Главная страница --> Ведение бизнеса

Переход с упрощенной системы налогообложения на традиционную



Налогоплательщики могут вернуться к общей системе налогообложения в следующих случаях:

Добровольно – это возможно только с начала следующего налогового периода. В этом случае налогоплательщик уведомляет налоговый орган о своем отказе от применения УСН до 15 января года, в котором осуществляется переход. Форма уведомления утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 19 сентября 2002 года №ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»: «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения» - форма №26.2-4.

В обязательном порядке – если по итогам отчетного (налогового) периода доход налогоплательщика превысил 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысила 100 млн. рублей. В этом случае налогоплательщик считается перешедшим на обычную систему налогообложения с начала квартала, в котором произошло превышение. Сообщение об утрате права на применение УСН (по форме №26.2-5) подается в налоговый орган в течение 15 дней после окончания квартала, в котором произошло превышение.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН, но не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) при переходе с УСН на традиционную систему не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при применении УСН. Отметим, что упрощенная система предполагает только кассовый метод признания доходов. Поэтому если денежные средства не поступили в период применения упрощенной системы, то они никак не могли быть включены в налоговую базу.

«Расходы, осуществленные налогоплательщиком в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов (подпункт 2 пункта 2 статьи 346.25 НК РФ)» .

Подпункт 2 фактически повторяет принцип признания расходов по методу начисления. Однако, если расходы, осуществляемые после возврата к общей системе налогообложения, были учтены при формировании налоговой базы по единому налогу по кассовому методу, то их не следует включать в налоговую базу по налогу на прибыль в целях соблюдения принципа однократности налогообложения, но вернее всего надо уменьшить расходы по УСН и учесть их при налогообложении прибыли.

ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НДС ПРИ ПЕРЕХОДЕ С УСН НА ТРАДИЦИОННУЮ СИСТЕМУ

ПЕРЕХОД С НАЧАЛА НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА

Если переход происходит с начала нового налогового периода, то у налогоплательщика не возникает необходимости пересчета налогов за истекший период, однако могут возникнуть сложности с незавершенными хозяйственными операциями. Здесь могут возникнуть различные варианты в зависимости от даты отгрузки и оплаты, а также от момента определения налоговой базы по НДС, закрепленного в учетной политике.

1. Отгрузка товаров (работ, услуг) произведена в период применения УСН, оплата поступает после перехода на традиционную систему.

а) НДС исчисляется «по отгрузке». В этом случае в момент отгрузки организация не являлась плательщиком НДС, счет-фактура был выписан без НДС или просто не выписан, а в момент получения оплаты обязанность исчисления налога не возникает.

б) НДС исчисляется «по оплате». Оплата поступает в период, когда организация является плательщиком НДС и в этот момент возникает обязанность по уплате налога. Однако поскольку счет-фактура был выписан в период применения УСН и НДС в нем не выделен, организации придется выписать новые счета-фактуры, в которых выделить НДС, в таком случае, зарегистрировав их в книге продаж, она получит возможность исчислить суммы НДС, причитающиеся к уплате (при этом данный вывод не является бесспорным). Кроме того, новые счета-фактуры нужно передать контрагентам, у которых появится рискованная возможность предъявить суммы уплаченного НДС к вычету (при условии, что они являются плательщиками НДС).

2. Оплата поступает в период применения УСН (авансы), отгрузка производится после перехода на традиционную систему.

а) НДС исчисляется «по отгрузке». В момент отгрузки организация выписывает счет-фактуру с выделением суммы НДС и у нее возникает обязанность по уплате налога.

б) НДС исчисляется «по оплате». В данной ситуации оплата поступила в момент применения УСН, когда организация не являлась плательщиком НДС и, следовательно, обязанности по уплате налога не возникало. Однако при отгрузке товара организация обязана выписать счет-фактуру с выделением НДС, так как в этот момент она уже является плательщиком НДС. Таким образом, независимо оттого, что в учетной политике закреплен метод определения налоговой базы по НДС, по мере поступления денежных средств организация должна будет уплатить НДС после отгрузки товара.

Следует отметить еще одну особенность. Во всех случаях, когда налогоплательщик будет исчислять НДС по указанным выше операциям, после возврата к традиционной системе возникнет следующая ситуация. Если аванс получен ранее, то счет-фактура при отгрузке должен быть выписан на сумму поступившей оплаты, при этом организации придется не «накручивать» НДС на стоимость товаров, а включить его в эту сумму.

