяснения ФСС РФ применению не подлежат.

В тех случаях, когда период работы, повлекшей повреждение здоровья, составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.

По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

На момент назначения обеспечения по страхованию застрахованный может не достигнуть возраста 18 лет. В этом случае ежемесячные страховые выплаты исчисляются из среднего заработка застрахованного, но не менее законодательно установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

В ситуации, когда страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора (контракта), по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия данного договора (контракта) либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее законодательно установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Если до наступления страхового случая застрахованному лицу была повышена заработная плата по занимаемой должности, он был переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения, то есть в заработке застрахованного произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, а также в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда при подсчете среднего месячного заработка учитывается только заработок, который застрахованный получил или должен был получить после соответствующего изменения.

В том случае, когда невозможно получить документ о заработке застрахованного, сумма ежемесячного заработка исчисляется исходя их тарифной ставки или оклада, установленных в отрасли для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами. Если документ о размере заработка впоследствии будет предоставлен, сумма ежемесячной страховой выплаты должна быть пересчитана с месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены документы о сумме заработка.

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит. Исключение составляют следующие случаи:

  • изменение степени утраты профессиональной трудоспособности;
  • изменение круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного;
  • случаи индексации ежемесячной страховой выплаты.

В связи с повышением стоимости жизни сумма заработка, из которого производится исчисление ежемесячной страховой выплаты, а также размер ежемесячной страховой выплаты подлежат индексации. Размер ежемесячной страховой выплаты согласно пункту 11 статьи 12 Закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС РФ на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации. В частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года №53 «Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что с 1 января 2004 года коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат, назначенных до 1 января 2004 года, составляет 1,1.

До настоящего времени индексация ежемесячных страховых выплат проводилась не единожды.

Федеральным законом от 29 апреля 2002 года №42-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» (далее Закон №42-ФЗ) с 1 мая 2002 года минимальный размер оплаты труда был увеличен до 450 рублей. Вопросам индексации  страховых выплат в связи с увеличением минимального размера оплаты труда посвящено Письмо ФСС РФ от 8 мая 2002 года № 02-18/07-3248 «О проведении индексации страховых выплат». В соответствии с этим письмом увеличению подлежали ежемесячные страховые выплаты.

Размер ежемесячных страховых выплат увеличился с 1 мая 2002 года в 1,5 раза. При этом было установлено следующее: страховые выплаты, проиндексированные в соответствии с Законом №42-ФЗ  в 1,5 раза, не могут превышать максимального размера (30 000 рублей), предусмотренного статьей 16 Федерального закона от 11 февраля 2002 года №17-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год». Размеры ежемесячных страховых выплат, превышавшие 30 000 рублей на момент вступления в силу данного закона, индексации в 1,5 раза в связи с увеличением минимального размера оплаты труда не подлежат и в дальнейшем при увеличении минимального размера оплаты труда также не индексируются.

Письмо ФСС РФ от 7 октября 2002 года № 02-18/07-7048 «О расчете ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» также посвящено вопросам расчета ежемесячных страховых выплат. Приведем текст письма полностью:

«I. При исчислении ежемесячных страховых выплат суммы заработка, полученного застрахованным до 1 января 2000 года, увеличиваются в порядке, установленном пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей».

Исчисленные в таком порядке суммы увеличиваются на коэффициенты повышения минимального размера оплаты труда, установленные до 2000 года, в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

После вступления в силу указанного Федерального закона страховая выплата увеличивается с момента установления застрахованному степени утраты профессиональной трудоспособности.

Данная позиция обусловлена следующим.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности.

При этом в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 12 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

Таким образом, коэффициенты увеличения минимального размера оплаты труда, установленные Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», применяются к суммам страховых выплат с момента установления застрахованному степени утраты профессиональной трудоспособности.

Например:

 Дата    установления    заключительного     диагноза   профзаболевания 01.01.93.

Дата  установления  процента утраты профессиональной трудоспособности - 01.02.2002.

Дата первого обращения за выплатами - 02.10.2002.

Заработок взят до прекращения работы, повлекшей профессиональное заболевание, - с января по декабрь 1992 года.

