С вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», сертификация для туристической деятельности носит добровольный характер, поэтому никаких штрафов и санкций за ее отсутствие не предусмотрено. Но туристические фирмы чаще всего стараются получить сертификат на оказание туристических услуг, чтобы предъявить своему клиенту еще одну документально оформленную дополнительную гарантию своей качественной работы и заверить его в том, что услуги будут оказаны на соответствующем уровне.
Необходимость и достоверность оценки качества туристического продукта усиливаются по мере все большего вовлечения стран в международный туристический рынок. Высший уровень такого признания – сертификация, гарантирующая, что продукт (услуга) отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество.
Сертификация системы качества туристической организации позволяет расширить круг надежных партнеров, повысить свою конкурентоспособность.
Сертификация в условиях рыночных отношений – признанный в мире способ независимого подтверждения (оценки) соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям.
В настоящее время действуют аккредитованные органы по сертификации туристических услуг в Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах, республиканских, краевых и областных центрах субъектов Российской Федерации, в которых можно получить сертификат.
Сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (статья 2 Закона №184-ФЗ).
В настоящее время действуют следующие стандарты регулирующие туристическую деятельность:
«Туристские услуги. Общие требования. ГОСТ Р 50690-2000» (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 16.11.2000 №295-ст).
ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.
ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения.
ГОСТ 28681.1-95/ГОСТ Р 50681-94 Туристско - экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 32 Закона 184-ФЗ).
Подтверждение соответствия товаров (работ, услуг) осуществляется в целях удостоверения соответствия работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров, содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг, повышения конкурентоспособности работ, услуг на российском и международном рынках.
Подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров, содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг, повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках, создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли (статья 18 Закона №184-ФЗ).
Нарушение требований технических регламентов влечет ответственность в соответствии с Законом №184-ФЗ.
В зависимости от того, кто ее проводит, сертификация бывает трех видов:
· самосертификация - проводится самой организацией – изготовителем продукции или услуг;
· сертификация, осуществляемая потребителем;
· сертификация, осуществляемая третьей стороной – специальной организацией, не зависимой от потребителя и изготовителя.
Наибольшим доверием в международной и отечественной практике пользуется сертификация, осуществляемая третьей стороной.
Правила сертификации туристических услуг основываются на единых Правилах сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 5 августа 1997 года №17 «О принятии и введение в действие правил сертификации» (далее Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации). Данные правила применяют при проведении добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации.
Порядок сертификации.
Сертификация работ и услуг включает (пункт 3.1 Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации):
· подачу заявки на сертификацию;
· рассмотрение и принятие решения по заявке;
· оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;
· принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
· выдачу сертификата;
· инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Для проведения сертифицирования и получения сертификата заявитель направляет заявку на сертификацию в орган по сертификации, в соответствии с областью его аккредитации (пункт 3.2.1 Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации).
При сертификации туристического бизнеса таким органом будет являться Минэкономики Российская Федерация.
Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации (пункт 3.2.2 Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации).
Согласно пункту 3.3 Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:
· оценку выполнения работ и оказания услуг;
· проверку, испытание результатов работ и услуг.
Оценка выполнения работ и оказания услуг в туристическом бизнесе проводится по 5 схеме сертификации (оценка системы качества) (пункт 3.3.1 Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 3.3.2. Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами.
Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует (пункт 3.4.1. Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации).
Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.
При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
Срок действия сертификата на право проведения туристической деятельности составляет три года.
Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации (пункт 3.6.1. Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации).
Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля (пункт 3.6.2. Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации).
Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей (пункт 3.6.3. Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации).
Согласно пункту 3.6.5 Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата
В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата (пункт 3.6.6. Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации).
Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины указанного несоответствия (пункт 3.6.7 Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации).
После выполнения корректирующих мероприятий и получения положительных итогов их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации (пункт 3.6.9 Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации).
В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации (пункт 3.6.10 Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации).
Туристическая фирма обязана указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд - заказе, в описании работы или услуги и так далее) сведения о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).
Порядок отражения затрат на получение сертификатав бухгалтерском и налоговом учете.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» работы по добровольной сертификации подлежат оплате заявителем. Однако, произведя такие расходы, организация не всегда правильно отражает их в бухгалтерском и налоговом учете. Поэтому остановимся на этих расходах несколько подробнее.
В бухгалтерском учете туристической организации расходы на добровольную сертификацию услуг в соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» представляют расходы по обычным видам деятельности. В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» они признаются в том отчетном периоде, в котором организация их осуществила, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
Однако есть еще один бухгалтерский документ, на который в данном случае организация должна обратить внимание. Речь идет о пункте 65 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н, в котором указано, что:
«Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и другом) в течение периода, к которому они относятся».
