Постановка ломбардов на учет в федеральной службе по финансовому мониторингу
Постановка ломбардов на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу осуществляется в соответствии с Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Данное Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года №28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (далее - Положение №28).
Согласно пункту 2 Положения №28 ломбарды подлежат обязательной постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
Вновь созданные ломбарды обязаны встать на учет в течении 30 дней с даты их государственной регистрации (пункт 3 Положения №28).
В соответствии с пунктом 4 Положения №28 для постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу ломбарды обязаны представить:
- заявление о постановке на учет, которое составляется в произвольной форме, подписывается руководителем ломбарда и заверяется печатью ломбарда:
- карту постановки на учет по форме, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 30 ноября 2005 года №164 «Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».
Вышеперечисленные документы могут быть представлены представителем ломбарда лично или отправлены по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Федеральная служба по финансовому мониторингу обязана в течении 10 дней с даты предоставления ломбардом документов принять решение о постановке либо отказе в постановке на учет ломбарда (пункт 7 Положения №28). Отказать в постановке ломбарда на учет Федеральная служба по финансовому мониторингу имеет право в случае представления документов, оформленных ненадлежащим образом.
Согласно пункту 8 Положения №28 ломбард, вправе после устранения причин, по которым ему было отказано в постановке на учет, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе, вновь представить документы в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
При ликвидации ломбарда либо изменении вида его деятельности ломбард обязан направить заявление о снятии его с учета, подписанное руководителем и заверенное печатью организации в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Заявление подается в произвольной форме.
В случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, ломбард в течение 5 дней обязан сообщить о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу (пункт 10 Положения №28).
Специальный учет и внутренний контроль.
Напомним, что необходимым требованием к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы является постановка на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
Внутренний контроль, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. К таким организациям относятся ломбарды. другие организации, занимающиеся скупкой и куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Сфера отношений таких организаций контролируется Федеральным законом от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон №115-ФЗ).
В целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, согласно пункту 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ, ломбарды обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программу его осуществления.
Утверждаются правила внутреннего контроля в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 года №6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (далее Постановление №6).
В соответствии с Постановлением №6 в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца:
- для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке;
- для иных организаций - со дня вступления в силу Постановления №6.
Затем они представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 года №983-Р «Об утверждении рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» утвердило Рекомендации по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Согласно пункту 3 данных Рекомендаций разработанные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями правила внутреннего контроля должны включать следующие разделы:
· порядок документального фиксирования информации;
· критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенности деятельности организации;
· обеспечение конфиденциальности информации, ее хранение и использование;
· квалификационные требования к ответственному лицу, к подготовке и обучению кадров.
За неисполнение ломбардами законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля предусмотрена административная ответственность.
Статья 15.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) «Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» гласит:
«Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
Так в Постановлении ФАС Уральского округа от 15 июня 2004 года №Ф09-2379/04-АК суд вынес правомерное решение о привлечении ломбарда к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, поскольку организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана выполнять требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Организация охраны.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны проводить мероприятия по укреплению объектов, на которых эти операции осуществляются.
Следовательно, ломбарды должны быть оборудованы специальными техническими средствами охраны, сигнализации и связи. Кроме того, необходимо создавать собственные охранные службы или заключать договоры о предоставлении услуг с организациями, специализирующимися на охране объектов.
Транспортировка заложенного имущества осуществляется специализированными организациями. Ответственность за сохранность такого груза при транспортировке собственными средствами возлагается на ломбард.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, нарушившие требования законодательства в части, касающейся хранения драгоценных металлов или продукции из них, несут административную ответственность согласно статье 19.14 КоАП РФ:
«Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда».
Более подробно с вопросами, касающимися бланков строгой отчетности, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бланки строгой отчетности».
Обязательное и добровольное страхование принятого в залог имущества
Вновь обратимся к пункту 3 статьи 358 ГК РФ, на основании которой закладываемые вещи передаются ломбарду:
«Ломбард обязан страховать в пользу залогодателя за свой счет принятые в залог вещи в полной сумме их оценки, устанавливаемой в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент их принятия в залог».
Как было отмечено выше, ломбард это организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск
Предоставление скидки в виде передачи покупателю бесплатно дополнительного количества товаров
Гражданско-правовые аспекты
На практике зачастую заключаются договор купли-продажи товаров (работ, услуг), в соответствии, с условиями которого продавец обязуется бесплатно предоставить покупателю при определенных условиях дополнительное количество единиц товаров (работ, услуг) либо передать другое имущество в виде подарка. При этом как разновидность можно рассматривать договор, который содержит обязательство покупателя оплатить полученный товар, однако содержит в качестве дополнительных условий обязательства продавца предоставить какие-либо вещи (оказать дополнительн