1. Заработок увеличивается на коэффициент 3;

2. Сумма возмещения вреда до 2000 года индексируется с применением коэффициентов 2.500, 1.900, 1.810, 1.900, 1.400, 1.678, 1.270, 1.259, 1.050, 1.048, 1.045, 1.200, 1.100, 0.001;

3. После 2000 года индексируется страховая выплата, право на получение которой возникло с 01.02.2002, в связи с этим страховая выплата увеличивается на коэффициент 1.500 (введенный с 01.05.2002, то есть после установления процента утраты профессиональной трудоспособности).

II. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1 суммы заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в настоящем пункте, увеличиваются по увечьям, иным повреждением здоровья, полученным до 1 января 1991 года, в шесть раз, с 1 января 1991 года по 31 января 1993 года, в три раза.

Указанные коэффициенты применяются в зависимости от даты наступления несчастного случая (установления диагноза профессионального заболевания) при условии, что заработок для исчисления страховых выплат взят за период до 31.01.93.

Таким образом, коэффициент «6» применяется при наличии следующих условий:

  • Несчастный случай на производстве (установление диагноза профессионального заболевания) имел место до 01.01.91.
  • Заработок для исчисления страховой выплаты взят за период до 31.01.93. Коэффициент «3» применяется при наличии следующих условий:
  • Несчастный случай на производстве (установление диагноза профессионального заболевания) имел место в период с 01.01.91 по 31.01.93.
  • Заработок для исчисления страховой выплаты взят за период до 31.01.93. Если несчастный случай на производстве (установление диагноза профессионального заболевания) имел место после 31.01.93, коэффициенты «3» и «6» не применяются.

Если в расчетный период включены месяцы после 31.01.93, заработок за период после 31.01.93 на коэффициенты «3» и «6» не увеличивается».

В местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ,размеры ежемесячных страховых выплат определяются с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок дан в Письме ФСС РФ от 25 января 2001 года №02-18/07-597 «О применении районных коэффициентов, процентных надбавок к заработной плате при расчете размера страховой выплаты»:

«В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ для первоначального расчета страховой выплаты применяется средний месячный заработок с учетом районных коэффициентов, процентных надбавок, действовавших в расчетный период.

В дальнейшем, при изменении районного коэффициента, процентной надбавки изменение ранее назначенных страховых выплат законодательством не предусмотрено.

При исчислении страховой выплаты, исходя из тарифной ставки (должностного оклада), в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ, районный коэффициент, процентная надбавка применяются к данной тарифной ставке (должностному окладу) в случае, если они еще не учтены в указанной тарифной ставке (должностном окладе) по сведениям органов по труду и занятости субъекта Российской Федерации.

Размер ежемесячных страховых выплат сохраняется независимо от места проживания пострадавшего.

Иные разъяснения Фонда по указанному вопросу считаются утратившими силу и не подлежат применению».

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год.

Статьей 16 Федерального закона от 11 февраля 2002 года №17-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования на 2003 год» установлено, что размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей 12 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ, не может превышать 30 000 рублей.  Действие данной статьи продлено на 2004 год.

Если страховые выплаты назначаются застрахованному лицу по нескольким страховым случаям, ограничение максимальным размером применяется к общей сумме страховой выплаты. При назначении страховых выплат лицам, имеющим право на их получение в связи со смертью застрахованного лица, ограничение максимальным размером применяется также к общей сумме страховых выплат, назначенных в связи со смертью застрахованного.

При определении размера ежемесячных страховых выплат определенную роль играет учет вины застрахованного в наступившем страховом случае. Статьей 14 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ установлено следующее: если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного лица устанавливается комиссией в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.

При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным лицом представительного органа.

Размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных Законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного лица.

При наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается, однако вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.

Следует учесть, что данное ограничение не применяется к лицам, получившим трудовое увечье до 6 января 2000 года, так как Закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ не имеет обратной силы. Такой порядок применения статьи 14 установлен в Письме ФСС РФ от 15 марта 2000 года №02-18/07-1810.

Закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ предусматривает назначение застрахованным лицам страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с исполнением трудовых обязанностей независимо от того, кто признан виновным в причинении вреда - работодатель или третье лицо, с которым пострадавший не состоял в трудовых отношениях.

Согласно Письму ФСС РФ от 20 июня 2001 года №02-18/07-4445 в случае, если причинителем вреда признано лицо, не являющееся работодателем застрахованного, исполнительный орган ФСС РФ осуществляет назначение обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с требованиями Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ. При возникновении таких ситуаций рекомендовано с учетом требований статьи 17 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обратиться в суд с иском о взыскании с причинителя вреда суммы страховых выплат, произведенных застрахованному лицу.

