Учет бюджетных средств, направленных на финансирование расходов
Учет бюджетных средств, направленных в виде государственной помощи (субсидий, субвенций) на финансирование расходов, осуществляется в соответствии с правилами, установленными ПБУ 13/2000.
Поступление средств целевого финансирования
Согласно требованиям, установленным в пункте 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть: целевая программа организации, постановления, договоры, принятые и публично объявленные решения, план передачи земли и сооружений, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно - сметная документация и тому подобное;
имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть: утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акт (накладная) приемки - передачи основных средств (форма №ОС-1), акт (накладная) приемки - передачи оборудования (форма №ОС-14) и иные соответствующие документы, подтверждающие передачу организации прав владения, пользования и распоряжения активами.
При соблюдении указанных условий бюджетные средства принятые к бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (пункт 7 ПБУ 13/2000). По мере фактического получения бюджетных средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств.
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
86
Отражено принятие к учету средств целевого финансирования по факту принятия решения о выделении организации целевых средств
50 (51, 52)
76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
Целевое финансирование поступило в организацию в виде денежных средств
08 (10, 41 …)
76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
Оприходованы материальные ценности, поступившие в качестве средств целевого финансирования
Расходование средств целевого финансирования
Для целей бухгалтерского учета средства государственной помощи подразделяются на:
средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и других). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.
В соответствии с ПБУ 13/2000 предусмотрен порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования на финансовые результаты как внереализационные доходы в зависимости от вида направления бюджетных средств - капитальных и текущих расходов.
Капитальные затраты
При вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию, целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов в соответствии с пунктами 8 и 9 ПБУ 13/2000.
Средства целевого финансирования, учтенные в составе доходов будущих периодов, признаются внереализационными доходами в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации.
Пример 1.
Коммерческая организация получила субвенцию на приобретение производственного оборудования в размере 7 000 000 рублей. Срок полезного использования оборудования составляет 12 лет. Допустим, оборудование приобретено за 7 000 000 рублей, что соответствует размеру полученной субвенции - в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
76
86
7 000 000
Признание в учете суммы государственной помощи по факту ее утверждения в составе расходов соответствующего уровня бюджета
51
76
7 000 000
Сумма полученной субвенции
08
60
7 000 000
Стоимость приобретенного оборудования
01
08
7 000 000
Ввод в эксплуатацию приобретенного оборудования
86
98
7 000 000
При вводе оборудования в эксплуатацию суммы государственной помощи признаны в составе доходов будущих периодов
20, 23, 25, 26
02
48 611
Ежемесячное начисление амортизации по приобретенному оборудованию (без уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) (7000 000 рублей : 12 лет : 12 месяцев)
98
91
48 611
С начислением амортизации признаются внереализационные доходы организации по полученным суммам государственной помощи
Бухгалтерский учет основных средств, приобретенных за счет целевых бюджетных поступлений
В бухгалтерском учете по основным средствам, приобретенным за счет целевых бюджетных поступлений, начисляется амортизация. Так сказано в пункте 8 ПБУ 13/2000. При этом делаются следующие записи:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
20 (25, 26, 44)
02
Начислена амортизация
98 субсчет «Безвозмездные поступления»
91 субсчет «Прочие доходы»
Списаны доходы будущих периодов в сумме начисленной амортизации
То есть в бухгалтерском учете по имуществу, приобретенному за счет средств бюджета, отражается как внереализационный доход, так и расход по обычным видам деятельности в сумме амортизации.
Текущие затраты
При направлении бюджетных средств на финансирование текущих расходов списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально - производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов (пункты 8 и 9 ПБУ 13/2000).
Пример 2.
Коммерческая организация в сентябре 2003 года получила субвенцию на текущие расходы в размере 4 000 000 рублей, которая предназначена для осуществления целевых работ согласно утвержденной смете.
За период до конца года средства государственной помощи направлены на приобретение материалов на сумму 240 000 рублей и оплату труда работников организации в рамках проводимых целевых мероприятий - 50 000 рублей, отчисления на социальное страхование с которых составили 18 550 рублей.
За этот же период фактически отпущено в производство материалов на сумму 150 000 рублей.