То же самое касается и ситуации, когда товар отгружен, а оплата поступает позднее, так как счет-фактура будет оформляться на ту же сумму, но с выделением из нее суммы НДС.

Пример 1.

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы и ведущая бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. В декабре месяце предыдущего года получила от покупателя 100%-ный аванс под поставку в этом году товара, договорная цена которого составляет 150 000 рублей, НДС не облагается. С 1 января этого года организация перешла на общий режим налогообложения с использованием при определении доходов и расходов метода начисления. С покупателем было заключено соглашение об изменении договорной цены товара, согласно которому договорная цена составляет 150 000 рублей, в том числе НДС по ставке 18% - 22 881 рубль Товар отгружен покупателю в январе этого года Покупная цена отгруженного товара - 100 000 рублей (товар был ранее приобретен у организации, освобожденной от обязанностей налогоплательщика НДС по статье 45 НК РФ). Как отразить в учете указанные операции?

В данном случае доход от реализации товаров, оплаченных покупателем авансом в декабре предыдущего года, организацией в полной сумме был учтен при определении налоговой базы по единому налогу за весь год, что позволяет на основании последнего абзаца пункта 3 статьи 248 НК РФ сделать вывод, что для целей налогообложения прибыли сумма указанного дохода от реализации товара не должна включаться в состав доходов при определении налоговой базы в этом году (во избежание двойного налогообложения).

Соответственно и стоимость приобретения реализованного товара в данном случае не должна уменьшать доходы от реализации покупных товаров.

Следовательно, в январе (на дату реализации товаров) на основании пунктов 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 года №114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02», организация отражает в бухгалтерском учете:

  • сумму постоянного налогового актива с возникшей постоянной разницы в виде признанного в бухгалтерском учете дохода от продажи товара (за вычетом НДС, предъявленного покупателю) - 30 509 рублей ((150 000 рублей - 22 881 рубль) х 24%);
  • сумму возникшего постоянного налогового обязательства с признанной в составе расходов стоимости реализованного товара - 24 000 рублей (100 000 х 24%).

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

В декабре при получении от покупателя аванса

Отражена кредиторская задолженность перед покупателем в сумме полученного от покупателя аванса

51

62

150 000

В январе при отгрузке товара под полученный аванс

Признана выручка от продажи товара покупателю

62

90-1

150 000

Начислен НДС с выручки от реализации товара покупателю

90-3

68

22 881

Отражено возникновение постоянного налогового актива с суммы выручки от продажи товара (без учета НДС), признанной в бухгалтерском учете в составе доходов ((150 000 - 22 881)х 24%)

68

99

30 509

Списана покупная цена отгруженного товара

90-2

41

100 000

Отражено возникновение постоянного налогового обязательства со стоимости реализованного товара, признанной в бухгалтерском учете в составе расходов (100 000 х 24%)

99

68

24 000

Заключительными оборотами месяца отражена прибыль от продажи товара (без учета иных хозяйственных операций (150 000 - 22 881 - 100 000)

90-9

99

27 119

Пример 2.

В период применения упрощенной системы налогообложения в декабре организация отгрузила товар на сумму 80 000 рублей. Счет-фактура выписан на эту сумму без НДС. С 1 января следующего года организация перешла на традиционную систему. Оплата за отгруженный товар поступила в январе. При реализации аналогичных товаров после возврата к традиционной системе цена такой же партии составляет 80 000 рублей (без НДС).

При поступлении оплаты организация переоформляет счет-фактуру.

НДС с поступившей оплаты: 80 000 х 18 / 118 = 12203 рубля.

Стоимость товаров без НДС: 80 000 – 12 203 = 67797 рублей.

Итого: 80 000 рублей.

Таким образом, если на момент перехода на традиционную систему в организации были незавершенные хозяйственные операции, то организация должна будет дополнительно уплатить в бюджет сумму НДС, исчисленную со стоимости реализованных товаров (работ, услуг). Уплачивать НДС придется из собственных средств. Поэтому в данной ситуации можно дать только один совет. Если организация планирует перейти со следующего налогового периода на традиционную систему налогообложения, то нужно побеспокоиться о том, чтобы на момент перехода не было незавершенных операций, чтобы все отгруженные товары были оплачены до конца налогового периода, а по всем полученным авансам была произведена отгрузка.