Ежемесячные страховые выплаты согласно пункту 3 статьи 15 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности, начиная с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности. Период, за который застрахованному лицу было назначено пособие по временной нетрудоспособности, исключается. Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.

Требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.

Ежемесячные страховые выплаты в соответствии с пунктом 7 статьи 15 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ производятся  страховщиком не позднее истечения месяца, за который они начислены.

ОПЛАТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ

Оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию предусмотрена подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Закона от 24 июля 1998 года  №125-ФЗ.

К дополнительным расходам относятся:

  • лечение застрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
  • приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;
  • посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным лицом, в том числе осуществляемый членами его семьи;
  • проезд застрахованного, а в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направлении его страховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;
  • медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;
  • изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;
  • обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;
  • обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;
  • профессиональное обучение (переобучение).

Оплата дополнительных расходов на дополнительную медицинскую помощь в соответствии с пунктом 7 Порядка оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2001 года №332 «Об утверждении порядка оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Порядок №332), осуществляется страховщиком по счетам на основании договора с расположенным на территории Российской Федерации медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Оплата дополнительных расходов на дополнительное питание на основании пункта 8 Порядка №332 осуществляется в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы путем выплаты страховщиком пострадавшему ежемесячно денежной суммы, определяемой страховщиком на основании суточного рациона дополнительного питания, рекомендованного пострадавшему клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения согласно критериям и показаниям, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации исходя из сложившихся в данной местности цен на продукты, входящие в рацион.

Оплата дополнительных расходов на дополнительное питание приостанавливается на период санаторно-курортного лечения пострадавшего.

Оплата дополнительных расходов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения на основании пункта 9 Порядка №332 производится страховщиком в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы путем выплаты соответствующих денежных сумм пострадавшему по мере приобретения им лекарственных средств и изделий медицинского назначения на основании рецептов и назначений клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения, а также товарных и кассовых чеков аптечных учреждений.

В случаях изъятия рецептов на лекарственные средства аптечными учреждениями они должны выписываться в двух экземплярах с указанием на втором экземпляре слова «копия» и быть заверены подписями членов клинико-экспертной комиссии.

Один экземпляр рецепта предъявляется в аптечное учреждение, другой - с пометкой «копия» - для оплаты в исполнительный орган ФСС РФ. Такой порядок предусмотрен в совместном Письме Министерства здравоохранения Российской Федерации №2510/129-02-32 и ФСС РФ №02-08/10-2693П от 9 января 2002 года «О порядке оплаты лекарственных средств при изъятии рецептов».

По вопросам оплаты лекарственного обеспечения пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ФСС Российской Федерации в Письме от 31 июля 2000 года №02-18/10-5061 «Об оплате за счет средств социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, фактически понесенных пострадавшим расходов на приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения» даны следующие разъяснения:

«Исполнительным органом Фонда может приниматься решение об оплате за счет средств социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний фактически понесенных пострадавшим расходов на приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения при амбулаторном лечении, в том числе сверх включенных в территориальные перечни (формуляры) лекарственных средств или, в случае их отсутствия, в территориальные перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, нуждаемость в обеспечении которыми подтверждена заключением бюро МСЭ по нормам и в объеме, устанавливаемым по решению клинико-экспертной комиссии для лечения прямых последствий несчастного случая на производстве или последствий профессионального заболевания в соответствии со статьей 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Правила определения нуждаемости пострадавшего в результате несчастного случая в постороннем (специальном медицинском и бытовом) уходе определены совместным Письмом Минтруда Российской Федерации от 16 января 2001 года №305-АО, Минздрава Российской Федерации от 18 января 2001 года №2510/562-01-32, ФСС РФ от 18 января 2001 года №02-08/10-133П «Об определении нуждаемости пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в различных видах ухода и возмещению расходов на их осуществление».

Нуждаемость в специальном медицинском уходе определяется при необходимости выполнения для пострадавшего специальных медицинских и санитарных процедур, постоянного медицинского наблюдения в объеме, предусмотренном функциональными обязанностями младшей медицинской сестры по уходу (наложение повязок больным с пролежнями, обработка раневых поверхностей, и так далее).