А сертификат соответствия на оказываемые туристические услуги выдается на определенный срок, который определяется соответствующим техническим регламентом. Исходя из этого, если срок действия сертификата соответствия превышает один месяц, то расходы на сертификацию первоначально следует отразить в составе расходов будущих периодов. Списывать стоимость сертификата на затратные счета организация будет постепенно в порядке, установленном распоряжением по организации (равномерно, пропорционально объему оказанных услуг и так далее) в течение срока действия сертификата.
В налоговом учете затраты на добровольную сертификацию, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ, представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Эти расходы включаются в состав расходов текущего периода, аналогично расходам на получение лицензии.
Согласно статье 333.16 главы 25.3 «Государственная пошлина» части второй НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В целях 25 Главы НК РФ выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
В соответствии с подпунктами 78 и 82 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ предусмотрено взимание государственной пошлины за выдачу сертификата соответствия в размере 100 рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
В налоговом учете затраты на оплату государственной пошлины за добровольную сертификацию, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Эти расходы включаются в состав расходов текущего периода, аналогично расходам на получение лицензии.
Пример 1.
Туристическая организация ООО «Летур» осуществляет туроператорскую деятельность.
В январе ООО «Летур» провело сертификацию предоставляемых туристических услуг, стоимость работ по проведению сертификации составили 8 260 рублей (в том числе НДС – 1 260 рублей). Уплачена за сертификат госпошлина на 100 рублей.
Сертификат соответствия выдан ООО «Летур» на 3 года. Согласно учетной политике организации расходы будущих периодов в ООО «Летур» списываются на затраты равномерно в течение срока, к которому они относятся, а признание доходов и расходов для целей налогообложения прибыли производится по методу начисления.
В бухгалтерском учете ООО «Летур» хозяйственные операции, связанные с сертификацией услуг отражены следующим образом.
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
В январе
76
51
8 260
Оплачены расходы на сертификацию оказываемых услуг
97
76
7 000
Учтены расходы на сертификацию в составе расходов будущих периодов
68
51
100
Оплачена за сертификат госпошлина
20
68
Учтена в расходах госпошлина за полученный сертификат
19
76
1 260
Отражен НДС, предъявленный органом по сертификации за услуги
68
19
1 260
Принят к вычету НДС
Ежемесячно в течение срока действия сертификата
20
97
194,44
Отражены расходы по добровольной сертификации услуг, в части, приходящейся на текущий месяц
Окончание примера.
Обратите внимание!
Если в целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления, то затраты на сертификацию в налоговом учете необходимо относить на расходы равными частями в течение действия всего срока сертификата. Такое правило вытекает из пункта 1 статьи 272 НК РФ.
Однако по этому поводу есть и совершено противоположная точка зрения. Некоторые специалисты считают, что расходы на сертификацию услуг организация может не распределять по отчетным периодам, а списать их единовременно. И ссылаются они при этом на все ту же статью 272 НК РФ, а именно, на подпункт 3 пункта 7, где сказано, что расходы в виде средств, потраченных на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы, принимаются к налоговому учету на дату:
· расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
· предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
· последний день отчетного (налогового) периода.
В случае сертификации услуг мы имеем договор между туристической организацией и сертифицирующим органом, согласно которому последний выполняет некий перечень работ (статьи 20 и 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»). Следовательно, когда эти работы будут завершены и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена, и организация имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы.
Заметьте: как правило, налоговые органы придерживаются того мнения, что расходы на сертификацию нужно списывать равными частями в течение всего срока действия сертификата. Например, такая точка зрения высказана в письме УФНС РФ по г. Москве от 27.01.2006 №20-12/5511 «Об учете в целях налогообложения прибыли расходов на сертификацию системы менеджмента качества товара, в том числе консультационных, на оказание методической помощи в подготовке к сертификации, по проведению экспертизы документов».
Поэтому если организация спишет данные расходы единовременно, то, возможно, что свою правоту ей придется отстаивать в суде.
Обратите внимание!
С 1 января 2006 года налогоплательщик вправе использовать самостоятельность при списании подобных расходов в налоговом учете. Такое право ему предоставляет «новая» редакция пункта 1 статьи 272 НК РФ (смотрите выше), поэтому, на наш взгляд, споры по поводу списания расходов на получение сертификата больше возникать не будут.
А вот организации, применяющие кассовый метод, могут расходы на сертификацию учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ (Приложение №4)
И еще на один момент хотелось бы обратить внимание.