Что касается НДС, уплаченного поставщикам при приобретении материально-производственных запасов (далее МПЗ), следует отметить, что по правилам налогового учета при применении УСН эти суммы включаются в расходы в полной сумме при определении налоговой базы по единому налогу после их оплаты. Стоимость сырья и материалов определяется как стоимость их приобретения и списывается по мере их отпуска в производство. В целях бухгалтерского учета при УСН суммы уплаченного НДС возмещению не подлежат и включаются в стоимость МПЗ.

При переходе на традиционную систему НДС, приходящийся на остатки МПЗ по состоянию на момент перехода на традиционную систему, подлежит восстановлению и отражению на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», после чего организация имеет право предъявить эти суммы к вычету, так как МПЗ оприходованы, оплачены и имеются соответствующим образом оформленные счета-фактуры.

Однако чтобы иметь право на вычет восстановленного НДС, нужно скорректировать налоговую базу по единому налогу. На момент перехода на традиционную систему в расходы для расчета налоговой базы по единому налогу должны быть включены суммы НДС, относящиеся к стоимости только тех материалов, которые были израсходованы в течение налогового периода, в котором применялась УСН. Такая корректировка делается, во-первых, для того чтобы избежать занижения налоговой базы по единому налогу и, во-вторых, чтобы предъявить сумму НДС по остаткам МПЗ к вычету.

Таким образом, суммы НДС подлежат восстановлению, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Пример 3.

В период применения УСН организацией приобретены и оплачены материалы на сумму 354000 рублей (в том числе НДС – 54000 рублей). Израсходованы материалы на сумму 120000 рублей (без НДС). По состоянию на 1 января в налоговом учете числятся остатки материалов на сумму 180 000 рублей (без НДС). Остаток материалов израсходован после перехода на традиционную схему.

В бухгалтерском учете операции оформляются следующими проводками.

В период применения УСН:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

60

51

354000

Перечислено поставщику

10

60

300000

Оприходованы материалы

19

60

54000

Отражен НДС по приобретенным материалам

10

19

54000

НДС включен в стоимость материалов

20

10

141600

Списаны материалы в производство (120000+120000х18%)

Стоимость остатков материалов: 354000 – 141600 = 212400 рублей.

Сумма НДС, приходящаяся на остатки материалов: 54000 х 212400 / 354 000 = 32400 рублей.

После перехода на традиционную систему:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

19

10

32400

Восстановлен НДС по остаткам материалов (180000х18%)

68

19

32400

НДС предъявлен к вычету

20

10

180000

Остаток материалов списан в производство

В налоговом учете операции оформляются следующим образом.

В период применения УСН:

В состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому налогу, в течение налогового периода включено:

уплаченный НДС по приобретению материалов – 54000 рублей;

стоимость израсходованных материалов – 120 000 рублей;

Итого – 174000 рублей.

Корректировка налоговой базы по итогам налогового периода:

уплаченный НДС по приобретению материалов – 32400 рублей.

После перехода на традиционную систему.

В состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, включена стоимость израсходованных материалов – 180 000 рублей.

ПЕРЕХОД ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ НК РФ

Если в каком-либо отчетном периоде организация превысила установленные НК РФ пределы (доход – 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов – 100 млн. рублей), то она переходит на традиционную систему с начала того квартала, в котором допущено превышение (пункт 4 статьи 346.13 НК РФ). Действие этого пункта распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.

В настоящее время планируются поправки по УСН, согласно которым увеличится максимальная сумма оборота, при которой возможно применение «упрощенки», эта сумма будет повышена с 15 до 18 миллионов рублей.

Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ, как уже было сказано, перевод на общий режим налогообложения осуществляется с начала того квартала, в котором было допущено превышение. Например, если во II квартале 2004 года выручка налогоплательщика, перешедшего на УСН, превысила 15 млн. рублей, он обязан уплачивать налоги в соответствии с общей системой налогообложения уже с начала II квартала 2004 года.

Чтобы контролировать величину остаточной стоимости, нужно вести учет основных средств и нематериальных активов и начислять износ по правилам бухгалтерского учета, то есть в соответствии с положениями ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000.