Нуждаемость в постороннем бытовом уходе определяется при необходимости выполнения для пострадавшего другим лицом бытовых и гигиенических мероприятий при полном или частичном ограничении самообслуживания и наличии физической зависимости, потребность в которых возникает регулярно на длительное время (приобретение продуктов питания, медикаментов, предметов одежды и обихода, приготовление пищи, уборка жилого помещения, стирка белья, мытье всего тела, оплата обязательных платежей, сопровождение пострадавшего (инвалида) при выходе из жилья и тому подобное).

На основании пункта 10 Порядка №332 оплата дополнительных расходов на посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за пострадавшим производится страховщиком пострадавшему (его доверенному лицу) ежемесячно в сроки, установленные для ежемесячных страховых выплат.

Дополнительные расходы в виде постороннего специального медицинского ухода в соответствии с Письмом ФСС РФ от 8 мая 2002 года №02-18/07-3248  «О проведении индексации страховых выплат» оплачиваются ежемесячно в сумме, равной двум минимальным размерам оплаты труда, а в виде постороннего бытового ухода - в сумме, равной 50 % минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 8 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ и статьей  22 Федерального закона от 11 февраля 2002 года №17-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год».

Однако статьей 17 Федерального закона от 8 февраля 2003 года №25-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» установлено, что за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оплачиваются расходы:

  • на посторонний специальный медицинский уход за застрахованным лицом в размере 900 рублей в месяц;
  • расходы на посторонний бытовой уход за застрахованным лицом в размере 225 рублей в месяц.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года №166-ФЗ действие статьи 17 Федерального закона от 8 февраля 2003 года №25-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» продлено на 2004 год.

Пострадавшему, имеющему право по заключению учреждения медико-социальной экспертизы одновременно на посторонний специальный медицинский и посторонний бытовой уход, производится оплата дополнительных расходов на оба вида ухода, причем оплата этих в период нахождения пострадавшего в стационарных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания населения не производится.

Оплата дополнительных расходов на санаторно-курортное лечение пострадавшего по заключению государственного или муниципального медицинского учреждения согласно пункту 11 Порядка №332 осуществляется страховщиком в форме предоставления пострадавшему и сопровождающему его лицу (на основании заключения учреждения медико-социальной экспертизы) путевки на санаторно-курортное лечение в здравницах, расположенных на территории Российской Федерации, по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, либо в здравницах, расположенных на территории государств - участников СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, и оплаты стоимости проезда к месту лечения и обратно.

Оплате подлежат расходы в пределах стоимости путевки с размещением в одно- двухместном номере со всеми удобствами (за исключением номеров повышенной комфортности).

Вопрос оплаты путевок в санаторно-курортные учреждения для лиц, сопровождающих пострадавших от несчастных случаев на производстве, за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассмотрен в Письме ФСС РФ от 10 августа  2001 года №02-18/10-5766 «Об оплате путевок в санаторно-курортные учреждения для лиц, сопровождающих пострадавших от несчастных случаев на производстве»:

«При заключении договоров на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение для пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и сопровождающих их лиц в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2001 №332 следует предусматривать, что для лица, сопровождающего пострадавшего на санаторно-курортное лечение в здравницу, за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оплачивается путевка в то же санаторно-курортное учреждение, включающая проживание и питание (без лечения)».

Расходы пострадавшего на самостоятельные заезды в другие местности за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не оплачиваются.

Оплата дополнительных расходов при получении протезно-ортопедической помощи, оплата дополнительных расходов по обеспечению пострадавшего приспособлениями, необходимыми ему для трудовой деятельности и в быту, а также на их ремонт, на основании пунктов 12 и 13 Порядка №332 осуществляется страховщиком на основании договоров с расположенными на территории Российской Федерации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на основании лицензии на осуществление деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи.        

Оплата дополнительных расходов по обеспечению пострадавшего специальными транспортными средствами, расходов на текущий и капитальный ремонт, расходов на горюче- смазочные материалы предусмотрена пунктами 14 и 15 Порядка №332. Этому вопросу посвящено также совместное Письмо Минтруда Российской Федерации №6556-АО и ФСС РФ №02-08/30-2174П от 10 сентября 2001 года.