Услуги по сертификации подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Естественно, что орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога. НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик НДС имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ (Приложение №4). Но при использовании права на вычет, как правило, у бухгалтера возникает вопрос: можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости сертификата соответствия, на расходы?
Нужно сказать, что по этому вопросу существует две точки зрения: одна - принять к вычету «входной» НДС по услугам сертифицирующего органа можно сразу, вторая – сумму «входного» налога необходимо возмещать поэтапно.
Мы приведем обе точки зрения, а какую из них выбрать, организация, осуществившая добровольную сертификацию услуг, решает сама.
НДС по услугам сертификации возмещается поэтапно.
Туристическая организация, получившая сертификат соответствия на оказываемые услуги, первоначально отражает затраты, связанные с его получением, на счете 97 «Расходы будущих периодов». В соответствии со статьей 170 НК РФ (Приложение №4) суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации.
Это означает, что по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» должна быть учтена сумма расходов на сертификацию за минусом НДС (при наличии соответствующего счет - фактуры). НДС по приобретенной услуге учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Списываются расходы будущих периодов на издержки производства и обращения равными частями в течение срока действия сертификата. Следовательно, и суммы НДС должны приниматься к вычету аналогичным образом. Такая точка зрения высказывается налоговыми органами. Подтверждением этого может служить Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 10 августа 2004 года №24-11/52247 «О правомерности вычета НДС».
НДС возмещается по услугам сертификации сразу в полном объеме.
Текст главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации не содержит прямого указания, что принимать к вычету НДС по расходам будущих периодов следует только в момент списания таких расходов на себестоимость услуги, то есть поэтапно. Налоговое законодательство по НДС предъявляет три требования, которые обязан выполнить налогоплательщик НДС, претендующий на вычет:
· приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права должны использоваться налогоплательщиком для осуществления налогооблагаемых операций;
· товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приняты налогоплательщиком к учету;
· на руках у налогоплательщика должен быть счет-фактура, оформленный надлежащим образом.
В случае получения туристической организацией сертификата соответствия на оказываемые услуги, что мы имеем:
· сертификат требуется организации для осуществления налогооблагаемой деятельности;
· сертифицирующий орган оказал услугу по сертификации (на основании подписания акта выполнения услуги);
· организация приняла услугу к учету, - бухгалтер отразил стоимость услуги на балансе в составе расходов будущих периодов;
· на руках у организации имеется счет-фактура.
То есть у организации – налогоплательщика НДС выполнены все требования налогового законодательства, поэтому можно поставить к вычету весь «входной» НДС сразу.
Использование второй точки зрения, может привести к судебному разбирательству, однако аргументы, которые помогут налогоплательщику отстоять свою правоту, мы привели. Если Вы не готовы вступить в спор с налоговым органом, воспользуйтесь первой точкой зрения.
Более подробно с вопросами правового регулирования, лицензирования и сертификации в сфере туризма Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Туристическая деятельность».
Учет операций по выдаче кредитов под залог имущества
Бухгалтерский учет.
На основании статей 358 и 919 ГК РФ ломбарды могут оказывать населению услуги по предоставлению краткосрочных кредитов под залог имущества, а также по хранению вещей, принадлежащих гражданам.
Напомним, выручка по залоговым операциям ломбарда (проценты за кредит, плата за оценку и хранение предметов залога) причитающаяся к получению от граждан, для ломбардов представляет собой доход по обычным видам деятельности и отражается по кредиту счета 90 «Продажи» субсчета «Выручка в сумме процентов, полученных от предоставления краткосрочных кредитов», «В
Реализация туристических путевок по посредническим договорам
Гражданское законодательство различает три типа договоров посредничества: договор комиссии, договор поручения и агентский договор.
Договор комиссии с точки зрения гражданского законодательства
Договор комиссии является одним из самых распространенных гражданско-правовых соглашений, заключаемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
Осуществление договора комиссии регулируется главой 51 «Комиссия» ГК РФ. Определение договора комиссии дано в статье 990 ГК РФ:
«1. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой ст
В настоящее время продажа билетов через Интернет получила широкое распространение. Ведь данная форма торговли очень удобна как для продавцов, так и для покупателей. Покупатель может, не выходя из дома или офиса, получить информацию о маршрутах и ценах, а также приобрести необходимые билеты.
Продажа авиа, ж/д билетов (далее билеты) через Интернет значительно сокращает расходы туристических фирм (не нужно приобретать необходимые помещения, нет необходимости пользоваться услугами посредников и так далее).
Порядок ведения учета турфирмами, осуществляющими торговлю через Интернет, ан