Из буквального прочтения абзаца следует: при превышении предела в 100 млн. рублей переходить на традиционную систему должны как организации, так и индивидуальные предприниматели, хотя установленный подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ предел остаточной стоимости для перехода на УСН распространяется только на организации, а индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН независимо от стоимости основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, превышение критериев, установленных пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, влечет за собой обязательный переход на общий режим налогообложения. Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, не соответствующие условиям, предусмотренным подпунктами 14-15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, также не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако если при переходе на УСН организации или индивидуальные предприниматели соответствовали этим условиям, но в течение отчетного (налогового) периода их нарушили, то они обязаны также перейти на общий режим налогообложения, причем в том квартале, в котором перестали соответствовать условиям, соблюдение которых дает право на применение УСН. Соответствующие разъяснения по этому вопросу даны в Письме Минфина Российской Федерации от 5 августа 2004 года №03-03-02-04/1/2 «О применении упрощенной системы налогообложения».

Что касается критерия, установленного подпунктом 13 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, при определении понятия «доля непосредственного участия других организаций» в целях применения законодательства об упрощенной системе следует руководствоваться статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в соответствии с которой под участием в организации понимается участие в образовании имущества организации ее учредителей. Согласно статье 9 Федерального закона от 26 декабря 1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон №208-ФЗ) создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей. Учредители общества (граждане и (или) юридические лица) заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. В соответствии со статьей 25 Закона №208-ФЗ уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей.

Учитывая изложенное, если при учреждении акционерного общества и образовании его имущества доля учредителей, являющихся юридическими лицами и относящихся согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ к организациям, в уставном капитале общества составляет не более 25%, оно вправе при соблюдении иных ограничений, установленных пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ, применять упрощенную систему. Изменение в период применения УСН состава акционеров общества и долей номинальной стоимости приобретенных ими акций в уставном капитале без изменения в учредительных документах состава учредителей и долей в уставном капитале номинальной стоимости акций, размещенных среди учредителей, не влияет на право применения упрощенной системы налогообложения. Таким образом, если в период применения упрощенной системы произошло превышение размера по доле в уставном капитале, то это никакого значения не имеет. Соответствующие разъяснения по этому вопросу даны в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 20 июня 2003 года №21-08/32868.

Исходя из вышеизложенного, при несоблюдении критериев в случае применения упрощенной системы налогообложения имеют место налоговые риски.

Организации, осуществляющие посредническую деятельность, при исчислении лимита дохода, превышение которого обязывает организацию перейти на применение общего режима налогообложения, могут использовать Письмо Минфина Российской Федерации от 28 апреля 2004 года №04-03-11/67 «Об учете доходов посредниками, применяющими упрощенную систему налогообложения». Согласно указанному Письму при определении по итогам налогового (отчетного) периода дохода, не превышающего 15000000 рублей, у организации-агента, применяющей упрощенную систему налогообложения, учитывается только сумма агентского вознаграждения, полученного при исполнении обязательств по агентскому договору.

Минфином Российской Федерации в Письме от 5 августа 2004 года №03-03-02-04/1/2 «О применении упрощенной системы налогообложения» разъясняется обязанность налогоплательщиков перейти на общий режим налогообложения. Так, налогоплательщики, не соответствующие условиям, предусмотренным подпунктами 14 - 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Если они при переходе на упрощенную систему налогообложения соответствовали этим условиям, но в течение отчетного (налогового) периода их нарушили, то они обязаны перейти на общий режим налогообложения в том квартале, в котором перестали соответствовать условиям, соблюдение которых дает право на применение упрощенной системы налогообложения, несмотря на то, что пункт 4 статьи 346.13 НК РФ этого не предусматривает.

Отметим, что Минфину России предоставлено право разъяснять нормы законодательства. Однако, на наш взгляд, данное разъяснение не основано на положениях НК РФ.

Надо отметить, что в НК РФ нет прямых указаний на то, когда организации, нарушившие ограничения по численности работников и участию других предприятий в уставном капитале, должны перейти на общий режим налогообложения.

Если следовать указанному разъяснению Минфина Российской Федерации, организация, получившая по итогам деятельности сумму дохода, превышающую 11 млн. рублей обязана перейти на общий режим даже в том случае, если по итогам года ее доход не превысил 15 млн. рублей. Однако это прямо противоречит пункту 4 статьи 346.13 НК РФ.