В письме, в частности, говорится, что при наличии у пострадавшего медицинских показаний для получения в реабилитационных целях специального транспортного средства (мотоколяски, автомобиля) и отсутствии противопоказаний к управлению им, а также в связи с отсутствием серийного выпуска мотоколясок заводами – изготовителями исполнительные органы ФСС РФ раз в семь лет могут оплачивать пострадавшему стоимость автомобиля «Ока» необходимой модификации в базовой комплектации и цветности с учетом затрат на транспортировку, хранение и предпродажную подготовку.

Оплата расходов по приобретению для пострадавшего автомобиля «Ока» производится исполнительным органом ФСС РФ по договорам в безналичном порядке путем перечисления средств на счет исполнителя.

Если автотранспорт приобретен пострадавшим самостоятельно, то исполнительный орган ФСС РФ возмещает ему расходы в размере фактической стоимости приобретенного автомобиля, но не выше стоимости автомобиля «Ока» необходимой модификации в базовой комплектации и цветности.

Оплата дополнительных расходов на капитальный ремонт производится один раз в течение срока эксплуатации автомобиля (со дня его получения пострадавшим) по фактической стоимости, но не более 30% стоимости автомобиля «Ока», определяемой исходя из действующих розничных цен на момент ремонта, при наличии заключения специализированной организации, производившей ремонт, о его необходимости и документа, подтверждающего произведенные расходы.

Оплата пострадавшему, получившему специальное транспортное средство, дополнительных расходов на его текущий ремонт и приобретение горюче - смазочных материалов осуществляется исполнительным органом ФСС РФ. Порядок и размеры оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по месту проживания пострадавшего) для выплаты инвалидам, обеспеченным в реабилитационных целях транспортным средством, но не менее предельного размера ежегодной денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание, выплачиваемой отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов за счет средств федерального бюджета, установленного Правительством Российской Федерации.

Оплата дополнительных расходов на профессиональное обучение (переобучение) пострадавшего профессии осуществляется страховщиком на основании договоров о профессиональном обучении с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования.

Более подробно с вопросами, касающимися взносов на страхование от несчастных случаев, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Бухгалтерский учет у лизингополучателя ..
Учет расходов на сертификацию собственной продукции ..
Ситуации обнаружения признаков хищения ..
Осуществление сервисным центром работ по гарантийному обслуживанию ..
Учет расходов по командировкам в некоммерческих организациях ..
Гранты ..
Учетная цена продуктов (сырья) в общественном питании ..
Виды деятельности и события, которые не приводят к образованию постоянного представительства ..
Оптовая торговля книжной продукции. Формирование затрат организации торговли ..
Книга учета доходов и расходов ..
Определение правовой принадлежности иностранных юридических лиц и их отделений в РФ ..
Особенности организации бухгалтерского и налогового учета в ассоциациях и союзах ..
Учет специальной одежды в организациях, оказывающих дезинфекционные услуги ..


Похожие документы из сходных разделов


Минимизация налоговых платежей и налоговое планирование


В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог - это, по сути, изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий ему сохранять свое имущество, путем минимизирования налоговых потерь.

Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых потерь и недопущение штрафных санкций. Отметим, что сегодня большинство предлагаемых на рынке схем оптимизаци

[ознакомиться полностью]

Разработка элементов учетной политики как метод оптимизации налогообложения


Одним из способов управления налогообложением считается налоговое планирование, которое включает в себя, в частности, разработку учетной политики.

Учетная политика организации - это основной инструмент, используемый при разработке схем минимизации налогов.

Отметим, что до вступления в силу части второй Налогового Кодекса Российской Федерации субъекты хозяйственной деятельности применяли учетную политику лишь в целях ведения бухгалтерского учета, порядок формирования которой закреплен в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденном Приказ

[ознакомиться полностью]

Сравнительный анализ систем налогообложения. Торговая деятельность


ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОСОБЕННОСТИ И КОНСТАНТЫ

В настоящей статье используются следующие допущения:

Все расчеты ведутся на год, в тысячах рублей.

Высокорентабельный расчет (соотношение дохода без начисляемых налогов и затрат к затратам без начисляемых и возмещаемых налогов; процент рентабельности - от 26 до 42%):

  • товарооборот розничный при любых системах – 3 540;
  • товарооборот организации оптовый с НДС – 3 540 (без НДС 3 000, НДС -540);
  • товарооборот организации оптовый без НДС (скидка в 2/3 от суммы НДС) – 3 180;
  • товарооборот предприни

    [ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100