В учете организации отражаются следующие записи:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
76
86
4 000 000
Принятие сумм государственной помощи к учету
51
76
4 000 000
Получены суммы государственной помощи
10
60
240 000
Стоимость материалов, приобретенных за счет средств государственной помощи
86
98
240 000
Признание сумм государственной помощи в составе доходов будущих периодов
20, 23, 25, 26
70
50 000
Начислены суммы оплаты труда
20, 23, 25, 26
69
18 550
Отчисления с сумм оплаты труда на нужды социального страхования и обеспечения в составе единого социального налога и отчислений на нужды обязательного страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
86
98
68 550
Признание сумм государственной помощи в части, направляемой на оплату труда и отчисления на социальное страхование, в составе доходов будущих периодов (50 000 рублей + 18 550 рублей)
98
91
68 550
Признание сумм государственной помощи в части, направленной на оплату труда и отчисления на социальное страхование, в составе доходов отчетного периода организации
20, 23, 25, 26
10
150 000
Стоимость материалов, отпущенных в производство
98
91
150 000
Суммы государственной помощи в части, направленной на приобретение материалов, признаны в составе доходов отчетного периода организации
Поступление бюджетных средств в следующем отчетном году
В соответствии с пунктом 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы, то есть отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» и дебету счета 86 «Целевое финансирование».
Отражение целевого бюджетного финансирования, полученного на покрытие убытков, возникших в результате применения государственных регулируемых цен и тарифов
Возмещение из бюджета организациям сумм расходов на оплату товаров (работ, услуг) (то есть возмещение разницы между суммой, уплаченной потребителем, и величиной установленного законодательством тарифа) может быть связано с государственным регулированием цен и тарифов в рамках предусмотренных законодательством программ социальной защиты (ветеранов, инвалидов). Если целевое бюджетное финансирование направлено на указанные цели, для отражения в бухгалтерском учете применяются нормы ПБУ 13/2000. В этом случае получение государственной помощи отражается в бухгалтерском учете в порядке, установленном для учета полученного финансирования текущих расходов. Таким образом, полученные бюджетные средства признаются в составе внереализационных доходов (по кредиту счета 91) в части разницы между тарифами за услуги и затратами организации, то есть без отражения сумм полученных на возмещение убытков в составе выручки от реализации.
Исходя из вышеизложенного, операция по реализации товаров по регулируемым ценам с последующим возмещением убытков за счет средств бюджетных дотаций, должна отражаться в бухгалтерском учете следующими записями:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
62
90 субсчет «Выручка»
Признание в бухгалтерском учете суммы выручки от реализации товаров исходя из государственного регулирования цен на реализуемые товары (пункт 6 ПБУ 9/99)
90 субсчет «Себестоимость продаж»
41
Учетная стоимость реализованных товаров
90 субсчет «Себестоимость продаж»
43
Списаны издержки обращения, связанные с реализацией товаров
90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
68 субсчет «Расчеты по НДС»
НДС со стоимости реализованных товаров
51
62
Оплата стоимости реализованных товаров покупателями
99
90 субсчет «Прибыль (убыток) от продаж»
Ежемесячно выявляется убыток от реализации товаров по государственным регулируемым ценам
76
86
Отражена задолженность бюджета соответствующего уровня по погашению убытка, связанного с реализацией товаров по государственным регулируемым ценам (то есть по предоставлению дотаций)
51
76
Отражаются полученные суммы дотаций из бюджета
86
98
Одновременно с получением дотаций из бюджета они признаются в качестве безвозмездных поступлений
98
91 субсчет «Прочие доходы»
В рамках погашения образовавшегося за отчетный месяц убытка от реализации товаров по государственным регулируемым ценам суммы полученных дотаций признаются в качестве внереализационных доходов организации
91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»
99
Ежемесячно выявляется сальдо в рамках прочих доходов и расходов организации
В том случае если получаемые суммы дотаций в полной мере покрывают убыток от реализации товаров по государственным регулируемым ценам, в бухгалтерском учете по счету 99 убытка не будет.
Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бюджетное и целевое финансирование».
Налоговые агенты при аренде государственного и муниципального имущества
При заключении договора аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, организация-арендатор признается налоговым агентом (пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)). Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемыхарендодателю, и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость.
Объекты имущества не ограничены определенными категориями, а значит, данная норма действует в отношении аренды любого имущества - движимого и недвижимого, в том числе земли.
Учет форменной одежды организациями общественного питания
Мы достаточно подробно рассмотрели вопросы отражения в учете специальной одежды для работников сферы общественного питания. Однако для целей налогообложения налоговые органы принимают в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, только затраты на приобретение спецодежды, выдаваемой в соответствии с утвержденными нормами, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты раб
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование либо только во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества, являются его собственностью только в том случае, если имущество использовалось в соответствии с договором.
Статьей 607 ГК РФ определены виды имущества, которое может сдаваться в аренду.