При переходе на традиционную систему при превышении ограничений, установленных пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, к незавершенным хозяйственным операциям по состоянию на 1 января применяется описанный выше порядок отражения доходов и расходов (пункт 3.1.1), исчисления и уплаты НДС, а также восстановления и предъявления к вычету уплаченного НДС, приходящегося на остатки МПЗ. Кроме того, такой же алгоритм должен применяться и ко всем операциям по реализации, осуществленным в течение квартала. Если счета-фактуры выписывались без НДС, то после того, как будет допущено превышение, нужно будет исчислить НДС по всем операциям с начала квартала и уплатить эти налоги за счет собственных средств.

Налогоплательщики, применявшие упрощенную систему налогообложения и перешедшие на общий режим налогообложения, являются плательщиками НДС, начиная с того отчетного (налогового) периода, в котором они допустили превышение ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ. Кроме того, у организаций, применявших упрощенную систему налогообложения, возникает обязанность по составлению счетов-фактур, ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. При этом исчисленная сумма НДС уплачивается либо за счет средств, полученных от покупателей, либо за счет собственных средств налогоплательщика, поскольку НДС придется начислять задним числом.

Например, в момент реализации товаров покупателю (в августе) организация еще правомерно применяла УСН и на этом основании не предъявляла дополнительно к цене товара соответствующую сумму НДС, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 168 НК РФ. Следовательно, поступившая в октябре в ее распоряжение сумма оплаты за товары, реализованные в августе, НДС не включает. Тем не менее, налоговая база должна быть определена, а налог организацией уплачен в бюджет в общеустановленном порядке (подпункт 2 пункта 1 статьи 167, пункт 1 статьи 166, пункт 1 статьи 173 НК РФ).

В такой ситуации возможны два варианта действий организации.

Вариант 1.

Продавец и покупатель самостоятельно определяют цену реализуемого товара в силу пункта 1 статьи 454 ГК РФ. Однако пункт 1 статьи 168 НК РФ предписывает продавцам - плательщикам НДС увеличивать эту цену на соответствующую сумму налога.

В момент заключения договора поставки и определения цены товара (то есть в августе) организация не являлась плательщиком НДС и не имела права включать в цену товара сумму налога.

Следовательно, после возникновения обязанности по уплате НДС и в момент получения оплаты за товар (то есть в октябре), организация вправе потребовать от покупателя дополнительно перечислить сумму НДС, определяемую как произведение цены товара на одну из налоговых ставок, указанных в пунктах 2, 3 статьи 164 НК РФ (пункт 1 статьи 154, пункт 1 статьи 166 НК РФ, пункт 9 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 10 декабря 1996 года №9 «Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость»). Дополнительно необходимо выставить счет-фактуру, включив в него данные об исчисленной сумме НДС. Полученную от покупателя сумму налога в дальнейшем необходимо перечислить в бюджет.

Отметим, что каких-либо негативных последствий для покупателя вышеприведенные действия продавца повлечь не должны, более того, уплаченную организации сумму НДС покупатель на основании исправленного счета-фактуры сможет принять к вычету (подпункт 1 пункта 2 статьи 171, пункт 2 статьи 172 НК РФ).

Вариант 2.

Отказ покупателя дополнительно к оплаченной стоимости товара перечислить сумму НДС не может служить основанием для освобождения организации от уплаты налога. В этом случае НДС уплачивается за счет собственных средств.

Причем налогоплательщик может либо начислить дополнительную сумму НДС, либо будет «выкручивать» ее из той суммы, которая была указана в прежних документах (договоре, счете, первичных и платежных документах), если кто-то из покупателей не согласится доплатить 18 % НДС на том основании, что продавец вдруг задним числом стал плательщиком НДС.

Не являясь плательщиком НДС, организация не обязана была выписывать счета-фактуры. Теперь нужно будет выписать счета-фактуры, выделив в них НДС и передать экземпляры этих счетов-фактур покупателям, так как в этом случае они имеют право предъявить НДС к возмещению. У контрагентов в связи с этим могут возникнуть дополнительные сложности, так как им придется переделывать книгу покупок с начала квартала.

Суммы НДС по приобретенным товарам, работам и услугам, которые были учтены в составе расходов, нужно также сторнировать (иначе занижается налоговая база по прибыли) и они могут быть предъявлены к возмещению из бюджета.

Кроме того, нужно будет исчислить налог на прибыль, налог на имущество, НДС и ЕСН. С расчетом налога на прибыль и ЕСН особых проблем возникнуть не должно, так как бухгалтерский учет теперь нужно вести по общеустановленной схеме. Таким образом, нужно будет рассчитать налог на прибыль и начислить ЕСН, причем не нарастающим итогом за весь период, а только за квартал, «с нуля».

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужно руководствоваться порядком перехода на общий режим налогообложения, установленным статьей 346.25 НК РФ. При этом если суммы расходов на приобретение основных средств, учтенные при исчислении налоговой базы по упрощенной системе, превышают сумму начисленной амортизации, эта разница включается в доход.

Кроме того, нужно будет начислить налог на имущество. При ведении стандартного бухгалтерского учета амортизацию основных средств следует начислять в общеустановленном порядке, для расчета налога принимается остаточная стоимость имущества на дату расчета.

Еще один довод в пользу того, что необходимо вести стандартный бухгалтерский учет – в этом случае гораздо легче пересчитать налоговую базу и начислить налоги по общей схеме налогообложения, а так же получить право на выплату дивидендов.

Единственный совет, который можно дать налогоплательщикам, перешедшим на упрощенную систему: внимательно следите за тем, чтобы доходы в течение года не превысили 15 миллионов рублей. Это позволит избежать многих проблем. Причем нужно иметь в виду: если при подаче заявления на переход учитывается только доход от реализации (не более 11 млн. рублей за 9 месяцев), то при определении налоговой базы учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы (статья 346.15 НК РФ). Именно эта сумма не должна превышать 15 млн. рублей.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 года №191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» установил, что при переходе на традиционную систему налогообложения в результате получения дохода, превышающего 15 млн. рублей, налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения. Таким образом, если это предусмотрено законодательством, то нужно будет составлять и представлять в налоговый орган расчеты ежемесячных авансовых платежей по налогам и уплачивать в бюджет суммы исчисленных налогов.

Об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения налогоплательщик обязан в письменной форме сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил установленное пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ ограничение. При этом рекомендованная форма сообщения №26.2-5, утверждена Приказом МНС России от 19 сентября 2002 года №ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».

Налоговый орган вправе привлечь руководителя организации к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за непредставление в установленный срок (в течение 15 дней по истечении отчетного периода) сообщения об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения. Законодательством установлен штраф в размере: от одного до трех минимальных размеров оплаты труда – для граждан; от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда – для должностных лиц в случаях:

  • непредставления в установленный законодательством срок либо отказа от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • представления таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15.6 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися применения упрощенной системы налогообложения, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Упрощенная система налогообложения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Организация складского учета материально-производственных запасов ..
Командировочные расходы. Налог на добавленную стоимость ..
Переход на упрощенную систему налогообложения ..
Особенности учета возврата товаров, в случае если покупатель или продавец применяют упрощенную систе ..
Особенности бухучета в общественных объединениях ..
Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю ..
Ситуации на стадии судебного разбирательства ..
Отражение информации о целевом бюджетном финансировании в отчетности организаций, получающих бюджетн ..
Оптовая торговля книжной продукции. Формирование первоначальной стоимости книжной продукции ..
Бухгалтерский учет при договоре простого товарищества ..
Механизм выплаты заработной платы с использованием пластиковых карт ..
Налог на доходы физических лиц по операциям доверительного управления ценными бумагами ..
Основные понятия валютного законодательства ..


Похожие документы из сходных разделов


Виды обеспечения обязательств по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний


По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний статьей 8 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ предусмотрены следующие виды обеспечения:

  • пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем;
  • единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
  • ежемесячная страховая выплата застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
  • оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную, профе

    [ознакомиться полностью]

Минимизация налоговых платежей и налоговое планирование


В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог - это, по сути, изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий ему сохранять свое имущество, путем минимизирования налоговых потерь.

Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых потерь и недопущение штрафных санкций. Отметим, что сегодня большинство предлагаемых на рынке схем оптимизаци

[ознакомиться полностью]

Разработка элементов учетной политики как метод оптимизации налогообложения


Одним из способов управления налогообложением считается налоговое планирование, которое включает в себя, в частности, разработку учетной политики.

Учетная политика организации - это основной инструмент, используемый при разработке схем минимизации налогов.

Отметим, что до вступления в силу части второй Налогового Кодекса Российской Федерации субъекты хозяйственной деятельности применяли учетную политику лишь в целях ведения бухгалтерского учета, порядок формирования которой закреплен в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденном Приказ

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100